Не так давно случайно от человека, снимавшего на моих глазах видео с квадрокоптера DJI Mavic, услышал про FPV, что он, мол, хочет такой себе квадрокоптер купить.

Почему, спрашиваю, у тебя же есть уже аппарат для съемки, чего не хватает? Что, там у FPV камера лучше?

Камера-то хуже, но вот зато он может очень точно маневрировать очень близко около объектов съемки. Пролететь впритирку к дереву или к скале, залезь в любую дырку, кадры снять подинамичнее, поинтереснее.

Я и до этого заметил во время той видеосъемки, что управлять-то DJI Mavic несложно. Но вот управлять тонко, точно вовсе не так уж и просто.

Слова того человека о точном маневрировании с квадрокоптером FPV мне понравились и я начать курить ту тему... Очнулся уже будучи владельцем нескольких квадрокоптеров FPV.

Поразило 2 аспекта: как это удивительно дешево (ну для опытного ИТ-разработчика с соответствующей зарплатой) и как же трудно научиться им управлять (зато когда научишься, то ого-го).

Терминология

В дальнейшем широкоизвестные дроны-квадрокоптеры типа DJI Mavic назовем «нормальными».

Строго говоря, принято называть человека управляющего дроном - пилотом. В этой статье он называется или «пилотом» или «оператором».

Принято называть пульты управления «аппаратурой». Я использую этот термин или «аппаратура управления».

Принято называть передатчиком приёмопередатчик, установленный в аппаратуре управления. Соответствующий ему приёмопередатчик в дроне принято называть приёмником. Повелось так, полагаю, еще с древних времен, когда радиосвязь была однонаправленная. Но современные протоколы включают в себя обратную связь (команды в направлении дрона, телеметрия от дрона и пакеты туда-обратно для регулировки качества связи) поэтому фактически и в дроне и в аппаратуре управления именно приёмопередатчики, это термин я и использую.

Что же это за дроны FPV?

В «нормальном» дроне огромное количество автоматики:

  1. Автоматика следит, чтобы дрон не перевернулся.

  2. Автоматика следит, чтобы дрон не налетел на препятствие.

  3. Автоматика следит за высотой.

  4. Автоматика удерживает дрон на месте и возвращает домой на место взлета.

Поэтому пилот «нормального» дрона это и не пилот фактически, а оператор. Он просто задает направление полета туда, где нужно что снять видео (или выполнить какие-то другие работы).

В FPV‑дроне такой автоматики минимум. Поэтому оператор FPV‑дрона полностью определяет полёт. И да, поэтому он именно пилот. А еще пилот/оператор обязательно контролирует полет дрона в шлеме или очках, отсюда и FPV в названии (First Person View).

аналоговые очки с всенаправленной антенной
аналоговые очки с всенаправленной антенной

В чем разница — пример:

Вы можете взлететь на «нормальном» дроне. И пойти пить чай. Как допьете чай, так обнаружите дрон всё так же летающим недалеко от того места, где его оставили (для зануд: в зависимости от модели, настроек дрона и ветра — дрон может дрейфовать по ветру или возвращаться на исходное место вопреки ветру или просто совершить посадку).

Если вы отпустите стики аппаратуры управления FPV‑дрона, то, скорее всего, ваш дрон упадет на землю через несколько секунд. Для зануд: да иногда, но далеко не часто, в FPV‑дронах встречается функция автовозврата на точку взлета после потери связи с управляющим дроном пилотом; некоторые модели имеют автоматику удержания высоты, но реализовано это барометром, так что на точность поддержания высоты не надейтесь. Основное отличие в том, что пилот управляет FPV‑дроном непрерывно, минимально полагаясь на автоматику, автоматика практически никак не защищает FPV-дрон.

Для зануд: существуют FPV‑дроны с кучей автоматики. Например, DJI Avata. Ты просто указываешь направление полета. Все нюансы на себя берет автоматика. Но здесь не о таких моделях. Если отключить у DJI Avata автоматику и приобрести взамен штатного управления аппаратуру DJI Remote 2, то тогда мы превратим DJI Avata в обычный FPV‑дрон. В будущем наверняка в FPV‑дроны повсеместно будут встраивать автоматику подобную автоматики Avata, но пока 99% FPV‑дронов — это устройства с ручным управлением.

Отступление про DJI Avata. При отключении автоматики Avata превращается в обычный FPV-дрон. Только неоправданно дорогой тогда. И стоимость ремонтов будет весьма велика. При включенной автоматике, напротив, управлять Avata очень просто.

Фу, скажите вы, зачем нам в 21-м веке, когда ИИ скоро захватит мир, настолько трудоемко и настолько вручную управлять дроном?

А манёвренность и скорость, ответят вам все фанаты FPV!

Вот что дает с точки зрения видеосъемки:

Да, некоторые из этих кадров можно снять на «нормальный» дрон легко, некоторые — с трудом. Но некоторые из этих кадров возможно снять только на FPV‑дрон, полёт которого оператор контролирует полностью.

Конечно, при желании можно многое преодолеть и если не ставить себе крайних целей по видеосъемке, то разница между «нормальным» дроном и FPV не всегда велика:

Даже хоббийное устройство - вещь с весьма впечатляющими характеристиками. Вот рекорд скорости на квадрокоптере:

Есть и чисто спортивное применение FPV-дронов.

Это пример тренировки. Причем видео без ускорения:

Как нетрудно догадаться, падают FPV-дроны при таких полетах нередко:

Но починить FPV‑дроны в домашних условиях несложно и недорого, даже не обладая выдающимися навыками (просто т. н. крупноблочный ремонт, замена отдельных поврежденных компонент).

Для «нормальных» дронов самостоятельно вам удастся починить только небольшие повреждения. По всем прочим — отправлять в сервисный центр. И это действительно дорогие ремонты.

Уже несколько лет нет необходимости самостоятельно заниматься дроностроением. Выпускаются, наверное, даже сотни моделей FPV‑дронов на любой вкус. Но если вы заходите всенепременно своими руками собрать с нуля — это тоже возможно. Все необходимые компоненты легко купить.

Основные направления этого хобби:

  • Cinematic - видеосъемки в полете. Похоже на видеосъемки, сделанные "нормальными" дронами, но включающие более динамичные кадры, которые невозможно снять с "нормальным" дроном.

  • FreeStyle - по сути тоже видеосъемки "глазами дрона", но здесь идет заточка на совсем уж безумные манёвры. Расслабляющего видео тут не будет, а вот головокружение от его просмотра словить можно.

  • Racing - гоночки с крутыми поворотами и препятствиями. В отличие от предыдущих двух самоценности видео с самого дрона не представляет. При том что съемки сделанные в Cinematic и FreeStyle понятны и зачастую интересны далекому от дроноведения человеку самой картинкой, то съемки Racing для стороннего человека выглядит как бессмысленное мельтишение, ну а чтобы понимать что происходит нужно быть "в теме".

Что нужно типичному владельцу квадрокоптера

Аппаратура — так называют пульт для управления дроном. Ниже по тексту я называю его или «аппаратура» или «аппаратура управления». Прежде всего. Ниже поясню почему начинать нужно с аппаратуры.

Шлем или очки. Дронов у вас может быть много, но шлем/очки могут быть общие для всех.

Собственно, квадрокоптер (или даже гексакоптер). Если вы с усилием пробьетесь сквозь долгое плато получения первичных навыков управления FPV‑дроном, то квадрокоптеров у вас будет несколько, с разными характеристиками, — быстрые или плавные, дальнолеты, квартирные, для полетов рядом с людьми и опасные и т. п.

Много аккумуляторов. Дело в том, что от одного комплекта аккумуляторов вам удастся полетать типично минут 5–20.

Экшн-камера для записи видео/фото. Камера должна быть обязательно со стабилизацией. Основная камера, что встроена в дрон изначально годится только для управления дроном, обычно качество изображения в таких камерах невелико. Исключения бывают. Впрочем, недавно появившаяся (и недешевая) DJI O3 вполне себе годится и для своей прямой функции управления дроном и для видео/фотосъемки тоже приемлема. Впрочем, GoPro, всё же всё равно лучше.

Запчасти: пропеллеры, рама, реже моторы. Такую вещь как повреждение электронных плат (плата полетного контроллера, приёмопередатчика и пр.) - это редкость. Камеры повреждаются чаще плат, но на фоне пропеллеров, моторов, рам - не так часто.

Конечно, можно и дрон самому сделать (это не особо сложно, готовых компонентов продается множество) и конкретное сочетание дрон‑шлем/очки‑аппаратура самому подобрать. Но на сегодня в продаже есть уже неплохие стартовые комплекты.

Отвертки, паяльник - да, понадобятся. Для ремонтов. Но если вы плохо разбираетесь в том как паять электронные компоненты - не важно. Ведь можно ограничиться и крупноблочным ремонтом, это просто.

Комплекты для начинающих

Такие комплекты принято называть RTF, то есть комплекты «готов к полету» (Ready To Fly). В них входит сам дрон, аппаратура управления, аккумуляторы, шлем.

Из лично мне знакомых комплектов, которые вполне могу рекомендовать:

  • RTF-комплект GEPRC TinyGo 4K

  • и RTF-комплект с BetaFPV Cetus X

  • или чуть проще модификации годятся: все прочие варианты RTF-комплектов TinyGo (не 4К) и Cetus Pro. Вариант Cetus Lite (не X и не Pro) - не рекомендую, то уж действительно детские игрушки.

Плюс полезно докупить сразу дополнительные аккумуляторы, запасные пропеллеры плюс запасные рамы.

Все эти модели, несмотря на ощущения несерьезности - вполне себе полноценные квадрокоптеры с приемлемой аппаратурой управления и удивительно неплохими за такие небольшие деньги шлемами.

И эти модели не для квартиры, как могло бы показаться. Для квартиры они слишком резвые. Хотя если вы олигарх и потолки вашей квартира метров 15, то тогда для квартиры тоже можно.

GEPRC TinyGo 4K уже имеет неплохую встроенную камеру с возможностью записи видео на карту памяти в самом дроне (это касается именно модификации TinyGo 4K; модификации TinyGo не 4К такой возможности не имеют, возможности их камер совпадают с описанными ниже возможностями Cetus X). Однако эта камера без стабилизации и на совсем уж качественное видео не рассчитывайте, хотя в целом изображение неплохое (примерно как на смартфон). Обратите внимание, что для записи качественного видео вставлять карту памяти нужно именно в сам дрон. Карта памяти нужна скоростная (это же 4К), но дрон, насколько мне известно, не поддерживает карты памяти то ли больше 64 Г то ли больше 128 Г (проверял с 64 Г). В шлеме тоже есть возможность писать видео, но качество видео переданного по радио значительно хуже исходного. Из минусов - аппаратура управления недальнобойная (метров 100 в лучшем случае) и редкого стандарта, с другими дронами использовать не получится. Хотя в самом дроне легко поменять приёмопередатчик с целью перевода его на более современный протокол радиоуправления.

У BetaFPV Cetus X минусы обратные - проще камера, но лучше связь. С Cetus X видео качественное записать не получится (сам дрон видео не пишет, пишет видео только шлем, но качество этого видео так себе). Но зато Cetus X несет на борту более современный протокол удаленного управления по радио. Есть две версии этих RTF-комплектов: из них предпочтительнее вариант с более современным и перспективным протоколом ExpressLRS 2.4 МГц. Впрочем, второй вариант FrSky тоже хороший и надежный протокол. Вы и отлетать сможете намного дальше (на ExpressLRS, возможно, что даже на километры в условиях прямой видимости). И использовать эту же аппаратуру управления с куда как более серьезными дронами купленными позже тоже сможете, оба этих протокола актуальны.

Комплект GEPRC TinyGo
Комплект GEPRC TinyGo

С точки зрения полётов обе модели примерно равны. Обе слишком шустры для дома. Поэтому, несмотря на их размеры, вряд ли у вас получится научиться летать в квартире, не выходя на улицу.

Но не начинайте летать сразу же после покупки

Хотя кого я обманываю: вы попытаетесь. Но у вас не получится. 100%. И, с большой вероятностью, вы повредите дрон, если не сразу, но после нескольких десятков попыток полетать — точно повредите.

Именно поэтому, вообще говоря, вам не нужен изначально сам дрон.

Достаточно аппаратуры управления. Её следует подключить к компьютеру (распознается как геймпад). По кабелю USB-подключаются подавляющее большинство. Некоторые умеют и по Bluetooth. Отдельные модели всё же не умеют иммитировать геймпад, обращайте внимание при покупке.

И тренироваться в симуляторе. Если налетаете часов 30 в симуляторе то минимизируете вероятность повреждения вашего дрона в первых же полетах.

Если у вас уже есть геймпад, можно попробовать в симуляторе на нём. Но не стоит увлекаться, если понравится, так как аппаратура управления конструктивно и тактильно всё же отличается от геймпада и после первичного ознакомпления переходить к уже обучению на геймпаде всё же не стоит.

Программ-симуляторов множество. Вот, имхо, самые известные:

  • Liftoff Micro Drones

  • The Drone Racing League Simulator

  • FPV Freerider Recharged

  • FPV.SkyDive

  • DCL - The Game

  • TRYP FPV

  • Uncrashed FPV Drone Simulator

  • Velocidrone Simulator

Большинство из перечисленного доступно в Steam и стоит дешево.

Отмечу, что полной реалистичности полетов ни у одной из этих программ нет. Кто-то лучше реализует физику полёта на дроне, кто-то хуже. Но это всё равно лучше, чем просто ломать и ломать свой дрон, тренируясь.

Мой личный выбор TRYP FPV, так как физика более-менее сходная с реальностью и не столь скучные карты, хорошая музыка.

Есть нюанс с подключением к компьютеру аппаратуры RTF-комплекта TinyGo. Если другой рекомендованный мною RTF-комплект Cetus X содержит аппаратуру управления, которую можно просто подключить USB-кабелем к компьютеру и сам дрон вам для этого не понадобится, то c RTF-комплектом TinyGo лучше USB-кабелем подключить сам дрон, а не аппаратуру управления (аппаратура будет связана с дроном по радио). При этом сам дрон нужно будет перевести в режим эмуляции джойстика. Как это сделать можно посмотреть в видеоинструкции, там всё просто (главное не меняйте в настройках ничего кроме описанного в инструкции), на возможность управлять дроном в обычном полете эта настройка не влияет:

Оба опробированных мною вариантов - это не такие уж и маленькие квадрокоптеры.

Tiny Go на 40 мм пропеллерах, а Cetus X на 50 мм пропеллерах. Такие летают довольно шустро и более-менее долго.

Еще есть и еще мельче - это модели на раме 65 мм с пропеллерами 31 мм. Я бы не рекомендовал их для обучения из-за их более скромных летных характеристик. Но если вам принципиально учиться именно дома или прямо-таки жесткие ограничения на бюджет, то тогда подобные модели могут быть вам интересны.

HappyModel Mobula6 (не 7) это рама 65 мм, пропы 31 мм. Еще интересная модель BetaFPV Meteor65 (не Pro) и именно с именно FrSky. Это такой же мелкий дрон.

Но все же из небольших моделей наиболее эффективными являются квадрокоптеры на раме 75 мм с пропеллерами 40 мм. Наиболее близок к этим параметрам TinyGo. Поэтому у него самое большое полётное время от одного комплекта аккумуляторов. Имхо, это удобнее для обучения.

Немного про полеты и управление

Важно! Какой то из переключателей вашей аппаратуры управления (как правило левый угловой) - это Arm/Disarm, то есть включение и отключение моторов дрона. Всегда переводите в положение Disarm, если вам не нужно лететь. Можно (и нужно) дизармить также при приземлении. Можно делать это заранее, невысоко над землёй. Дрон просто упадет. Ничего ему не будет на небольшой высоте. Зато пропеллеры грязь и камни на земле не разгонят, траву не закрутят вокруг оси двигателя.

Аккумуляторы от дрона должны быть всегда отключены, если вы прямо сейчас не летаете. И из соображений безопасности (пропеллер дрона способен порадовать медицину) и из соображений перегрева (видеопередатчики греются значительно, и даже не всегда хорошо в полёте-то охлаждаются при обдуве, что же говорить про неподвижное состояние дрона) и из соображений разряда аккумуляторов (их и так хватает не особо надолго). Никаких других включателей, кроме механического подключения разъемов аккумуляторов к дрону не имеется на FPV-дронах.

Наиболее распространенный режим маппинга стиков — это Mode 2. Пусть вас не смущает 2 в названии. Именно Mode 2 и есть самая распространенная настройка стиков. И по умолчанию именно она и включена, скорее всего.

Поскольку аппаратура управления универсальная, то можно встретить обозначения Throttle/Rudder/Aileron/Elevator. Эти термины для радиоуправляемых самолетов/планеров. В случае с квадрокоптерами используется терминология Throttle/Yaw/Pitсh/Roll.

Тут левый стик вперед — это Throttle, то есть газ, то есть скорость вращение пропеллеров. Важно! Исходное положение — левый стик к себе. То есть минимальная скорость вращения пропеллеров. Движение вперед‑назад — это единственное не подпружиненное движение на стиках.

До взлета нужно привести переключатель Arm/Disarm в положение Disarm (выключено), а Throttle перевести в минимальное состояние (к себе). Если этого не сделать — типичный дрон не будет даже пытаться стартовать. Некоторые умные аппаратуры или человеческим голосом или обозначениями на экране напоминают об этом исходном состоянии.

Левый стик влево‑вправо. Подпружиненный, чтобы возвращался в центральное положение. Как правило. Это Yaw или «рыскание». Поворот головой (камерой и всем телом FPV‑дрона влево‑вправо).

Pitch — правый стик вперёд‑назад. Как правило подпружиненный и стремится вернуться в центральное положение. Это «тангаж», то есть наклон вперёд‑вниз или назад‑вверх. Соответственно, это или движение дрона вперед или движение дрона назад (или торможение).

Roll — правый стик влево‑право. Как правило подпружиненный и стремится вернутся в центральное положение. Это «крен», то есть наклон влево или вправо.

Для осуществление поворота, типично, нужно управлять и Yaw и Roll одновременно. Это вам посложнее чем управление автомобилем или велосипедом.

Держат стики или по компьютерному — сверху пальцами, как на геймпадах обычно.

Или, лучше держать щипком за стики сбоку. Что, в теории, позволяет более точные движения пальцами выполнять. Хотя один из лучших FPV‑пилотов России известный как Гавр, как я заметил, держит, всё же, по‑компьютерному.

Режим Angle. Самое начало лучше с него делать. Дрон стремиться принять горизонтальное положение, когда вы отпускаете правый стик. То есть наклоняется вперед-назад-влево-вправо только пока вы держите правый стик с усилием. Но после возвращения стика в исходное положение, дрон будет продолжать лететь по инерции (или по ветру). То есть остановки при отпускании стика не происходит.

Это в теории. Но на практике далеко не на каждой аппаратуре стики надежно возвращаются в центральное положение, далеко не вся аппаратура управления надежно считывает положения стиков. Поэтому зачастую в настройках задают мертвые зоны в центре, когда небольшие отклонения стиков считаются как будто отклонения и не было.

В режиме Angle, имхо, следует недолго потренироваться, чтобы понять что к чему. И переходить в режим Acro.

В режиме Acro вы получаете большую подчиняемость дрона. Ведь в конечном итоге это то, ради чего мы от «нормальных» дронов перешли к FPV-дронам. Это и в видеосъемке позволяет получить более интересный результат.

Впрочем, если уж никак не получается научиться летать в режиме Acro, то вполне можно всегда летать в режиме Angle. Или в сходном с режимом Angle режиме Horizon.

Что за Acro такой сложный? Разница в том, что дрон полностью подчиняется стикам и не делает никаких попыток вернуть себе горизонтальное положение даже после возврата правого стика в «нулевое» положение. Вернуть дрону горизонтальное положение может только сам пилот FPV-дрона движением стика в противоположенном направлении относительно исходной команды отданной дрону.

Место для обучения — открытая площадка. С низкой травой и мягкой землей. Потерять в высокой траве или разбить об бетон дрон — это раз плюнуть.

Многие дроны оборудованы пищалкой, которая включается при потери управляющего сигнала, но это, по опыту, не очень облегчает поиск дрона.

Больше пользы от умения шлема/очков записывать последние секунды полета. Имея такую запись, вы, возможно, сможете сориентироваться на местности и понять где именно нужно искать.

Для особо тяжелых случаев существуют компактные‑легкие с независимым питанием устройства, передающие сигнал на специальные пеленгаторы. Но эти устройства точно в комплекте не идут. Их нужно будет установить самому.

Полёты над водой — 100% вероятность потерять ваш дрон. Но ничего. Вам же останутся очки/шлем и аппаратура управления. А дрон можно купить и новый. Но обидно, что карта памяти, на которую записывалось видео полета над водой, останется на дне.

Сразу начать летать не получится. Но при упорном обучении. При начале обучения в симуляторе. После 10–30 часов практики. Тогда всё у вас получится. Вот доказательство, с нуля на ваших глазах за 5 дней:

Какие еще есть дроны и аппаратура на рынке?

Теперь перейдем к обзорке кое‑чего из имеющегося на рынке. Тут я не претендую на всеобъемлющий обзор. Мои интересы в квадрокоптерах ограничены несколькими, но далеко не всеми классами устройств.

Наиболее распространенный вариант - с 4-мя пропеллерами, то есть квадрокоптеры. 6-ти пропеллерные варианты изредка, но встречаются. Вообще существуют варианты с 3 или 8 пропеллерами и других их числом, то это уже большая редкость.

Самые мелкие класса tiny whoop
Самые мелкие класса tiny whoop

Класс TinyWhoop — небольшие дроны. Не требуют регистрации в РФ. Внешне выглядят как игрушка. Хотя внутри, зачастую, и серьезная начинка (некоторые модели могут улетать на километры). Типичный TinyWhoop имеет защиту пропеллеров, то есть так называемые дакты. Эта защищает и дрон от повреждения. И вас от повреждения. Даже маленький дрон может поранить человека, уж очень быстро вращаются пропеллеры.

Рекомендованные выше TinyGo 4K и Cetus X относятся к этому классу.

Бывают совсем мелкие (расстояние между осями пропеллеров по диагонали 65 мм и пропеллеры 31 мм), но от этого не становятся совсем уж детской игрушкой. Именно рама 65 и пропеллеры 31 мм — это маневренные дроны для прохождения трасс с кучей препятствий.

TinyGo 4K, Cetus X — имеют пропеллеру и раму побольше и не такие маневренные. Но они и попрочнее и подольше летают, и поустойчивее на небольшом ветру. Поэтому более пригодны к обучению.

Класс cine whoop, пример квадрокоптера с пропеллерами 3,5 дюйма
Класс cine whoop, пример квадрокоптера с пропеллерами 3,5 дюйма

CineWhoop — тоже с защищенными дактами пропеллерами, но побольше. Но уже способные без напряга таскать на себе дополнительную камеру типа GoPro (а лучше облегченную версию GoPro). Настроены на плавный полет, что хорошо для съемки видео.

Типичный диаметр пропеллеров 2–3.5 дюймов. Чем больше, — тем дрон стабильнее. Эти дроны уже требуют регистрацию в РФ. Существуют специальные облегченные камеры, например, SMO 4K. В камере для видеосъемки важна стабилизаций.

Существует 2 возможности записывать видео/фото: на карту памяти непосредственно на дроне установленную или на карту памяти, установленную в шлеме/очках. Качество записи, которую можно сделать в шлеме/очках, как правило, значительно хуже. И эта запись нужна только для поиска упавшего непонятно где дрона. Основные же результаты видео и фотосъемки пишутся на карту, что несет на себе сам дрон.

Теперь смотрим на дроны без дактов, защищающих пропеллеры. Сразу обращаю внимание: летать возле людей на таких дронах нельзя. Скорость вращения пропеллеров огромная. И даже небольшие модели способны вращающимися пропеллерами разрыть в теле немаленькую рану. А большие модели вообще крайне опасны.

Класс freestyle
Класс freestyle

Freestyle. Дроны для трюков. И для того, чтобы глазами дрона снимать интересные видео с этими трюками, поэтому типично на такие дроны ставят экшн-камеру. Видео бывают весьма интересными даже для людей далеких от дроноведения.

Фристайл подразумевает видеосъемку, иначе зачем всё это:

Интересно описано про фристайл тут, есть и исторический экскурс в технику и обучение начинающей дронерши трюкам фристайла и примеры видео выдающихся фристайлеров:

Переходим к гоночкам.

Race. Гоночные. Как правило поменьше-полегче фристайловых. Так как нести на борту отдельную видеокамеру им не нужно.

класс long range, типичный дальнолет с 7-дюймовыми пропеллерами
класс long range, типичный дальнолет с 7-дюймовыми пропеллерами

Long Range. Дальнолёты — пропеллеры, моторы и настройка дронов сделаны таким образом, чтобы они могли летать как можно дольше. Оборудованы более «дальнобойной» радиосвязью для управления. Умеют сами возвращаться в точку взлета в случае потери связи с аппаратурой управления.

Есть и комбинации. Например, Flywoo CineRace20 V2 вполне себе и плавно летающий CineWhoop и способный втопить скоростной дрон. А еще на нем можно снимать видео в помещениях (в просторных). И 15 минут полета — можно улететь далеко. Однако изначально он не оборудован GPS‑приемником для возврата в точку взлета.

Из дальнолётов отмечу Flywoo Explorer LR 4. Небольшой, недорогой, но далеко летающий. Или более классический дальнолёт iFlight Chimera7 Pro V2, он побольше размером, без усилий несет любую экшн‑камеру. Но несмотря на существенно отличающиеся размеры — обе этих модели, как ни странно, способны находится в полете примерно одинаковое время.

Дальность полёта ограничивается не только аккумулятором, но и радиосвязью. За городом в условиях прямой видимости можно с гарантией хорошей связи улететь и на 20–30 км. Есть и более далекие рекорды. Однако в отсутствие прямой видимости вы можете потерять связь просто залетев за скалу в 100 метрах от вас.

И тут мы переходим к радиосвязи...

Видеосвязь

Бывает аналоговая и цифровая.

Аналоговая дешево. Небольшой лаг, что важно для трюков. Низкое качество картинки.

Цифровая напротив дает картинку с высоким разрешением.

С аналоговой всё проще простого, передача видеосигнала на частоте 5,8 ГГц, есть несколько каналов. Все очки/шлемы для аналоговой видеосвязи могут подключаться к любому видеопередатчику аналоговой видеосвязи.

Есть цифровая передача видеосигнала. Тут по сути безраздельно властвует DJI и те, кто реализовал протокол DJI (фирма Caddx, например). С протоколом DJI есть нюансы — важна версия прошивки видеопередатчика и очков.

Еще есть цифровая видеосвязь от FatShark и HDZero.

Есть Walksnail Avatar - весьма похожая на DJI вещь (на самом деле это вышеупомянутая фирма Caddx и выпускает). Лично не щупал. Но комментариях пишут, что некий промежуточный вариант между дешевой цифрой Caddx Vista и топовой цифрой DJI O3

Аналоговая передача видеосигнала никак не зашифрована. Изображение с вашего дрона может получить любой желающий при использовании любого аналогового шлема/очков, если настроится на ваш канал связи (аккуратно летайте дома, не забывайте надевать трусы, соседи могут за вами подглядывать). Стандарт по сути один (PAL/NTSC поддерживают все шлемы/очки). Легко организовать подключение зрителей.

Из достоинств аналогового видео: дешевый вход (впрочем, топовое аналоговое видео ничуть не дешевле цифрового), мизерный лаг (важно для трюков), для дальнолетов тоже есть смысл — с увеличением расстояния в аналоговой видеосвязи постепенно увеличиваются шумы, при том, что цифровая же картинка фризиться и сыпется целиком при ухудшении связи. Качество видео — как в старых телевизорах (стандарт‑то тот же). Несмотря на то, что сами экраны в аналоговых очках/шлеме с более высокими разрешениями, качества видео такого вы не увидите.

Для аналоговых очков/шлема важно подобрать правильную антенну (а точнее антенны, в хороших шлемах 2 антенны одновременно, используется лучший из двух видеосигналов). Типично устанавливают всенаправленную антенну и/или направленную антенну.

две разных антенны одновременно установленных на аналоговые очки
две разных антенны одновременно установленных на аналоговые очки

Если любые аналоговые очки или шлем подходят в любому аналоговому передатчику, то для цифровой связи это не так, нужно обязательно обратить внимание на соответствие видеопередатчика и очков

Бюджетной является старая версия DJI FPV (с ней совместима Caddx Vista, но нужно внимательно смотреть на совместимость конкретных моделей и даже конкретных версий прошивок устройств; с Caddx Vista можно использовать только очки DJI).

Особо интересна - новая версия DJI O3.

DJI О3 хотя и не лишена недостатков цифровых систем (когда при ухудшении связи картинка фризится и сыпется), но обладает увивительной способностью пробивать сквозь стены, там, где аналоговая видеосвязь не работает.

DJI O3 это дорого (может увеличить стоимость вашего дрона в 2 раза запросто). Очень качественное изображение в очках. На удивление хорошо пробивает препятствия. Камера со стабилизацией. Можно сразу снимать видео даже без использования дополнительной камеры (это всё равно хуже чем современные GoPro, но для многих целей камеры DJI O3 более чем достаточно). Можно использовать только очки DJI.

Из интересных альтернатив отмечу HDZero, в этой цифровой системе видеосвязи минимизирована задержка передачи сигнала. Практически уже почти на уровне аналоговой видеосвязи - задержки минимальные.

Запись видео

Записывать видео камерой самого дрона можно только в учебных, экспериментальных и т.п. целях. Качество изображения с основных камер дронов - от так себе до не более чем неплохое. У лучших моделей камер дронов качество видео примерно как у самых дешевых-простых моделей смартфонов.

Поэтому для видеосъемки используют дополнительную камеру типа "экшн-камера" - типично это GoPro или что то полегче.

Среди камер дронов есть DJI O3, которую можно назвать исключением. Там качество заметно лучше. Есть и встроенная стаблизация изображения. Но современные версии GoPro все равно лучше.

И далеко не каждый дрон способен нести на себе дополнительную камеру. И далеко не каждый дрон способен нести на себе дополнительную полноразмерную камеру.

Поэтому энтузиасты стали вытряхивать начинку GoPro из корпусов и делать так называемые naked GoPro.

Затем и производители подтянулись: сейчас есть компактные камеры SMO 4K, Insta 360 Go, GoPro Black Bones. В таких камерах отказались от экранчика (зачем дрону смотреть на экранчик; а разбить экранчик при падении дрона можно запросто).

И отказались в особо легких моделях камер даже от встроенного питания. Некоторые такие легчайшие камеры питаются от аккумулятора самого дрона. В некоторых дронах для этого есть соответствующий разъем для питания дополнительных камер. Стандартизации с этим разъемом нет. Напряжение и тип разъема вам нужно будет перепроверить.

Иногда есть возможность с аппаратуры управления дрона дистанционно включать и выключать запись видео на дополнительной камере по необходимости. Точнее и в аппаратуре управления и в протоколе радиосвязи с дроном предусмотрена возможность передачи произвольных сигналов. Вопрос только в том выведена ли в полетном контролере возможность управлять подачей питания на дополнительную камеру или нет.

Важным фактором является наличие функции стабилизации изображения в камере. Все же дрон летит дергано.

Впрочем, если стабилизации в самой камере нет, то есть запасной вариант. Дрон умеет записывать лог своих параметров, в том числе и работу датчиков (акселерометры, гироскопы, компас, координаты с GPS, высота, напряжение/сила тока аккумулятора и пр.). И прочитав с дрона этот лог, вы можете наложить его на видео с помощью программы, которая учтёт дергание дрона в полёте и стабилизирует изображение. Например, для этих целей можно использовать ПО Gyroflow

Но как вы увидели из описания процесса - встроенная в камеру стабилизация делает вашу жизнь проще.

Еще одна видеозапись - функция DVR в шлемах/очках.

Большая часть шлемов/очков, даже как это не удивительно даже многие дешевые модели, умеют записывать то изображение, которое вы видите своими глазами в шлеме/очках.

Качество изображения переданного по радио в дрон довольно посредственное (у новейших цифровых систем видеосвязи с этим получше). Его предназначение - проиграть вам последние кадры полета дрона с целью, чтобы вы смогли найти место куда дрон упал.

Дело в том, что когда мы сосредоточены на самом полете и управлении, мы не всегда запоминаем ориентиры места падения дрона.

У некоторых моделей дронов есть возможность установить карту памяти для видеозаписи в сам дрон (речь не об отдельной дополнительной экшн-камере, а о встроенной осноной камере дрона). На такой карте памяти видеозапись будет намного более высокого качества чем в очках/шлеме с функцией DVR. Но в поиске дрона это вам не поможет, так как для доступа к этой карте памяти нужно найти сам дрон.

Неоднократно видео видео, как дроноводы при утере дрона переживают не столько о самой железяке, сколько об утерянной записи. Ибо без той видеозаписи в полёте и смысла не было, получается.

В этих условиях единственный оставшийся видеоматериал - это то низкокачественное видео, которое дрон успел передать по радио на шлем/очки.

Шлем или очки?

Очки дороже, но легче. По том, что лучше для ощущения полёта и управления дрона нет единого мнения — кому что больше нравится: люди, привыкшие к шлему, не всегда торопятся переходить на очки, даже если у них появляются на это деньги, говорят, что картинку видят в шлеме иначе, другой угол зрения и им так больше нравится.

Для аналоговой видеосвязи — выбор огромный и нет ограничений на совместимость оборудования.

В комплектах GEPRC TinyGo и BetaFPV Cetus идут на удивление неплохие шлемы (для такой цены). 

Лично мой выбор для аналоговой видеосвязи получше/подороже — это шлемы и очки Skyzone.

Для цифровой видеосвязи — выбора очков мало (шлемов вообще не знаю). Не забывайте и про необходимость выбирать для цифровой видеосвязи только совместимое оборудование.

Радиосвязь для управления

В случае использования цифровой видеосвязи DJI O3 можно использовать и аппаратуру управления DJI, так как цифровая видеосвязь и сигналы управления находятся в одном и том же блоке DJI O3 на дроне.

Тем не менее, даже при использовании цифрового видео DJI O3 многие предпочитают ставить отдельное устройство для реализации радиоуправления. Например, я слышал о неприятном моменте — если разряжаются очки, то и аппаратура управления тут же отключается. Может быть, это уже пофиксили?

В случае же аналоговой видеосвязи — у вас и выбора нет. Нужен отдельный приемник/передатчик управляющих радиосигналов.

Стандарты для управления (и получения телеметрии):

  • Стандарт DJI, который вы получаете одновременно с цифровой видеосвязью DJI O3.

  • Futuba, FlySky — протоколы старые, недальнобойные, плохо с передачей телеметрии, но зато очень дешево, не жалко потерять; отмирающие протоколы, но до сих пор используемые.

  • FrSky (а точнее протоколы D8, D16) — недорогое оборудование и качественно работающий протокол, шустро работает (в частности для трюков важно), распространенный протокол.

  • TBS Crossfire 868 МГц (ЕС, Россия) / 915 МГц (США, Азия, Австралия) — дальнобойный, качественный, оборудование недешево.

  • TBS Tracer — скоростной, качественный, оборудование недешево. Но, имхо, уже опоздал. Оборудования для этого протокола не особо много. Ну а в связи с недавним большим наступлением ELRS, то в Tracer, может, уже и смысла нет.

  • ExpressLSR (ELRS) — открытый протокол, в последний год‑два совершил рывок в распространенности. Есть 2 версии 2,4 ГГц — скоростная, и 900 МГц — дальнобойная. Хотя, как показывают эксперименты, то и на 2,4 ГГц можно далеко летать (в пределах прямой видимости).

Полагаю, что за ELRS будущее.

Но есть нюанс:

Если TBS — это разработчик и производитель в одном лице — и с совместимостью устройств у них все хорошо. Аналогично всё хорошо и с FrSky.

То ELRS разработчики отдельно, производители отдельно, нередко приходится колдовать, чтобы завести комплект приемопередатчик дрона и приемопередатчик аппаратуры управления.

Впрочем, когда вы берете готовый RTF-комплект, например Cetus X с ELRS можете не волноваться по поводу совместимости.

На сегодня так:

  • FrSky (наиболее распространенные варианты протоколы D8 и D16) — дешево и надежно и быстро, но не дальнобойно (до километра в пределах прямой видимости). Полно и аппаратуры разной ценовой категории.

  • TBS Crossfire — на сегодня это хорошо для дальнолётов. Дорого. Но надежно. Для того же Racing я бы не стал его рекомендовать, великовата задержка управления. Но люди все же и для Racing практикуют.

  • ExpressLRS — хороший универсальный вариант. Но готовьтесь первое время поразбираться что как прошивать и как настраивать. Opensource же.

Учитывайте, что FPV‑дроны предполагают самостоятельный ремонт и модификацию. То есть поменять приёмопередатчик одного протокола на другой — тривиальная задача, требующая просто внимательности и аккуратности.

Антенны

Можно начать с штатных антенн.

Но если вы летаете далеко, то выбор антен это отдельный аспект тюнинга.

Упомяну про любопытную особенность аналоговых шлемов/очков в этой связи: использование 2 антенн одновремено. Одну антенну ставят всенаправленную, вторую направленную. Шлем/очки выбирает лучший сигнал из двух.

С цифровой видеосвязью, как правило, с антеннами уже изначально "со стока" ситуация лучше.

Разумеется и подбирать антенны полезно улучшения дальности и качества связи не только для шлема/очков, но и для аппаратуры управления и для самого дрона.

Замороченные люди проводили и тесты: да, выбор антенны действительно влияет.

Пульты управления дронами принято называть просто «аппаратура»

Из недорогого:

BetaFPV Lite 2 или чуть более дорогой Lite 3 Pro. Неплохие за такие деньги пульты. Встроенный протокол или FrSky или ELRS. Lite 3 Pro более интересен: стики на датчиках Холла и экранчик для настройки. Компактно.

Radiomaster TX12. Универсальная. Полноценная. Куча настроек. Есть встроенный FrSky или ELSR на выбор (не одновременно). Поддерживает установку дополнительных приёмопередатчиков любых других протоколов (например, TBS Crossfire) в самом распространенном и практичном форм‑факторе. Не большая, но и не маленькая аппаратура.

Подороже:

DJI FPV Remote Controller 2. Компактно. Поддерживает только протокол, который у вас будет одновременно с цифровой видеосвязью DJI O3. Но многим этого достаточно.

Radiomaster TX16s. Вообще на все случаи жизни. Куча настроек, можно запрограммировать на разные ситуации. Не компактно. Встроенные протоколы FrSky или ELSR и возможность дополнительно можно устанавливать приёмопередатчики в самом распространенном и практичном форм‑факторе для любых других протоколов. Лучшие стики (ну если не рассматривать аппаратуру за совсем уж баснословные деньги). Не компактно.

TBS Tango 2 Pro V4. Дорого. Качественно. Компактно. Протокол только TBS Crossfire. Впрочем, учитывая, что к другой аппаратуре придется покупать приёмопередатчик протокола TBS Crossfire отдельно, а у них дорогие приёмопередатчики - то получить сразу и аппаратуру и приёмопередатчик вместе по цене TBS Tango 2 Pro V4 не так уж и дорого.

аппаратура управления разного размера
аппаратура управления разного размера

Тюнинг как аппаратный так и программный

FPV-дроны сконструированы так, что позволяют легко вносить модификации.

Вы можете провести аппаратную модификацию (замена пропеллеров, замена моторов, приладить GPS‑приёмник для автоматического возврата в точку взлета, антенны разного вида и т. п.).

А можете провести программную модификацию, определяющую поведение дрона: например, как сильно он будет реагировать на движения стиков или с какой мощностью будет работать передатчик т. п. Программировать тут ничего не нужно. Есть удобные конфигураторы режимов работы прошивки дрона с кучей настроек.

Даже выбор аккумулятора для конкретного полета — это тоже тюнинг. Можно летать на более легком аккумуляторе шустрее, лучше маневрируя. Или дольше и спокойнее на более тяжелом аккумуляторе. Но и тут не все просто. Слишком тяжелый аккумулятор способен не увеличить, а уменьшить время полета.

Аккумуляторы непростые

Мы привыкли, что аккумуляторы нас особо не напрягают.

С аккумуляторами же FPV-дронов всё не так просто:

  • Их нельзя оставлять на зарядке без присмотра

  • Длительное хранение рекомендуется в частично заряженном состоянии в холодильнике

  • Бывают аккумуляторы, которым желательна зарядка до чуть разных напряжений (скажем, у аккумуляторов типа допустимое LiHV напряжение зарядки чуть выше; если вы будете заряжать обычные LiPo этим напряжением то убьёте их; если же вы будете заряжать LiHV напряжением приемлемым для LiPo, то вы не будете использовать дополнительные возможности LiHV по обеспечению более длительного полёта)

  • В самолетах перевозить можно только в ручной клади, но не в багаже

  • Хранить для защиты от пожара от самовозгорания лучше в специальных сумках или железных ящиках

То есть аккумуляторам нужно будет уделить несколько больше внимания, чем обычно.

Правила полета на дронах с точки зрения государства

В России формально правила строгие:

От винта! Готовимся правильно к запуску беспилотника — от постановки на учет до разрешения на полеты / Хабр (habr.com)

Разрешение на полет дрона в 2022-м / Хабр (habr.com)

Правила полетов БВС - Flydrone

Фактически, если ваш дрон небольшой и/или вы не летаете в людных местах и если не пожалуются соседи - то люди летают.

Собственно, большой дрон без защиты пропеллеров штука опасная, а искать его после падения не просто. Поэтому типично владельцы таких дронов всегда летали на больших открытых участках в отсутствии людей.

В Европе дроноводы всё больше в нелюдных местах летают, насколько я видел. Связано ли это с какими местными ограничениями или просто у них так принято из соображений безопасности - не скажу. Знающие люди, опишите, пожалуйста.

По странам ex-СССР особых жестких ограничений не заметно. В целом, дроноводы, вижу, нечасто летают в людных местах, но всё же летают там. Знающие люди, опишите, пожалуйста.

Комментарии (69)


  1. Pyhesty
    29.05.2023 09:24

    "Длительное хранение рекомендуется в частично заряженном состоянии в холодильнике"

    добавлю свой опыт - все литиевые аккумы (не только FPV) на длительное хранение кладу в холодильник (50-100% заряда) - итог за 7-10 лет очень медленная деградация, в частности внутреннее сопротивление и не раздуваются всем рекомендую, а во вторых безопасность - в охлажденном варианте они значительно более безопасные

    по статье, для тех кто с нуля, рекомендую следующую последовательность: посмотреть видео, если понравилось, то попробовать в симуляторе не более одного-двух дней, если появилось желание дальше в FPV - то купить пилотажный пульт (для симулятора или настоящий), это не дорого но теперь в симуляторе будет "по настоящему". Если будет получаться и захочется в живую - то уже читать и пробовать в железо =) В симуляторе желательно нагонять 8-10 часов, если нравится, то 30 часов. Я полетел после 8 часов и всё равно разбил свой квадрик в первом полёте =) Ну и да, нужно сразу готовить себя к тому, что первый квадрик разобьешь, так что деньги сразу на два откладывать =)


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24

      Но не с клавиатуры, всё же, пробовать в симуляторе. А как минимум с геймпада.

      Если же геймпада еще нет и всё равно покупать, то, имхо, имеет смысл рассмотреть приобретения именно аппаратуры управления, а не геймпада. Разница недорогой аппаратуры в цене с геймпадом невелика.


      1. Pyhesty
        29.05.2023 09:24

        попробовать естественно с геймпада, по этому и не рекомендую больше пары дней на геймпаде летать в симуляторе, только попробовать, так как разница с пультом и геймпадом - пропасть и нужно сразу учиться на реальной аппе

        ps: я написал, чтобы предостеречь тех, кто сначала покупает аппаратуру/квадрик, а только потом пробует в симулятор (или забивает), потом разбивает квадрик и всё на этом заканчивается, таких примером у меня много. По этому рекомендую с симулятора, если выдержи в симулятор нет, то в хобби такое лучше не идти, так как вероятно, что забросишь


      1. buldo
        29.05.2023 09:24

        Наверное стоит в статье отметить, что многие elrs аппы или tx модули умеют прикидываться Bluetooth геймпадами


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24

          Знал и написал, что по кабелю USB - вообще все, кроме уж самых примитивных.

          Про беспроводной режим не подумал, хотя в моей модели он и есть. Спасибо.

          Про беспроводной режим добавил.


  1. VadimProfii
    29.05.2023 09:24

    Хотелось бы выяснить, продается ли что-то в России и примерный порядок цен. Спасибо.


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24
      +1

      В России продается, и навалом.

      Вход в хобби стоит около 25-35 тыс. рублей, это и сам квадроптер, аппаратура управления, шлем, аккумуляторы.


      1. VadimProfii
        29.05.2023 09:24

        Благодарю!


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24
          +1

          Потом расходы такие примерно:

          расходники это пропеллеры - это сотни рублей за комплект из четырех штук, редкий комплект пропеллеров стоит дороже 1000 рублей.

          ломают рамы и canopy (защита сверху рамы) - но рамы "учебных" дронов-квадриков это тоже дешевле 1000 рублей типично. Да есть дорогие, скажем, 10 000 рублей, но это уже рамы квадриков побольше, явно на таком учиться не будете.

          моторы - это уже ближе 700-1500 рублей даже для небольших учебных "учебных"

          аккумуляторы примерно так же сумма 700-1500 рублей для небольших "учебных", аккумуляторов нужно побольше, имхо, так как их хватает на не особо большое время полета, а возвращаться домой после каждой пары разряженных аккумуляторов это неудобно.

          Причём, после того как уже ты оказываешься в теме, то можно покупать компоненты с AliExpress, когда ты уже понимаешь, что именно тебе нужно. Это будет немного дешевле.


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24
          +1

          Если же зайти с другой, с небюджетной стороны, то из самых дорогих аспектов:

          Цифровая видеосвязь. Цифровые очки начинаются только с 40 000 и заканчиваются на 100 000 рублях. Цифровые видеопередатчики, устанавливаемые в дроны, тоже существенно дороже аналоговых. Для сравнения аналоговый топовый шлем это 30 000 рублей.

          Racing - гоночки. Если заниматься этим серьезно, постоянно тренироваться, принимать участие в соревнованиях, то это постоянные поломки, начальный вход где-то от 100 000 руб. и ежемесячные траты на уровне 20 тыс. на ремонты.

          С другой стороны, если заниматься Cinematic (видеосъемка более-менее спокойная), то особо ломаться на регулярной основе там нечему, разве что захочешь снять особо интересный кадр, но ошибёшься и упадешь. Топовый Cinematic-дрон стоит 30-50 тыс. рублей + хорошая экшн-камера к нему дополнительно 30-50 рублей.

          Но это уже для опытных. Использовать такое оборудование для обучения не рационально.


          1. chipset2022
            29.05.2023 09:24

            Почему ничего про систему walksnail не рассказано? Уровень качества видео между вистой и О3. При этом по цене первых Dji.


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24

              Walksnail это тот же Caddx, вторая торговая марка. Вы ввидимо имеете ввиду Walksnail Avatar?

              Упомянул. Но не щупал лично, про качество не скажу. Ваше замечание добавил в статью.


      1. z7max
        29.05.2023 09:24
        +4

        Да да. Точно. 25 за все // я тоже жене так сказал. :)

        На самом деле вход значительно дороже. И это даже если не сильно в топовые железки уходить и брать все на алишке.

        Пульт - от 7-8 (jumper t-pro)
        Очки - 30 (skyzone 4)
        Квад - 25 (nazgul5)
        зарядное устройство на 2 канала - 5 (ToolkitRC M6D)
        аккумов штук 5 хотя бы - 7-8 (1500 4s)

        И это будет минимальный вход в аналоговый вариант.
        Сюда еще пойдет расходка на всякие пропеллеры, проводочки, паяльник, запчасти (а ремонтировать по началу будешь постоянно)....

        Цифра будет несколько дороже (+30 примерно), но зато качество картинки будет просто потрясающим.

        А это как раз тот вид хобби, где вся информация и ощущения ты получаешь через зрение. И начиная экономить на этой части оборудования, лишаешься значительной части кайфа от ощущения присутствия в полете.

        Как вариант бюджетного вхождения - взять в группе в телеге FPV барахолка б.у. железки.

        Там постоянно народ обновляется и можно вполне сэкономить на части оборудования.

        А статья классная. Все доходчиво и в одном месте собрано. И, что важно, более или менее актуально текущего состояния хобби.


        1. buldo
          29.05.2023 09:24

          Очки за 30к и дрон за 25 это нифига не вход.

          Вход - это б/у eachine ev800 за 5к максимум и дрон-самосбор за 10-15к


          1. mumamum Автор
            29.05.2023 09:24

            Не согласен на том, что на входе нужно обязательно жестко экономить, так как не получив изначально достаточного положительного подкрепления не захочешь заниматься больше этим.

            Самосбор - это дает полезные навыки, да.

            Но если кого-то не тянет ковырять железо с нуля самому, то сейчас за те же деньги около 10-15 тыс. руб. можно купить уже готовый и настроенный дрон и это если не смотреть б/у, а брать новым.


            1. esher
              29.05.2023 09:24

              Согласен, сам на входе вместо шлема или очков купил просто монитор с приемником, потом шлем, потом очки, сначала дешевые, потом fatshark. Итого потратил в 1.5 раза больше, чем сразу был купил fatshark. Вход в хобби с новья - 70-100к, включая нормальные очки, хороший приемник, аппу, и пару дронов, ибо падать поначалу будешь часто (и ломаться), а тренироваться все таки надо, а не уезжать домой с неотлетанными аккумуляторами. зы. в сумме и запчасти-провода-силикон-етк для ремонта.


              1. mumamum Автор
                29.05.2023 09:24

                Можно поподробнее про "силикон для ремонта"?


                1. esher
                  29.05.2023 09:24

                  Неточно выразился, набор силиконовых AWG проводов от awg12 до 30. Но можно и silicon conformal coat сюда же внести, для влагозащиты. В первый год пришлось закупить достаточно много всякой мелочевки - набор hex-болтов разных длин, набор всяких стоек от 5 до 30мм, пластиковые гайки, коннекторы jst и dupont, по 2-3 метра разных awg, змеиную кожу, и много разной термоусадки и двухстороннего скотча


          1. z7max
            29.05.2023 09:24
            +2

            Позвольте с Вами не согласится. //важный вид, поправляю монокль

            Тогда можно считать и какую нибудь игрушку с коллекторными моторами и пультом в комплекте с Озона за тысячу "входом".

            Мы говорим о достаточно высокотехнологичном хобби.
            Где нужны достаточно хорошие знания по этой теме, умение паять, прошивать контроллеры, знать хоть немного о радиосвязи и сопутствующих направлениях электроники. Оно не может быть дешевым, как ни крути.

            Для понимания, что и как я тоже начинал как раз с мелкой совсем дешевой такой леталки, пытался придумывать всякие варианты с телефоном вставленным в "шлем виртуальной реальности" и приемником Eachine ROTG01. И понимаю, что кучу железок сломал и выкинул из желания немного скроить. :)

            Потом все равно ты будешь это менять и выкидывать и на круг получится дороже.


            1. buldo
              29.05.2023 09:24
              +1

              Rotg - это уже совсем другая опера.

              Шлема для полётов вроде как достаточное качество изображения обеспечивают за недорого.


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24
              +1

              Все упомянутые мною недорогие "начальные" комплекты, укладывающиеся в 25-35 тыс. рублей (BetaFVP Cetus X, GEPRC TinyGo) - вполне себе "взрослые" модели на бесколлекторных моторах. Причем не самые маленькие. Я сам удивился, как это нынче недорого.


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24
              +1

              Это высокотехнологичное хобби, согласен.

              То что полезно паять, прошивать и т.п. - согласен.

              Но, судя по написанному, вы давно начинали. И в те времена было, всё же, сложнее.

              В последнее время это хобби радикально упростилось. И по прежнему ничто не мешает собирать и модернизировать дрон самому.

              Одновременно с этим на рынке полно сбалансированно собранных и корректно настроенных моделей. Крупноблочный ремонт которых освоить легко.

              Даже те же прошивки Betaflighter или ExpressLSR - автоматически подтягивается необходимое из интернета, автоматически прошивается. Нужно только вручную пару галочек поставить.


              1. z7max
                29.05.2023 09:24
                +2

                Пробежался по алишке - действительно цены на готовые наборы - вполне доступны. Они дадут общее понимание главного отличия от "мавиков" - эффект присутствия и полную свободу полета!

                И нужно же, с чего то начинать! А там глядишь, человеку понравится, втянется и понеслась....

                Еще раз - статья отличная!


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24
          +1

          Очки - конечно дороги. Шлемы значительно дешевле.

          Я привел 2 конкретных весьма неплохих стартовых комплекта в статье, где уже всё необходимое включено: GEPRC TinyGo и BetaFTP Cetus X, опробовав их лично. Там на удивление неплохие шлемы (или шлема), учитывая их цену, и неплохие сами дроны. Аппаратура управления не топ, но приемлимо.

          И как раз 25-35 за весь комплект. Включая вообще все. Даже запасные пропеллеры. Я бы добавил только аккумуляторов и запасные рамы.

          Рекомендовать Nazgul5 для начала (то есть в качестве учебного) - это вы видимо людей ненавидите и хотите кого-нибудь всенепременно покалечить во время учебы?

          Nazgul5 хороший дрон, спора нет. Но учиться с таким нужно там, где людей поблизости вовсе нет. И закладывать в бюджет дополнительные поломки, ведь пропы-то не защищены.

          В то же время, как на дроне поменьше с защищающими пропы и людей от них дактами можно не подвергая никого риску и реже ремонтируя сам дрон.


          1. z7max
            29.05.2023 09:24

            Я не в коей мере не критикую статью.
            Она хорошо написана, актуальна и интересна!
            Иллюстрирующие ее видео дают хорошее представление о FPV в целом!
            Просто мы вкладываем немного разный смысл в свое представление о хобби. :)

            И ощущение от полета на 5" шустром 6s кваде, когда жмешь тапку в пол, ток в районе 150А, а звук переходит в визг где-то уже далеко вдали.... это сложно передать и сравнить с маленькой комнатной леталкой.

            Минивупы это прикольная, шустрая жужалка, но и ощущение от полета будет совсем другое.
            Недаром нет какого то одного универсального аппарата, для каждого есть свое применение и ниша.


  1. buldo
    29.05.2023 09:24

    Для адептов open source есть вот такой видео линк https://openhdfpv.org/


  1. z7max
    29.05.2023 09:24

    И еще "небольшое дополнение" (сарказм если что).
    После того как научишься летать в симуляторе, немного поиграешься с аппаратурой и очками у знакомых и только только собираешься пойти в поле и открыть полетный сезон.....
    Читаешь вот эту статью: https://www.rbc.ru/society/29/05/2023/6405b7949a7947573103d1dc
    и заранее начинаешь придумывать - как ты будешь объяснять полиции, что ты не у...нский диверсант. И понимаешь, что конфискация этих "недорогих" железок - это еще лайтовый вариант развития событий.


    1. buldo
      29.05.2023 09:24

      Сейчас самый просто способ легально летать - тини вупы для полётов по дому. + В отдельных городах некоторые устраивают закрытые трассы для тренировок


      1. mumamum Автор
        29.05.2023 09:24

        На tinywhoop и на улице никто внимания не обратит.

        Причем tinywhoop есть для дома (65 мм) и вполне себе уличные, которым дома тесно (90 мм)


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24

      У меня учебный квадрик был размером с ладонь. Формально это БПЛА. И нельзя на таком, формально, летать даже в пределах 5 км от аэропортов. Фактически, он выглядит как игрушка. Хотя и способен залететь на 9-ти этажку.

      Если вы занимаетесь чем-то экстремальным типа гоночек, это вообще нельзя делать там, где есть скопления людей.

      А вот если вы мечтаете полетать вокруг каких нибудь архитектурных объектов, поснимать их, то да, это будет проблемой. И формально и фактически лучше бы получить разрешение на это.

      Из всех моих знакомых никто не заморачивается разрешениями - все летают где-то, где мало людей. На природе.

      Если в городе - то в заброшках.

      Если прилюдно, то на малюсеньких квадриках.

      Единственное, что потребовало согласования (и оно было дано, но заморачивался этим не сам пилот-оператор-дроновод, а кто-то из организаторов) - съемка с квадрика рок-фестиваля местного значения.


    1. DGN
      29.05.2023 09:24

      До 250 грамм легально летать на чем угодно и где угодно. Ну условно где угодно, на Красной площади не стоит наверное даже бумажный самолетик запускать. К полиции относиться спокойно, иметь документы, подписанный дрон, весы может даже и распечатку закона. Они просто отрабатывают сигналы населения.

      Никаких законов ужесточающих дроноводство пока вроде бы нет, но надо за этим следить.


      1. mumamum Автор
        29.05.2023 09:24

        Фактически, хочется надеятся, что так и есть. Но формально нельзя много где - всякие диспетчерские зоны и т.п.

        Разрешение на полет дрона в 2022-м / Хабр (habr.com)

        От винта! Готовимся правильно к запуску беспилотника — от постановки на учет до разрешения на полеты / Хабр (habr.com)


      1. katletmedown
        29.05.2023 09:24

        Уже до 150, и регистрация дрона это не проблема, страховка в 1 клик, согласование плана полета - тоже. Сейчас в половине регионов просто запрет на полеты. И да, "на чем угодно и где угодно", не вводите людей в заблуждение) https://flydrone.ru/flight-rules/


      1. Fedorkov
        29.05.2023 09:24

        Ещё надо погуглить местные распоряжения.

        У нас в Питере запретили летать до конца июля.


  1. VVitaly
    29.05.2023 09:24
    +1

    Из вашей статьи можно делать такой вывод - "нормальный" квадрокоптер оснащенный камерой позволяющей вести Online трансляцию с отключаемой (и частично отключенной вспомогательной автоматикой) = FPV дрон/квадрокоптер.
    Отображение с дрона не обязательно на шлем/очки, может и простой монитор или экран смартфона/планшета (главное чтобы ПО управления дроном работало). Все "ограничения" (для соблюдения "законного использования") отключаются обычно програмно. Для увеличения "дальнобойности" FPV передачи есть и дешевые усилители WIFI. "Цена вопроса" (в зависимости от комплектации дрона) начинается от суммы чуть более 10 тыс. руб.


    1. buldo
      29.05.2023 09:24

      Зачем усилитель для аналога, если есть передатчики на 1.5W?


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24
      +2

      FPV-дроны это устоявшая международная терминология. Понятно, что включив зануд-мод, к ней можно придраться. Но эти придирки следует адресовать не ко мне, а к мировому сообществу. В языке вообще много слов, которые по факту означают одно, но при буквальной их трактовке означают другое.

      Про "нормальные" дроны в статье есть раздел "Термины".

      Это внутристатейная терминология, введенная мною специально для этого поста. Обычная практика. Мог бы использовать термины "дроны типа А" и "дроны типа Б". Так как использую - проще и понятнее.

      "Нормальный" - где не нужно длительного обучения, тебе помогает куча автоматики дрона. А серьезная авария требует обращения в сервис.

      В FPV без серьезного обучения не обойтись, иначе постоянно будешь разбивать дрон. Да и после обучения - разбить (чаще или реже) свой дрон это норма для FPV-шника.

      Впрочем, терминология взята не с потолка, а используется и другими людьми:

      https://youtu.be/8hHNm-dFicc


      1. VVitaly
        29.05.2023 09:24

        Остается вопрос - "А кто вас заставляет включать автоматику (там где она есть и ее отключить можно)?" FPV - это не обязательно "без автоматики", это First Person Vision - и ничего более....
        И причем тут "серьезная авария требует обращения в сервис "? Это если вы не знаете в какую сторону отвертку крутить... На любой дрон есть запчасти...


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24
          +1

          У "нормальных" дронов с защищающей и помогающей автоматикой другие допуски на задержку передачи информации к пилоту. У инженеров стояли другие задачи. Исходя из этих задач и скорость и манёвренность полета заложена другая и пр.

          Единственная на сегодня модель из обоих миров - DJI Avata. К чести DJI вторая попытка с Avata намного удачнее первой модели DJI FPV. Но вас неприятно удивит стоимость ремонта, если всё же вы захотите попробовать летать на этом квадрике без автоматики, чтобы реализовать все её возможности по съемке высокодинамичного видео и рисковых пролётов.

          И нет, полный комплект запчастей для нее не общедоступен (разве что с разборок других разбившихся Avata). DJI примерно как Apple себя ставит. У них отличные технологии, дорого и невозможно починить самому даже если умеешь.


          1. ErshoffPeter
            29.05.2023 09:24

            Зря вы так про DJI - я сам чинил, народ чинит и будут чинить. Запчасти - на AliExpress.

            Вы ещё удивитесь, наверно, что Mavic-и перепрошивают.


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24

              У меня у самого очки DJI Goggles хакнутые...

              Прямо-таки все-все запчасти доступны? Ремонтник в фирме, специализирующейся на DJI (преимущественно Mavic) говорит, что далеко не всё можно заказать или цены безбожно высокие, приходится много частей брать из разбитых.

              А для простых компонент очень разные цены:

              Пара пропеллеров DJI Air 2 стоят 2000 рублей за пару

              Сходные по размеру пропеллеры 7,5 дюймовые пропеллеры для не DJI, а для FPV-дронов стоят 1000 рублей за 4 штуки.

              Да я понимаю, что в лоб сравнивать нельзя, пропеллеры DJI складные, что их усложняет. Я и не спорю с высокотехнологичностью DJI.

              Это просто два разных мира, с очень разной начинкой, с очень разными ценами. И с очень разными возможностями и по полёту и по управлению и по тем видеосъемкам что можно получить в результате.


              1. ErshoffPeter
                29.05.2023 09:24

                Дык дело ж не в ремонтопригодности, а в цене. И разборку никто ж не отменял тех, что отлетались уже. ????


      1. VVitaly
        29.05.2023 09:24

        Ну и разделение дронов существует... Их много. Если про FPV - то камера дрона транслируется Online, в отличии от "не FPV" - нет камеры или она только пишет/снимает на локальную память. К слову гоночные дроны существуют и не FPV....


        1. ErshoffPeter
          29.05.2023 09:24
          +1

          On-line понятие растяжимое - для управления коптером в полёте без поддерживающей автоматики (долго подбирал как сказать - это прежде всего удержание горизонта в свободном висении и полёте) нужно обеспечить задержку от камеры до монитора не более 25 мсек. Иначе управление уходит в раскачку из-за запаздываний в управлении.


          1. VVitaly
            29.05.2023 09:24

            Остается простой вопрос. Как связано управление без поддерживающей автоматики и FPV категория дронов? Я уже выше писал - есть категория гоночных (высокоскоростных и без автоматики) дронов без наличия FPV функции. Любители устраивают гонки, причем ровно так же как раньше это делали (да и сейчас) на авиамоделях. Для аналогии, есть гоночные авто и все они преимущественно на ручной коробке (без автоматики), но это не мешает называть гоночным автомобиль с высокой удельной мощностью с коробкой автомат. Автоматика упрощает управление (это ее цель), но вносит свои собственные "коррективы".
            И еще вопрос, а в чем собственно цель ручного "удержание горизонта в свободном висении и полёте", чтоб помучиться с общим управлением дрона? Ну давайте и оборотами каждого из винтов в ручную тогда управлять, или на ваших "не нормальных" дронах вы так и делаете? Каждый из винтов - отдельный ручной регулятор оборотов? :-)


            1. ErshoffPeter
              29.05.2023 09:24

              Прощу прощения - я неправильно выразился изначально - речь идёт не об удержании горизонта, а об остроте реакции дрона на отклонения стика пульта. Очевидно, что это всё настраивается и у FPV-дронов оно гораздо более острое, чем у съёмочных. То есть буквально на миллиметр отклонил стик и дрон уже рвётся вперёд или даже совершает культбит.


              1. VVitaly
                29.05.2023 09:24

                К функции FPV эта "особенность" не относится. Руль в автомобиле так же можно настроить "острее" или "тупее", ровно так же и реакцию на стики управления дроном. Причем программным путем. Но вопрос чувствительности датчиков стиков и порога регулировки моторов дронов - это так же не FPV функциональность (а от этого и зависит максимальная "острота" управления).


      1. oleg_rico
        29.05.2023 09:24

        большое спасибо за детальный обзор, небольшое уточнение всё-таки хотел бы добавить.

        Мой старый-престарый фантом fs40 обладает режимом отключения всей автоматики.

        Не знаю, как у самых современных, но относительно старые дроны обладают режимом отключение и GPS и с помощью полёта.

        Кстати, именно так я и пытался в самом начале управлять своим дроном и не понимал почему у меня не получается:)


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24

      Вес усилителей Wi-Fi какой? А энергопотребление? Какая задержка передачи информации? Впрочем, Wi-Fi используется на "нормальных" дронах для получения отснятого видеофотоматериала.

      Для передачи изображения с курсовой камеры, что пилот использует для управления - вы не успеете отвернуть от дерева или скалы.

      А вот для "нормальных" дронов, на которых подобные высокодинамичные кадры не снимают это не является проблемой и там Wi-Fi годится.

      Если бы радиоуправляемые модели не были большой индустрией, то можно было бы пытаться приделать не лучшим образом подходящие под задачу технологии из других областей. Но существуют изначально заточенные решения.


      1. buldo
        29.05.2023 09:24

        Справедливости ради стоить отметить, что продаются двусторонние усилители на 2.4 и 5.8 для DJI и других цифровых систем, предназначенные специально для дронов.


  1. Gryphon88
    29.05.2023 09:24

    Извините за небольшой оффтоп, хочу спросить про очки/шлем. В соседней теме обсуждают ноут с очками вместо экрана, и в комментариях все VR-очки ругают. В этой же теме очки значительно дешевле всех перечисленных, и никаких претензий к ним нет. Можете про очки рассказать чуть подробнее, какие с ними неудобства?


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24

      Дешёвые - это для аналогового видеосингнала. Качество картинки там явно не для работы.

      А с цифровыми всё логично по цене, проверил сейчас. Очки для FPV с встроенными приёмником, разумеется, дороже, чем чисто VR-очки. Ведь прочее железо в них примерно сопоставимо.

      VR-очки Oculus Quest 2 при большем разрешении стоят примерно столько же сколько одни из самых дешевых цифровых очков для FPV модель DJI Integra.



  1. Germanjon
    29.05.2023 09:24

    По странам ex-СССР особых жестких ограничений не заметно.

    В Узбекистане дроны массой 250 и более грамм или оснащённые камерой - запрещены. Из-за этого часто возникают проблемы у туристов, которые приезжают посмотреть и поснимать с любимым четырёхпропеллерным другом.


  1. Fedorkov
    29.05.2023 09:24

    Это пример тренировки. Причем видео без ускорения

    На тот момент пилоту было 15 лет. Сейчас он летает ещё быстрее.


    1. NikitaKA
      29.05.2023 09:24

      Более того, он уже успел (неделю назад) объявить о том, что делает перерыв в гонках, потому что устал и перестал получать удовольствие...


      1. feivur
        29.05.2023 09:24

        Фпв гонщики живут 1, реже 2 сезона. Сам этот путь прошел. Потом энтузиазм угасает, потому что это большой расход денег, времени и, главное, нервов. И нет перспектив.


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24

          Я бы не говорил столь уверено насчет сезон-два. Конечно, всегда есть кто приходит попробовать. Есть, те что не задерживаются. Есть те, кто остаются надолго.

          А так-то есть люди что и по 7 лет занимаются:


          1. feivur
            29.05.2023 09:24

            Это не мои слова про год-два, а статистика. Редкие пилоты задерживаются именно в гонках дольше. Тут нужно понимать разницу между спортом и хобби в общем. Сам с 15 года летаю на самосборах, перепробовал многое в этой сфере, в том числе активно "гонялся" в 18-19 годах. Дело не в том, что бросают когда не получилось. Результаты были хорошие. Просто от спорта устаёшь, но заниматься физкультурой по-прежнему тянет.


      1. mumamum Автор
        29.05.2023 09:24

        Многие из гоночек уходят в другое - и во фристайл и в cinematic.

        Но вот так чтобы он совсем перестал летать - это вряд ли.


  1. dailrus
    29.05.2023 09:24
    +1

    Не нужно давать вредных советов)

    Готовые комплекты типо Cetus и TinyGo имеет свои проблемы, проприетарные запчасти и т.д. Если уж начинать с вупов, то это будет Mobeetle6, Mobula7 и прочая продукция Happymodel, аппаратура в зависимости от бюджета Radiomaster: TX12, Boxer, Jumper: Tlite, Tpro. Шлем(очки) можно взять Skyzone Cobra SD, S или X. По бюджету получается тоже самое, что готовый набор, только это будет уже основательное железо с нормальной прошивкой, протоколом ELRS и внушительным комьюнити :)


    1. mumamum Автор
      29.05.2023 09:24

      Cetus X, TinyGo имеют ровно такой же набор и проприетарщины и легко заменяемых деталек внутри что и продукция HappyModel. У всех свои полетные контроллеры и корпуса. Которые, впрочем, продаются и отдельно.

      В то же время пропеллеры, моторчики и камеры и приёмопередатчики управления вполне себе любые непроприетарные можно поставить.

      Фирмы BetaFVP и GEPRC всё такие же хорошо зарекомендовавшие себя у дроноводов как и HappyModel.

      SkyZone Cobra - шлемы хороши. Но уже не самые бюджетные. Дороже шлема из комплекта раза в 2. А SkyZone Cobra X это топовый шлем (тот вообще в 3-4 раза дороже шлемов из моего примера) - цена этого шлема одного только примерно такая же как весь комплект Cetus X.

      Брать Radiomaster TX12, Boxer - вкусовщина. Это и не лучшая и не дешевая аппаратура управления. Средний уровень, который, впрочем, многих устроит.

      Приёмопередатчик ELRS есть у того же Cetux X. Не так чтобы это нужно для учебного дрона. Но он есть.

      Прошивка и у Cetus X с ELRS и у всех версий TinyGo - все та же самая распространенная в мире BetaFlighter.

      Moblite - дроны другого класса, процентов на 20% поменьше. Летают тоже иначе. И примерно на столько же дешевле. Их тоже можно использовать для обучения. Но на улице с ними тяжко.

      Модификация под видео 4К, а именно TinyGo 4K немного выпадает из сравнения, он дороже - но его цена это цена за уже встроенную неплохую камеру с возможностью сразу писать видео 4К.

      Ваше предложение не хуже и не лучше. Оно просто другое.

      Впрочем, если интересно глубоко копнуть, то к предлагаемым вами моделям есть много вопросов, начиная с прочности, а для обучения прочность фактор важный:

      FPV & Микро: Moblite6 и Moblite7 - суперлегкие тинивупы (mcheli.blogspot.com)


      1. dailrus
        29.05.2023 09:24

        Учился на mobula6, собрал все стены и ничего, а вот у цетуса хрупкая пластиковая рама...

        Суть в том, что если человеку не зайдет хобби, то бетафпв или tinygo он продаст за очень маленькие деньги на вторичке, а на общепринятое железо есть спрос всегда)


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24

          Вы транслируете свое личное знание/незнание брендов на всех людей.

          Но и BetaFPV Cetus X и GEPRC TinyGo и Happymodel Mobula - все являются довольно известными. Выбор любой модели из них - не более чем вкусовщина. Ни одна не является "аццтоем".

          Понятно то, на чем лично вы учились и научились всегда будет вызывать приятную ностальгию.


        1. mumamum Автор
          29.05.2023 09:24

          Mobula6 неплохой дрон. Но он заметно меньше, чем тот же Tiny Go на 40 мм пропеллерах и чем Cetus X на 50 мм пропеллерах.

          Mobula6 это рама 65 мм, пропы 31 мм. И для дома годится и полетать на детской площадке можно.

          Для тех, кто желает обучаться на совсем маленьком "комнатном" как Mobula6, - я бы кроме Mobula6 обратил внимание на BetaFPV Meteor65 (не Pro) с именно FrSky. Это такой же мелкий дрон.

          Однако следует понимать, что полетные характеристики подобных маленьких моделей ограничены.

          Но из самым мелких наиболее эффективными являются все же модели побольше с рамой 75 мм и пропеллерами 40 мм, поэтому не увидительно что у TinyGo столь большое полетное время.


          1. dailrus
            29.05.2023 09:24

            Всё-таки фрскай протокол уже перестают поддерживать даже в Betaflight... В комьюнити часто был брак на вупах с фрскай, приходилось внешний елрс приёмник покупать всё равно :)

            Опять же на meteor65 своя прошивка, как я помню, и это не есть хорошо для обучения


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24

              Описанная вами проблема на самом деле в совсем другом:

              Нужно различать встроенный FrSky (по SPI) и полноценный FrSky по UART.

              В случае использования FrSky по SPI обработка радиосигнала производится на основном процессоре дрона, то есть самой BetaFlight. Поэтому соответствующий программный код для обработки встроен в BetaFlight.

              Когда же вы подключаете вместо FrSky по SPI полноценный приёмопередатчик по UART то тут уже нет никакой разницы между тем что там ELRS или FrSky в этом приёмопередатчики. Тут будет один и тот же программный код в BetaFlight обрабатывать и работу с ELRS и с FrSky и Crossfire.

              При использовании встроенного FrSky по SPI нужно просто более внимательно подходить к выбору обновления версии BetaFlight (ну или вообще не обновляться со стоковой версии, которая изначально заложена в ваш дрон производителем), не забывать выбирать именно версию с поддержкой приёмопередатчиков FrSky по SPI


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24

              Своя прошивка у BetaFPV Cetus X с FrSky. У BetaFPV Meteor65 c FrSky прошивка та самая широкораспространеннейшая BetaFlight.

              Из-за использования FrSky SPI ограничения на версию прошивки имеются, цитата с сайта BetaFPV:

              For F4 1S 5A FC (SPI Frsky), we recommend using BETAFPVF411RX 4.2.11 firmware and CLI dump file offered by BETAFPV. 


            1. mumamum Автор
              29.05.2023 09:24

              Я согласен, что в наше время стоит обращать внимание прежде всего на ELSR.

              Но и в FrSky по SPI тоже есть смысл. Причём именно в подобных дешёвых маленьких моделях.

              Использование FrSky по SPI уменьшает и итоговый вес и итоговую стоимость.