Вместо вступления

В мире быстро развивающихся технологий аналитика (бизнес-, системная, продуктовая) играет одну из ключевых ролей в достижении успеха выпускаемых продуктов и сервисов и обеспечении операционной эффективности компании. Однако, чтобы максимально раскрыть потенциал команды аналитиков и добиться оптимальных результатов, требуется не только выдающаяся экспертиза команды, но и качественное руководство

В данной статье мы погрузимся в задачи и зоны ответственности руководителя (тимлида / руководителя отдела / департамента аналитиков), ответственного за функцию аналитики в компании, рассмотрим, какие качества и навыки требуются для успешного исполнения этой роли, а также каким образом менеджер способствует не только повышению качества процесса аналитики, но и более широкому стратегическому развитию компании. 

Приготовьтесь к увлекательному путешествию в мир лидерства и аналитики, где каждая задача - это шаг на пути к повышению эффективности, достижению глобальных целей и созданию продуктов и сервисов, способных удовлетворить потребности рынка и клиентов.

Готовы? Тогда поехали!

“Все псы попадают в рай”

Перед каждым аналитиком, не лишенным амбиций и получившим серьезный опыт (уровень Senior), рано или поздно встает вопрос, куда двигаться дальше:

  • горизонтально, осуществляя переход в смежные доменные области и технологии (например, из бизнес-аналитика в системного или аналитика данных);

  • вертикально (из аналитика в PM / PO или руководителя функции аналитики).

Конечно, в текущих реалиях можно бесконечно развиваться в качестве аналитика, изучая новые технологии, методологии и инструменты, автоматизируя различные сферы деятельности и создавая новые сервисы, ведь каждый проект, каждый новый продукт - это шанс научиться чему-то действительно новому!

Но что если хочется больше ответственности и драйва, коммуникаций, организации, участия в стратегических задачах на уровне всей компании?

Ответ очевиден - попробовать себя в роли руководителя.

Задачи

Что же отличает опытного аналитика от тимлида/руководителя аналитиков?

Масштабы решаемых задач!

Какие же задачи решает менеджер-руководитель функции аналитики?

Ниже приведен общий список задач, релевантных для руководителей функции аналитики разного уровня (тимлида, руководителя отдела/департамента), с кратким пояснением. Перечень решаемых задач может меняться в зависимости от опыта самого руководителя, его позиции (тимлид, руководитель отдела/департамента, head of analytics), организационной структуры и специфики компаний:

  • целеполагание и планирование: Руководителю необходимо увязать между собой цели разного уровня (миссию компании, стратегические, тактические и операционные цели), спланировать задачи, реализация которых на уровне своей зоны ответственности приблизит компанию к достижению глобальных целей, и необходимые для реализации этих задач ресурсы;

  • бюджетирование: Обычно менеджеру (уровень руководителя отдела/департамента, head of analytics) необходимо уметь решать задачи бюджетирования на разный период времени. Обычно планируются следующие расходы:

    • команда (зарплатная ведомость, премии, включая потенциальных новичков, внешнее обучение и т.д.);

    • инфраструктура, оборудование и программное обеспечение (оборудование, периферия, лицензии ПО и др.);

    • прочие накладные расходы (офис, командировки, мероприятия и т.д.).

      Перечень затратных статей не является полным и может меняться в зависимости от разных факторов.

  • команда: Ключевой аспект работы руководителя - это команда. Обычно работа с командой включает в себя следующие активности:

    • подбор персонала (совместно с рекрутерами). Необходимо уделить особое внимания подбору правильных сотрудников. Ведь собрав неподходящую команду, отвечать за принятые решения и неудовлетворительные результаты команды придется только самому руководителю:

      • рассмотрение резюме (CV) как внешних кандидатов, так и внутренних сотрудников компании (очень часто этот канал поиска недооценен, а ведь можно найти вовлечённого специалиста среди ключевых пользователей продукта или, например, специалистов технической поддержки);

      • подготовка и проверка тестовых заданий (при необходимости);

      • проведение интервью;

      • работа с обратной связью (желательно давать обратную связь всем кандидатам) и финализация кандидатов (участие в формировании условий оффера для успешных кандидатов),

      • организация практики для студентов, специалистов без опыта работы (при возможности и необходимости).

    • адаптация (онбординг) новичков: Адаптация - важная веха в работе любого сотрудника. Помочь сотруднику пройти этот сложный этап с наименьшим сопротивлением - это задача хорошего руководителя:

      • участие в своевременной подготовке компании к выходу нового сотрудника (рабочее место, оборудование, учетные записи, welcome-pack и т.д.) - совместно с HR и сотрудниками службы поддержки;

      • участие в формирование адаптационных материалов (план новичка и другие материалы) и вводных тренингов (совместно с HR);

      • наставничество (самостоятельное менторство или выделение опытного наставника для каждого новичка);

      • регулярная оценка прогресса новичка (сбор обратной связи по новичку со стороны команды и линейного руководителя (при наличии)) и периодический обмен обратной связью (двухсторонний - как новичку, так и от новичка);

      • подведение итогов испытательного срока, обсуждение дальнейших шагов (см. развитие сотрудников).

    • развитие сотрудников. Развитие сотрудников - это повышение производительности и конкурентоспособности за счет роста профессиональных навыков, компетенций и изучения новых технологий, привлечение и удержание талантов, рост лидерских качеств у членов команды, повышение уровня удовлетворенности, а также инновации и креативность. Обычно задача комплексная и включает в себя следующие направления деятельности:

      • определение векторов карьерного роста - горизонтального и вертикального (формирование схем переходов и т.д.);

      • грейды (квалификационные требования, аттестации);

      • индивидуальные планы развития для каждого сотрудника;

      • регулярная обратная связь (one-to-one);

      • обмен опытом между участниками команды (командные митапы и др.);

      • внутреннее обучение; 

      • внешнее обучение и участие в мероприятиях.

    • оценка эффективности сотрудников. Для руководителя критично понимать, кто есть кто (как конкретный сотрудник справляется со своими обязанностями, какое качество у выполненных задач, можно ли положиться на сотрудника и т.д.) для принятия последующих управленческих решений. Для этого руководитель осуществляет следующие действия:

      • регулярные командные встречи (частота зависит от потребности);

      • мониторинг за количественными и качественными метриками эффективности сотрудников;

      • регулярные опросы 360 (обратная связь от коллег - команды и линейных руководителей (при их наличии));

      • ревью результатов работы (при необходимости).

    • вовлеченность и мотивация команды. Вовлеченность и мотивация является ключевым фактором для успешной работы команды, ее продуктивности и достижения общих целей. Какие задачи решает руководитель для работы с вовлеченностью и мотивацией команды и ее участников?

      • регулярное донесение целей, перспектив компании и выпускаемых продуктов до сотрудников;

      • регулярное измерение уровня удовлетворенности сотрудников (анкетирование, опросники и тд.);

      • предоставление индивидуальных условий (гибкий график работы и др.);

      • поощрение и похвала (внутренние конкурсы, подарочные сертификаты и тд);

      • поддержание work-life balance для аналитиков;

      • тимбилдинг и прочие корпоративные мероприятия.

    • увольнение сотрудников (да, и такое бывает), уход сотрудника из компании или переход на другие должности. Сотрудники переходят на новые смежные должности, самостоятельно уходят из компании. Так бывает. И это нормально. А иногда и руководителю самостоятельно приходится принимать трудные решения. Причины бывают самые разные. Морально это всегда тяжело. Оттого и задача становится очень даже непростой.

  • унификация внутренних процессов, инструментов, технологий, документов и стандартов работы. Важная часть работы руководителя. Унификация внутренних процессов и стандартов, технологий и инструментов помогает создать более эффективную, прозрачную и согласованную среду для совместной работы, что способствует достижению целей и успехам команды и компании в целом. Может включать в себя следующие задачи:

    • унификация и регламентация внутренних процессов (например, найм, командировки, внешнее обучение, наставничество, аттестация и т.д.),

    • определение технологий и инструментов для совместной работы:

      • внутренняя база знаний (wiki);

      • трекер задач;

      • инструменты для визуализации различных схем;

      • инструменты для аналитики;

      • мессенджеры для коммуникации и т.д.

    • использование шаблонов документов:

      • шаблоны технического задания, пользовательской документации и т.д.

  • представление интересов аналитиков на общих встречах с представителями других отделов (как правило, таких же руководителей), кросс-командное взаимодействие. Представлять интересы аналитиков на общих встречах с другими менеджерами (разработка, тестирование и др.), участвовать в выработке общих решений и решать конфликтные ситуации - это все тоже задача руководителя аналитиков.

  • задачи повышенной сложности. Иногда роль тимлида/руководителя похожа на роль играющего тренера в спортивной команде. Так что будьте готовы делать что-то и своими руками. Но есть и хорошая новость - далеко не всегда и не во всех компаниях. ????

  • специфические задачи. Каждый руководитель в зависимости от специфики компании может заниматься множеством разных задач (участие в получении финансирования, регистрация продуктов в различных реестрах, совмещение основной работы с ролью PO/PM и т.д.). Не люблю такое, но на практике часто многим руководителям приходится сталкиваться с такого рода задачами от вышестоящего руководства.

Необходимые навыки и личностные качества

Руководитель команды аналитиков (тимлид или руководитель департамента бизнес-аналитики) должен обладать определенными качествами и навыками, чтобы успешно выполнять свои обязанности.

Качества

  • Лидерские качества: Целеустремлённость, инициативность, смелость. Способность вдохновлять собственным примером, вовлекать, мотивировать, направлять команду аналитиков к достижению общих целей, поддерживать здоровый командный дух. 

  • Коммуникабельность: Эффективное общение как внутри команды, так и с другими отделами и стейкхолдерами, способность четко выражать и доносить свои идеи до команды и руководства (продавать “идеи”).

  • Аналитическое мышление: Глубокое понимание аналитических методов и процессов, а также способность видеть цельную картину, выявлять проблемы, предлагать решения и замечать ключевые тренды.

  • Критическое мышление: Критическое мышление помогает принимать обоснованные решения на основе анализа и оценки, а также включает в себя способность к анализу и критике собственных решений и убеждений. Это помогает избегать предвзятости и снижает число ошибок.

  • Стратегическое мышление: Умение разрабатывать долгосрочные стратегии и пути их реализации. Понимание, как аналитика позволяет достигать компании глобальных целей.

  • Ответственность: Готовность принимать сложные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

  • Адаптивность: Способность адаптироваться к изменяющимся условиям и быстро реагировать на новые вызовы и возможности.

  • Эмпатия: Понимание и уважение к разным точкам зрения членов команды, способность работать с абсолютно разными личностями.

  • Организаторские способности: Умение эффективно управлять ресурсами, бюджетами и сроками выполнения задач.

Навыки

  • Управление проектами, методологии приоритизации задач и тайм-менеджмент: 

    • навыки планирования, оценки рисков, контроля и управления проектами аналитики с использованием разных методологий (Agile, Waterfall и др.);

    • навыки эффективного управления рабочим временем; 

    • навыки работы в условиях многозадачности; 

    • управление приоритетами задач.

  • Менторство, наставничество и умение обучать: Способность обучать и развивать членов команды, делиться знаниями и опытом.

  • Техническая экспертиза: Глубокое знание аналитических инструментов, методов и технологий.

    Например, для тимлида аналитиков данных - это владение языками программирования и инструментами для обработки данных, такими как Python, R, опыт работы с базами данных (SQL и др.). Опыт в выстраивании ETL-процессов. Знание статистического анализа, опыт в проведении A/B-тестов. Владение инструментами визуализации (Tableau, Power BI и т.д.) и т.д.

  • Делегирование. Очень важный, фундаментальный навык для руководителя.

    Необходимо освоить искусство передачи обязанностей (задач) и доверия своим сотрудникам, перестав полагаться исключительно на свои собственные силы.

  • Умение вести переговоры, разрешать конфликты и навыки презентации и публичных выступлений.

Все эти качества и навыки помогают тимлиду или руководителю департамента аналитики не только эффективно управлять командой, но и успешно участвовать в реализации проектов и создании продуктов, способствуя развитию бизнеса компании.

Вместо вывода

Список задач, навыков и личностных качеств руководителя аналитиков может быть расширен в зависимости от конкретной ситуации, однако одни и те же принципы всегда остаются актуальными:

  • Работа руководителя - это сотрудничество с командой, нацеленное на достижение бизнес-целей.

  • Уважение, доверие и делегирование - наше все!

  • Нанимать людей - дорого, расставаться - тяжело. Все сотрудники требуют внимания и заботы.

  • Всегда нужно стремиться к постоянному совершенствованию и обучению.

Комментарии (5)


  1. abcdsash
    02.09.2023 10:39
    +1

    типовое перечисление банальных вещей...


    1. agent-rycha Автор
      02.09.2023 10:39
      +1

      Спасибо за обратную связь. Попробовал структурировать свой опыт в перечень решаемых руководителем задач. Возможно, это все кажется достаточно банальным. Но мне, например, на старте не хватало понимания всего многообразия задач на уровне руководителя после перехода из роли бизнес-аналитика. И подобный чек-лист точно был бы полезен :)


  1. Nialpe
    02.09.2023 10:39

    аналитика аналитике рознь. поэтому с моей точки зрения было бы уместнее не пытаться объять необъятное, рассказывая о сферическом руководстве аналитикой в вакууме, а поведать свой конкретный опыт. конкретные истории конкретных людей читать любопытнее. к обобщённой информации, отношусь скептически, не обессудьте.


    1. agent-rycha Автор
      02.09.2023 10:39
      -1

      Спасибо за мнение. В целом так и планировал: сначала объять необъятное (видимо, получилось не очень :) ), а потом в рамках цикла статей пройти по всем задачам из списка уже подробно: рассказать про фишки найма, внедрение онбординга и наставничества, про развитие сотрудников и построение внутренней базы знаний, про унификацию технологий, инструментов и документации и т.д. Надеюсь, более узкоспециализированная статья вызовет больше положительных откликов :)


    1. NIKEtoS1989
      02.09.2023 10:39
      +1

      Согласен, как минимум - подобный сторитэйлинг имел бы шанс быть не скучным...

      Хотя, возможно автор пишет скучные, но зато полно описанные постановки)