В 2023 Черногория — одна из самых популярных стран среди эмигрантов, сотрудников на удаленке, и в целом россиян, участвующих в массовом путешествии за границу, стартовавшем в прошлом году.

Помимо прекрасных климатических условий, близкого менталитета, достаточно высокого уровня качества жизни (52 место в рейтинге Human Development Index Ranking из 186 стран), привлекает и потенциальное вступление Черногории в Евросоюз. Ну и безусловно переехать в Черногорию значительно дешевле, чем в большинство стран ЕС.

Если сравнивать цены на жилье в Черногории с самыми популярными направлениями прошлого года, стоимость аренды в Ереване выросла на 100+%, и сейчас обгоняет Москву, в Подгорице рост стоимости в прошлом году не такой существенный - 50%+.

Сегодня про различные формы легализации, для тех кто работает, ищет работу или занимается предпринимательством а также про процедуру открытия бизнеса в Черногории.

Виза и ВНЖ цифрового кочевника (Номанд, Nomand)

  • ВНЖ цифрового кочевника может получить иностранный гражданин, работающий удаленно на компанию, которая зарегистрирована вне Черногории. То есть официально работать с таким ВНЖ на территории Черногории нельзя;

  • Доход должен составлять не менее 1350 Евро в месяц, что составляет три минимальных зарплаты на территории Черногории;

  • Обладатель визы цифрового кочевника должен проживать в своей или арендованной недвижимости;

  • Виза выдается на 2 года, с возможностью продлить еще на 2 года;

  • Для россиян Nomand визу в Черногорию можно сделать на территории страны. В случае визового въезда, при другом гражданстве, нужно оформить визу D и по ней въехать в страну;

  • ВНЖ цифрового кочевника не подразумевает дальнейшее получение ПМЖ;

  • Иностранец, который получил визу цифрового кочевника не должен платить налоги и сдавать налоговую отчетность;

Оформление визы цифрового кочевника или номанд визы требует наличия следующих документов:

  • Загранпаспорта действующего не менее срока ВНЖ;

  • Трудовой контракт, который позволяет подтверждает работу вне Черногории на иностранную компанию;

  • Справка о несудимости, которая получается не более чем за полгода в стране гражданства;

  • Подтверждение дохода на сумму более 1350 евро в месяц;

  • Договор аренды недвижимости либо свидетельство о праве собственности, подтверждающие адрес проживания в Черногории;

  • Медстраховка.

Номанд виза в Черногории позволяет быстро легализоваться и работать удаленно, также ее можно распространить на семью, что позволяет осуществить оперативный переезд.

ВНЖ через открытие фирмы

Почему Черногория отлично подойдет для ведения бизнеса?

  • Лояльность к предпринимателям-нерезидентам: при регистрации можно выбрать любую организационно-правовую форму предприятия или стать ИП, не предъявляются специальные требования по уровню расходов, нет существенных ограничений для иностранцев и др.;

  • Простота: потребуется подготовить минимальный пакет документов;

  • Скорость: по сравнению с другими странами Европы, зарегистрировать фирму здесь гораздо быстрее;

  • Экономичность: небольшой объем обязательных расходов (например, на содержание ООО в месяц нужно будет тратить от 100-200 евро), выгодные налоговые ставки (налоги платят резиденты и нерезиденты, налог на прибыль 9% + 5% доходы по процентам + 15% доход по дивидендам; НДС – 21% или 7%, предоставляются налоговые каникулы и льготы), также небольшим компаниям нет необходимости проводить обязательный аудит;

  • Стабильная национальная валюта: евро

  • Возможность в упрощенном формате получить ВНЖ и абсолютно легально проживать на территории Черногории, в будущем подать заявку на ПМЖ и гражданство;

  • Развивающиеся экономика и законодательство: государство стремится создать условия для развития страны и бизнеса.

Перспективные бизнес-направления 

Нет однозначных советов на тему “Какую сферу лучше выбрать, чтобы точно не прогореть?”. Стоит ориентироваться на собственные ресурсы (как финансовые, так и социальные), уже накопленный опыт, тренды и уровень спроса. Есть традиционные и популярные направления бизнеса в Черногории а также дефицитные:

  • Направление гостиничного бизнеса: у мини-гостиниц и хостелов по-прежнему большая популярность и быстрая окупаемость

  • Сфера общественного питания: новые рестораны продолжают открываться

  • Аренда автомобилей, яхт, катеров, лодок, спортивного инвентаря и др.;

  • Образовательное направление: в стране не хватает детских учреждений, поэтому можно либо открыть соответствующий центр либо предоставлять частные услуги; растет спрос для русскоязычного населения.

  • Сфера красоты: уровень парикмахеров, бровистов, маникюристов в Черногории довольно не высок, при этом спрос на мастеров высокой квалификации (особенно с притоком российских переселенцев) только растет;

  • Сфера информационных технологий: в этой отрасли можно найти работу даже будучи гражданином другой страны.

ВНЖ через трудоустройство в компанию в Черногории

Иностранец может получить ВНЖ Черногории через трудоустройство. Сделать это можно заключив трудовой договор с местной компанией либо организовав свою. Процедура оформления занимает, как правило 15 дней.

Также получивший ВНЖ по трудоустройству может оформить его на членов семьи путем воссоединения.

Практически все документы, которые требуются для процедуры оформляются в Черногории, за исключением справки о несудимости, которую нужно взять в стране гражданства.

Процедура регистрации ООО или ИП

Из за незнания сербского а также нежелания проходить несложные бюрократические процедуры многие обращаются за помощью к юристам, которые детально знакомы с особенностями процедуры. Однако, компанию можно открыть и самостоятельно, серьезных затруднений возникнуть не должно. Потребуется:

  • Проанализировать бизнес-идею, ознакомиться с законодательством, разработать бизнес-план и выбрать подходящую организационно-правовую форму (ОПФ). На текущий момент в стране существуют: ИП (в Черногорском варианте – Preduzetnik, подойдет для небольшого бизнеса), ООО (в Черногорском варианте – DOO), АО, Коммандитное товарищество, Партнерское товарищество, Филиал. Наиболее распространенная среди них – ООО.

  • Подготовить и подать необходимый пакет документов: заявление в установленной форме, копию паспорта, устав, учредительный договор и его нотариально заверенную копию, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, справку от банка о внесении уставного капитала;

  • При принятии государственным органом положительного решения получить свидетельство о регистрации фирмы на территории Черногории.

  • Получить налоговый номер и документ, подтверждающий этот факт.

  • Сделать печать для новой организации.

  • Открыть банковский счет.

  • Оформить юридический адрес.

! Среди обязательных к ознакомлению законов стоит выделить «Об иностранных инвестициях», «О бухгалтерском учёте», «О ценных бумагах».

Что выгодней: ООО или ИП? В большинстве случаев выгодней открыть ООО, поскольку налоговая ставка для ИП фиксирована, а ООО платит процент от дохода. Разберем на примере налогообложения IT-компании: налога на добавленную стоимость нет, размер налога на прибыль зависит от годового оборота.

Годовой оборот (Г.О.)

ИП

ООО

до 9 000 евро

175 евро/месяц
2 100 евро/год

до 100 тыс. евро – 9% от суммы и доп. 15% от остатка (итого примерно 22,6%):

при Г.О. 9000 – 2 038 евро/год

при Г.О. 14000 – 3171 евро/год

при Г.О. 16000 – 3624 евро/год

от 9 000 до 15 000 евро

265 евро/месяц

3180 евро/год

от 15 000 евро

465 евро/месяц

5 580 евро/год

Как получить ВНЖ на основании регистрации фирмы, бизнеса?

Для того чтобы оформить вид на жительство на этом основании, потребуется стать директором собственной компании любой ОПФ. При этом вам должно принадлежать большая ее часть (от 50% уставного капитала). У компании обязательно должен быть открыт корпоративный счет в местном банке. 

Данным основанием для оформления ВНЖ могут воспользоваться лица:

  • не судимые;

  • старше 18 лет;

  • имеющие среднее или высшее образование;

  • имеющие положительную деловую репутацию.

ВНЖ выдается на год, далее может быть многократно продлен.  

Можно ли открыть фирму только ради получения ВНЖ и сколько это будет стоить? Да, в этом случае лучше открыть ООО. Придется понести расходы на его регистрацию и поддержание минимальной деятельности (налоги и оплата бухгалтерских услуг обойдутся примерно в 100-200 евро в месяц). Также директору, обязательно должна выплачиваться заработная плата в размере около 150 евро. 

Переехать в Черногорию и начать осуществлять предпринимательскую деятельность вполне реальная история. Главное изначально прозрачно организовать свой бизнес, продолжать легально его вести, вовремя уплачивать налоги и соблюдать действующее законодательство. Тогда можно закрепиться в стране, поэтапно оформить ВНЖ, ПМЖ и затем при желании стать гражданином Черногории.

Комментарии (18)


  1. WondeRu
    09.04.2023 23:37
    +2

    Если вы воспользуетесь тут поиском, то увидите, что за год было с десяток статей про Чг.


    1. cat_chi
      09.04.2023 23:37
      +2

      И все они совершенно бесполезны, т.к. содержат неактуальную информацию, а так же перепечатывают друг за другом одни и те же распространённые в интернете мифы. Все, включая эту


  1. x86d0cent
    09.04.2023 23:37
    +4

    Как выше заметили, таких обзорных статей тут было уже немало. Плюс в статье много путаницы. РВП (дозвола за привремени боравак буквально на русский переводится как "разрешение на временное проживание") почему-то называется "ВНЖ", номад-виза путается с номад-"ВНЖ" (который не ВНЖ) и т.д.
    Про то, что упущено множество важных нюансов, можно уже, наверное, не писать...

    затем при желании стать гражданином Черногории.

    Может быть, когда нибудь. Не знаком с историями, когда россияне полуачли бы гражданство именно таким способом (хотя интересовался). Зато знаком с историями, когда жены черногорцев получают гражданство всего-то лет через 10 в браке.


  1. c_kotik
    09.04.2023 23:37

    Когда не только сэкономили на этапах сборки, но ещё и продали как фичу!


  1. booger_man
    09.04.2023 23:37

    На основании открытия DOO дают РВП (Temporary residence and work permit), не ВНЖ.

    Расценки пишете, а ссылок на источники нету, например почему

    Также директору, обязательно должна выплачиваться заработная плата в размере около 150 евро.

    ?


  1. Berater
    09.04.2023 23:37

    Быстро фирма регистрируется да долго счет открывается. Для области деятельности так или иначе связанной с ИТ банки отказываются открывать счет. Счет открывается (или не открывается) уже после регистрации фирмы и получения боравка директором. С чем это связано нигде внятного ответа не нашел. Еще есть нюансы с выводом денег в виде дивидендов. Да и вообще есть много нюансов, информация о которых могла бы сделать статью добавляющей ценность.


    1. cat_chi
      09.04.2023 23:37

      Счет открывается (или не открывается) уже после регистрации фирмы и получения боравка директором. С чем это связано нигде внятного ответа не нашел.

      Это довольно просто объясняется. Вам просто не могут отказать в регистрации фирмы, закон не позволяет. Аналогично с получением первого боравка, если все документы в порядке, то вам не могут отказать. Это гос.учреждения. А вот банки, как коммерческие организации, вполне могут выбирать, с кем они будут вести дела. И они совершенно не горят желанием обслуживать очередную фиктивную фирму, которую очередной русский релокант-ИТшник создал только для получения боравка. Вы, конечно, можете попробовать доказать, что вы не верблюд, но банки обычно не хотят в этом разбираться – у них буквально ресурсов на это не хватает.

      Да и вообще есть много нюансов, информация о которых могла бы сделать статью добавляющей ценность.

      Почему-то те, кто действительно занимается бизнесом в Черногории, не пишут статьи на Хабре :)
      А даже если и будут писать – нюансов всё равно остаётся очень много, т.к. опыт разных людей может очень сильно различаться. Даже, например, от места жительства человека – то, что верно для центра страны, не будет работать на побережье, и наоборот.


      1. Berater
        09.04.2023 23:37

        Тут немного не сходится. Эти же банки спокойно открывают моей фиктивной фирме счет если основной код деятельности не имеет отношения к ИТ. Ссылаются на ЦБ Черногории который закручивает гайки именно для ИТ фирм.


        1. cat_chi
          09.04.2023 23:37

          Здесь это работает как и во многих других странах – к скольки сотрудникам вы подойдёте, столько различных ответов получите :) А если несколько банков обойти, то у вас будет целый ворох совершенно различных отговорок. Можно на самом деле и для ИТ-фирмы открыть счёт, но вероятность отказа существенно выше.

          Фирмы с ИТ-кодом банки считают "токсичными" по многим причинам. ЦБ Черногории закручивает гайки – да, вы правы, я в своём предыдущем комментарии это упустил. Но влияет и то, что, пожалуй, 90% айтишников открывает только фиктивные фирмы, и то, как неряшливо они ведут себя в дальнейшем – например, немалая доля таких "бизнесменов" узнаёт, что они должны были платить налоги только тогда, когда приходит срок продления боравка.


      1. x86d0cent
        09.04.2023 23:37

        И они совершенно не горят желанием обслуживать очередную фиктивную
        фирму, которую очередной русский релокант-ИТшник создал только для
        получения боравка.

        Как выше заметили, если релокант-ИТшник создаст фирму, у которой основной вид деятельности будет, условно, ремонт обуви, то счет будет открыть гораздо проще. А если укажет тот вид деятельности, по которому он реально работает, то счет будет открыть очень и очень сложно. Как результат - люди открыват фирмы с фиктивным основным кодом деятельности, а реально нужные указывают в дополнительных. Ну это кто в курсе, кто не в курсе - наверное, только устав менять.


        1. cat_chi
          09.04.2023 23:37

          Всё так.

          Я не думаю, что кто-то приходит в банк со словами "мне нужен счёт на фиктивную фирму" :) Однако по косвенным признакам банки делают свои выводы. ИТ-код для них как красная тряпка.

          Ну это кто в курсе, кто не в курсе - наверное, только устав менять.

          Вполне рабочий вариант, кстати. Для тех, кто не подумал и не собрал информацию заранее, а вдохновился парой вот таких "полезных" статей.


          1. x86d0cent
            09.04.2023 23:37

            Я не думаю, что кто-то приходит в банк со словами "мне нужен счёт на фиктивную фирму" :)

            Так ведь далеко не все айтишники открывают фиктивные. Не знаю, откуда у вас информация про 90%, но многие через них доход свой получают.
            И ладно бы если "ЦБ закручивал гайки" айтишникам-ИП, но при этом им бы как номадам боравак давали. Но ведь не дают, потому что нет трудового контракта, пенс. страхования по месту работодателя и всего вот этого вот...


            1. cat_chi
              09.04.2023 23:37

              Ох, ну ведь простая же логическая цепочка...

              Банки не хотят работать с фиктивными фирмами –> большинство релоцировавшихся айтишников (90% – это ещё заниженная оценка) либо используют фирмы как упрощённый способ получить боравак, либо ведут себя крайне неряшливо (не платят налоги, уезжают из страны не закрыв фирму и т.п.) –> банки не хотят работать с айтишными фирмами, и разбираться, кто фиктивный, а кто нет, они тоже не хотят.


              1. x86d0cent
                09.04.2023 23:37

                В вашей цепочке потерялся ЦБ, о котором шла речь выше :) И все еще не ясно, откуда берется оценка в "90%".


                1. cat_chi
                  09.04.2023 23:37

                  ЦБ всё там же, в конце цепочки, где "банки хотят минимизировать риски" :) Он никак не меняет ситуацию, только усугубляет её.

                  И все еще не ясно, откуда берется оценка в "90%".

                  Так из головы же :)
                  Это моя субъективная оценка, основанная на собственном опыте общения с экспатами и данных, полученных из разных источников.

                  А точных цифр мы пока ниоткуда и не узнаем, т.к. пока нет корректного способа отличить фирму, которая вообще не планирует вести деятельность от той, которая по разным причинам её пока ещё не ведёт. А статистика за прошлые годы (2021, например) уже неактуальна, мягко говоря.


                  1. x86d0cent
                    09.04.2023 23:37

                    ЦБ всё там же, в конце цепочки ... никак не меняет ситуацию, только усугубляет её.

                    Я бы сказал, что не в конце, а в начале :) И если усугбляет - значит, именно что меняет, в худшую сторону. Я ведь именно про действия гос. органов в первую очередь, а не про поведение банков, во многом обусловленное этими самыми действиями.
                    Потому что если бы ЦБ не "закручивал гайки" - какая банку, по большому счету, была бы разница, фиктивная фирма или нет? Банк получил сто-двести-пятьсот евро за открытие, потом еще ~сотню евро в год за обслуживание счетов, если фирма деятельности не ведет - у банка и расходов особо на обслуживание этих счетов нет. Ну а если врдуг окажется не фиктивной а реальной - банк еще больше заработает.


                    1. cat_chi
                      09.04.2023 23:37

                      Я ведь именно про действия гос. органов в первую очередь

                      Так плевать гос.органам. Они вам и фирму зарегистрируют, и боравак выдадут без проблем.
                      А что ЦБ... Если бы его рекомендации были какими-то жёсткими и обязательными к исполнению, то вам бы просто в каждом банке давали письменный отказ по какому-нибудь шаблону. Вместо этого вы в каждом отделении получаете уникальную отмазку, зависящую от погоды, фазы луны и настроения сотрудника :) А в некоторых случаях вам просто открывают счёт даже на фирму с ИТ-кодом и всё.

                      какая банку, по большому счету, была бы разница, фиктивная фирма или нет?

                      Да вы шутите. Банкам огромная разница. Во-первых, они не плюют на KYC. Во-вторых, немало было случаев, когда не очень чистоплотные клиенты доставили банкам проблемы. В-третьих... Вы вообще в курсе, сколько сейчас желающих открыть фирму в Черногории? Тысячи. Сюда приезжает несколько тысяч человек в месяц. Каждому банку в каждое отделение поступают сотни заявлений на открытие счетов. И все – конечно же, от желающих вести бизнес в Черногории. Они банально не готовы к такой нагрузке, и поэтому стараются фильтровать заявления всеми доступными способами. Вплоть до того, что вовсе не берутся работать с потенциально "токсичными" фирмами


                      1. x86d0cent
                        09.04.2023 23:37

                        Так плевать гос.органам. ... А что ЦБ... Если бы его рекомендации

                        У вас взаимоислючающие параграфы :) Так ЦБ плевать или не плевать, и он на "гайки закручивает" и "рекомендации" дает? Или он не государственный? :)

                        Вместо этого вы в каждом отделении получаете уникальную отмазку

                        Скажите, вы сколько отделений прошли, чтобы так за все отделения говорить? :) Я выше уже писал, что с айтишным кодом такого разнообразия и близко не будет, а во многих отделениях будет один из двух упомянутых мной вариантов.

                        Да вы шутите.

                        Давайте попробуем по существу и без эмоций.

                        немало было случаев, когда не очень чистоплотные клиенты доставили банкам проблемы.

                        Наверняка было. Но если подумать, какая фирма может доставить банку больше проблем - созданная только ради получения боравка, или же ведущая какую-то деятельность (далеко не самую чистоплотную)? В первом варианте в худшем случае у банка через несколько месяцев будет счет с нулевым балансом, на который фирма забила, и который, что называетяся, "есть не просит" (но за открыие и обслуживание которого банк получил сотню-другую евро). На "проблему банка" это как-то не тянет.

                        Каждому банку в каждое отделение поступают сотни заявлений на открытие счетов. И все – конечно же, от желающих вести бизнес в Черногории.

                        Это вы тоже из головы взяли, как те "90%"? "Каждый банк каждое отделение" - это что-то порядка ста пятидесяти отделений по всей стране. Если это умножить на ваши "сотни заявлений" (ну хотя бы на две), то получится тридцать тысяч заявлений, на открытие счетов для бизнеса. От "нескольких тысяч" (по вашим же словам) приезжающих. Вы слишком вольно относитесь к приводимым вами числам, не надо так.

                        Они банально не готовы к такой нагрузке,

                        Если говорить о нагрузке, то тарифы x5..x10 прекрасно эту проблему решают - 500 евро за отркытие счета в UCB прекрасно справляются со снижением нагрузки, например. Любой может зайти в отделение возле Миллениума и убедиться - очередей как в Ловчене или Прве там нет. Там нередко вообще нет клиентов. Однако несмотря на отсутствие какой-то сверхвысокой нагрузки там первым же делом после резиденства спрашивают про основной вид деятельности. И если это не айти - то счет с радостью откроют. Что как бы намекает, что дело тут вовсе не в нагрузке.

                        и поэтому стараются фильтровать заявления всеми доступными способами.

                        Ага. Например начинают требовать договора с местными фирмами. И в результате загрузка возрастает, потому что те же клиенты несут больше бумаг, а те же сотрудники должны эти дополнительные бумаги проверять :) Т.е. отчасти это даже в другую сторону по факту работает: банки добавляют способы фильтрации и этим увеличивают нагрузку на сотрудников. Потому что если бы они могли убрать все фильтрации, то просто открыть счет счет фирме, созданной только для получения боравка, банк мог бы минут за пятнадцать. В Грузии мне в прошлом году бизнес-счет открыли буквально за три минуты (но да, на личный с KYC и всем вот этим вот несколькими неделями ранее минут двадцать ушло в том же банке). При этом люди там примерно такие же в банках работают - две руки по пять пальцев, две ноги. Документы они примерно с той же скоростью обрабатывают, плюс-минус. Основное отличие - именно в гос. органах и принятых ими НПА, рекомендациях и т.п., которым банки следуют.