Ищете услугу или уже сотрудничаете, но сомневается? Есть много статей с кучей текста, критериев, таблиц. Но даже я (как сеошник) не всегда могу их дочитать. Постараюсь на пальцах рассказать на что смотреть, когда вам предлагают продвижение сайта.

Советы личные. Построены на 17 годах опыта работы сеошником.

Не будем говорить про баян — офис, сколько человек в компании, сертификаты, рейтинг и пр. вещи, которые неактуальны для любой услуги. Буду говорить про компетенцию.


Сложность выбора сегодня

Сложность 1. Инфо шум. Это надуманные кейсы, подтасованные цифры, инфо цыгане, отделы продаж.

Сложность 2. Стареющий топ. Результаты выдачи стареют, это требует больше времени на продвижение. Что и делает факт доверия агентству особенно важным.

1. Обложка не гарантирует ответственность

Потоковость в больших агентствах, лидерах рейтинга. Все идут туда искать услугу. Не считаю это лучшим вариантом по 2 причинам:

  • 1. У них отдел продаж заточен под эту услугу. А значит продать они себя смогут лучше всех.

  • 2. Потоковость (и проектов, и кадров)

Что важно узнать про агентство

Спрашивать сколько проектов на специалиста (в разное время у разных людей из агентства). Ориентироваться до 10 проектов на человека. Главное чтобы говорили одно и то же, не расходились в показаниях

Не профильное агентство иногда оказывается эффективнее, чем профильное с потоком и отделом продаж, построенным именно на экспансию рынка. Эффективность достигается за счет близости специалистов внутри отдела. Не хочу обесценить топовые агентств. Просто иметь эту мысль в виду — не профильные обязательно тоже рассматривать.

2. Должны заявлять о рисках и KPI

Стоит спросить какие видят риски. Core Updates, технические сбои. Всегда должны присутствовать высокие риски и волатильность. Сеошники не должны бояться о них говорить.

Если говорим про КПИ, то заказчик должен понимать что является точками роста (понятные даже простым пользователям), сколько каждая точка примерно даст трафика. Да, это будет очень грубая эстимация, но она должна быть. И должна быть прозрачной оценка сколько где мы прирастаем.

3. Про сроки

Обещают ли долго, говорят ли об этом сразу?

Полгода для старых проектов, год для новых проектов — это самый минимальный срок (в идеале это x2). Нельзя обещать никакие прорывы быстро (хотя они могут случиться у старичков).

Необходимость SEO для совсем новых проектов/доменов необходимо анализировать с особой дотошностью. Часто бывает так, что SEO просто бесполезно для сайта и нужно найти силы отказать такому клиенту.

4. Постоянство менеджера/сеошника

Признак потоковости — текучка кадров. Если работаете через менеджера, то познакомьтесь и с сеошником, периодически выходите с ним на прямую связь чтобы знать, что он еще работает. Если не дают прямой связи — плохой признак. С менеджером тоже самое. Часто меняются — до свидания однозначно.

Спросите у менеджера/сеошника как давно он работает в этой компании.

Когда сеошнник меняется на проекте — по сути это обнуление проекта для специалиста и все заново. Для клиента потеря часов/бюджета.

5. Прямой контакт с сеошником

Считаю идеальным когда клиент имеет прямой контакт с сеошником и решает все вопросы напрямую. На рынке такое встречается довольно редко. Но по моему опыту это даёт максимальную эффективность.

6. Не может быть дешево

Экспертиза сеошника как и любого специалиста не может стоит дешево. В SEO всё отстраивается именно от опыта, а не от теории.

На рынке часто встречаются специалисты уровня Middle, которые предлагают делать дичь, опираются при анализе на мифы и т.д. «из методички».

Должен быть достаточно дорогой час у сеошника (на уровне разработчика). Может привлекаться и Джун на проект — это нормально и даже в чём‑то хорошо, главное, что есть куратор/наставник. Средний проект — не менее 50 часов на SEO команду.

Не забудьте спросить сколько лет старший специалист работает в этой компании. Вот это действительно будет важно.

7. Прозрачность в финансовых расчетах

Как сеошник считаю оптимальной стратегию, когда заявляется количество часов, которое будет выделяться на проект, когда есть экшен план, годовые КПИ. И все выполняется и фиксируется в таблицах отчетности.

Да, экшен можно нарисовать, но это хотя бы делает процесс прозрачным. 

По сути - вы покупаете часы SEO команды.

8. Проактивность

Это хорошо и правильно, когда сеошника интересуют не только мета теги и тексты. Когда вовлекаются в анализ трафика, поведения, конверсии, создание контента, развитие портала. Это подтверждение широкой экспертизы команды и вовлечения в проект. На это стоит обратить внимание в коммерческом предложении, например, или оценить — есть такие инициативы у вашего текущего агентства.

9. Умение донести результаты

Отчеты важны. Попросите показать примеры отчетов. Если это бесконечные Эксельки с уймой чисел, запросов или тонны страниц текста в Ворде — здесь нельзя рассчитывать на прозрачность.

Отчет - это конкретные результаты в цифрах и аргументы к ним.

Что и насколько изменилось, что повлияло на результат (просто даже заявление, что апдейт Гугла — это уже хорошо), как укладываемся в годовой КПИ. Заявление и аргументация при негативных изменениях — тоже хорошо и важно.

10. Не ведитесь на проценты в портфолио

Не ведитесь на относительные цифры (приросли на хх%). Смотрите на абсолюты и смотрите за счёт каких конкретно точек роста эти абсолюты приросли в приведенном примере. В отчете должны быть и цифры, а не только проценты. И аргументация почему так произошло.

11. Ссылки до сих пор важны

Не пугайтесь, если говорят про ссылки. Они работают. Штучно, немного (в каких‑то тематика нужно много), с максимальной нативностью. Это дорого. Просто не может быть дешево то, что хорошо. Среднее размещение в рунете 5–10 т.р. за 1 ссылку наличными сайту‑донору (добавляем налоги сверху) + написание текста. Но зато такие наработки остаются с вами навсегда. Обязательно просите отчет о ссылках и смотрите что покупают. Плохие сайты всегда видно обычному юзеру.

12. “Нет” сложным и техническим терминам

Сеошка достаточно простая. Но она кропотливая, рутинная. Я бы назвал сеошника — прокаченный веб‑мастер или контент‑менеджер. Да, Senior Сеошник — это крутой уровень экспертизы. Но про рядовых сеошников — нет ничего сверх сложного. Всё аргументируется и доходчиво объясняется — что делаем, где изменяем, на что воздействуем.

Если с вами говорят только умными терминами - остерегайтесь сразу же.

13. Про бизнес KPI

Важно осознать и принять Сеошник не может просчитывать бизнес‑метрики, это утопия. Бизнес‑метрики — это зона экспертизы управляющего бизнесом, маркетологов, бизнес‑аналитиков. SEO может дать трафик по тем ключевым фразам, которые релевантны бренду, продукции. Будет она конвертить или нет — это уже другой вопрос, следующего уровня и экспертизы. На рынке очень много лжи и подтасовки фактов среди агентств о том, как они увеличили конверсию. Но когда начинаешь изучать данные, цифры сводить — всплывают некорректные замеры, нарисованные цифры, семплирование и пр. — все это пыль. Скептически всегда смотрим на такие заявления.

Большой проблемой являются и отложенные конверсии из органического трафика, которые никак не учесть прямыми методами аналитики.

14. От вас тоже зависит многое

Если вы выбрали самое крутое SEO агентство, но вы как заказчик:

  • долго утверждаете тексты, 

  • не даете добро на создание страниц, 

  • оттягиваете внесение критичных правок в движок сайта, 

  • удаляете ключи в текстах из-за минимальных рисков - результатов не будет.

Ключевое в SEO — это изменение текстов и создание новых страниц. Если этот процесс будет тормозиться на стороне клиента, то и результатов не будет. Каким бы крутым SEO агентство не было.

15. До сих пор многое необъяснимо

Это факт и он не меняется десятилетиями. Бывает так, что нет конкретного ответа на причины роста или падения. Это надо принять как факт. Но важно то, как подается информация о проблемах, насколько это открыто, оперативно до вас доносится. Хотя тут я уже ухожу в очень субъективные понятия.

Резюмирую:

  1. Даём шанс и не профильным агентствам. Приоритет отдаем тем, где прямой контакт с СЕО специалистом

  2. Не ведёмся на%, смотрим абсолютные цифры в кейсах (хотя бы порядок понимать)

  3. Ждем понятные точки роста (как правило это расширение структуры сайта)

  4. Обязательно смотрим примеры отчетов

  5. Ждем прозрачный экшен‑план

  6. Спрашиваем сколько ребята работают в этой компании (2+ года для меня это здорово)

  7. Говорим «НЕТ» сложным терминам. В СЕО всё можно объяснить просто и доходчиво

Что вы добавите от себя?

Вам слово в комментариях.

Комментарии (8)