Летом 2009 года работник французского офиса Alcatel-Lucent (ALU) и член Совета европейских работников компании (EWC) обнаружил забытый в принтере документ и немедленно сообщил о нем коллеге в Румынии. С этого началась история первого в Румынии профсоюза ИТ-специалистов.

Это был меморандум о передаче 500 из 1 700 работников румынского офиса, занятых в техническом обслуживании, местному отделению компании Wipro, интернациональной индийской ИТ-корпорации. Аутсорсинг должен был снизить стоимость переданных работников для ALU на 25–30%. Передача была частью глобального соглашения между ALU и Wipro, в соответствии с которым Wipro передавались работы по техническому обслуживанию в Румынии, Индии, Германии, Франции, Китае, Марокко и Египте.

Планировалось, что переданные сотрудники будут выполнять те же задачи на том же рабочем месте, что и в ALU, но их вознаграждение и другие льготы будут снижены до уровня, принятого в Wipro. К тому моменту передача между французскими офисами ALU и Wipro уже состоялась, и наш безымянный герой видел ухудшение условий труда переданных сотрудников, поэтому немедленно уведомил румынского коллегу, с которым работал по другому проекту.

Так сложились условия для создания первого профсоюза в ИТ-секторе Румынии. При поддержке международных организаций активисты ALU смогли организовать рабочее движение в румынском офисе. У них была информация о том, кто из работников будет передан на аутсорсинг, это упростило органайзинг. Совет европейских работников помог обучить активистов, а французский зачинщик посетил румынское отделение и рассказал румынским работникам о негативных последствиях аутсорсинга во французском филиале. Несправедливость внезапного ухудшения условий труда послужила дополнительным стимулом. Так возник SITT, Профсоюз ИТ-работников Тимишоара, первый в Румынии и один из первых в мире.

Румыния входит в тройку стран ЕС с самыми низкими зарплатами. Так, в 2021 году, по данным Евростат, средняя годовая зарплата в Румынии составляла €13 000 или чуть более трети средней по ЕС (€33 500), обгоняя только соседние Венгрию и Болгарию. 

Сочетание относительно низких зарплат и европейской стабильности привлекает в Румынию международные компании, в том числе из отрасли информационных технологий. Для примера, в Румынии открыты офисы Amazon, Oracle, IBM, Accenture и Microsoft.

В 2021 году в Румынии в ИТ-секторе работало 212 тыс. специалистов или 2,6% общей рабочей силы страны, а вклад отрасли в экономику страны составлял 6,7% ВВП. Для сравнения, в том же 2021 году в России, если верить вице-спикеру Совета Федерации Андрею Турчаку, насчитывалось 1,7 млн работников ИТ (2,4% всех работников), которые принесли стране 3,2% ВВП.

Румыния и Россия перешли от плановой к рыночной экономике в конце прошлого века. В обеих странах существовало массовое, но в значительной мере формальное профсоюзное движение, которое постепенно теряло популярность среди работников. 

Как и в случае России, переход к рыночной экономике изначально не затронул румынское профсоюзное движение, что, с одной стороны, обеспечивало влияние профсоюзам, а с другой – изнутри подрывало доверие к ним как к пережитку социализма. Тем не менее до 2011 года румынские профсоюзы обладали высокой централизацией, широким охватом коллективных договоров и относительно хорошей способностью к организации протестов. Активисты в румынских профсоюзах привыкли бороться за свои права, а законодательство допускало оспаривание подписанных ранее коллективных договоров.

В 90-е годы в Румынии были приняты законы, позволившие создать двух- и трёхсторонние советы и вести переговоры между профсоюзами, работодателями и правительством. Вплоть до 2010 года коллективные договоры законодательно включали в себя расширение erga omnes («на всех»), которое обеспечивало почти стопроцентный охват работников. Принятое в 2011 году законодательство отменило расширение erga omnes, что привело к снижению охвата до 20% к 2017 году.

Членство в профсоюзах снижалось по мере реструктуризации крупных компаний с 90% в 90-е до 33% в 2008 году, оставаясь при этом самым высоким в регионе.

Как и в России, роль и степень влияния профсоюзов‑наследников социализма обеспечивалась законодательством, а не активностью их участников. Трудовое законодательство формировалось в Румынии в 90-е с участием национальных конфедераций профсоюзов, которые применяли лоббирование, участвовали в трёхсторонних советах, а их лидеры участвовали в большой политике. Так, например, Виктор Чорбя, президент двух федераций профсоюзов в начале 90-х, стал премьер‑министром Румынии в 1996–1999 годах.

Участие в принятии социально-политических решений возложило на конфедерации часть ответственности за экономические проблемы страны. Заработки в Румынии оставались в тройке самых низких в ЕС, а контраст между роскошной жизнью профсоюзных лидеров и скудной жизнью работников подрывал доверие к профсоюзам.

На этом фоне румынские работники ИТ, как и их коллеги в России, не стремились объединяться в профсоюзы. Зарплаты в ИТ традиционно выше, чем в других отраслях, а быстрый рост числа рабочих мест давал ИТ-специалистам высокую мобильность. Даже кризис 2008 года затронул ИТ меньше, чем другие секторы экономики.

Но в том же 2008 году был нанесен удар по защищенности ИТ-работников, а сегментация рынка труда повысилась. План ALU передать треть штата технического обслуживания индийской корпорации Wipro перевёл бы этих работников в нижний сегмент ИТ-сектора, ухудшив условия труда при сохранении обязанностей.

Поскольку аутсорсинг был частью глобальной стратегии, остановить его было невозможно, и время на переговоры было ограничено. Однако работникам ALU удалось в кратчайшие сроки организоваться и зарегистрировать профсоюз под названием SITT. Профсоюз ставил целью добиться лучших условий найма для работников, которых ALU передавали в Wipro. 

С сентября по декабрь 2009 года профсоюз SITT при поддержке UNI Global, международной федерации профсоюзов, и Cartel Alfa, крупной румынской конфедерации, вёл переговоры с руководством ALU. Проведя ряд протестов и забастовок, 22 декабря, за несколько дней до передачи работников в Wipro, представители SITT подписали коллективный договор с руководством местного филиала и исполнительным директором ALU. Этот договор предусматривал запрет на увольнение переданных сотрудников на 18 месяцев и выплату «резервного пакета» — компенсации в размере от 3 до 10 месячных окладов в зависимости от стажа в ALU.

SITT стал инновационным профсоюзом, который построен на принципах органайзинга. Его структура была территориальной, привязанной к городу Тимишоара, и объединяла работников из двух компаний. Принятое в 2011 году антипрофсоюзное законодательство подняло порог для создания профсоюза в компании с 33% до 50%+1 сотрудника. В ответ работники ALU и Wipro запустили кампании по органайзингу, и к 2012 году добились восстановления представительства SITT в обеих компаниях.

В 2012 году ALU передала 100 работников в Accenture с сохранением членства в SITT, и профсоюз добился для них сохранения большей части пакета компенсаций. Учитывая плохие условия труда, профсоюз привлёк работников Accenture и получил представительство в третьей компании в том же городе.

Аналитики отмечают 3 типа нововведений в работе SITT.

Во-первых, это единый профсоюз, который объединяет сотрудников нескольких компаний (а не федерация нескольких профсоюзов, по одному на каждую компанию).

Во-вторых, в SITT применили инновационные методы при переговорах с работодателями:

  • договоренности с ALU распространялись на Wipro; 

  • SITT с самого начала нанял адвокатов для переговоров с руководством ALU, чего работники обычно не делали; 

  • переговоры велись не только на местном уровне, но и с глобальным исполнительным директором ALU; 

  • SITT с самого начала заручился поддержкой международных организаций: UNI Global и Совета европейских работников.

В-третьих, молодые ИТ-специалисты на аутсорсинге были новой, необычной аудиторией для создания профсоюза. Позднее успех в защите прав работников на аутсорсинге привлек в SITT работников со стандартными трудовыми договорами.

В интервью от 23 мая 2023 года Флорентин Янку, президент SITT, сообщил, что профсоюз вырос до национального масштаба и собрал 8 000 членов. В SITT вошли работники 12 компаний, в том числе Atos, HP, Infosys, Tech и Mahindra. За время существования профсоюз организовал подписание 20 коллективных договоров, которые охватывают до 17 000 работников.

В последнее десятилетие тренд организации профсоюзов в ИТ набирает обороты. Профсоюзы создаются в разных странах и экономиках (Китай, США, Европа и Израиль). Международная федерация профсоюзов квалифицированных работников UNI Global Union охватывает 20 млн работников в 150 странах. 

Мы продолжим рассказывать об опыте организации наших иностранных коллег. А вы — организуйтесь на местах и вступайте в профсоюз работников ИТ.

Комментарии (17)


  1. GospodinKolhoznik
    03.07.2023 07:26
    -2

    Менеджеры решили сократить часть рабочих мест в Румынии, и открыть их же в Индии. Чтобы противостоять этому в Румынии был организован профсоюз. И теперь менеджеры точно хотят вести бизнес именно в Румынии, где есть профсоюз, а не в Индии, где его нет. Я все правильно понял?


    1. 0mogol0
      03.07.2023 07:26
      +4

      насколько я могу судить по тексту, вы поняли неправильно.
      Менеджеры решили передать часть местных работников в ведение индийской компании с "индийскими" условиями труда. Но профсоюз сумел эти условия улучшить.


      1. edrappa
        03.07.2023 07:26

        Не обязательно худшими условиями труда. На одной моей прошлой работе такой переход проекта "вместе с крепостными" произвели дважды. Сначала из компании N в Mahindra, через несколько лет из Mahindra в EPAM. С несколькими layoff'ами по ходу. Насколько я слышал, жалобы были в основном по поводу того, что люди уходили или их увольняли, новых не нанимали, а объём работы оставался тот же. Но никаких особых ужасов не упоминали.



    1. Zueki
      03.07.2023 07:26
      +1

      Скорее нет, чем да. Румынские работники ALU, которых передали Wipro, остались в том же офисе, но перешли в подчинение Wipro. Это тоже называется аутсорсингом: человек работает на хорошую западную корпорацию, но контракт у него с другой, не такой хорошей и не такой западной. Так хорошая западная корпорация сокращает хедкаунт и, следовательно, расходы на работников, сохраняя производительность. Например, российский Майкрософт аутсорсил компании Мэнпауэр. Все работали в одном офисе, но у полноценных сотрудников были оранжевые бейджи, а у мэнпаурят – голубые.


      1. s207883
        03.07.2023 07:26
        +3

        Прям цветовая дифференциация штанов


      1. Didimus
        03.07.2023 07:26

        А чёрных бейджей не было?


  1. Ivan22
    03.07.2023 07:26
    +2

    ну и теперь, 14 лет спустя, как там дела у Румынского ИТ ?? Чем-нить выделяется от соседей?


    1. unsafePtr
      03.07.2023 07:26

      1-3% налог для айтишников кто работает контрактником в Румынии. В соседней Болгарии (живу тут) выходит налоговая тяжесть выходит около 20%. Даже сам подумываю там зарегистрировать юр-лицо, так как зачем переплачивать. Есть офисы Амазона и Майкрософта, зарплаты подтягиваются. Есть большая итальянская диаспора. Ну и съездите в западную Румынии и почувствуйте разницу, гарантирую разрыв шаблона про бедную нищую и отсталую страну.


      1. Ivan22
        03.07.2023 07:26

        ну если это благодаря профсоюзам - то снимаю шляпу


        1. unsafePtr
          03.07.2023 07:26

          Не думаю что благодаря, но покрайнеме есть грамотная политика и людей которые способны найти контракт и приносить деньги в страну не трогают.


      1. dimkrayan
        03.07.2023 07:26

        а доходы контрактника можно просто сразу тратить?
        Или их надо как-то выводить? Через дивиденды? Или даже платить себе зарплату?


        1. unsafePtr
          03.07.2023 07:26

          Можно сразу тратить, 1% берется с оборота


  1. Leetc0deMonkey
    03.07.2023 07:26

    А мне вот интересно, как скоро из РФ начнут аутсорсить в Индию?


    1. Ivan22
      03.07.2023 07:26

      ну в Китай давно уже начали


    1. loginoffvich
      03.07.2023 07:26

      обожествление грязи

      И всё же самая большая проблема Индии – это «мусор» в головах индийцев.

      Ясным солнечным днём вы идёте по торговой улице в большом городе. На часах почти полдень. Вдруг вы видите, как маленькая девочка присела прямо перед вами. А что же она делает? А она просто покакала. Просто на виду у всех прохожих.

      Покидая Дели, в пригороде вы возможно увидите травянистое поле размером примерно с футбольное. Там, сидя на корточках, десятки людей удовлетворяют свои физиологические потребности. Со стороны это выглядит как будто они пришли на пикник.

      А вы знали о том, что в индийских поездах пассажиры заботятся об отправлении естественных надобностей тогда, когда поезд останавливается на очередной станции. Вот почему на пути следования поезда у станций вы можете увидеть небольшие курганчики. Теперь вы знаете, что это такое.

      О проблеме «мусора» в головах
      Возвращаясь к существующей проблеме в головах местных жителей. Ещё в 2015 году в рамках программы борьбы за чистоту, объявленной в премьер-министром Индии Нарендрой Моди, было построено полмиллиона домашних туалетов. Не смотря на это, многие жители по-прежнему предпочитали справлять свои нужды на улице.

      Дошло до того, что специальные санитарные инспекторы стали проводить проверку использования домашних туалетов по назначению. Данные вносились в единую информационную базу контроля. Эта проверка показала, что туалеты зачастую используются как вспомогательные бытовые помещения — кладовки. Дело в том, что многие индийцы по прежнему считают нахождение туалета в доме абсолютно негигиеничным. Более 40% жителей северной Индии, у которых дома есть туалет, признают, что, по крайней мере, один из членов их семьи справляет нужду на улице.


      1. Leetc0deMonkey
        03.07.2023 07:26

        Очень увлекательно, конечно, но, к счастью, программный код не пахнет.