В прошлой статье я писал о том, как пытался увеличить конверсию из отклика на вакансию в собеседование и что в итоге получилось. 

Хочется продолжить делиться опытом и рассказать о том, что стоит делать на собеседовании, чтобы отличиться среди других кандидатов и увеличить свои шансы на получение оффера.

Я собрал для себя несколько коммуникационных лайфхаков, который помогли мне увеличить конверсию из собеседования в оффер. Теперь хочу поделиться с вами:)

Предисловие

Эта статья больше поможет менеджерам, маркетологам, аналитикам и дизайнерам. 

Конечно, ваш опыт и умения первостепенны. Важно быть хорошим специалистом и вам будут предлагать интересные проекты.

Однако, есть еще много людей, которые также пытаются получить желаемую вакансию. 

В статье я делюсь фишками по коммуникации на собеседовании, чтобы выделиться среди других кандидатов.

В начале важен настрой

Перед чем начать говорить о коммуникации, хочу отметить основные моменты, которые я обычно держу в голове, идя на собеседование.

  1. Не время скромничать. На ближайший час-полтора нужно убрать низкую самооценку и синдром самозванца в сторону. Сейчас надо рассказывать в красках о всех своих заслугах и представиться, как лучший в мире специалист. Не стесняйтесь говорить правду. 

  2. Цель компании - найти человека, который проработает на проекте долго и принесет ему пользу. Если вы придете в компанию на пару месяцев, это пойдет ей в убыток. Поэтому важны не только ваши качества специалиста, но и умение работы внутри системы. 

  3. Моя цель - найти работу по душе, за которую платят хорошие деньги. 

Отталкиваясь от этого я составил несколько коммуникационных правил и ряд вопросов, которыми пользуюсь на собеседованиях.

Как вести себя на интервью, чтобы на тебя обратили внимание?

Сделайте чуть больше, чем просят

Это один из самых действующих способов расположения к себе. Такой подход позволяет превосходить ожидания с минимальными усилиями.

Как это работает на собеседованиях? 

Во время тестирования вас часто могут попросить решить тестовое задание или кейс в котором описаны условия и задачи. 

Если вы, после решения задачи напишите свои мысли или предложения по дальнейшему развитию темы, это покажет что вы сотрудник, который думает не о задаче, а о проекте в целом.

Как это делал я?

Когда мне давали тестовые задания на построение роадмапа или организацию команды. После решения задачи, я делился своим опытом и описывал дальнейшие пути развития (с чем можем столкнуться в процессе, как можем оптимизироваться при увеличении бюджета, как развивать команду и тд)   

Проявите эмпатию 

Не забывайте, что на собеседовании с вами также говорит другой человек. У него много задач по работе, личных проблем и других мыслей, которыми забита его голова. 

Небольшого разговора хватит, чтобы расположить человека на позитивную беседу в дальнейшем.

Как это сделать? 

При встрече начните с небольшого неформального общения. Спросите, как у человека настроение? Как он себя чувствует? Отреагируйте на его ответ. 

Общайтесь на равных

Не забывайте про то, что собеседование - это не только про то, чтобы показать себя, но и про оценку компании. Поэтому стоит вести диалог с равной позиции. 

Почему это важно? Тут есть 2 момента. 

  1. Ставя себя в позицию равного, человек меньше волнуется, так как больше ощущает контроль над ситуацией. 

  2. Это показывает вас как человека, который берет ответственность. Таких кандидатов очень ценят, потому что люди любят передавать ответственность. 

Как это сделать? 

Я понимаю, что волнение на собеседовании очень часто сподвигает вас общаться с компанией “снизу вверх”. И в таком состоянии забываются все советы и “приемчики”. 

Предлагаю вам поставить себе задачу перед приходом на собеседование. Представьте, что у вас задание “Нужно рассказать о своих успехах и узнать, как каково работать в этой компании через общение с человеком на собеседовании”. Сосредоточьтесь на выполнении этой задачи, а не на том, как вас оценивает собеседник.

Предложите идею 

Это трюк для профессионалов:)

Прийти на собеседование с персонализированным предложением по улучшению проекта/бизнеса покажет, что вы знаете куда вы пришли и зачем.

Это очень поможет показать себя, особенно если вы пока не имеете опыта в должности, на которую претендуете. 

Это не должна быть идея на миллион с детализированным ТЗ и глубоким анализом. Достаточно опираться на внешние данные, посмотреть, как сейчас происходит коммуникация продукта с аудиторией. Далее на собеседовании вы скажете о том, что изучили внешние источники и у вас есть мысли по развитию.  

Даже если эта идея не может быть применима, такой подход покажет ваш настрой и желание развиваться в конкретной компании.

Расскажите о своей жизни 

— Зачем это делать? Мы сюда пришли говорить о работе.

— На это есть как минимум две причины.

  1. Работа - это про команду.

Вы будете работать с разными людьми. Задача HR не просто нанять человека, а выбрать того, кто хорошо вольется в команду, сможет взаимодействовать с ней и применять свои профессиональные навыки. И это как раз история про общие интересы, сходимость с людьми, подход к жизни и работе и тд. Расскажите о себе и дайте возможность HR представить вас внутри коллектива. 

  1. Весь ваш жизненный опыт важен. 

Как показать на собеседовании, что вы ответственный? Имеете лидерские качества? Желание развиваться?

Не надо это доказывать на словах. Пусть за вас скажут ваши спортивные достижения, организация мероприятий, домашние проекты, хобби, статьи на Хабре и тд. 

Делайте упор на ваши идеи и инициативы на прошлом месте

Люди, которые проявляют инициативу и генерируют идеи - это основные двигатели компании. Инициатива и проактивность говорит о нескольких вещах:

  1. Вы не боитесь брать ответственность;

  2. Вам важно, что и как вы делаете;

  3. Вы готовы делать больше, чем написано в задаче.

Это качества для потенциального руководителя в будущем (если вы еще им не являетесь).

Какие вопросы стоит задать на собеседовании?

На собеседованиях не забывайте, что вам тоже нужен проект и команда, где вы сможете развиваться и не планировать уходить через пару месяцев. 

Вот ряд вопросов, которые я советую задать компании:

О команде:

  • Что вы можете рассказать о команде? 

  • Кто в ней состоит?

  • Кто из команды работает на проекте долгое время?

  • Чем ребята увлекаются?

  • Спросите о последней активности команды вне работы. Как давно она происходила?

  • Если собеседование проходит с руководителем. Спросите, почему он работает здесь? 

Так вы примерно поймете, как живет команда и ответите на вопрос “Хотите ли вы в ней работать”.

О компании и проекте:

  • Какова цель компании/проекта? (если HR не сможет ответить на этот вопрос, то наверное не стоит туда идти) 

  • Сколько лет компании/проекту? 

  • Какие достижения у компании/проекта за последний год? 

  • Каковы ценности компании?

Это даст понимание, насколько мотивация и моральный компас компании схож с вашим взглядом на мир.

“О процессах”:

  • Как происходит повышение  ЗП и должности? 

  • Оплачиваются ли переработки?

  • Как взаимодействуют между собой разные отделы?

Тут целом важны все интересующие вас вопросы для понимания общей картины.

Больше о коммуникации

Я веду канал, где рассуждаю об особенностях коммуникации между людьми.

Давай обсуждать это вместе)

Комментарии (0)