Услуга разработки сложная, а мы работаем в высоком ценовом сегменте, поэтому важно, чтобы был «полный мэтч» с клиентами с самого начала.

Оцениваем все входящие обращения по нескольким критериям и исходя из этого решаем к какому сегменту отнести лид.

А уже каждый сегмент обрабатываем по своим процессам.

Очень частый вопрос после изучения нашей workflow процесса продаж — а как оцениваете?

Если вкратце, то скоринг пришёл к нам из банковского сектора, у нас — это оценка потенциальных клиентов по различным критериям, которые показывают, насколько мы подходим друг другу.

Услуга разработки сложная, а мы работаем в высоком ценовом сегменте, поэтому важно, чтобы был «полный мэтч» с самого начала.

Плюс, в целом, растёт количество входящих заявок и появляется необходимость сегментации их между сотрудниками отдела продаж.

Раньше помню мы тратили по 2-3 дня на подготовку коммерческого предложения для любого входящего лида. Хотя в глубине души, по «внутреннему скорингу, как чувствует сердечко» понимали, что это вообще не целевое обращение.

Вот тут сам документ оценки.

А в этой небольшой статье давайте чуть-чуть «разжую».

У нас есть две фазы оценки.

«Фаза отсева»

Первая фаза. Когда идёт прям дикое непопадание и дальнейший брифинг вообще не имеет значения.

Чаще всего это:

  • Жесткое непопадание по цене
    Если не можем сделать даже MVP за эти деньги

  • Непопадание по услугам
    Совсем не наш стэк или просто не сильная сторона и не уверены, что осилим

  • Неадекватность клиента
    Субьективное, но бывает сразу чувствуем, что будет сложно. Например, клиент грубит, кричит, ведёт себя вызывающе

  • Непопадание по срокам
    Жесткое непопадание в сроки или у нас сейчас совсем нет ресурсов, чтобы попасть в ожидания

  • Конкуренция
    Сколько участников в тендере или сколько получателей в письме. Ну или прямо задаём этот вопрос: «Среди кого выбираете? Как отбирали пул агентств?»

  • Не идет на коммуникацию
    Лид Шрёдингера. Он вроде бы есть, а вроде бы и нет. На контакт не идут, все способы связи молчат, полный игнор

Это нормальный запрос, имеет место быть, почему нет. Но в работу мы его не возьмём.

Если запрос не прошёл фазу отсева, то мы сразу отправляем шаблонное отказное письмо.

В отказном письме мы пишем, почему не можем помочь, исходя из того из-за чего отказ и советуем то/того, что может помочь.

В примере выше мы видим, что клиент совсем не разбирается в digital и ценообразовании. Поэтому скидываем ему несколько простых статей на тему стоимости разработки, а также актуальные рейтинги агентств с подробным описанием, как лучше сортировать и как ими пользоваться.

Скоринг

Дальше идёт уже сам скоринг.

У нас 3 блока по 5 критериев.

  • Запрос
    — Привлекательность бюджета (насколько попали в нашу вилку)
    — Потенциальная рентабельность и прибыль
    — Сила бренда (насколько крутой и интересный нам бренд)
    — Ёмкость (потенциальное количество допродаж, кросспродаж)
    — Уровень проработки брифа (насколько заказчик сам вник в проблему и задачу)

  • Соответствие
    — По типу проекта и технологии
    — Портфолио
    — По отрасли (привлекательность отрасли )
    — Сроки и наличие ресурсов
    — Бюджет

  • Коммуникация
    — Адекватность (субъективно)
    — Общий язык с клиентом, на одной волне
    — Насколько клиент понимает digital и специфику
    — Уровень конкуренции
    — Уровень прозрачности отношений (насколько делится данными, открыт к диалогу)


Итог

Ну а дальше — чистая математика.

Каждому критерию выставляем оценку -1, 0, 1 и получаем общий балл.

По итогу оценки обрабатываем по соответствующему процессу из workflow. У нас сразу идёт деление на сегменты:

  • -10…-15 — начальный (С)

  • -9...9 — средний (B)

  • 10…15 — вип (А)

Начальный сегмент мы отдаём стажёрам или джунам, особо не переживаем за коммуникацию и «набиваем руку». Если балл ближе к среднему, то можем рассмотреть партнёров.

Средний сегмент обрабатываем по всем стандартным, базовым процессам компании. На них тестируем все гипотезы, за их счёт мы масштабируемся, получаем драгоценный опыт и растём вместе с ними. Набивая опыт и прокачивая бизнес клиента мы тем самым прокачиваемся сами и со временем, возможно, переводим клиента в другой сегмент.

Вип — отрабатываем по полному циклу с презентациями, встречами, подключением РОПа.

Бонусом, в таблице есть критерии оценки у Nimax’а.
Когда-то они делились ими, а у меня сохранилось :)

Еще раз — документ скорингаworkflow процесса продаж.

Подписывайте на мой tg-канал, ссылка в профиле — там делюсь про бизнес, digital, маркетинг и личное.

Комментарии (4)


  1. AndreySitaev
    00.00.0000 00:00
    +1

    Начальный сегмент мы отдаём стажёрам или джунам, особо не переживаем за коммуникацию ...

    Средний сегмент обрабатываем по всем стандартным, базовым процессам компании. На них тестируем все гипотезы, за их счёт мы масштабируемся ...

    Интересно, клиент знает / догадывается, к какой он отнесен категории?


    1. tdsgn Автор
      00.00.0000 00:00
      -1

      Спасибо за комментарий!

      Я думаю «большие» ребята догадываются, т.к. у них тоже есть внутренний скоринг при выборе подрядчика.

      Остальным мы честно говорим — так и так, мы с вами не сработаемся, потому что: .... :)


  1. hardtop
    00.00.0000 00:00

    Хотя в глубине души, по «внутреннему скорингу, как чувствует сердечко» понимали, что это вообще не целевое обращение.

    Интереснее, когда клиент обозначается, как "токсичный", а бюджет вроде бы большой. Как тогда быть?


    1. tdsgn Автор
      00.00.0000 00:00

      Тут как раз помогает, что оценка комплексная.

      Ну и стараемся конечно в таком случае декомпозировать «токсичность». Это бывают страхи, либо печальный опыт с прошлым подрядчиком или сложное руководство и т.д.

      Но в целом конечно «не работайте с мудаками» всегда актуально. Разработка долгосрочного проекта, как дружба. Если сразу не сошлись характером, ценностями и ожиданиями, то вряд ли потом будет лучше, чаще всего будет в разы хуже т.к. договор уже подписан, деньги уже крутятся :)