Умение работать в команде — один из самых востребованных навыков в разработке и не только. Без него не получится эффективно взаимодействовать с коллегами и достигать рабочих целей. Пару лет назад рекрутинговая компания Hays провела опрос, результаты которого показали, что умение работать в команде занимает первое место среди soft skills в списке требований работодателей — с учетом того, что 96% нанимателей признали гибкие навыки важнее технических.

Принципы командной работы в современной бизнес-среде продолжают меняться. Команды становятся всё более кросс-функциональными, развивается культура взаимодействия между участниками. Руководитель уже не может авторитарно диктовать условия, от членов команды требуется больше осознанности, проактивности и в то же время — готовности слышать друг друга. В любой компании ценятся сотрудники, которые умеют договариваться с коллегами и эффективно взаимодействуют в группе.

Под катом разбираем, как ИТ-специалисту самостоятельно развить навык командной работы, и даем полезные рекомендации.


Привет, Хабр! Меня зовут Александра Мин, я директор по персоналу компании-разработчика ПО МойОфис. Быть частью профессиональной команды — здорово, и если вы работали в такой, то поймете, что именно я вкладываю в свои слова. В сплоченных командах хорошо налажено взаимодействие, и часто их участники с удовольствием делятся идеями, проводят совместные брейнштормы, спрашивают мнения коллег и получают возражения и адекватную обратную связь. Работа в команде требует множества личных качеств: способность ставить цели, эффективно общаться, решать конфликты, слушать — и не у всех они есть.

Почему лучше работать не в одиночку

Командная работа приносит пользу не только бизнесу, но и самим специалистам независимо от уровня сотрудника. В команде можно:

  • напрямую влиять на развитие масштабного проекта;

  • научиться у коллег чему-то новому и научить других;

  • развить творческое мышление в ходе брейнштормов;

  • прокачать личностные качества: эмпатию, умение решать конфликты и контролировать эмоции;

  • получить ценнейший опыт руководства, если вы тимлид.

В результате вы растете как специалист и достигаете целей на работе. Кроме того, становитесь более успешными в других сферах, потому что взаимодействовать с людьми важно везде: в хобби и спорте, личных и семейных отношениях.

Прокачиваем навык командной работы

Хорошая новость — умение работать в команде не предопределено характером. Его может развить у себя любой человек. Для этого потребуется прокачать ряд личностных качеств, которые сделают вас настоящим «командным игроком».

Итак, что нужно уметь для успешной коллективной работы и какие материалы помогут развить то или иное качество?

1. Помнить про общую цель

В командной работе часто есть соблазн поставить личные отношения выше рабочих, ведь у каждого человека возникают симпатии и антипатии по отношению к остальным. Важно уметь разделять «чувство» и «дело», помнить о стратегических целях, для которых создана ваша рабочая группа. Помнить о том, что несмотря на ваши возможные различия или точки зрения, а скорее всего благодаря им, вместе вы сможете достичь наилучшего результата.

КНИГИ:

  • Д. Коллинз «От хорошего к великому»

  • Д. Левитин «Организованный ум»

  • Б. Моран, М. Леннингтон «12 недель в году»

  • К. Бэйли «Мой продуктивный год»

  • Д. Кэнфилд, М. В. Хансен, Л. Хьюитт «Цельная жизнь. Главные навыки для достижения ваших целей»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

2. Четко формулировать мысли

Чтобы убедительно доказывать свою точку зрения и продвигать идеи в команде, требуются развитые коммуникативные навыки. Не только спикеры многотысячных конференций должны уметь работать с аудиторией, это актуально и для небольших митингов. Не буду подробно останавливаться на этом пункте, мы уже писали, как ИТ-специалисту развить коммуникативные навыки — если вы пропустили эту статью, советую ее прочитать, в ней можно найти немало полезных рекомендаций.

3. Умение давать и принимать обратную связь

Слышать критику бывает болезненно, но иногда члены команды могут подсветить какие-то проблемы или подсказать решение для, казалось бы, тупиковой ситуации. Главное здесь — не уйти в оборону, а использовать чужое мнение как вектор роста. И самим давать развивающую обратную связь конструктивно: с желанием помочь, а не с желанием задеть.

КНИГИ:

  • Т. Хьюстон «Обратная связь. Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь»

  • М. Розенберг «Ненасильственное общение в повседневной жизни. Практические инструменты для бесконфликтного общения и эффективного взаимодействия в любой ситуации»

  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект в работе»

  • В. ван Эдвардс «Взломай код общения»

  • М. Соренсен «Услышать и понять»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

4. Брать ответственность

Чтобы коллеги делились информацией и доверяли вам в общих проектах, нужно проявлять себя как человека, на которого можно положиться. Всем хочется работать с ответственными людьми, которые держат свое слово, выполняют задачи в срок и готовы прийти на помощь.

КНИГИ:

  • К. Паттерсон, Д. Гренни, Р. Макмиллан, Э. Свитцер и Д. Максфилд «Серьезный разговор об ответственности»

  • Д. Миллер «Проактивное мышление. Как простые вопросы могут круто изменить вашу работу и жизнь»

  • Ч. Дахигг «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Ответственность — одна из ключевых ценностей компании МойОфис. Когда люди со схожими ценностями объединяются, получается слаженная команда. Но как понять, какие ценности важны в компании и что сделает работу эффективнее? В 2022 году в МойОфис проходил масштабный проект по выявлению ценностей, в ходе которого мы:

— опросили сотрудников, какие, по их мнению, ценности есть в компании;

— проанализировали результаты и составили шорт‑лист;

— собрали несколько фокус‑групп и вместе с ними проработали список, наблюдая за тем, как люди реагируют на формулировки;

— итоговые ценности проверили на соответствие стратегии бизнеса;

— разработали точные формулировки и визуализацию;

— рассказали компании о результатах и подсветили, в каких проектах и процессах мы видим проявление наших ценностей.

Подробнее о проекте выявления ценностей мы рассказывали в этой статье. Именно команда, профессионализм, ответственность и открытость помогают нам делать продукт, которым можно гордиться, решать сложные задачи, добиваться поставленных целей и получать удовлетворение от работы друг с другом.

5. Слушать и слышать других

Активное слушание без желания перебить, уточняющие вопросы и внимательность становятся залогом действительно продуктивных обсуждений. Умение слушать коллег позволяет комплексно подойти к задаче, найти лучшее решение.

КНИГИ:

  • В. ван Эдвардс «Наука общения»

  • Harvard Business Review «Умение слушать осознанно»

  • М. Москвина «Учись слушать»

  • М. Соренсен «Услышать и понять»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

6. Проявлять интерес к другим и признавать их вклад

Эмпатия и уважение — необходимые качества в командной работе. Они делают вас проницательными, позволяют выстроить действительно теплые и доверительные отношения с людьми. В построении отношений, сплочении команды крайне важны неподдельный интерес, искренняя благодарность и признание достижений коллег.

КНИГИ:

  • Д. Заки «Сила доброты. Как с помощью эмпатии менять мир к лучшему»

  • А. Линн «Сила эмоционального интеллекта»

  • П. Брегман «Эмоциональная смелость»

  • Т. Зефф «Сверхчувствительные люди»

  • Тит Нат Хан «Жить в мире. Искусство общения и взаимодействия»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

7. Быть толерантным в широком смысле

В кросс-функциональных командах приходится плотно взаимодействовать в рамках рабочих задач с людьми, у которых может быть совершенно другая база и жизненный опыт. Важно уметь общаться гибко и непредвзято, а в споре выбирать решение в пользу общей цели.

КНИГИ:

  • М. Бобылёва «Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать»

  • К. Фопель «Сплоченность и толерантность в группе»

  • С. Щеколдина «Тренинг толерантности»

  • Д. Бриггс «Икона»

  • А. Риккарди «Жить вместе в 21 веке»

ВИДЕО:

ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

За командами — будущее

При найме линейным руководителям и HR важно, чтобы новый сотрудник как можно быстрее стал «своим». Поэтому еще в процессе трудоустройства вы можете выгодно выделиться на фоне остальных кандидатов, если продемонстрируете навык командной работы. Проанализируйте свое резюме и при описании проектов сделайте акцент на том, как вы достигали совместных целей и проявляли перечисленные выше качества. Это сделает вашу самопрезентацию еще более убедительной.

Команда может и успевает делать больше, чем сотрудники-одиночки, а значит — напрямую обеспечивает конкурентоспособность бизнеса. Но не любую группу людей, работающих в одной компании, можно назвать командой. Для этого нужны ясные цели, выстроенные внутренние процессы и, не в последнюю очередь, развитый навык командной работы у каждого участника. Поэтому люди, умеющие хорошо ладить с коллегами, всегда будут востребованными специалистами. Прокачивайте себя и работайте в лучших командах :) У нас в МойОфис, например, есть немало актуальных вакансий — возможно, вы найдете среди этого списка свою?

Комментарии (3)


  1. DenisPantushev
    06.04.2023 10:18
    -1

    Раньше было воспитание, этикет, субординация. Сейчас приходится СПЕЦИАЛЬНО проводить собеседование, чтобы определить так называемые "софтскиллы", которые по-сути, элементарная воспитанность.

    Столько книг... На мой взгляд, маловероятно, чтобы они дали какой-то эффект. Если мама, школа и ВУЗ не привили определенные социальные качества - пиши пропало.

    На мой взгляд, самый главный навык - умение работать с людьми, не включая личные отношения, вне зависимости от того, нравится он тебе или не нравится. А то, встречаются такие люди - этот человек мне нравится, я с ним буду работать, общаться по делу, обсуждать, делиться информацией. А этот мне не нравится, он не хотел мне понравиться, я с ним не буду общаться, делиться информацией и прочее. И кто в данном кейсе имеет низкие софтскиллы? Современный взгляд (и куча данных книг) утверждают, что второй. Не умеет общаться с людьми. Не умеет наладить отношения и договариваться. Хотя, по-факту, это первый не хочет работать с этим человеком.

    Особенно студентота, придя после вузов, страдает этим. С этим дружу, с этим не дружу.


    1. dprotopopov
      06.04.2023 10:18
      +2

      Я думаю вы не правы - основной критерий нравиться/не нравится - всё остальное вторично

      Если у кандидата нет серьёзных ментальных проблем, то обучить и сделать напарником можно любого

      Если же вам нужно именно рулить и коммандовать, то тут начинаются проблемы


    1. Angelchik
      06.04.2023 10:18
      +1

      Согласен на все 200%. Такое вообще развить невозможно, это надо ломать все представления о жизни и по сути стать другим человеком. На развитие каждой черты характера человека что-то влияло в жизни и имеет свою причину развития. Да и сам вопрос "Как ИТ-специалисту развить у себя умение работать в команде" звучит "как стать боксёром, если я помидор"? Данная статья никакого отношения к реальной жизни не имеет. Хотя, может и имеет, если человек не имеет проблем максимум с парой пунктов из статьи...