Привет! Я Юра Агеев, основатель ProductSense. Вот уже четыре года мы проводим исследование о развитии специалистов продуктовых компаний (State of Product Management Russia). А в этом году решили прибавить к нему еще одно исследование — узнать, как менеджеры продуктов выбирают работу и компанию, какие «плюшки» ценят, какие продуктовые компании считают наиболее привлекательными для трудоустройства и что у них с Work/Life Balance. 

В этой статье я поделюсь выводами и инсайтами, которых нет в основном отчете: в каких российских компаниях, по мнению менеджеров продуктов, сильные команды, где они хотели бы работать и активности каких брендов замечают.

Кого мы опрашивали

Всего в опросе приняли участие 1121 человек — менеджеры продуктов, Head of Product, CPO. Среди них больше всего Middle-менеджеров продуктов, их доля составила 43%. 

Пока менеджер продуктов — это больше именно «айтишная» профессия. Опыт в IT «обгоняет» опыт непосредственно в менеджменте продуктов. То есть чаще всего в менеджмент продуктов приходят люди с уже сложившимся IT-бэкграундом. Конечно, речь идет не только о программировании — менеджмент проектов в IT и другие смежные специальности тоже входят в определение «опыт в IT». 

При этом такая тенденция потихоньку ломается — если сравнить вакансии на том же hh.ru в этом году и года 4 назад, то можно увидеть, что заметно подросла доля «неайтишных» вакансий менеджеров продуктов: в химической промышленности, ритейле и т.п. Причем работают там менеджеры продуктов не над цифровыми продуктами или внутренними платформами — они развивают именно нецифровые направления и часто по структуре обязанностей больше напоминают руководителя отдела закупок маркетолога или биздева. 

Интересный момент: если разложить опыт в менеджменте продуктов по грейдам, то будет видна четкая градация: Junior-менеджеры тяготеют к ответам «опыт менее 1 года» (56%) и «опыт 1-2 года» (40%), Middle-менеджеры — к ответам «1-2 года» (47%) и «3-5 лет» (39%), специалисты уровня Senior — «3-5 лет» (62%) и «6-10 лет» (22%). 

А раз опыт в профессии довольно явно коррелирует с грейдом, то можно сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие каких-то четких и принимаемых всеми участниками рынка профессиональных стандартов, все примерно понимают, кто такой менеджер продуктов, что он должен знать и уметь, а универсальные для менеджеров продуктов должностные обязанности более-менее сложились в большинстве компаний. 

Теперь посмотрим, какие команды менеджеры продуктов считают самыми сильными, в каких компаниях хотят работать и активность каких компаний чаще всего замечают. Важное уточнение: все эти вопросы — о российских компаниях.

Самые сильные продуктовые команды в РФ

В этом вопросе мы предлагали респондентам указать три компании, в которых, по их мнению, работают самые сильные продуктовые команды. Ожидаемо на первых местах оказались гиганты: Яндекс, Авито, Тинькофф, Ozon, Сбер, VK. 

Однако тут есть несколько интересных нюансов. Например, «Авито» немного чаще отмечали Senior-менеджеры (20% простив средних 17%), а доля Junior-специалистов, указавших эту компанию значительно ниже (17% против средних 25%). А вот команды VK считает сильными 33% Junior-менеджеров — их доля у остальных лидеров топа не выходит за пределы 28%.

В каких компаниях хотят работать менеджеры продуктов

В ответах на этот вопрос топ не поменялся — всё так же лидируют Яндекс, Авито, Тинькофф, Ozon, Сбер, VK. Правда, в процентном отношении в этом вопросе лидеры проигрывают сами себе из предыдущего вопроса: совокупная доля респондентов, которые хотят работать в компаниях за пределами топ-6, здесь заметно выше. Из особенностей  — довольно сильно вырастает упоминание Яндекса среди Middle-менеджеров.

А вот с вопросом-сателлитом о том, работает ли сам респондент или кто-то из его знакомых в этих компаниях, все куда интереснее. Те, кто отметил Сбер, Авито или Skyeng, чаще выбирали ответ да. Те же, кто отметил Яндекс, Тинькофф и Ozon чаще первой группы указывали, что никто из их знакомых там не работает. 

Наша гипотеза: у Сбер, Авито и Skyeng сильнее прокачан внутренний пиар и их сотрудники чаще становятся амбассадорами компании и успешно вызывают интерес к своему работодателю. При этом Яндекс, Тинькофф и Ozon, судя по всему, сумели более успешно выстроить внешний технобренд (хотя доля респондентов, ответивших на этот вопрос «да», высока в обоих случаях — от 65%).

Если смотреть в разрезе грейдов, то чаще всего ответ «нет» выбирали Junior-специалисты — и это неудивительно, у них еще довольно мало связей в комьюнити. Еще доля ответа «нет» велика у CPO — скорее всего, дело в том, что специалистов этого уровня гораздо меньше, а оценивать компанию по словам более линейных сотрудников в их случае не вполне корректно.

Продуктовые компании с самыми заметными активностями

Самым последним в исследовании был вопрос о том, активность каких компаний менеджеры продуктов замечали в публичном пространстве. Можно назвать это своеобразной метрикой эффективности работы DevRel-специалистов. 

В этом вопросе топ лидеров аналогичен двум предыдущим — с одним отличием. Сбер обогнал Ozon. То есть активность Сбера в «продуктовом» пространстве явно заметна, а вот в борьбе за имидж сильной продуктовой команды он проигрывает Ozon. разгадка может быть в том, что еще несколько лет назад Сбер пытался «покорить» IT с помощью больших зарплат, а последние пару лет гигант уже сделал ставку на DevRel и построение бренда работодателя. Плюс в самих процессах Сбера. Судя по новостям с рынка, происходят довольно сильные изменения — они становятся более продуктовыми и гибкими. 

Видимо, в текущей ситуации Сбер уже начал наращивать свою активность в инфополе, эту активность заметили, но она еще не успела полноценно сказаться на общем имидже Сбера как продуктовой компании. Имидж — достаточно инертная сущность, а значит, в будущем это может изменить расстановку сил в топе компаний с сильными продуктовыми командами.

Где узнать подробности

Мы собрали большой публичный отчет с главными инсайтами и самыми интересными данными о том, какую работу, компанию или продукт выбирают менеджеры продуктов. Всё работает без регистрации и СМС. В нем вы найдете подробные сведения о профиле участников опроса, на каких продуктах и в каких компаниях они работают, как обстояте дела с лояльностью сотрудников и Work/Life Balance, где менеджеры продуктов ищут информацию о будущем работодателе, каким источникам доверяют, что влияет на их решение остаться в компании, какие «плюшки» им нравятся, а какие не так важны.

Кроме того, мы опубликовали и дашборд со всеми данными исследования, в котором каждый может поискать свои инсайты, применить нужные фильтры и т.п.. если вдруг чего-то не хватит в отчете или захочется уточнить какие-то важные именно для вас данные. 

Левая панель дашборда — это фильтры. Выбрав какой-то параметр кликом мыши (или несколько параметров — удерживая Ctrl или Command), можно посмотреть срез по нему — например, в каких типах продуктов чаще всего работают Senior-специалисты или в каких компаниях чаще хотят работать CPO.

Итоги

Явно прослеживается, что заметная активность в «продуктовом» инфополе связана с имиджем сильной продуктовой команды и желанием менеджеров продуктов устроиться в конкретную компанию. Причем такая публичная активность, судя по всему, срабатывает не сразу, одномоментно — эффект накапливается со временем и дает видимые результаты в долгосрочной перспективе.

Комментарии (1)


  1. IvanoSt
    27.07.2023 06:11

    Странная статистика.. ни в Яндекс, ни в Тинькофф вообще нет продакт-менеджеров, не говоря уже про CPO