В английском языке есть такой неологизм — super commuters, или суперпассажиры. Этим словом называют тех, кто вынужден тратить на дорогу из дома в офис 90 минут и более. Да, и речь идёт о передвижении в одну сторону, значит, путь из офиса домой у них отнимает ещё 90 минут. Такой корпоративный героизм появился не сегодня. И можно вспомнить фильмы и сериалы, где персонажи каждый день либо уныло передвигались в поезде из пригорода в деловой центр, либо легко преодолевали огромные расстояния от собственного поместья до собственного офиса на вертолёте. Но за пределы кинематографического пространства с его художественными условностями и преувеличениями не перемещались. 

Однако в последнее время всё чаще и чаще появляются публикации, чуть ли не романтизирующие сверхдальние поездки на работу и пытающиеся выдать их за новую норму. Смысл понятен: за время пандемии и повсеместной удалёнки многие сменили место жительства на более комфортное и доступное по цене; а сейчас всё больше работодателей возвращают своих сотрудников в офисы, и значит, нужны аргументы и «примеры, достойные подражания».

Поездки на работу длительностью в пять часов ещё совсем недавно не считались нормой. Учёные доказывали их вред и для здоровья, и для бизнеса. Но что-то изменилось. В этом дайджесте мне было интересно собрать разные публикации разного времени, посвящённые суперпассажирам, и посмотреть, как отклонение стало нормой. 

Суперпассажиры Нью-Йорка тратят до 5 часов на поездку туда и обратно до офиса. Говорят, оно того стоит

Именно эта статья спровоцировала интерес к феномену суперпассажиров: несколько героев, каждый со своей историей, у каждого перемещения из дома в офис и обратно занимают по 4-5 часов 2-3 дня в неделю, каждый подталкивает читателей к мысли, что долгие поездки на работу — это новая реальность, которую как минимум надо принять, как максимум — научиться получать от неё удовольствие. 

Один герой с энтузиазмом рассказывает про «замечательных» коллег и «эйфорическую энергию города», которые оправдывают все неприятности и хлопоты многочасовых разъездов. А после долгого пути его ждёт дом с большой зелёной лужайкой и бассейном, что он никогда не смог бы позволить себе в Нью-Йорке. Другая героиня заявляет, что «Почти три года не ездила на работу, и поняла, как сильно это испортило мою жизнь», лишив «расслабляющих» поездок, в которых она пересмотрела множество фильмов и перечитала тонны книг.

Автор статьи в Fortune ссылается на психологов, которые называют время пребывания человека в пути пограничным пространством, периодом, в течение которого можно восстановиться после работы, ещё не принимая на себя свою домашнюю роль. В публикации высказывается сожаление, что это время было утрачено в пандемию, что привело к размыванию социальных ролей и усилению стресса у сотрудников. 

Впрочем, герои признаются, что испытывают тревогу, даже находясь в «эйфорической атмосфере» офиса в центре Нью-Йорка: многих беспокоит, что дома может случиться ЧП, а быстро добраться туда не получится.

Fortune привлёк в качестве эксперта профессора экономики Ричарда Флорида, который, с одной стороны, подтверждает, что поездки на работу, занимающие больше 20 минут, всё-таки вредны. С другой стороны, эксперт заявляет, что выключённость из социальной жизни тоже влечёт негативные последствия. 

«Суперпассажиры» могут Суперзаткнуться

После такого красочного описания жизни суперпассажиров захотелось узнать мнение обычных людей, благо, на Reddit устроили обсуждение публикации Fortune, и сейчас там под 900 комментариев:

«Если ты добираешься до работы по 5 часов в день, ты идиот».

«Предложите мне зарплату в 400 тысяч при трёхдневной двухчасовой рабочей неделе, и я буду готов хотя бы поговорить».

«Проблема не только в том, сколько часов человек тратит на дорогу до работы; большая проблема в том, что это представлено здесь как хорошая идея, которую хорошие работники должны рассмотреть».

«Менеджеры среднего звена должны следить за вашей работой, чтобы оправдывать свою работу. Высшее руководство думает, что вы на самом деле не работаете, они параноики. Владельцы бизнеса считают, что им нужно оправдать огромную сумму, которую они платят за аренду офиса».

«Это пропаганда, купленная и оплаченная заинтересованной группой «Возвращение в офис». Генеральные директора, которые хотят довести до истощения людей без увольнения, выплаты выходного пособия и т. д. И магнаты коммерческой недвижимости, наблюдающие, как их портфели горят. Разговоры о том, как здорово возвращаться в офис, теперь повсюду. Это просто особо вопиющий пример».

Математика нового суперпассажира

Ещё несколько историй о тех, кто на работу не ездит, а летает. Здесь суперпассажира называют «сверхчеловеком». Жаль, к этой публикации я не нашла «сверхкомментариев» от читателей Reddit.

Смерть поездкам на работу

В прошлом году один из популярных авторов Medium Джейсон Гутьеррес опубликовал пост, в котором выступил категорически против работы из офиса для «любителей вычислений, автоответчиков по электронной почте и зависимых от электронных таблиц». Он буквально признался в ненависти к поездкам на работу и подсчитал, что за два с небольшим года с тех пор, как перешёл на удалёнку, благодаря пандемийному карантину сэкономил 529 часов жизни. Часть из них автор, правда, всё равно отдал работе, но остальные посвятил учёбе и ничегонеделанию, общению с близкими и спорту.

При этом Джейсон Гутьеррес не относится к числу фанатов «суперпутешествий», и его время в пути не превышало 60 минут в день. Но всё равно он убеждён, что большинство работающих тратят впустую на дорогу с работы/на работу 200–400 часов в год. 

Аргументов за отмену поездок в офис у автора Medium предостаточно: улучшение качества жизни и сохранение здоровья; экономия денег и людей, и компаний; улучшение экологии; возможность уйти в работу с головой и сделать её быстрее и качественнее. Контраргументы тоже есть: всевозможные отвлекающие факторы и наша дисциплина, пасующая перед искушением отвлечься на игру или соцсети. 

Но есть ещё один довод против, причём интересный: удалёнка лишает людей структуры и упорядоченности жизни. «Люди любят структуру. Это основа многих вещей, которые мы делаем в человеческой цивилизации. Без него становится трудно функционировать». 

Ещё одно высказывание, похожее на текст Гутьерреса, в котором предпринята попытка собрать как можно больше аргументов против длительных суперпоездок в офис: Убить тебя мягко: опасности долгого пути на работу.

Как я уже говорила, «радость убивания» времени в изматывающих долгих поездках из дома в офис и обратно была придумана совсем недавно. Буквально несколько лет назад писали иначе. В 2016 году Insider обратил внимание на статью в закрытом уже DNAinfo и цитировал её, кажется, разделяя позиции автора. 

7 причин, по которым ваши ежедневные поездки медленно убивают вас

Издание собрало и проанализировало доступные научные публикации, посвящённые поездкам на работу, и конечно, длительным поездкам, и определило их последствия, которые могут быть опасными для человека.

Первый — повышение уровня кортизола, который может привести к целому букету заболеваний. Далее — повышение уровня стресса. Третье последствие — сокращение продолжительности сна и времени, которое мы уделяем занятиям спортом. Кроме того, у суперпассажиров повышены артериальное давление и уровень холестерина в крови. Долгие поездки выступают предвестниками социальной изоляции: мы меньше времени общаемся с по-настоящему близкими людьми. Последнее и самое пугающее: есть исследования, подтверждающие прямую зависимость между длительными поездками на работу и сокращением продолжительности жизни

Систематический обзор связи между поездками на работу, субъективным благополучием и психическим здоровьем

Пока журналисты ссылаются на знакомых экспертов и доступные им статьи, учёные решили систематизировать знания и исследования о слишком долгих поездках на работу. В позапрошлом году исследователи Утрехтского университета впервые собрали и обобщили все академические работы на эту тему: 45 научных публикаций, вышедших до 2020 года.  

Итог предсказуем: продолжительность поездок на работу и способ передвижения однозначно влияют на эмпирические показатели благополучия и психического здоровья, а также на более общие психические и когнитивные состояния. Например, каждые дополнительные 10 минут продолжительности поездок на работу увеличивают вероятность прохождения скрининга на депрессию на 0,5%. «Здоровые» способы перемещения, ходьба и езда на велосипеде, при «здоровой» продолжительности, минимально сказываются на людях, и те ощущают больше счастья и удовлетворения от жизни и работы, чем те, что перемещаются в поездах или автомобилях и застревают в пробках. Вопреки мнению профессора из Fortune, авторы научных трудов, попавших в исследование, не отмечали радости экстравертов от нахождения в дороге в окружении людей. 

К сожалению, серьёзных русскоязычных публикаций на эту тему найти не удалось. Была одна перепечатка в уважаемом деловом издании — почти полное повторение статьи в другом уважаемом деловом издании, англоязычном. Зимой редакторы Хабра пытались взять комментарии по поводу движения возвращения в офисы, которое началось в российских компаниях, но никто из наших хороших знакомых не отважился об этом рассказать. Поэтому если кто-то захочет поделиться в комментариях, действительно ли началось возвращение в офисы, много ли времени теперь тратится на дорогу, усложняет ли это жизнь, я буду вам благодарна.  

Комментарии (19)


  1. iig
    00.00.0000 00:00
    +12

    Ничего не имею против 5-часовой поездки на работу. Если это время:

    а) оплачено работодателем
    б) входит в 8-часовый рабочий день.

    Правда, я тогда по большей части не работник а суперпассажир, но если бизнесу нужно - могу рассмотреть ;)


  1. MockBeard
    00.00.0000 00:00
    +1

    В подмосковье таких суперпассажиров можно исследовать в поезде Москва-Петушки


  1. alcanoid
    00.00.0000 00:00
    +10

    В моей жизни были полтора года, когда я жил в пригороде, а на работу ежедневно ездил в центр Питера. Часа два часа в каждую сторону. При удачном стечении обстоятельств — полтора. Это оказалось губительно для личной и социальной жизни, негативно отразилось на здоровье, да и на работе выгорел в итоге.

    Не ходите в эту сторону, там нет ничего стоящего!


  1. sstyufeev
    00.00.0000 00:00
    +11

    Являюсь частью движения москва петушки (почти) Езжу из балашихи на противоположный конец Москвы 2 часа в одну сторону. В день 4 часа (а иногда и больше, если не повезло не успеть на электричку). 20 часов в неделю я провожу в поездах. Хотя работу свою могу делать с телефона. Дабы не разводить тут нытья, скажу просто, начальник старой закалки и работа из дома для него не работа.
    Всего 4 месяца, сон не более 6 часов, чаще 5, времени на спорт нет вообще, 3-4 свободных часа дома, которые уходят на готовку, уборку, рутину и все. Ноль общения с коллегами и друзьями. Потерян смысл жизни. Подыскиваю новое место, так жить просто невозможно. Меня то дома не ждет бассейн и сад, только серая панелька


  1. vvbob
    00.00.0000 00:00
    +1

    К чертям собачьим такие поездки. Работал как-то несколько лет так, по три часа в день на дорогу туда/обратно (в сумме) тратил. Это не жизнь, ребята, нихрена. Все твое существование превращается в бесконечные пробки, офис, короткий сон дома. Ни на что другое времени толком уже не остается.


  1. Vsevo10d
    00.00.0000 00:00
    +2

    Я час с четвертью ездил в универ, рехнулся почти. На обратном пути на последних курсах возвращался разными ветками метро - красной, оранжевой, даже серой - неважно было сколько потом на автобусе, главное чтобы не вот это однообразие. Знал в лицо некоторых пассажиров, всех водителей маршруток и сами машины. Психологически это было ужасно.

    На работу ездил по 45 минут на машине в один конец, когда переехал и сократил его до 15 минут - просто офигел от количества высвободившегося времени. Там еще забавный момент. На карте между точками квартиры и работы 2 км "по воздуху". Но с учетом дворов, дорожек, огороженной территории автобазы, перекопанного метро и светофоров выходит раза в полтора побольше - пешком минут сорок. А общественный транспорт сделан так, что ни один автобус не идет напрямую, а самый быстрый вариант - один перегон на метро + трамвай в обратную сторону (развлечение на 20 минут и 150 рублей в день). Короче, поныкался я так, потаскал велик на 4 этаж после дождя и решил все равно на машине ездить это смешное расстояние - самый быстрый и комфортный способ.

    Так вот, мне в первые месяцы каждый встречный коллега, знакомый, собака радостно спрашивали: "Ну чего, ты ж теперь пешком до работы ходишь, да? :))". А я как представлял себе, что после пяти лет езды на работу по 40-45 минут я наконец достиг райских 10-15-ти, а эти люди одухотворенно с улыбочкой предлагают мне вместо этого идти 40 минут пешком в темень, гололеды, дожди, ветер, мне хотелось их просто разорвать.


    1. FLii
      00.00.0000 00:00

      Ну не знаю…

      Я на удалёнке почти два года выходил из дома в 7 утра и ходил пешком по 40-50 минут «в темень, гололёды, дожди, ветер» и считал это за кайф. Сейчас хожу по полчаса пешком в одну сторону в офис и доволен как слон! И как представлю, что придётся сменить работу и из Балашихи ездить на другой край Москвы по 2 часа в одну сторону с тремя пересадками (где-то был комментарий к этой статье), так застрелиться хочется.


      1. vvbob
        00.00.0000 00:00

        Одно дело когда вы гуляете для своего удовольствия, когда есть желание и настроение (сам люблю побродить бесцельно, поразмышлять о всяком) и совсем другое когда это делать нужно, да еще в определенное время. Хотя я тоже по возможности предпочитаю пешую прогулку поездке в общественном транспорте. На одной прошлой работе был выбор - или минут сорок идти пешком, или минут 15 на автобусе, я всегда пешком ходил - не люблю толпу, мне приятнее прогуляться, даже в плохую погоду.


    1. Mike-M
      00.00.0000 00:00

      Короткие поездки, особенно зимой, губительны для автомобиля )


  1. Refridgerator
    00.00.0000 00:00
    -1

    Выборка в статье специфическая — помимо работников офиса есть множество других работников, для которых поездка в транспорте, да если ещё и сидя — это намного более комфортный процесс, чем собственно сама работа. Ну и — лично у меня дорога только от проходной от душевой занимает минимум 20 мин, и ещё по цеху до кабинета 10. Привыкаешь со временем и сейчас наоборот мучительно сидеть безвылазно дома, опыт удалённой работы в ковидные времена не вдохновил. В сидячем положении адреналин не выделяется.


    Ну а сама концепция "супер-пассажиров" — слишком уж очевидный вброс, повестка во всей красе. Тему можно и дальше развивать, например, не шопоголик — а супер-покупатель. А азартный человек, просирающий все деньги — супер-игрок. Не мошенник, а супер-коммуникатор. Когда суперы кончатся, можно на мега переходить. "Мега-пассажир" дома вообще не живёт, потому что не успевает доехать. Что там дальше? "Ультра-пассажир" не успевает и на работу, поэтому из транспорта не вылазит в принципе.


  1. stanislavskijvlad
    00.00.0000 00:00
    +1

    На сайте Аркадия Гершмана читал, что города, даже с античных времён, строились так, чтоб дорога из конца в конец занимала не более часа. Типа это психологический предел комфорта. С развитием транспорта и города росли. Позтому можно услышать сочетание Старый/Новый город, если само место сохранилось со Средних веков, например. А потом его стали окружать новые улицы. Так же и с материалами. Новые технологии – новая школа в архитектуре. Поэтому всякие Кудровы считаю большой ошибкой человечества. А ещё – утеплитель фасада из пенопласта. Это не по теме, но захотелось высказаться.


    1. konst90
      00.00.0000 00:00

      Проблема скорее не в большом городе как таковом, а в удаленности жилых кварталов от рабочих.


      1. stanislavskijvlad
        00.00.0000 00:00

        Опять же, правила хорошего градостроения – это равномерное распределение всего со всем. А отдельные жилые районы – ошибка. А так да, если всё рядом, когда у нас доступная среда, то всё здорово в обществе.


    1. vvbob
      00.00.0000 00:00

      Звучит как-то неубедительно. Города это изначально оборонительные и опорные пункты для "грабежа корованов" или наоборот для защиты от таких грабителей.

      Какой-либо местный глава ОПГ феодал решал что вот тут самое удобное место для обороны и размещения братвы своей дружины - до "корованов" недалеко и в случись что, наедет соседняя братва, там можно успешно пересидеть в обороне. Поэтому города изначально строились в основном на реках (основной транспорт по материкам) в довольно специфичных местах - недалеко от удобной стоянки для проходящих по реке купцов, на каком-либо холме, куда так просто не заберешься..

      Потом уже к местной ОПГ присоседивалась разная публика, строила у подножья замков/укреплений свои хибары, город разрастался и чаще всего происходило это без вского плана, хаотично.

      А из одного конца города в другой редко когда нужно было перемещаться, раньше люди жили практически всегда рядом с работой, потому что просто не было такой возможности за разумное время переместиться на сотню км. за пару часов.


      1. stanislavskijvlad
        00.00.0000 00:00

        А Лондон 17 века ? Он после промышленной революции не изменился ?


        1. vvbob
          00.00.0000 00:00

          Изменился, конечно. Но всему перечисленному город соответствует - на реке, создавался изначально как крепость, потом стихийно окраины застраивались и город разрастался. И жизнь народа там была хорошо во многих книгах описана - как правило горожане работали где-то в пешей доступности от места проживания.


  1. safari2012
    00.00.0000 00:00

    После переезда из "просто миллионника" в Москву и быстрого пересяда из метро в а/м офигел от полуторачасовых пробок в одну сторону. В то время очень выручали аудиокниги. Настолько увлёкся, что порой дослушивал интересную книгу "до конца главы", сидя в машине, уже доехав до работы. Сейчас после пандемии и строительства СВХ/МСД, время сократилось до 45 мин, при этом, маршрут вырос в полтора раза (переезд в новый офис).


  1. Mike-M
    00.00.0000 00:00

    Всё просто. Чистая арифметика.
    Возьмем по минимуму — время на дорогу в один конец занимает 1 час. Это два часа в день. Умножаем 2 часа на 5 рабочих дней. Получаем 10 часов в неделю. А теперь умножаем 10 часов на 4 недели. Получаем 40 часов.
    Что такое сорок часов? Это полная рабочая неделя!
    Только подумайте, каждый месяц мы тратим на дорогу минимум неделю!


    Лично я когда вижу, что до офиса от метро больше 10 минут ходьбы, сразу нажимаю на НН "Скрыть все вакансии этой компании".


    Свежий пример.
    В Москве, на улице Сокольнический Вал, 2Ас2 есть одна компания, добраться до которой можно только одним способом — 19 минут пешком от метро (если Яндекс Карты нам не врут).
    Если бы путь пролегал через лесопарковую зону, то любителям пеших прогулок это, вероятно, понравилось. Но идти столько вдоль оживленной трассы, вдыхая угарный газ от машин, — сомнительное удовольствие.
    Причем работа в компании строго офисная.
    И судя по скромному масштабу, вряд ли все сотрудники ездят на машинах. Про (бесплатную) парковку, кстати, тоже ничего не сказано.
    Напрашивается вывод: руководству нет особого дела до сотрудников. Типичная соковыжималка.


    1. vvbob
      00.00.0000 00:00

      Хорошо когда есть выбор, в IT он есть. А когда на весь город всего пара-тройка подходящих фирм, то особо не повыбираешь, вот и мотаются люди по городу, бессмысленно сжигая в дороге годы своей жизни и теряя здоровье.