Выбор компании, которой Вы доверите свой проект по разработке программного обеспечения – ответственная задача. Для крупных компаний, у которых тендерные процедуры давно отработаны и формализированы – все понятно благодаря наличию соответствующих инструкций. Однако для тех, кто впервые сталкивается с необходимостью выбора исполнителя для своего ИТ-проекта, процедура может показаться сложной и пугающей.

Поэтому мы создали пошаговое руководство как выбрать надежного партнера для своего проекта по разработке программного обеспечения.

Шаг 1. Сформулируйте свои потребности и требования по ИТ-проекту

Банально, но факт – начинать нужно с начала. Поэтому сперва необходимо провести анализ потребностей своей организации, задач и требований к необходимому программному обеспечению, а также требований и предпочтений по условиям сотрудничества. Образно говоря, не стоит выходить из дома, не зная, куда и как идти.

Ниже перечислены некоторые задачи, которые необходимо выполнить на данном этапе:

  • Определиться с общими целями и задачами, для решения которых необходимо ПО

  • Определиться как минимум с базовым функционалом решения или его отдельных модулей

  • Определиться с общими сроками старта проекта, выделить основные вехи по проекту

  • В случае, когда проект связан с развитием или перестраиванием уже имеющейся информационной системы, важно уточнить задействованный стек технологий

  • Спланировать ориентировочный бюджет проекта

Таким образом, результатом первого шага является подготовка по проекту спецификации и технического задания, а также запроса цен и предложений.

Шаг 2. Разошлите техзадание и запрос цен и предложений

Самый интересный момент, который возникает на этом этапе – кому осуществлять рассылку? Поэтому основной задачей здесь является поиск компаний, занимающихся разработкой информационных систем требуемого типа.

В целом, существует несколько способов поиска потенциальных исполнителей для Вашего ИТ-проекта:

  1. Поиск в Интернете.

    Так, в качестве запроса можно указать такие фразы как «заказать разработку программного обеспечения», «разработка программного обеспечения на заказ» и т.д. Так же можно заменить общую формулировку «программное обеспечение» на наименование требуемой информационной системы. Например, если Вам необходима CRM-система, можно в запросе указать «разработка CRM-системы на заказ».

  2. Размещение проекта на фриланс-биржах и специализированных площадках.

    В зависимости от площадки, Вы либо создаете и публикуете свой проект, либо обращаетесь непосредственно к исполнителям, специализирующимся на разработке ПО в интересующей Вас области.

  3. Поиск в электронных справочниках.

    Как правило, поиск в электронных справочниках особенно актуален для тех, кто хочет найти компанию, расположенную в определенном городе – зачастую, в городе присутствия организации заказчика. (Хотя следует отметить, что разработка ПО является услугой, которая не требует совпадения физических локаций заказчика и исполнителя.) Здесь самым известным вариантом является, например, справочная система «2ГИС». Забиваете в поисковик фразу «разработка программного обеспечения», и система выдает перечень компаний требуемой специализации, зарегистрированных в данной справочной системе.

Определив для себя в первом приближении список компаний, разошлите им подготовленные заранее техническое задание и запрос цен и предложений. Выражаясь фразами, наиболее распространенными на сайтах, оставьте свою заявку и ожидайте откликов ????.

Шаг 3. Проведите анализ компаний, включенных в перечень потенциальных исполнителей

Составьте список компаний, откликнувшихся на Ваш запрос, и проанализируйте их. Часть информации, необходимой для проведения анализа можно извлечь непосредственно из предложений, которые компании направили в ответ на Ваш запрос. Кроме того, можно связаться с контактными лицами компаний и задать уточняющие вопросы или запросить портфолио (как правило, в предложении будут указаны контактное лицо и способы связи).

Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Технологии, которые компания использует или предлагает для Вашего проекта (если это имеет принципиальное значение)

  • Экспертиза в требуемой целевой области

  • Количество завершенных проектов, релевантных Вашему проекту (косвенно показывает, в том числе, и уровень экспертизы)

  • Средняя (или максимальная) продолжительность проекта (может показать, насколько команда готова к длительным проектам)

  • Количество разработчиков и возможность увеличения команды, закрепляемой за проектом (при необходимости)

Кроме того, проанализируйте видение кандидатов по реализации Вашего проекта и решения, которые они могут предложить.

Шаг 4. Анализируйте предлагаемые ставки

На предыдущем шаге, Вы наверняка оставите в шорт-листе не более пяти-шести компаний, заслуживающих дальнейшего рассмотрения. Теперь пришло время проанализировать их предложения с финансовой точки зрения.

Ниже представлено несколько советов относительно того, что следует учитывать при анализе и сравнении полученных предложений:

  • Если планируете работать по контракту с фиксированной ценой, обратите сперва внимание на заявленные человеко-часы и только затем на стоимость проекта. Безусловно, тарифы могут отличаться от компании к компании. Напротив, человеко-часы обеспечивают отличную основу для сравнения и показывают понимание компанией масштаба проекта.

  • Остерегайтесь слишком низких ставок и цен (актуально как при контракте с фиксированной стоимостью, так и при сотрудничестве на условиях почасовой оплаты). Конечно, завышенная стоимость проекта вредна для бюджета Вашей организации. Однако недооценка проекта может нанести еще больший вред, так как скорее всего приведет к дополнительным расходам, которые сейчас не учитываются. Из отрицательных моментов слишком низких ставок также можно также указать риски того, что к работе над проектом будут привлечены разработчики уровня junior, не имеющие большого опыта и экспертизы. И, как следствие – невысокое качество исполнения проекта с точки зрения выстраиваемой архитектуры и кода, количеству ошибок и доработок и т.д.

  • Проанализируйте сроки, которые компания предлагает по Вашему проекту. Сравните их между собой и с Вашими ожиданиями.

Естественно, всегда есть определенные бюджетные ограничения. И есть риски, связанные с выбором низких ставок. Поэтому, результатом, достигнутым на данном этапе, будет отсечение кандидатов, чьи ценовые предложения не удовлетворяют имеющимся бюджетным ограничениям, а также кандидатов, предлагающих подозрительно низкие цены.

Шаг 5. Анализируйте детали сотрудничества

Да, стоимость имеет значение. Однако есть и другие важные аспекты. Например, в разработке ПО играют важную роль вопросы коммуникации, предоставляемой технической поддержки и контроля над проектом.

Вот некоторые моменты, которые следует затронуть и проанализировать в ходе переговоров:

  • Условия технической поддержки

  • Гарантии доступности (особенно при значительной разнице часовых поясов)

  • Реализуемая практика управления проектами

  • Опыт интеграции с другими командами (при необходимости)

  • Дорожная карта коммуникаций (например, каналы связи для взаимодействия, есть ли у них практика еженедельных созвонов, предоставления ежедневных отчетов и т.д.)

По окончании данного этапа, скорее всего, Ваш список сократится до 2-3 компаний, которые Вы сможете проранжировать в порядке уменьшения приоритетности (вероятности выбора в качестве своего технологического партнера.

Шаг 6. Доверяйте, но проверяйте

Теперь Вы вплотную подошли к выбору компании, которой собираетесь доверить свой проект – составили приоритизированный список компаний-потенциальных исполнителей Вашего проекта. Та компания, которая возглавляет этот список – это и есть наиболее вероятный контрагент.

Несмотря на то, что портфолио данной компании впечатляет, предложение соответствует Вашим целям и бюджетным ограничениям, а сама компания практически завоевала Ваше доверие в плане продуктивности коммуникаций, не пренебрегайте тестированием их экспертизы и навыков программирования. При этом, важно, чтобы в тестировании принимала участие именно та команда, которая будет непосредственно работать над Вашим проектом.

Например, дайте им небольшой пилотный проект или тестовое задание. Или хотя бы выдайте одну из задач, которые выложены на GitHub и релевантны Вашему проекту или задействованым технологиям.

Подводя итог, можно сказать, что поиск надежного партнера по ИТ-аутсорсингу — не высшая математика, но и не простая задача. Анализируйте, считайте экономику, соблюдайте баланс цена/качество. И, конечно же, тестируйте.

Комментарии (0)