Так получилось, что с играми серии я начал знакомиться в обратном порядке. Сначала поиграл в Renegade III: The Final Chapter на Спектруме у друга, потом рубился в Target: Renegade. Правда, у меня на кассете не было последнего уровня, поэтому я загружал вместо него четвертый. Полноценную игру прошел спустя год, уже на 128-м с двумя дисководами и в паре с товарищем.

Я до сих пор тепло отношусь к старым играм, периодически гоняю что-то типа Myth: History in the Making в симуляторе, и читаю книги об истории развития игровой индустрии. На Хабре я уже опубликовал историю The Saboteur!, Elite и обзоры некоторых книг.

В детстве мы не особенно задумывались, как появлялись те или иные игры, а просто получали удовольствие от отличных для того времени гемплея и графики. Некоторые игры типа Target:Renegade смотрятся хорошо даже сейчас. А между тем, когда начинаешь пристально изучать историю игр, читать интервью с создателями, которые “зашибали” первые реально большие деньги за свои разработки в 16-17 лет. Чем глубже знакомишься с предпосылками появления игровой индустрии и атмосферой компьютеризации за рубежом, тем лучше понимаешь, почему так мало софта и игр выходило в нашей стране…

Многие культовые игры того времени изначально появлялись в Японии, а на Запад попадали уже в виде адаптированных для аудитории портов. Зачастую во многом не похожих на оригинал из-за особенностей платформ (NES, Commodore, Amstrad, ZX Spectrum), культурных различий и специфики издательств.

Даже сами порты во многом были играми с единым сюжетом, но заметно отличающимися графикой и геймплеем. Собственно, и “наш” Renegade родом из Японии.


Скриншот Nekketsu Kōha Kunio-kun

Оригинальная игра Ёсихисы Кисимото Nekketsu Kōha Kunio-kun (Technos Japan Corporation, 1986) появилась на автоматах Taito и круто отличалась от “коллег” по жанру. Она не была плоской. Передвигаться можно по вертикали и горизонтали, наносить удары ногой, кулаками, в прыжке, делать броски через спину и добивать врагов.

В этой игре есть даже кат-сцены, например, похищение Хироси — друга Kunio-kun и встреча после победы.

В версии для западной аудитории история меняется на “рыцаря-дракона-принцессу”. И если стилистика игры “Крутой парень Кунио-кун” больше похожа на фильмы с Брюсом Ли, то на вид персонажей и элементы сюжета для Renegade заметно повлиял фильм об уличных бандах “Воины” (1979). Я сам недавно его посмотрел. Атмосфера очень похожа на то, что видишь в Renegade и Target: Renegade. Даже локации и враги, включая женскую банду, совпадают.

Сравните:


Фото обложки фильма “Воины” и «Ренегата» для Cпектрума

Как я уже говорил, портами для домашних ПК занимались совершенно разные разработчики: для Amiga, Apple II и DOS — Software Creations (издатель Taito), для Amstrad CPC, ZX Spectrum, Atari ST и Commodore 64 — Ocean (издатель Imagine Software). В результате пострадали и графика, и игровой процесс. Например, в оригинальной игре масса “комнат”, и есть уровень с гонками на мотоциклах.

Так в 1987 году началась история серии игр Renegade, которая стала первой в стиле Beat'em Up на домашних ПК (поправьте меня в комментариях, если это не так). К описаниям первых двух частей добавляю фишки и баги, которые нашел, когда играл сам.

Renegade




Год создания: 1987
Авторы: Майк Лэмб (Arkanoid, Renegade, Robocop, Batman: Movie и др.), Fred Gray, Ronnie Fowles, Bob Wakelin, Bob Wakelin Inlay/Poster Art
Сюжет. Девушку героя, который решает порвать с криминальным миром, похищают. Рене нужно пройти 4 локации (метро, пирс, глухой переулок, тупик и комната босса), чтобы ее спасти.

Скриншоты (Commodore, DOS, ZX Spectrum и т.д.) ― угадаете, где какая платформа?



Особенности:

  • На первых двух уровнях врагов можно сбрасывать в обрыв.
  • На каждом уровне свои враги и боссы (панк, байкер, Большая Берта и главный босс).
  • На последнем уровне все враги “фатальные”. Удар ножом или пуля из пистолета — минус жизнь.
  • Врагов можно кидать через спину, сшибая с ног других, либо так отправлять в обрыв.
  • Врагов (включая и Большую Берту, которая резво бегает и сшибает героя) можно загнать в угол и дубасить кулаками, коленом, задним ударом ноги.
  • После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее и сильнее.

Баги:

  • На последнем уровне можно убить босса, не трогая всех врагов. При этом враги исчезают с экрана, но остаются действующими. Поэтому вполне можно по пути к своей возлюбленной Люси нарваться на нож.

Target: Renegade



Год создания: 1988
Авторы: Jonathan Dunn, Mike Lamb, Bob Wakelin, Simon Butler, Dawn Drake, Bob Wakelin, Gari Biasillo
Сюжет. У Рене убивают брата Мэтта. В деле замешан босс преступного мира Мистер Биг. Герой должен пройти 5 локаций Скамвилля (парковка, трущобы, парк, торговый центр, бар) и отомстить.

Скриншоты:



Карта уровней:



Особенности:

  • Есть двухпользовательский режим!
  • Можно отбирать у врагов оружие. За удар кувалдой, палицей, топориком и кием даются максимальные очки. За каждые 50 000, 150 000, 250 000 начисляется “шкурка”.
  • Босс только один. Mr. Big. Но при бое лицом к лицу душит до конца.
  • На заднем плане первого уровня можно я заметил несколько «DD». Возможно, это отсылка к Double Dragon, которая вышла в 1989. А может, и просто пробоины в ограждении.

  • После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее (пригибаются при вашем прыжке) и сильнее.
  • У версии для C64 нет возможности играть вдвоем.
  • Кассетный вкладыш к игре — копия обложки книги американского кикбоксера и артиста Джо Льюиса.



Баги:

  • Если на втором уровне не взять палицу, и она пропадет за пределами экрана, враги так же уходят за экран. Хаотичное движение героя может вернуть их назад, но обычно ничего не происходит, время заканчивается, и вы тупо теряете жизнь.
  • Если переместить героя в верхнюю часть экрана и сделать удар в прыжке, его голова “зеркалится” в нижней части.
  • В момент, когда Рене держит врага для удара коленом, можно выполнить удар в прыжке, после чего противник забавно задергается, и уже не встанет.

Renegade III: The Final Chapter



Год создания: 1989
Авторы: Bob Wakelin, Andrew P. Deakin, Ivan Horn, Jonathan Dunn, Bob Wakelin

Сюжет. В этой части снова похищают подругу Рене. Чтобы ее спасти, герою приходится отправиться в путешествие во времени. Честно говоря, самая странная и бестолковая игра в серии. Из всей игры мне нравится только загрузочный экран. Герой в версии для «Комода» выглядит и двигается, как умалишенный. В игре 4 однообразных локации: доисторический уровень, Древний Египет, Средневековье и будущее.

Скриншоты:



Особенности:

  • Была разработана версия для Amiga, но так и не была выпущена.
  • Игра была высоко оценена в журналах (например, 91% баллов присуждено Crash), но была «опущена» фанатами за сюжет, плохую физику, отсутствие боссов, оружия и двухпользовательского режима. Мне даже попадалось видео, где автора спрашивают, не были ли редакторы журналов финансово заинтересованы в таком завышении рейтингов.

Римейки и версии фанатов


В свое время я перебрал все доступные римейки. Честно скажу: играть в большинство из них невозможно. Единственный вариант, который мне действительно понравился:


Скачать его можно здесь: https://www.ys3.org/target-2006/

А еще Rafal Miazga в 2015 году сделал для спектрума мод, в котором изменил фоны уровней и включил число врагов для однопользовательского режима, как для двоих.


Могу выложить образ, если кому-то понадобится.

Пара слов о версии для Спектрума



В процессе подготовки материала я прочитал несколько интервью основного разработчика Ренегата ― Майка Лэмба. Мне запомнились несколько моментов:

  • Мы вполне могли остаться и без Ренегада — Майк так долго ждал свой заказанный Спектрум, что чуть не потребовал у производителя вернуть деньги.
  • Те, кто играл во вторую часть, знают, что там масса багов. Лэмб потратил уйму времени на то, чтобы исправить большую их часть. И по ходу правок вносил в игру улучшения. Возможно, благодаря этому у нее шикарный геймплей и графика.
  • На вопрос, что было лучше/хуже в Speccy Майк ответил: лучше всего был Z80. Намного лучше, чем 6502 в C64. Отсутствие аппаратной прокрутки и спрайтов заставляли программистов выжимать все, что было в машине. И программисты на Спектруме были гораздо сильнее, чем разработчики для Commodore.

Кроме Ренегата я с трудом вспомню похожие по играбельности. Разве только Subway Vigilante (1989). В 90х на том же Спекки появились и Double Dragon и Teenage Mutant Hero Turtles, но это уже совсем другая история…

Напишите в комментариях, что еще помните про серию игр Renegade?

Комментарии (14)


  1. temnikov_vasiliy
    20.05.2023 09:22
    +1

    когда играли на zx в TR то она была какой-то тормозной. оказалось что это была багованная версия. на zx-online есть версия без тормозов.


  1. Timnet
    20.05.2023 09:22
    +3

    Когда видишь скриншоты старых игр, прям появляется само ощущение магии из детства, юности когда ждал загрузки игры и появлялась картинка.


    1. wilelf Автор
      20.05.2023 09:22
      +4

      Иногда загрузочный экран был лучше самой игры.


      1. saboteur_kiev
        20.05.2023 09:22
        +1

        А когда понимал как самому сделать загрузчик , казалось что ты познал суть всего.


        1. Lexst
          20.05.2023 09:22
          +1

          И там еще «оставалось» особенного - плавающая скорость, рисование во время загрузки, да и вообще изменение любых стандартных функций и визуализаций

          Например имя игры - ограничено было количеством символов…

          не вопрос - есть спецсимволы выводящие “AND”, “LET”… например «LIVE AND LET DIE”


          1. saboteur_kiev
            20.05.2023 09:22
            +1

            Или символы бэкспейса, чтобы затереть Program:

            Плавающая скорость - ускоренные загрузчики не всегда хорошо читались. А рисование во время загрузки - фича прикольная, но сказывалась на качестве, ибо процессорное время уходило на отрисовку, поэтому алгоритм загрузки должен быть оптимальным.
            Но в принципе, там ничего сложного не было


      1. kmatveev
        20.05.2023 09:22
        +1

        Это в полной мере относится к Renegade 3, заставка красивая, игра - и некрасивая, и играется плохо. И первый уровень "prehistoric" ещё самый визуально чистый, следующие уровни, средневековый и футуристичный - это просто каша из пикселей


  1. kmatveev
    20.05.2023 09:22
    +2

    Рисовать спрайты на клетчатой бумаге - это мы делали, прямо в школьных тетрадках. А вот рисовать спрайты на миллиметровке - это интересно, до такого мы не додумывались. Может, потому что миллиметровка была дороже.


    1. saboteur_kiev
      20.05.2023 09:22
      +1

      В те времена, когда использовалась миллиметровка, она доставалась бесплатно. Немного, но бесплатно.

      Во всяком случае на спрайты или свой шрифт - более чем достаточно


      1. dizatorr
        20.05.2023 09:22
        +1

        Тоже, в своё время, играл в ТР. Лучший идибей на моей памяти. Особенно понравился режим на двоих игроков. Если учесть, что нам приходилось делить Спекки на двоих с братом, то редкие многопользовательские игры заходили влёт.

        А спрайты мы рисовали не на миллиметровке, слишком мелкие клетки, а на бумаге для графопостроителей. Там клетки были крупнее.


        1. saboteur_kiev
          20.05.2023 09:22
          +1

          The Way Of The Exploding Fist - я думаю лучший файтер на спектруме.

          А Laser Squad - лучшая PVP игра


  1. Lexst
    20.05.2023 09:22
    +1

    Спасибо автору за очередное столь теплое и душевное путешествие в юность :)

    Премного благодарен.

    Программирование на 8-битных машинах с пространством в 48к «мозгов» было своего рода уже искусством…


    1. wilelf Автор
      20.05.2023 09:22

      Особенно приятная ремарка Майка Лэмба насчет программистов для Спекки.


  1. Taritsyn
    20.05.2023 09:22
    +2

    …, то на вид персонажей и элементы сюжета для Renegade заметно повлиял фильм об уличных бандах “Воины” (1979).

    А название игры было придумано под влиянием телесериала «The Renegades», который был создан одним из продюсеров фильма «Воины».