Едва запустили Threads — аналог Twitter от запрещённой Meta — выяснилось, что удаление профиля в Threads уничтожит аккаунт пользователя в Instagram. Очередной «тёмный паттерн» для увеличения DAU/WAU/MAU в погоне за рекламодателями и ростом выручки.

Примите куки, подпишитесь на рекламную рассылку, установите браузер «Амиго». Все эти действия требуют явного согласия пользователя, но UX таков, что пользователь со всем соглашается по умолчанию.

И нас, работников IT, заставляют это разрабатывать.

Что делать?

Хочешь изменить мир — начни с себя. Не хочешь подписываться на рассылки сам — не заставляй подписываться товарища.

Но если с личными проектами достаточно принять решение, то с бизнесом придётся спорить.

❌ Молча не делать

Может сработать, но рискуете нарваться на неприятности. Вплоть до увольнения за неисполнение должностных обязанностей.

???? Откладывать задачу или затягивать выполнение

Делаем ставку на то, что бизнес не знает, сколько времени требуется на выполнение задачи. Убеждаем, что решение потребует уйму времени, на планировании топим задачу на дно бэклога. Если задачу всё же взяли в работу, пытаемся тянуть сроки --- авось её отменят.

Вариант чуть лучше, но обман может вскрыться с теми же последствиями.

✅ Предлагать здоровые альтернативы, преследующие те же цели

Бизнес не всегда требует сделать то, что ему действительно нужно.

Так, вместо «Яндекс Метрики» достаточно внедрить Opentracing, если бизнес хочет знать, как быстро пользователь получает ответ от сервера.

В некоторых случаях придётся попотеть: собрать данные, провести эксперимент или A/B- тестирование. Но зато не придётся идти на сделку с совестью.

✅ Избавляться от ненужных решений

Аналитик провел ad hoc-эксперимент и сделал выводы. Сбор данных на этом можно завершить. Заодно и сэкономите денег бизнесу на хранилище.

✅ Делать необходимый минимум

Делайте только то, что явно требует бизнес. Изучите, как можно выполнить задачу, минимизировав дискомфорт и фрустрацию пользователя.

???? Саботировать

Пользователь нажал «Подписаться на рекламную рассылку», но его почта почему-то не сохранилась в базу. Неприятно. Как жаль, что починку бага сможем взять только в следующий спринт.

Ни на что не намекаем.

✅ Заручиться поддержкой коллег

Если вы один такой бунтарь, задачи по внедрению «тёмных паттернов» просто будут передавать вашим коллегам. А вас как человека, с которым сложно работать, уволят. А вот набрать целый отдел с нуля, ещё и на легаси, будет непросто.

❌ Увольняться

На какое-то время «уклониться» от неприятной работы получится. Но жадность возьмёт своё, и на новом месте бизнес потребует того же. Опять менять работу, даже если всё остальное устраивает?

Резюме

К сожалению, совсем отказаться от «тёмных паттернов» бизнес не позволит. Но побороться стоит.

А какие «темные паттерны» от вас требовали реализовывать? Был ли у вас успешный опыт борьбы с «темными паттернами»?

Комментарии (8)


  1. s207883
    31.07.2023 06:55
    +4

    Имхо, варианты саботажа могут быть рабочими, только если твои коллеги того же мнения что и ты. Иначе, на ближайшем митинге кто-то вполне может заметить, что простая задача приподносится как очень сложная. Тогда уже не отмажешься.

    Сломанную рассылку же не пропустит отдел тестирования и не даст вам релизнуться. (Зависит от ваших процессов)

    В общем, сперва единомышленники, а потом действия.


  1. Tinkz
    31.07.2023 06:55
    +9

    Детский сад развели. Когда и что кодить решает тот, кто зарабатывает деньги. Правильный совет только последний.


    1. Hardcoin
      31.07.2023 06:55
      -1

      Вы имеете ввиду отдел продаж? А если компания убыточная, то никто не решает?

      Извините за сарказм, но человек имеет право на самостоятельные решения. Свести его до уровня винтика вы не сможете.


  1. CHEGOBNK
    31.07.2023 06:55

    "Пользователь нажал «Подписаться на рекламную рассылку», но его почта почему-то не сохранилась в базу. Неприятно. Как жаль, что починку бага сможем взять только в следующий спринт."

    "но UX таков, что пользователь со всем соглашается по умолчанию."

    А можно рассказать или дать пример, как UX может вынудить меня по умолчанию вписывать адрес электронной почты куда попало? Если я его ввел, то я хочу рассылку, а тут разработчик с активной жизненной позицией решил её сломать.


    1. K0styan
      31.07.2023 06:55
      +3

      Сплошь и рядом электронная почта запрашивается как логин при регистрации. Или средство восстановления доступа к аккаунту. Галка про "я согласен заодно по этому адресу рассылки получать" стоит рядом, по умолчанию - установлена.


    1. Hardcoin
      31.07.2023 06:55

      как UX может вынудить меня по умолчанию вписывать адрес электронной почты куда попало?

      Так делает практически каждый UX. Не знаю, пользуетесь ли вы интернетом (наверное да, раз на Хабре), но тут редко встречаются интерфейсы, которые НЕ хотят подписать тебя на какую-то ерунду при каждой регистрации, покупке билета или ещё каком-то действии.


  1. nextdesu
    31.07.2023 06:55
    +1

    А чем так плохо яндекс метрика, неужели ее установка на сайт это "темный паттерн"?


  1. Hait
    31.07.2023 06:55

    А статьи у вас на сайте с датой публикации в будущем - это какой паттерн?