30 сентября в офисе Mail.Ru Group прошла двадцать шестая микро-конференция UX-Среда, посвященная дизайн-образованию в России. Приглашенные гости, а также специалисты из разных подразделений компании выступили с серией презентаций о своем опыте работы и поучаствовали в его обсуждении. В этот раз у нас были Дмитрий Карпов (Британская Высшая Школа Дизайна), Лола Кристаллинская (Яндекс), Екатерина Ярмошевич и Алексей Полехин (Нетология), Jonathan Briggs (Hyper Island, в записи) и я от Mail.Ru Group. Модерировала дискуссию Таня Смирнова.

Микро-конференция UX-Среда №26: Дизайн-образование в России



В этот раз у нас сорвался телемост с западным спикером, поэтому Jonathan Briggs, со-основатель Hyper Island, записал специальное видео о школе вместе с Таней Смирновой, ее выпускницей.





Мы заранее заготовили список толковых тем для обсуждения от экспертов и чередовали их с вопросами из зала. Пришло порядка 100 человек, многие из которых представляли ведущие отечественные продуктовые компании, поэтому общаться было интересно и в ходе панели, и в перерывах.

Микро-конференция UX-Среда №26: Дизайн-образование в России



Эксперты представляли разные подходы компаний — более-менее привычный формат образования (Британка и Hyper Island), онлайн-курсы (Нетология), специализированные форматы внутри компаний (Яндекс и Mail.Ru Group). К сожалению, не доехал Денис Мосин из ИКРЫ. Это позволило посмотреть на проблему со всех ракурсов. После краткого рассказали о себе и задачах школы, началось обсуждение того, какие дизайнеры вообще востребованы сейчас и как научить их правильному видению профессии и необходимым навыкам, а также особенностей каждого из подходов. Вот некоторые из тем:

  • Британка предлагает четыре формата: интенсивы на неделю-полторы, которые дают возможность погрузиться в профессиональную тематику и решить, стоит ли идти на полноценный курс; британское высшее образование; российское дополнительное образование; декады, для того чтобы опытные специалисты могли попробовать новые для себя вещи. Недавно запустили курсы по дизайну для школьников и подростков. А в дополнение ко всему этому готовится формат корпоративного обучения под нужды конкретных компаний и дистанционные решения. Кроме того, есть дружественные школы по другим тематикам — Scream School, Московская Архитектурная Школа и Школа Кино.
  • Школу дизайна Яндекса закончили 30 человек (780 заявок, 70 собеседований, 32 поступивших). Из них компания наняла 12, включая одного из самых молодых отечественных дизайнеров — Гарри, ему 16 лет. Очень крутой пример для всех, кто только начинает в профессии. Хотя нанять 100% обучившихся задачи нет — это в любом случае прокачивает рынок, что помогает в долгосрочной перспективе. Подготовка материалов для школы и ее проведение потребовали огромного количества сил, в этом участвовало 45 человек. Но выхлоп сильный, в том числе по количеству нанятых специалистов. Компания опубликует учебные материалы в открытом доступе, причем уже сейчас они здорово помогают и для прокачки дизайнеров внутри.
  • У Нетологии два формата обучения — месячные вебинары по UX/UI и веб-дизайну в целом, а также библиотека отдельных курсов. В качестве эксперимента они также запустили воркшоп, где учащиеся под контролем экспертов делают какой-то проект.
  • Hyper Island иногда называют Гарвардом в мире digital. Это бизнес-школа, которая ориентирована на технологический подход, в том числе в дизайне, для того чтобы подготовить компании к disruption отраслей. Студенты работают над реальными проектами реальных компаний, что позволяет накопить неплохое портфолио. Кроме того, они делают упор на переносимые навыки, которые применимы в любой отрасли к любому проекту, т.е. пытаются сделать знания универсальными.
  • У Mail.Ru Group нет большого потока найма — дизайнеры нанимаются более точечно, поэтому своя школа пока не нужна. Но мы сильно вкладываемся в повышение кармы в проф.среде, поэтому делаем много конференций — это тоже хороший способ получения знаний. Еще один формат — совместные программы для айтишных ВУЗов (Бауманка, МГУ), которые учат разработчиков и менеджеров правильно работать с дизайнерами. И последнее — конкурсы (Russian Design Cup и отдельные), которые дают возможность специалистам прокачать свои навыки с помощью более-менее реальных задач и собрать базовое портфолио. Это большая проблема для начинающих дизайнеров, у которых мало практики — портфолио можно собрать либо стажировками, либо непрошенными редизайнами, либо реальными проектами (которые как раз дают неохотно). Одноклассники каждый год нанимают одного из призеров.

Но лучше посмотреть видео-запись — вопросов и интересных обсуждений было намного больше:



Микро-конференция UX-Среда №26: Дизайн-образование в России

В последние годы образовательных форматов все больше и больше. Жаль, что Денис Мосин из ИКРЫ не смог доехать до нас, а также не удалось пригласить никого из Школы Стажеров Горбунова — они среди самых интересных и полезных. Из долгосрочных программ можно отметить Институт Бизнеса и Дизайна, Школу Дизайна ВШЭ и Институт Стрелка. Востребованным оказался формат интенсивов и краткосрочных курсов — их делают, например, #tceh и Роман Черных. Отдельные темы предлагают те же Bang! Bang! Education, школа проектирования интерфейсов, не говоря уже о регулярных частных программах вроде Павла Колодяжного. Параллельно с этим развиваются онлайн-курсы для самостоятельной подготовки — почти одновременно их запустили Tilda и Readymag. И это не говоря об уйме конференций, многие из которых включают отдельный день мастер-классов. В общем, способов профессионально прокачаться уйма, на любой бюджет и объем свободного времени.

Мероприятие открытое — мы приглашаем не только докладчиков, но и слушателей из других компаний. Если вы хотите выступить у нас — пишите мне на y.vetrov@corp.mail.ru и мы выберем интересную тему рассказа и удобную дату для него. Узнать расписание и программу будущих мероприятий, а также записаться на них можно на странице микро-конференции в Фейсбуке.

Комментарии (0)