Эта статья по своей сути что-то вроде конспекта по вебинарам Ани Обуховой об эффективном использовании ресурсов нашего мозга, дополненного моими умозаключениями и рекомендациями.

Если хотите посмотреть источники, то вот ссылки на её видео:
Как изменить mindset в Agile сторону
OKR изнутри — как мозг ставит цели

Аня очень харизматично и доступно подаёт информацию, не влюбиться в тему просто невозможно. Но материл всё-таки очень сложный для понимания, особенно на слух. Поэтому иметь такой конспект под рукой будет очень полезно, особенно на начальных этапах, когда пытаетесь всё осознать и начать внедрять в свою жизнь.

Как утроен наш мозг

Сначала определимся с базовыми понятиями и устройством мозга:

На картинке выше - модель мозга, описанная Маклином.
Внутри нас есть внутренний крокодил, рептильная часть мозга.
Это такая сущность, которая отвечает за инстинкты “бей или беги”, т е за наши животные инстинкты. У него невероятное количество энергии, но он не умеет говорить. Свои желания он передаёт дальше - в лимбическую систему. Которая уже добавляет к этому принятому решению, эмоцию.
И это наш внутренний котик, лимбическая часть мозга.
Он уже начинает понимать, с точки зрения эмоций - мне нравится/мне не нравится, это весело, а вот это не очень. И в котике тоже много энергии. Прямо вот крокодил и котик, они купаются в энергии. Её у них много, у них понятные желания, они много чего хотят.
Но потом приходит человек, неокортекс.
Человек - это то, что создаёт нас, как людей, то что определяет как мы мыслим, речь, логическое мышление, возможность силы воли. Это всё про полезное, про развитие, т е я сейчас сделаю, а потом мне будет лучше. Это человеческая часть мозга. Но в ней энергии в общем-то совсем немного.

И получается, что 95% решений, 95% энергии, которую организм выдаёт нам на достижение целей, происходит в крокодильем и котиковом мозгу. Невозможно в принципе что-то захотеть человеком, чем-то логическим, такого, что не хочет котик и крокодильчик.
Отсюда получается самое коварное - что если крокодил захотел, котик поддержал решение эмоцией, то на самом деле, всё что может физически сделать человек - это только запретить или не запретить.
Поэтому у них случается конфликт интересов: крокодил кричит “хочу-хочу это”, мы ему говорим “нет, ты хочешь другого”, и вся энергия, выданная нам на достижение целей, уходит только на этот конфликт. Никакого движения к цели не будет, начинается там прокрастинация, выяснения “могу ли я, хочу ли я”.

И для того, чтоб вся энергия не тратилась понапрасну, на эту борьбу интересов, нужно научить нашего внутреннего человека взаимодействовать и договариваться с крокодилом и котиком, чтоб они выдавали энергию на достижение целей, которые ставит он.

Но для этого, давайте сначала разберёмся, откуда берётся энергия.
Эта энергия, которая выдаётся на все наши цели, она в большей степени обеспечивается дофамином.

Сейчас на картинке вы видите такую, очень маленькую область, которая находится в крокодиле, это только те нейроны, которые вырабатывают дофамин.

Нам здесь очень важно, что вот этих путей дофамина, с помощью которых мы достигаем целей, их два.

Один мезо-лимбический.
Это то, что идёт внутри крокодила и котика. Это простые желания, инстинктивные.
Второй мезо-кортикальный путь.
Осознаваемые цели, которые мы ставим с точки зрения человека, сложные, высокоуровневые.

Нас сейчас интересует именно мезо-кортикальный путь.

Whant-система мозга. Простроение намерения.

Так вот мезо-кортикальный путь - это по сути наша want-система, система внутренней мотивации.
Нам нужно, чтоб энергия дошла до префронтальной коры (человеческая часть):

Т е в словах это получается, что мы прокачиваем намерение.

Давайте посмотрим, что же может помочь этому процессу в нашем мозгу.

Например, вот эти элементы в Скраме работают на то, чтоб сформировать намерение. Каждый день, почти каждый элемент работает на то, чтоб система прокачивалась.
Это необязательно Скрам, у вас может быть любой другой энергоэффективный процесс, с точки зрения намерения, где есть подобные вещи.

Обратите внимание о чём здесь(если кратко) - о планировании, о сроках, об оценке, о логике, о требованиях к результату и условиях, о поэтапности, проверке по готовности и обратной связи.

И конечно ещё в этом ещё помогает цель спринта, которая помогает нам идти в конкретном направлении и отсекать всё лишнее.

Как мы ещё можем стимулировать намерение извне.

Давайте разберёмся, как мы можем ещё помочь себе стимулировать намерение извне? Здесь нам может подсказать коучинг. Таких моделей довольно много. Например, можно использовать GROW-модель.

Самое главное, что её обязательно использовать в таком порядке, в котором она задумана.

Потому что посмотрите:
1. Первое - цель.
В чём твоя цель? Представь, что ты уже её добился, что изменилось?
Это стимулирует выработку дофамина в нашем внутреннем крокодиле(рептильный мозг).
2. Потом реальность.
Где ты сейчас? Какие у тебя есть ресурсы? Что ты знаешь? Что ты умеешь? Что у нас есть? Что мы уже сделали? К кому можем обратиться?
Мы успокаиваемся и убираем страх, которых нас блокирует на уровне миндалины.
3. Затем спрашиваем - а какие у нас есть варианты?
И на этом этапе мы мы не просто издеваемся над людьми и спрашиваем несколько вариантов действия, а это активирует переднюю поясную извилину. Переключалку из думаю - в делаю. Бывает так, что она залипает и не даёт перейти в действие, для неё должно быть достаточное кол-во дофамина.
4. И дальше - а что ты будешь делать?
И вот на этом этапе можно ещё сильно улучшить процесс и перевести в такую штуку, которая называется “намерение для реализаций”.

Как это сделать?

У нас в мозгу есть штука, которая называется энторинальная кора.
Она отвечает за нашу ориентацию в пространстве, это такая внутренняя карта территорий. И физических и ментальных/логических.
Так вот, механизм работы этой области мы можем направить себе на пользу.

Например, я спрашиваю вас: “Что вам нужно сделать?”.
Вы мне отвечаете: “Мне нужно позвонить Васе”.
Окей, это “позвонить Васе”, оно болтается где-то в мозге, ни к чему не прикреплённое.
А если мы добавим “когда” и “где”: во вторник, в два часа дня, сидя за столом, я позвоню Васе по синему телефону. Тогда получается, что мы прикрепляем эту задачу на нашу энторинальную кору.
А если мы ещё дополним предшествующим действием: “Когда мне позвонит Петя, я позвоню Васе…и т п”. То вот такое простейшее действие, казалось бы “мозгоклюйство”, оно увеличивает вероятность реализации этого плана с 38% до 91%.
При том, что мы хотели его выполнить, мы понимали зачем это надо, у нас была на это энергия, НО прикрепление этой информации на субстрат в мозге даёт нам больше вероятность того, что человек сделает это.

Таким образом из осознанных действий мы создаём привычку - формируем майндсет. Мы помогаем мозгу привыкнуть, что “мне нужно подумать о задаче определённым образом”, а потом уже по дефолту “я думаю о ней определённым образом”.

И тогда по нашему мезо-кортикальному пути мы как бы прокачиваем энергию вперёд, к конкретной задаче. Это делается прямо перед задачей и укладывается в пару минут.
В общем, мы делаем так, чтоб человек привыкал-привыкал-привыкал думать в таком формате и ему становится всё проще и проще и проще работать в таком формате.
Уже не придётся заставлять себя или отдельно мотивировать, потому что мозг будет получать достаточное кол-во энергии.

Итак, мы обсудили с вами нашу want-систему мозга, но этого ещё мало для эффективной работы)
Недостаточно захотеть это сделать, нужно ещё получить некоторую энергию из результата, потому что вот мы потратили энергию на работу и нужно, чтоб она вернулась, чтоб я захотел идти к следующему разу, к следующей задаче.

А за это уже отвечает наша like-система мозга)

Like-система мозга. Восполнение энергии.

И здесь уже работает другой нейротрансмиттер - серотонин. Который помогает нам понять: я успешный охотник, я могу опереться на себя, мои действия привели к результату и я могу и хочу это повторить.

Для того, чтоб лайк-система сработала, нам нужно очень хорошо представлять предыдущие намерения - а как выглядит результат.
Чтоб мы сравнили: какое было намерение и какой результат мы получили, и совпадает он или нет. И тогда мы можем вспомнить - а то, что я намеревался, я оказывается сделал, у меня получилось.
Это такая классная логическая штука - кусочек ретроспективы обратно.
И вот когда мы говорим о результате, у нас опять же огромное кол-во того, что уже встроено в Скрам: когда мы либо помогаем себе простроением намерения говорить о результате, либо говорим о реально полученном результате - в ретроспективах, в ревью и т д(обратная связь, сверка результата с описанием задачи, работа над ошибками).
Т е помогаем себе избежать ошибок не сочетания план/результат, не потому что мы допустили ошибку, а потому что мы просто не продумали, как это будет наперёд.

И все эти пункты - это уже большой вклад.
Но что мы можем сделать ещё, как мы можем это улучшить?

Авторизация результата.

Авторизация резльтата - это очень важная штука, она просто необходима, особенно аджайл-командам, которые работают в запутанных средах(по Кеневину). Потому что им нужно достаточно большое кол-во энергии и авторизация результата - это фактически единственный способ не просто разблокировать энергию на действие, но и повышать и свою личную и энергию команды.
Ну во-первых, чтоб выходить из выгорания, а во-вторых повышать её выше среднего уровня, потому что если мы хотим двигаться в ситуации неопределённости, то она требует большого кол-ва энергии.

И если человек не смог авторизовать результат, не смог встроить его в свою самооценку, что вот мои действия привели к своему результату, то с точки зрения организма я ничего не делал и просто задолбался. Да, я хотел это сделать, мне может быть нравился процесс, когда я делал, ну а что я сделал? Устал.

Получается, что тогда не на чем формировать следующее намерение, нет энергии на следующий результат. Нам необходимо предувкусить вот это приятное ощущение, своей годности, ощущение что я могу, что я в общем-то и ошибок не боюсь, и могу на себя опереться.

Тут есть особенность, что лучше всего авторизация результата проходит в первые 60 сек после получения результата.
Ретроспективы раз в 2 недели с командой - это конечно прекрасно, но для того, чтоб лично поддерживать энергию, мне нужна привычка авторизовывать результат в течение минуты, после получения каждого результата. Отправил емейл - авторизовал результат, сделал кусок задачи - авторизовал результат, провёл созвон - авторизовал результат.
Проводили тестирование, это занимает на полуторачасовую задачу, меньше 40 сек. Это происходит всё внутри головы. Сначала конечно письменно, пока не выработается привычка. Авторизацию результата, чтоб мы могли поддерживать личный уровень энергии, нужно проводить не реже, чем в 24 часа.

Важно уточнить, что:
1.Авторизация результата - это не похвала себе “я молодец”, это не эмоциональная реакция, потому что их организм со временем начинает обесценивать. Авторизация - это когнитивный процесс осознания, причём в прошлое. И в прошлое мы при любом кол-ве энергии можем это делать.
2.Авторизация результата прикрепляет результат к роли и укрепляет её. Это не награда.
Есть типичный пример менеджера, когда его спрашивают, вот команда сделала результат, а вы-то что тут делали? И вот с авторизацией результата человек может точно сказать, а что я делал, чтобы команда могла получить такой результат.
Потому что не получится авторизовать результат команды)) Что вот команда сделала 5 стульев - это мой результат, как руководителя, неа - это так не работает.
Ваш результат - это команда, которая может сделать 5 стульев. А вот эти сами 5 стульев - это результат самой команды. Не путайте, пожалуйста.

И вот тогда уходит синдром самозванца, перестаёт проседать роль, есть доверие к себе, собственно всё то, чего нету, если нет авторизации результата.

Как проводить авторизацию.

1.Описание стартовой ситуации - мы описываем, какое было намерение, как должен выглядеть результат.
И поэтому без намерения, авторизации результата никак не получится. Это связанные штуки.
2.После чего перечисляем всё, что сделал: “я сделала, я решила”, активный глагол.
3.Описываем результат, определяем совпал с намерением или нет.
4.Определяем зачем мне этот результат, как я его использую на благо себе, к какой бОльшей цели я иду или какой потребностью этой является.

И это мы проделываем и для позитивного результата и для негативного. И если результат отрицательный, не совпало, то нам не нужно себя ругать, нам нужно просто сказать “да, не совпало, не совпало намерение и результат”, после чего принять решение, какой я из этого извлекаю урок и какое будет следующее действие.
А вот за это организм нас ещё вознаграждает. Мы получаем гроуз-майндсет(мышление роста) и отсутствие страха ошибки.

Снижение стресса.

И обязательно, чтоб и дофамин и серотонин нормально работали, нам нужно, чтоб человек был спокоен, чтоб чувствовал себя в безопасности, иначе на уровне миндалины мозг скажет: “ребят, мы в стрессе, мне нужна энергия, чтобы выжить, поэтому я вам её не дам”, “решение отрицательное, потому что на нас бежит тигр и нам нужно от него спасаться, а не твои отчёты делать или стратегию писать”. Перегрузка для организма - тот же стресс.

Когда мы вне стресса у нас работает префронтальная кора, которая отвечает за наше стратегическое мышление(человек), а когда мы в стрессе работает миндалина(животные инстинкты, самозащита), они друг у друга отбирают мозг.

И уже в Скраме много всего, что помогает нам снизить уровень стресса(уровень кортизола).
Этому способствует осведомлённость и уверенность в своих силах: когда понимаешь как ты движешься, что тебе нужно сделать, чтоб получить ожидаемый результат, когда тебе дают обратную связь и направляют, когда понимаешь как определяется приоритет, когда есть объективная оценка задач и многое другое.
Но мы можем здесь ещё помочь себе лично, через лейблинг-процесс.

Это процесс, когда мы конкретизируем, называем лейбл по определённому шаблону - коротко описываем проблему и своё состояние.
Очень коротко мы это делаем, потому что чем больше больше слов мы добавляем, тем больше мы усиливаем эмоцию, сказали мало слов - мы укрощаем эмоцию, потому что включается правый кусок префронтальной коры, который тут же дезактивирует миндалину.
Т е оттого, что мы коротко называли проблему, мы тут же успокаиваемся. Не полностью, конечно, но это уже первый шаг для выхода из фрейма эмоций и проблем во фрейм осознания и решений.

Секретный ингредиент.

Обязательно в аджайл-методологии, в запутанных средах по Кеневину, где много неопределённости, есть очень важный секретный ингредиент, без которого не выработается дофамин, который нам даёт энергию на действие.
Обязательно должна быть свобода выбора, хотя бы иллюзорная, иначе наш внутренний крокодил будет занят только задачей - вырваться из этого заключения, из этой клетки. Не загоняйте людей в клетки, микроменеджмент жутко совершенно вещь с точки зрения мозга.

В Скраме есть огромное количество свободы. Но у этого есть своя цена - потребуется бОльшее кол-во энергии, чтоб эту свободу выбора реализовывать. Автономность требует больше энергии, чем подчинённость. Но у автономности намного больше энергии и мотивации.

Здесь о том, что исполнители сами могут определять критерии приёмки задач в работу и их готовности, проводят оценку, решают как будет выполняться задача и когда будет сделана, какие будут этапы и план прогресса, дают обратную связь по улучшениям в процессах и пр.

Фреймворк аджайл-майндсета.

И если собрать вместе всё вышеописанное, то у нас получится такой вот фреймворк аджайл-майндсета.
Где внешний круг - это система управления, те процессы, которые мы построили (Скрам, Канбан и пр).
Простроение намерения - это про прокачивание энергии на достижение целей через whant-систему мозга.
Авторизация результата - это про восполнение энергии через like-систему мозга, чтоб двигаться к следующим целям.
Эмоциональный тон - тут про контроль кортизола, снижение уровня стресса.
Свобода выбора - это про возможности самоконтроля, влияния на исполнение и решения, ответственности за результат и доверие.

С помощью этого фреймворка мы можем увидеть, какие элементы процесса способствуют улучшению эффективности работы мозга.
И тогда вот эти две системы, whant и like, начинают работать вместе на благо нашей продуктивности.

При этом, аджайл это постоянные изменения. Но у нас уже есть эта технология работы с новым, которая является для нас привычным))
Следите за руками)
Мы переводим принцип работы с новым, который требует на порядок больше энергии, в привычное, и получается, что да, оно новое, но у меня внутри уже есть алгоритм того, как мы с этим работаем. И человек перестаёт бояться нового и энергии расходует меньше на такие задачи.

И все вот эти элементы фреймворка помогают нам не выстраивать систему как рамки, правила и ограничения снаружи, а формировать образ мышления изнутри.

Работа с задачами.

Управлять своей эффективностью мы также можем отталкиваясь от понимания того, с какими типами задач сталкиваемся. Потому что от этого может зависеть поход к ним.

К определённым форматам решения задач мы привыкаем ещё с детства, но это не значит, что это самые простые пути к получению результата.

Давайте разберёмся.

Есть задачи аналитические, а есть инсайтные:

Аналитические - там где решение уже нам известно и его нужно только применять, т е мы уже знаем, как сделать эту задачу, какой алгоритм проделать. По сути - обычная операционка.
А есть инсайтные задачи, т е сложные задачи, у которых ещё нет решения, когда это решение нужно придумать. Для эффективной работы с ними нужно сначала активировать нейронную сеть, которая будет ассоциироваться с этой темой. Т е сначала нам нужно либо вспомнить, либо исследовать детали по этой теме, потом представить, как может выглядеть результат.

А ещё у нас есть несколько типов волн в мозге - это виды энергетической активности мозга. Эти волны участвуют в процессе решения задач, помогая нам прийти к результату.
Альфа волны - это отдых, предзасыпательное состояние.
Бетта волны - активность, бодрость.
Гамма волны - образование новых нейронных связей.

Подходы к решению задач:

Аналитические:
Когда мы решаем аналитическую задачу, нам ничего нового придумывать не нужно. Нам просто надо действовать по методу помидора, т е чередование фокусировки и отдыха, по сути смены бетта и альфа волн.
Инсайтные:
Сначала нам нужно вложить вопрос в в мозг, чтоб активировать участок нейронов, в котором лежит уже знакомая нам информация по теме, тут работают бетта волны. А затем нужно мозг хорошенько расслабить, чтоб появились альфа волны. И вот когда мозг максимально расслабится, то начинают образовываться нейронные связи и резко поднимаются гамма волны, а альфа начинают падать, и тут-то к нам и приходит решение.

Поэтому если мы всё время заняты, всё время пытаемся что-то продолжать делать, для решения этой задачи - сидеть за столом и вымучивать из себя результат, то шансов на то, что мы сможем что-то придумать - 0. Всего 4% процента таких вот инсайтных решений по сложным задачам были рождены за столом.
Т е нам нужно расслабить мозг - и это обязательное условие.
Вообще выделяется довольно чётко 2 типа людей по тому, как у них работает мозг, по их подходу к работе с задачами:

В условной норме, такие люди составляют 70%, это линейный тип мышления. Это когда аналитические задачи мозг решает аналитическим способом, т е может её разбивать на кусочки, пока не доберётся до решения. Сейчас начну и дальше разберусь. А сложные задачи решают уже через инсайтный подход, иначе они не решаются вообще.

И у линейных людей обычно проблемы с инсайтными задачами, потому что привыкли разбивать задачи на понятные кусочки. А в инсайтных задачах такого нет - там либо всё, либо ничего.

Но остальные 30% людей, это те, которые и простые и сложные задачи пытаются решать через инсайтный тип - это люди с рывковым типом мышления. Т е даже когда они берут простейшую задачу, то начинают по ней собирать вводные, проводить какую-то аналитику, потом надо походить, отвлечься на какое-то время, и затем очень быстро, на одном дыхании выдать весь результат целиком, без перерывов.

Должна заметить, что людей, с рывковым типом мышления больше среди тех, кто работает в запутанных средах по Кеневину(аджайл команды), там где много неопределённости.

Как нужно правильно отдыхать, чтоб получить результат?

Но самая главная мысль относительно всей этой информации про подходы к задачам - что мы не умеем отдыхать)) А это важно, чтоб добиваться качественных решений.

Часто можно заметить, что вот человек делал-делал задачу, потом решил передохнуть и зашёл в соцсети. А просмотр соцсетей - это не отдых для нашего организма. Мы продолжаем нагружать “думательную” часть мозга, аналитикой информации, оценкой мнений и пр. Мы не даём родиться в ней гамма волнам.
Чтоб качественно расслабиться - нам нужно вот реально пойти, чай с плюшками попить, пообниматься, слегка вздремнуть, полежать в потолок поплевать. Переключить своё внимание вовне.
Есть ещё такие техники медитации, но не внутрь, а вовне тела - динамические медитации, концентрация. Они к тому же ещё помогают активировать переднюю поясную извилину - переключалку из думаю в делаю.
Как такие медитации проводить - нужно начать что-то делать такое, что будет концентрировать наше внимание вовне так, чтоб не получалось продолжать думать о своих внутренних мыслях. Например, можно прибраться, если это будет в духе - подметаю пол подметая пол, когда мы делаем и делаем, а думательного процесса нет. Есть ещё специальные приложения, типа “Norbu”, где есть всякие практики, типа жонглирования шариков. Очень эффективно, потому что если ты будешь отвлекаться на внутренние мысли, то шарики разлетятся и ты потеряешь их из виду. Можно ещё купить себе игрушку-антистресс, и вот когда ты её щупаешь, сжимаешь и т д, то процесс расслабления активируется, когда мы отбрасываем внутренние мысли и концентрируемся на том, какая она мягкая, пупырчатая, тёплая, холодная и т п.

Полезные привычки:

Кстати, ещё важно понимать, что с разными типами задач, работают разные участки мозга, разными энергетическими волнами:

Синие части на картинке - это альфа и бетта волны. Это та часть мозга, которая отвечает за работу над простыми задачами, аналитическими, операционкой, максимально привычные действия. А также за концентрацию - активация передней поясной извилины(переключалка из думаю в делаю).
Красные участки - это гамма волны. Здесь находится “думательная” часть мозга, тут обрабатывается сложная новая информация, образуются новые нейронные связи, придумываются новые идеи и решения.

Переключаться между ними крайне трудно. Замечала на себе. Если работаю с операционкой, очень тяжело переключаться на стратегическое мышление и поиск инсайтов, почти не получается видеть ситуацию со стороны.
Это очень наглядно можно заметить, когда человек пытается решать какую-то сложную стратегическую задачу и при этом периодически отвлекается, чтоб поставить простенькие задачки, кому-то ответить на сообщения и т д.

Таким образом мы не даём себе возможности качественно поработать со сложной задачей, её решение начинает значительно растягиваться потому что процесс подхода нарушается, мы просто не даём волнам ни времени ни направления, чтоб отработать свой функционал.

Поэтому если нужно решать какую-то сложную задачу - очень важно максимально сфокусироваться и ни на что не отвлекаться, пока занимаешься ей, а также давать мозгу возможность расслабиться, чтоб выстроить новые нейронные связи.

Для этого рекомендую не ставить себе больше одной сложной задачи на день, и чтоб при этом операционных тоже было минимум, а если и были какие-то, то их лучше переделать до того, как приступите к трудной. Ещё очень помогает для фокусировки - отключение всех уведомлений.

Важно помнить, что гора операционки убивает взгляд сверху, креативность, стратегическое видение. Поэтому нужно научиться создавать для своего мозга комфортные условия работы. Потому что из эпицентра никогда не будет видно общей картины.

Выгорание.

Хочу отметить один важный момент:
Любые рекомендации по эффективному управлению будут работать только в том случае, если у вас есть ресурсы на их реализацию.

Если вы устали, выгорели, отстаньте от себя, пожалуйста!

Работать в выгоревшем состоянии нужно по-другому немного, есть специальные техники.

Если у вас низкий уровень энергии, если вы чувствуете выгорание, то просто сходу ставить цель, как при нормальном уровне энергии не получится, как мы привыкли, т к само то, что её нужно поставить - будет вызывать у миндалины(инстинкты выживания) реакцию страха к началу нового “боже, мы и так перегружены под завязку, а нам ещё пытаются накинуть сверху”, поэтому выдавать энергию на достижение цели организм не будет.

В данном случае у нас очень мало энергии, поэтому цепочка намерения на реализацию не простраивается и чтоб организм выдал энергию на достижение наших целей - нужно показать ему, что их достичь реально.

Поэтому, если вы заметите, тут появляется дополнительный элемент - action(действие).
В таком варианте модели мы стараемся разбивать все действия на более мелкие цели - режем слона по кусочкам. Вот есть у нас большая задача какая-то - мы берём её и разбиваем на более мелкие части.
Т е мы помогаем организму привыкнуть, что мы со всем можем справиться, если достаточно сильно разобьём на мелкие кусочки.
А вообще, кому интересно подробнее разобрать про выгорание - рекомендую посмотреть видео Ани Обуховой:
Выгорание ч.1
Выгорание ч.2

В завершение - коллеги, не забывайте продолжать изучать себя))

Послесловие:

Все техники и логику, которая описана в этом конспекте я внедрила в свою жизнь и повседневную работу. Делала это поэтапно, в течение полугода. Могу сказать, что это действительно качественно изменило мою жизнь в лучшую сторону - я чувствую себя более эффективной, уверенной, всегда в ресурсе, да и результаты стали более значимыми.

Комментарии (6)


  1. Zifix
    28.07.2023 18:18
    +13

    Концепция триединого мозга Маклина не нашла подтверждения в эволюционной и экспериментальной неврологии[20][21][22]. Эта концепция трёхслойного мозга признана устаревшей и ненаучной[20][12][9][11][20][21]. Неврологи придерживаются позиции, что работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно рассматривать в рамках такой простой модели, которой является «триединый мозг»[20][21].

    Концепция «триединого мозга» является спекулятивной и широко обсуждаемой вне неврологии, в частности, она остается самой популярной в современной нейрохирургической литературе[1].

    Будучи отвергнутой эволюционной теорией[5], концепция триединого мозга остаётся популярной в «народной» психологии (англ. folk psychology)[12][9][11]. У широкой публики эта концепция получила популярность из-за своей простоты и ясности, а также способности оправдать осуждаемые моралью поступки — она даёт простое объяснение «плохим» поступкам и позволяет людям переложить ответственность за такие свои действия на «рептилий мозг», якобы доставшийся нам от «древнего зверя»


    1. korvint
      28.07.2023 18:18

      Но ведь есть куча экспериментов, когда на испытуемых надевают МРТ на голову и заставляют их заниматься всяким. И, в зависимости от того, чем занят мозг, на МРТ хорошо видно, какая часть мозга активна.

      И там хорошо видно, что при решении математических задач активируется неокортекс. А при испытывании сильных эмоций - лимбическая часть мозга. Все эти эксперименты мне казались весьма научными и, в принципе, повторяемыми.
      Вы считаете все эти эксперименты фейком и подделкой?


  1. NickFornit
    28.07.2023 18:18
    -1

    Полностью неверные представления. Чтобы суметь понять почему, вот очень лаконичный гайд: fornit.ru/66411


  1. cenechka Автор
    28.07.2023 18:18

    Я конечно не спец по мозгам, а только конспекты пишу за умными людьми)) Но в чём противоречие смысла статьи к более актуальным моделям мозга?
    Одни цитируют википедию, другие кидают сложные для понимания научные статьи, но никто не делится простой и доступной информацией по этому вопросу в контексте применимости в теме управления внутренними ресурсами на благо нашей эффективности.
    Буду признательно, если поделитесь.

    На мой взгляд в данном случае, модель триединого мозга используется только лишь для упрощения и удобства.
    Для простенького понимания сути отдельных функций и устоявшихся паттернов поведения такой детализации вполне хватает для большинства не погружённых в тему людей.
    Конечно, модель Макклина является упрощенной абстракцией и не полностью отражает всю сложность и многообразие работы мозга, ее применение может быть ограничено в сложных и разнообразных мозговых функциях. И наверняка более подробные и точные модели мозга учитывают дополнительные факторы, такие как мотивация и контекст и пр.

    Но её вполне хватает для простенького описания и объяснения работы мозга в управлении ресурсами, особенно в контексте рабочей памяти и внимания.
    Не для любых целей нужно по харду в детали уходить.
    Даже Канеман, имеющий нобелевку, заметно упрощал суть работы мозга в своей книге "Думай медленно… решай быстро", относительно контекста задач, потому что это просто удобно.


    1. smart_alex
      28.07.2023 18:18

      @cenechka, не волнуйтесь, все нынешние модели работы мозга — это не больше, чем «каргокульт» дикарей, которые не имеют никакого представления о том как это работает на самом деле.


      1. korvint
        28.07.2023 18:18

        А кто-то имеет полное представление о том, как человеческий мозг работает "на самом деле"?