Браться за новый проект всегда интересно и волнительно. Возможности безграничны. Нет никакого легаси-кода, тянущего ко дну; на этот раз мы будем принимать только хорошие решения! Начало любого проекта всегда характеризуется вдохновенной продуктивностью. Предстоит ещё так многое сделать. Как можно что-то не сделать даже за такое короткое время? Пограничных случаев не существует. Все дороги доставляют удовольствие. Нет ни тяжёлых решений, ни компромиссов, ни пользователей, ни клиентов. Только вы и бесконечный холст.

Но рано или поздно вдохновение сменяется чем-то больше похожим на… работу. На рутину. Но ведь так будет только с этим проектом, правда? Вы потеряли интерес. Страсть ушла. Он уже не такой интересный, как вы думали. Осталось сделать только самое «скучное».

У вас появляется новая идея, и вы думаете, что эту-то уж точно реализуете!

И этот цикл продолжается снова и снова, пока у вас не образуется кладбище незаконченных проектов. Вы задаётесь вопросом: как вообще кому-то удаётся что-то завершать? Что все остальные знают такого, что неизвестно вам?

Но не волнуйтесь, вы не один. На самом деле, вы, скорее, в большинстве! Многие люди мечтают создавать что-то великое, но никак не могут начать. Из тех немногих, кто начинает, очень немногие заканчивают. И эти несколько людей знают чувство глубокого удовлетворения от того, что видят готовый результат своей работы. Это удовлетворение намного глубже, чем эйфория начала проекта.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Чем завершение проекта отличается от решения задачи, которую вы вознамерились решить.
  2. Какую роль может играть страх в том, чтобы помешать вам достичь своего потенциала.
  3. Что вы получите, доделав проект до конца.

Достаточно долго завершая свои проекты, вы познаёте удовлетворение, которым может наслаждаться исчезающе малое количество людей: от создания массива завершённой работы на протяжении лет или десятилетий.

Что же сложного в завершении проекта? Почему последние 10% проекта занимают столько же, сколько первые 90%? Каждый человек и проект уникален, но на мой взгляд, всегда всплывают одни и те же две темы:

  • Чтобы завершить, нужно работать
  • Чтобы завершить, требуется смелость

Давайте начнём с работы.

▍ Работа над завершением


Обычно проект начинают с большой, единой мысли: задачи, которую вы хотите решить, или того, что хотите сказать. Это ядро проекта, его основная идея. Итак, вы готовитесь доказать одну гипотезу. И это интересно! Вы точно знаете, что хотите сделать, а обо всём сопутствующем вы почти не думаете. Код работает на вашей машине, сообщения об ошибках непонятны, для запуска нужно произнести волшебное заклинание, но он работает. Это этап вдохновлённой продуктивности.

Доказав, что ваша идея может работать, вы должны начать создавать вокруг неё оснастку — всю инфраструктуру, необходимую для превращения proof of concept в релиз. Это всё то, чего вы делать не хотите: написание документации, настройка CI, правильная обработка пользовательского ввода или выбор способа подготовки пакета к релизу. Всё это неинтересно и непохоже на то, чем вы хотели заниматься изначально, но именно все эти вещи стоят между вами и удовлетворённостью от завершённого проекта! Проекта, который вы выпустили для всего мира и которым можете гордиться.

И обходных путей нет: для завершения проекта нужен определённый объём неприятной работы. Первым делом надо принять то, что не весь путь будет интересным. Вам нужно примириться с рутиной последних 10% проекта. Это отличает людей, завершающих работу, от тех, кто об этом мечтает.

Если бы я знал какие-то секреты, то поделился бы с вами, но, к сожалению, мне они неизвестны. Возможно, это покажется вам довольно заурядным, но вот система, которая срабатывает у меня:

  1. Выделите промежуток времени.
  2. Заранее решите, над чем будете работать.
  3. Всеми силами стремитесь сосредоточиться на этом единственном аспекте.

Серьёзно? И это методика моей продуктивности?

Да.

Выполнение последних этапов работы не будет чем-то увлекательным, но нет ни способов сократить путь, ни хаков. Есть только работа. Но пусть это вас успокаивает! Никто не смог достичь чего-то великого, не сидя за столом каждый день и не борясь за это.

Одного из самых преуспевающих комиков нашего времени Джерри Сайнфелда спросили, как добиться успеха в комедии. Что же он ответил? "Просто работайте." Вот и всё. Просто работайте.

Хотя у меня нет никаких хитростей или секретов, чтобы избежать работы, существуют стратегии выполнения работы. И это различие крайне важно: невозможно избежать рутины, но можно подобрать способ выполнить её наилучшим для вас образом.

Каждый уникален. Наш мозг, среда и опыт уникальны. Идеальная для одних стратегия изначально обречена на крах у других. Я предлагаю вам начать с системы — вообще любой системы — которая хотя бы немного изменит шансы в вашу пользу. Попробуйте систему, оставьте себе то, что сработало у вас, и подбирайте те части, которые не сработали.

Лично мне нравится часами и даже днями слушать одну и ту же песню. Это помогает мне концентрироваться. Почему это, казалось бы, странное поведение помогает мне? Не знаю точно, но я уже больше половины моей жизни знал, что оно мне помогает. Я люблю просыпаться рано, когда моя семья ещё спит, закрывать Slack, переключать телефон в режим «Не беспокоить» и работать. Я даже клею на монитор стикер с заданием, над которым работаю, чтобы не отвлекаться. Иногда за эти тихие полтора часа я могу успеть больше, чем за весь оставшийся день.

Это подходит мне, но вам нужно найти то, что подходит вам. Разберитесь, как вы можете настроить себя на успех, и воспользуйтесь любым возможным преимуществом, потому что работать сложно. А найдя свою личную стратегию продирания сквозь мучительную рутину, вы столкнётесь с более глубоким и совершенно иным препятствием, мешающим завершению проектов: страхом.

▍ Страх завершения


Итак, вы прорвались, выполнили всю тяжёлую работу, привязав себя к мачте, и закончили проект, но всё равно не можете заставить себя опубликоваться. Вместо этого вы бесконечно возитесь, меняете то, что неважно, заменяете библиотеки или создаёте инструменты, пока уже не останется ничего, что можно улучшить.

Даже имея полностью завершённый проект, вы убеждаете себя, что он всё ещё недостаточно хорош, поэтому его не стоит выпускать. Вы переключаетесь на новый проект, и цикл повторяется.

Для завершения требуется работа, но ещё и большая доля смелости.

За страхом публикации часто скрывается страх подвергнуть свою работу и себя критике.

Проще и безопаснее сказать себе, что проект не совсем хорош и что лучше потратить своё время на новую (и более красивую!) идею. Вы говорите себе, что он мог быть успешным, если бы вы его выпустили, но решили этого не делать… ведь на то есть «причины». Это успокаивающий взгляд, обманывающий вас каждый раз, чтобы ваша лучшая работа покрывалась пылью на жёстком диске.

У вас есть обязанность перед прошлым собой выпустить проект. Это способ отдать должное своей работе и жертвам. Всё потраченное на проект время можно было потратить на что-то другое. За это время вам пришлось чем-то пожертвовать.

К тому же вы обязаны выпустить проект ради будущего себя. Каждый раз, когда вы не выпускаете проект, вы говорите себе, что вы человек, который не завершает свою работу. Если сказать так много раз, то вы начнёте в это верить. А избавиться от этой веры сложно. Возможно! Но сложно.

Страх реален, он существует, и вам придётся сразиться с ним.

Я писал о том, что публикация своей работы повышает вашу удачу и что огромные преимущества возникают у тех людей, кто заставляет себя нажать на кнопку «Опубликовать». Я говорил это и повторю снова: на каждого критика приходится в десять раз больше людей, молча следящих за вами и отдающих должное не только вашей работе, но и вашей смелости опубликовать её. Пусть это вас вдохновляет.

Для завершения нужна работа и смелость, но завершение само по себе становится наградой.

▍ Радость завершения


Завершение работы несёт в себе глубокое удовлетворение. Вы вкладываете огромные усилия, доводите дело до конца и показываете результат всему миру.

Вы испытываете эйфорию начала, агонию доведения до конца и трепет публикации. Но после того, как все эти ощущения изгладятся, останется глубокая и тихая радость завершения. Возможно, это станет вашим огромным успехом, возможно, нет. Этим вы управлять не можете. Но вы можете управлять тем, чтобы пройти весь путь.

Иногда завершение — это конец: вы публикуете статью, подкаст, книгу, и на этом всё. Творение приняло свой окончательный вид.

Иногда завершение — это только начало: вы релизите библиотеку, пакет, SaaS-проект, но ваша работа на самом деле только начинается. У пользователей возникают проблемы, клиенты оставляют отзывы, а зависимости требуют обновления. В каком-то смысле, не существует завершённого ПО; есть только выпущенное ПО.

Будь то начало или конец, ощутите гордость за то, что вы совершили. Вы что-то закончили. Вы — тот, кто умеет заканчивать. Продолжайте завершать свою работу, и со временем объём законченной вами работы будет расти. Завершение — это навык, и его можно совершенствовать. С каждым релизом вы будете говорить себе, что вы из тех людей, кто доводит до конца.

Однажды вы оглянетесь с тихим чувством удовлетворения на все завершённые проекты и ощутите гордость за себя. И она будет заслуженной.

Выиграй телескоп и другие призы в космическом квизе от RUVDS. Поехали? ????

Комментарии (35)


  1. GospodinKolhoznik
    01.07.2023 20:06
    +26

    Есть запал, делаю. Пропадает запал, перестаю делать. А пилить свои проекты стиснув зубы через нехочу, это насилие над собой.

    Для того, кто не работает такое наверное(!) допустимо, но для того, кто работает - однозначно нет. Давайте будем честны, ваш пет проект сделает вас богатым с ничтожно малой вероятностью, выше шанс в лотерею выиграть. А вот шансы заполучить невроз, сколиоз, гемморой, гиподиномию, хронический недосып и просто нервное истощение и выгорание, а значит невозможность потом нормально работать и зарабатывать деньги на жизнь, при таком подходе очень и очень высоки!


    1. XXXXPro
      01.07.2023 20:06
      +6

      Ну вообще-то за pet project изначально следует браться с мыслью «денег мне это не принесёт, но я сделаю что-то, что на мой взгляд важно» (либо для себя самого, либо для таких же гиков, либо для мира в целом — это уже от конкретного человека и его системы ценностей зависит).


    1. bubn0ff
      01.07.2023 20:06

      Очень верно подмечено!


  1. Porohovnik
    01.07.2023 20:06
    +8

    Что делать завершение несёт лишь опустошение от того, что ещё один этап жизни закончился, но не приносит той радости что в начале, наоборот, никаких эмоций, ибо за время выполнения проекта его идея из смутно-теореоически возможной, превратилась в реальную и тривиальную для исполнителя проекта, это откровение для самого себя тоже нужно пережить...


    1. XXXXPro
      01.07.2023 20:06
      +2

      У меня обычно бывает так: в первые несколько дней никаких эмоций просто нет — те самые последние проценты перед завершением забирают слишком много сил и внутренних ресурсов. Но потом, через пару недель, определённая гордость сделанным всё же возникает, если это либо делалось изначально для себя (как, скажем, личный сайт), либо если это было оценено окружающими.


  1. VladimirFarshatov
    01.07.2023 20:06
    +3

    Кмк, любой проект, не только разработка ПО в ИТ проходит несколько стадий: идея - проектирование - прототипирование - собственно проект - отделка и вылизывание.

    Что делать, если первые 3 стадии интересны, а последние 3 - ни в одном глазу? ;)


    1. brainix
      01.07.2023 20:06
      +1

      Заниматься только интересными стадиями и складывать их в стол? :)


      1. VladimirFarshatov
        01.07.2023 20:06
        +3

        Зачем? Передавать их тому, кому нравится доводить до ума, методично ковыряясь в начатом.

        Как пример, в своё время у меня была просто шикарная команда из 3-х "пленных немцев" (я и ещё пара).. теперь это зовется "пет проект", а тогда мы просто на троих расписали задачи и клепали "Синклеры".. на мне висело начало, исследования, поиск лучших решений, разводка.. напарник занимался "менеджментом и снабжением" как это зовется теперь - тупо доставал нужные микросхемы, детальки, искал будущих покупателей - инвесторов.. А третий в команде .. вот он как раз доводил до продажного состояния, то что было мною начато. И часто бывало так:

        -"Саша, плюнь, уже и так всё работает" в два голоса (мне жалко его время, напарника поддавливает покупатель)

        -"Ну подожди, я тут смотри какие кнопки в корпус напилил .. осталось маркировку сделать, ща, надписи нанесу.. у меня каллиграфический шрифт, от заводских не отличишь" ну вот нравилось ему это! А я терпеть не могу и не понимаю, почему тут надо обязательно зелененькую полоску забубенить, а не синий квадратик..

        Но .. надо отдать должное. Машинки выходили "не отличишь от заводских" всё подогнано, прилажено, заполировано .. красотишша!

        Насколько помню, в психологии люди делятся на 7 психотипов, и для команды важно, чтобы в ней присутвовали хотя бы 3 попарно, можно в перехлесте.. 5-7 человек, вполне можно собрать правильную команду, которая порвет всех как тузик грелку. Но .. подбирать, да сложно.


    1. engine9
      01.07.2023 20:06
      +1

      Может быть реализация не интересна по причине того, что выяснится несостоятельность задумки? (В мечтах было так хорошо и классно, пока не настала скучная пора проверить идеи в реальности).


      1. VladimirFarshatov
        01.07.2023 20:06
        +3

        Как раз наоборот. состоятельность доказывалась на втором и уточнялась на третьем этапе. Далее - не интересно, рутина: сиди и ковыряй, получится ровно то, что задумано.

        Уже несколько раз на Хабре приводил как пример "доведенного до ума в железе":

        Arduino - Atmel Mega2560: разводка всех (а не 70) ног для внешней работы, БП на 5А, сдвоенные выводы для прямого подключения исполнительных устройств + плат для стекирования, отдельная земля на генераторе и АЦП, повышенная стабильность работы и снижено потребление.

        Вид снизу: плата расширения RAM с 8кб внутренней + 512кб внешней. SD reader как жетский диск. Стекирование вниз.

        Под этот пет проект было даже начато свое ПО в виде RTOS на конечных автоматах:

        менеджер памяти, позволяющий прямую адресацию массивов до 64кб в коде (доработан линкер, т.к. память сегментированная, оно и понятно), диспетчер задач, в качестве таймера - watchdog, а не очень полезный таймер 0 как в Ардуине, драйвер I2C, был выложен. И всё к чему это привело .. срачу на соответствующем форуме. :(

        Так и лежат 4 платы, ждут своего часа.. в планах применить для своего "умного дома", но это не скоро..


        1. engine9
          01.07.2023 20:06

          Возможно, что решение в том, чтобы перепоручить скучную часть другим людям.


          1. VladimirFarshatov
            01.07.2023 20:06
            +1

            Именно! Пример выше, как проект, доведенный в железе до ума, но .. уже на третьем этапе было совершенно очевидно, что дело идет к такому. Много получил удовольствия от результата? Ну да, есть что-то где-то там "вау наконец-то заработало", но .. и только.


  1. RedHead
    01.07.2023 20:06
    +17

    Потому что цель строго говоря это точка утраты ожидания. Поэтому мозг сопротивляется, т.к. это означает конец дофамину.
    Мечтать(ожидать) всегда приятнее чем по факту обладать. Дофамин же от ожидания идет.
    Например автомобиль. Ожидаешь как купишь, как будешь ехать, как другие будут смотреть. Покупаешь, едешь, по факту всем пофиг. Да и кнопки немного не там где ожидал, на светофоре сигналят, уф.
    Кайф приносит само движение. Точка назначения кайф не приносит. Он там очень быстротечный.


  1. Sixshaman
    01.07.2023 20:06
    +7

    И эти несколько людей знают чувство глубокого удовлетворения от того, что видят готовый результат своей работы. Это удовлетворение намного глубже, чем эйфория начала проекта.

    Завершал через силу несколько проектов, не заметил ничего такого. Узнал только чувство сожаления о потраченном времени, да чувство сомнения — а стоило ли оно того?


  1. klimkinMD
    01.07.2023 20:06
    +6

    Жаль, что автор не определил, что он подразумевает под словом "проект". То, о чём написано в статье, мне кажется, раньше называлось словом "хобби" или, отчасти, "НИР" и "ОКР", причём индивидуальные.

    Завершить на "полдороге", тоже - завершить, на то он и ПРОЕКТ.

    Ну и конечно не стоит упускать из виду такой финал.


  1. wehaud
    01.07.2023 20:06
    +9

    Ни один свой пэт-проект не закончила, потому что всегда хочется сделать его вау и в итоге все загибается на стадии макета. Иногда даже сложно выбрать платформу и язык, не то что самое писать. Хорошо было в детстве, когда я могла сидеть часами создавая дудл джамп на паскале и даже не думала, что есть какие-то стандарты в разработке да и идея игры не новая


    1. engine9
      01.07.2023 20:06
      +2

      Я думаю, что затронута очень интересная и глубокая тема. Ведь наша мотивация во многом связана с общественной оценкой. В детстве, когда вами двигало любопытство, вы имели "бесконечную" мотивацию, т.к. находились в состоянии потока, в моменте "здесь и сейчас", не думая о "красоте" кода, о том что его кто-то будет смотреть и о прочих правилах.

      Вырастая, человек впитывает многочисленные социальные правила и взращивает множественные ограничения из за страха критики, осмеяния, и т.п. И в итоге получается всем нам знакомый городской невротик, который хочет что-то сделать (ведь нужно добиться успеха, а то что как лох), но при этом находящийся в тревоге, потому что пытается сразу делать все идеально, т.к. боится предполагаемых проблем в будущем.

      Это состояние противоречия мучительно и вредно для человека.


  1. metalidea
    01.07.2023 20:06
    +8

    Главное - не удаляйте свои проекты, несколько раз жалел об этом)


  1. schrodenkatzen
    01.07.2023 20:06
    +2

    Какая еще критика? Чтобы кто-то заметил твой проект нужно уже порвать задницу в продвижении и попасть в нужную нишу.

    Или иметь целую команду энтузиастов сопоставимую со стартапом.


  1. Leetc0deMonkey
    01.07.2023 20:06
    +5

    Законченный [pet] проект - самый важнейший сигнал что кандидат может работать. Никакие лайвкодинги и экзаменационные допросы на собесах это не покажут. Типа "энтузиастов с горящими глазами", которые типа "работают" только пока им интересно - пруд пруди. А вот терпеливо довести рутину до победного конца - вот редчайший скилл.


    1. N-Cube
      01.07.2023 20:06

      Тогда зачем вы нужны такому «кандидату»? Авторы линукс, тех, нгинкс и прочих живых проектов («законченный» звучит скорее как мертвый) вами ни в коем виде не заинтересуются.


      1. Leetc0deMonkey
        01.07.2023 20:06
        -2

        Законченный продукт это продукт которым может пользоваться конечный пользователь. Пусть с некритичными багами, пусть не пёстрый на фичи. А не свалка говнокода на Гите, чтобы которую завести надо ещё поплясать с бубном. Да, таких "Линусов Торвальдсов" нам не надо. Хватит, наелись уже. Нам работу работать, а не в игры в модные технологии играть.


        1. N-Cube
          01.07.2023 20:06

          Раз уж вы линукс и все прочие проекты на гитхабе назвали "свалкой говнокода", будьте любезны поделиться своими достижениями - ну, чтобы всем нам знать, к чему стремиться.


    1. Krouler7
      01.07.2023 20:06
      +1

      После прочтения какое то смешанное послевкусие. Не хватает уточнения.

      Подскажите, а каких масштабов должен быть законченный [pet] проект чтобы быть уверенным в своих способностях работать? Большинство опрошенных мною людей говорят что пет проект - почти стартап. Вы уверены что это для начинающих работать?


      1. N-Cube
        01.07.2023 20:06

        Можно просто спросить, сколько Линусов Торвальдсов нанял комментатор за свою карьеру (и услышать в ответ, что таких бездельников, пилящих дома какую-то там программу для модемов, ему даром не надо).


    1. semenvav
      01.07.2023 20:06

      Странно сравнивать некоммерческий проект с работой. В работе независимо от рутинности задачи у меня есть ровно 1 интерес - зарплата. Пока есть зарплата я автоматически заинтересован и просто делаю работу, рутинную или нет неважно, это работа за которую мне платят, как только она задерживается интерес улетучивается и работа останавливается. К пет проекту я бы вообще не относил слово "работать" это просто развлечение.


      1. Leetc0deMonkey
        01.07.2023 20:06
        -1

        Пет проект это если нет проверяемых коммерческих проектов в резюме.


    1. engine9
      01.07.2023 20:06

      >"работают" только пока им интересно

      Если руководитель "горит" интересной и не деструктивной сверхцелью, и он может осмысленно убедить команду в важности их задачи, то для людей рутина перестаёт быть непреносимой тягомотиной :)


      Так то вы правы, но мне кажется что формулировки грубые и не очень удачные.


  1. TsarS
    01.07.2023 20:06
    +9

    Хочешь сделать какой-нибудь условный "проект" для себя. Открываешь PHPStorm (ну у меня программирование и PHP, в частности, хобби) и начинается....Поставь Docker, настрой Xdebug, начинаешь писать тесты, (ну ты же крутой, ты прям по TDD) делаешь классы final, тесты не работает, начинаешь гуглить, а, надо поставить отдельную библиотеку, разбираешься с Docker, а вот это для dev, а это для prod, настраиваешь всякие контейнеры, ставишь symfony, хочешь "настроить" его "под DDD", переносишь всякие Kernel, настройки в service.yml и прочее и наконец начинаешь писать. Создаешь кучу папок (ведь хочется, чтобы было все по феншую - тут Entity, тут Value-Object), настраиваешь Doctrine (а ты с чего то взял, что ты когда то можешь поменять всю работу с базой данных и делаешь все маппинги и прочее на XML). Потом начинаешь думать, а как бы мне CI/CD внедрить, читаешь про github actions, по push, по release, по еще чего-нибудь, читаешь как это запушить сразу на сервер (ну, кстати, и берешь себе vps, ставишь туда тоже Docker), все это занимает неделю, но слава Богу тебе звонят и говорят "Пойдем пива попьем" и ты забрасываешь вот это все и идешь заниматься нормальным делом)


    1. Leetc0deMonkey
      01.07.2023 20:06

      О чём я и говорил. Способных терпеливо довести рутину до конца - единицы. А ежедневная работа - она про рутину, а не про типа "меняющие мир" кодоизобретения. Потому куда ценнее именно такой кандидат, чем непризнанный Линус Торвальдс или скоростной решатель никчемных олимпиадных задачек.


      1. superangrypinguinus
        01.07.2023 20:06

        Зачем доводить рутину до конца, если тебе уже не интересно?

        Серьезно не понимаю, что мне это даст, если я уже понял, что идея - фигня, времени, чтобы отполировать - надо 10к человекочасов (а я - один, внезапно), да и на работе - я и так 8-10 часов в день - с кодом работаю.

        Да даже если про реальные продукты а не петы. Вот вы начали разработку, в процессе - выяснили, то же самое. Проект - не взлетит, хоть вы все волосы на себе порвите. Будем до победного добивать, чтобы протранжирить не 1млн, а 100млн, и по итогу все равно закрыть проект как нерентабельный?


        1. Leetc0deMonkey
          01.07.2023 20:06

          Зачем доводить рутину до конца, если тебе уже не интересно?

          Тем что бизнесу нужен работающий продукт. А не PoC из говна и палок от очередного непризнанного гения. Который за счёт работодателя удовлетворит свои амбиции и свалит в закат.
          Понятно что если идея признанна бесперспективной, то нет смысла её доводить до конца. Но, опять-таки, никто вас ничего не заставляет делать. Я лишь высказал мнение что наличие проверяемого законченного проекта (пет или коммерческого) это очень хороший сигнал что кандидат как раз тот кто нужен бизнесу. Такого даже джуна можно не глядя на мидла брать. А если на испытательном сроке подтвердятся его способности самостоятельно доводить дело до конца - однозначно сеньйора заслуживает.


    1. plFlok
      01.07.2023 20:06

      после пары таких раз заводится проект на гитхабе, где содержатся строго приятные лично мне самому настройки для абсолютно пустого проекта.

      и на следующих спонтанных идеях эти этапы быстро пропускаются.


  1. engine9
    01.07.2023 20:06
    +1

    Мне кажется, что во многом долгосрочная мотивация обусловлена фактором социального поощрения (одобрения). Наблюдал как некоторые из знакомых "искали себя" меняя одно дело на другое и где у них "выстреливало" и в чем они затем развивались, там непременно были интерес со стороны аудитории.

    Возможно стоит посмотреть на человеческую деятельность чуть под другим углом и окажется что если за какую-то деятельность человека регулярно хвалят то ему эта деятельность начинает нравиться больше. Получается положительная обратная связь, он начинает больше практиковаться и прокачиваться, получает еще больше внимания, его приглашают как эксперта и т.д.

    Наверняка, сам он этот успех будет объяснять усердным трудом, несгибаемостью намерения и при этом искренне заблуждаться.


  1. vassabi
    01.07.2023 20:06
    +1

    мне иногда кажется, что у ЧатЖПТ-5? 6? точно будет ниша - заканчивать мои пет-проекты.

    Вроде бы остается совсем немного, но уже неинтересно - думаешь "да тут бы и робот справился!" (жаль что пока что такого робота нету :( )