Всех приветствую.

Меня зовут Алексей Жуков, я практикующий арбитражный юрист. В этой статье пойдет разговор о том, как многие российские IT-компании (известные и не очень) получали субсидию от Минпромторга РФ на импортозамещение некоторых технологий. Но самое главное – речь пойдет о том, как этот самый Минпромторг эти субсидии взыскивает через суд. Успешно и нет.

Текста будет достаточно для понимания картины.

Для начала введу термины:

  • Правила 109 - постановление Правительства РФ от 17.02.2016 № 109, которым утверждены правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.

  • Министерство промышленности и торговли РФ – Минпромторг РФ/России, министерство.

  • Бюджетный кодекс РФ – БК РФ.

Теперь перечень российских IT-компаний, которые использованы в статье, а также судебная практика которых будет описана в статье:

  1. ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» - разработка ЭВМ со времен СССР.

  2. АО «Байкал Электроникс» - проектирует интегральные микросхемы (процессоры и системы на кристалле) с архитектурой MIPS и ARM.

  3. АО «Т-Платформы» - компания-разработчик суперкомпьютеров.

  4. ООО «Дизайн Центр км211» – разработка СБИС.

  5. ЗАО «Крафтвэй Корпорэйшн» - производитель компьютерного оборудования широкого спектра.

  6. НИИВК им. М.А. Карцева - осуществляет исследование методов обработки в реальном времени радиолокационной, гидроакустической и другой сигнальной информации.

  7. АО «МЦСТ» - разработка универсальных микропроцессоров; микроконтроллеров; управляющих вычислительных комплексов; оптимизирующих и двоичных компиляторов и операционных систем.

  8. ООО «Промобит» - компетенция в области построения систем хранения данных.

  9. ООО «Булат» - производитель телекоммуникационного оборудования.

  10. ООО «Крокус Наноэлектроника» - производитель микроэлектроники на пластинах 300мм.

  11. АО «ПКК Миландр» - российский разработчик и производитель интегральных микросхем.

  12. АО «Элвис Неотек» - ведущий разработчик и производитель высокотехнологичных систем безопасности с применением технологий распознавания образов, компьютерного зрения.


Как я уже сказал, я являюсь арбитражным юристом. С проблематикой темы я столкнулся на личном опыте.

На текущую дату я представляю интересы ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука». Это предприятие известно тем, что является создателем, ну или одним из создателей «Эльбрусов». Российских процессоров. Предприятие получило субсидию в далеком 2016 году на разработку, как раз этих самых «Эльбрусов».

2021 и 2022 год мы провели в судах с Минпромторгом. Выиграли в первой инстанции, проиграли во второй, вышли на ничью в третье инстанции – дело отправлено на новое рассмотрение снова в первую инстанцию. Новое заседание уже в июне 2023.


К чему я пишу об этом?

Дело в том, что за время этого суда мною были проанализированы порядка нескольких сотен судебных актов с участием Минпромторга по искам о возврате субсидии.

Этими знаниями я и делюсь здесь.

Начну с главного.

Чем регулируется вообще выдача субсидий и кому она положена?

Я буду писать только Правилах 109. Вообще правил предоставления субсидии в РФ много, поэтому к иным правилам можно использовать аналогию из этих - № 109.

Вот согласно этим правилам 109 - субсидии предоставляются в рамках подпрограмм государственной программы РФ "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" (далее соответственно - подпрограммы, государственная программа) в целях стимулирования деятельности организаций электронной и радиоэлектронной промышленности по разработке и производству радиоэлектронной аппаратуры, комплексов и систем в области телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, специального технологического оборудования и систем интеллектуального управления (далее соответственно - организации, продукция), которые будут способствовать достижению показателей, установленных государственной программой.

Субсидия предоставляется тем, кто прошел конкурсный отбор, и в частности, согласно этим правилам - субсидии предоставляются организациям, у которых «отсутствует критическая зависимость комплексного проекта от импорта сырья и комплектующих» и должна быть направлена на «реализацию импортозамещающей или инновационной продукции в РФ».

Например, в 2016 году заявки на получение субсидий подали более 30 российских компаний, 27 из них получили субсидии.

В частности это: АО «Байкал Электроникс», АО «НИИВК им. М.А. Карцева, ЗАО «Крафтвэй Корпорэйшн ПЛС», ПАО ИНЭУМ им. И.С. Брука, ОАО Т-Платформы, ООО БУЛАТ, АО «ПКК Миландр», АО «МЦСТ», ООО «ПРОМОБИТ», ООО «Крокус Наноэлектроника».

Как получить субсидию?

С теми, кто субсидию уже получил, Минпромторг РФ заключал договор по единой форме. Соответственно у всех этих компаний основным условием «использования» субсидии являлась продажа субсидированного продукта/изделия на рынке РФ.

Например, ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» должно было реализовать «Эльбрусов» на 5,5 миллиардов рублей.

Минпромторг России считает, что недостижение этого показателя – реализации импортозамещающей продукции, – является нецелевым использованием субсидии.

То есть, не разработка в целом, а разработка и продажа.

В итоге, в 2022 году в стране получили кучу исков от Минпромторга к российским разработчикам ПО о невыполнении плана продаж.

Идея возложить на всякие бывшие НИИ и институты функцию продажников провалилась не только из-за того, что они в продажах не сильны, но и в том, что Минпромторг слишком много хотел импортозаместить, в смысле в штуках продукции.

Проблема крылась в покупателях, ими выступали другие министерства и/или оборонные предприятия, которые должны были найти где-то у себя государственные деньги на такие покупки.

Теоретическая часть - юридическая

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.

В случае нарушения получателями предусмотренных 78 БК РФ статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы РФ, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Таким образом, для применения такой санкции как возврат субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств.

Как установить добросовестность получателя субсидии?

Для начала установить, прошел ли он конкурсный отбор Министерства. А уже в процессе реализации проекта отчитываться перед Минпромторгом о каждой сумме субсидии.

Важно понимать, что субсидию не дают в 100% объеме сразу. Каждую последующую часть субсидии перечисляют после закрытия предыдущей, а именно направления отчетов в Минпромторг или прохождения выездной проверки Минпромторга.

Теперь рассмотрим примеры из судебной практики, как моей, так и других получателей субсидии.

 Минпромторг против АО «Байкал Электроникс» (А40-147439/20-117-1006)

Министерство ссылалось на то, что по состоянию на 30.06.2018 (срок, указанный в приложении № 1 к договору) комплексный проект не был реализован, ОА «Байкал Электроникс» к этому сроку не завершил разработку отечественного микропроцессора.

Следовательно, такие показатели (индикаторы) эффективности результатов комплексного проекта как объем производства и реализации продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, и объем экспорта этой продукции по состоянию на 30.06.2018 были достигнуты на 0 %. Министерство начислило согласно абз. 2 п. 25 Правил 109 штраф в сумме 500 499 802 руб. 24 коп.

Как было отмечено в настоящей статье в графе «Теоретическая часть - юридическая» в рамках исполнения указанных обязательств по соглашению с получателем субсидии в адрес Минпромторга России была представлена отчетная документация. Минпромторгом России на основании предоставленных получателем документов была осуществлена оценка достижения получателем показателей результативности использования субсидии. Нецелевого использования выявлено не было.

Соответственно в иске было отказано на основании статьи 78 БК РФ.

Аналогичные требования о возврате субсидий, основанные только на недостижении показателей продаж или реализации, Минпромторг предъявлял к:

Все вышеуказанные дела обернулись для Минпромторгом фиаско, однако есть и иной вариант.

Дело Минпромторг против АО Аквасервис (А40-111738/2021)

Это дело примечательно тем, что Министерству удалось вернуть субсидию. Иск, как и в других делах был основан на недостижении показателей реализации.

Однако в этом деле получатель субсидии, помимо недостижения показателей реализации, еще и допустил нецелевое использование субсидии, которое было установлено через непредставление в Минпромторг отчетных документов.

Так же было и в деле Минпромторг против АО «Т-Платформы». Правда это дело еще было отягощено и уголовным преследованием менеджмента компании. Поэтому это дело скорее для галочки.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что те российские организации, которые получали субсидию и использовали ее по целевому назначению могут быть защищены статьей 78 БК РФ.

Правда есть нюанс.

Если на каком-то этапе предоставления сумм субсидий, скажем на последнем этапе, предоставление субсидии совпало с не реализацией этого последнего этапа получателем субсидии, такую субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть в бюджет. Отмечу, что данное условие хорошо известно Минпромторгу, но министерство всегда просит вернуть всю сумму субсидии.

Для чего это делается? Хитрость Минпромторга

Сейчас для раскрытия хитрости или иной -сти Минпромторга перехожу к собственному примеру.

Минпромторг против ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука»

В этом деле, как и в вышеобозначенных Министерство указывало на недостижение показателей реализации. Просило вернуть всю сумму субсидии.

При этом, при обращении в суд Министерство не прикладывает фактов прохождения проверок на целевое использование субсидий.

В моем случае, в таком документе о прохождении проверки, как раз и было установлено, что недостижение показателей есть по продажам, но на этом этапе денег из бюджета мой доверитель не получал, а значит и возвращать нечего, так как за прошлые этапы отчетные документы подписаны со стороны Министерства.

В принципе это логично, вернуть субсидию или ее часть, за тот период, который получатель субсидии не осилил, в ином случае Минпромторг получает не только деньги обратно, плюс штраф, да еще и разработку, если она разработана.

Кстати, о штрафе.

Его размер определяется по формуле, установленной Правилами 109. Но у этих правил несколько редакций и некоторые содержат разные формулы расчета штрафа.

Вот пример.

Применение редакций Правил 109 во времени, например к договору подписанному 17.10.2016
Применение редакций Правил 109 во времени, например к договору подписанному 17.10.2016

Как быть тут?

Снова теоретическая часть – юридическая.

Если мы говорим о Правилах 109, то изменение методики расчета штрафных санкций применительно к договорам о предоставлении субсидии произошло на основании постановления Правительства РФ от 29.08.2020 № 1316.

Оно вступило в силу 05.09.2020. В пункте 2 данного постановления указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.

В тексте документа не указано, что оно распространяет свое действие на ретроспективный период и изменяет правоотношения сторон по уже заключенным договорам на предоставление субсидии.

Соответственно, если изменений в договор о предоставлении субсидии, касающихся необходимости применения новой методики, сторонами не вносилось – то расчет штрафа идет от той редакции Правил 109, которые действовали на дату подписания соглашения о предоставлении субсидии.

А вот и доказательство этого. Спор с участием Минпромторга - А40-283602/2021

Цитата: требование о взыскании санкций за неисполнение договорных обязательств подлежит рассмотрению применительно к действующей на момент нарушения обязательства редакции договора.

Минпромторг всегда считает штраф по последней действующей редакции Правил 109.  

Еще один действующий механизм защиты от иска Минпромторга.

Это исковая давность.

Например, в деле Минпромторг против АО «НИИССУ» № А40-155237/22 юристы министерства подали иск с просрочкой в 1 год 6 месяцев и 2 дня. При том, что суммы субсидии и штрафа было около 1,5 млрд. рублей.

Подведя итог всему вышеизложенному, смело можно говорить о том, что суды не позволяют министерству взыскивать все суммы субсидий, тем более если они пошли по целевому использованию. Однако, министерство, и дальше будет направлять такие иски в суды, потому как по каждому проекту (рублю) оно должно отчитаться перед счетной палатой – а тут или возврат субсидии, или отказное решение суда.

 Буду рад видеть всех интересующихся данной проблемой у себя в ТГ-канале.

 

Комментарии (13)