Введение. Про дизайнера

В 2023 году слово «дизайнер» трактуется по-разному. Для одних — это специалист, который создает графику или работает с 3D, для других — человек, который занимается изучением клиентского опыта и созданием пользовательских сценариев, а для третьих — художник и деятель искусства. Работа звучит абсолютно по-разному, хотя и те и другие являются дизайнерами. Какие дизайнеры на IT-рынке бывают на сегодняшний день:

  • Дизайнер интерфейсов (Interface Designer)

  • Графический дизайнер (Graphic Designer)

  • Дизайнер 3D-графики (3D Designer)

  • Промышленный дизайнер (Industrial Designer)

  • Гейм-дизайнер (Game Designer)

  • Дизайнер взаимодействия (Interaction Designer)

  • Дизайнер виртуальной реальности (VR Designer)

Еще можно упомянуть дизайнеров-инженеров, которые работают с Midjourney — вакансии уже появились на зарубежном рынке.

Каждая из этих ролей имеет разный инструментарий и зону ответственности. Но есть кое-что общее — слово «дизайнер».

Кто такой дизайнер? Предлагаю посмотреть в переводчик.

Designer — проектировщик, конструктор, модельер, оформитель рисовальщик, чертежник, художник

Вывод: дизайнер — это создатель или криэйтор. Следовательно, графический дизайнер — создатель графики, интерфейсный дизайнер — создатель интерфейсов, а гейм-дизайнер отвечает за создание игр. Поговорим подробно про интерфейсных дизайнеров.

Дизайнер интерфейсов = UX/UI дизайнер = Продуктовый дизайнер?

Оказавшись на сайтах с вакансиями сегодня, вы обнаружите бесконечное количество разных названий в сфере интерфейсного дизайна. Предположим, что вы — дизайнер и решили сменить работу. На сайтах рекрутмента, как правило, есть текстовый поиск, которым вы, скорее всего, воспользуетесь, чтобы получить список вакансий. Вопрос: что будем вводить в поисковую строку?

Сегодня компании ищут следующих дизайнеров:

  • Дизайнер интерфейсов

  • Продуктовый дизайнер

  • UX/UI дизайнер

  • Дизайнер мобильных приложений

  • Продуктовый UX/UI дизайнер

  • Веб-дизайнер

  • CX-дизайнер

  • UX-дизайнер

Суть в том, что описания вакансий этих ролей практически не отличаются друг от друга. К сожалению, это проблема — из-за бесконечной генерации нового нейминга для одной и той же роли работодатели лишаются потенциальных сотрудников, а сотрудники лишаются потенциальных работодателей. К примеру, новомодный термин CX-дизайнер в вакансии может спокойно отпугнуть крепкого дизайнера, у которого могут возникнуть иллюзорные страхи о том, что эта роль ему не подходит. Сравним два определения, нашел их на просторах сети.

CX (Customer Experience) — общие впечатления, которые получает человек от сотрудничества с компанией.

UX (User Experience) — ощущения, которые появляются у пользователя при работе с продуктом.

Разницы здесь никакой — процесс работы UX- и СХ-дизайнера идентичен. Поэтому UX-дизайнер = CX-дизайнер. А что там с дизайнером UX/UI и продуктовым дизайнером?

UX/UI дизайнер vs Продуктовый дизайнер

Начну с небольшой лирики. Бывают такие дизайн-митапы. На них дизайнеры нетворкаются друг с другом, обсуждают фреймворки, сравнивают процессы в компаниях, рассказывают про свой опыт и ищут работу. Иногда на таких встречах возникают местечковые дебаты — к примеру, спор о ценности качественных и количественных данных в работе дизайнера. Из своего личного опыта о дискуссиях могу рассказать о ситуации, когда мой коллега-дизайнер на вопрос «чем занимаешься?» дал ответ: «я продуктовый дизайнер». На что собеседник уточнил: «UX/UI дизайнер то есть?». «Нет, я продуктовый дизайнер». Ну, и понеслось.

Разберемся, кто такой UX/UI, а кто такой продуктовый дизайнер.

UX (User Experience)  — дословно опыт пользователя. Это часть работы, когда пользователь взаимодействует с продуктом и шаги, который пользователь совершает, чтобы закрыть свою проблему или потребность при помощи продукта.

UI (User Interface) — дословно пользовательский интерфейс. Это та часть продукта, которая связана с визуальной составляющей. Простым языком — все то, что видит пользователь.

UX/UI дизайнер — это специалист, работа которого заключается в создании удобного, доступного и понятного интерфейса диджитал продукта. Этот специалист также работает над эмоциями пользователя от взаимодействия с продуктом. Профессия UX/UI дизайнера является коммерческой. Нет бизнеса — нет работы у UX/UI дизайнера.

Продуктовый дизайнер

А что там с продуктовым дизайнером?

Продуктовый дизайнер входит в состав команды, которая занимается созданием и развитием диджитал продуктов: мобильные приложения, сайты, различные сервисы на разных девайсах. Этот специалист решает ряд задач:

  • Занимается поиском проблемных точек продукта

  • Предлагает варианты решения этих проблем

  • Оценивает эффект от внедрения своих решений и смотрит, как эти решения влияет на поведение пользователя

  • Работает с количественными данными (метриками) и вносит изменения в продукт с учетом стратегии

  • Изучает рынка конкурентов

  • На пару с продакт менеджером имеет возможность участвовать в генерации бизнес-стратегии продукта

В чем разница?

Разобрались с зонами ответственности UX/UI дизайнера и продуктового дизайнера. Итог работы этих дизайнеров один и тот же — удобный, понятный и приятный интерфейс, который влияет на метрики бизнеса. Разницы между этими профессиями нет.

«Но продуктовый дизайнер работает над продуктом» или «каждый продуктовый дизайнер является UX/UI дизайнером, но не каждый UX/UI дизайнер является продуктовым» — каждый UX/UI дизайнер работает над продуктом, будь он хоть дизайнером из студии или в крупном банке.

Рассмотрим пример:

Ян, UX/UI дизайнер в студии, 30 лет. Ян работает дизайнером интерфейсов в студии. В студию поступил заказ на реализацию B2C продукта для небольшого банка. У банка нет ресурсов на содержание полноценной команды в штате. Ян собирает вводные данные, изучает аудиторию, проводит ресерчи со студийным UX-исследователем, работает с продакт менеджером и проектирует макеты, которые потом передает в разработку. Работа длится пол года и вот, релиз. После релиза через какое-то время банк возвращается за доработками новых фич и так до бесконечности.

Артем, продуктовый дизайнер в крупной IT-компании, 25 лет. Артем работает над одним из основных B2С продуктов в своей компании — маркетплейсом. Он проектирует в продуктовой кросс-платформенной команде, где есть программисты, QA, аналитики, исследователь и продакт менеджер. Артем также собирает вводные данные, изучает аудиторию, проводит ресерчи с UX-исследователем, работает с продакт менеджером и проектирует макеты, которые потом передает в разработку.

Разница между Яном и Артемом только в нейминге их ролей... и возрасте. Крепкий UX/UI дизайнер будет таким же хорошим продуктовым дизайнером, потому что... он и есть продуктовый дизайнер. Любой дизайнер интерфейсов не может работать без понимания для кого он делает продукт и какую потребность или проблему пользователя решает. Дизайнер должен проверять свои решения, даже если ресурса исследователя нет — коридорники в помощь, можно касдевить самостоятельно. Если дизайнер приступает к проектированию минуя все эти шаги, то это просто слабый дизайнер. Так что...

Чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку, я хочу сослаться на Nielsen Norman Group, а в частности на Джейкоба Нильсона, который в одном из своих выступлений говорит о проблеме, которую называет словарной инфляцией (англ. vocabulary inflation). Если говорить кратко, то он утверждает, что в IT-сфере каждые 3-4 года появляется новое название для базовых вещей в сфере дизайна и считает этот факт совершенно нелепым. Ниже я приложил скрин из выступления.

www.youtube.com/watch?v=iGAWbtSxFww

Выводы

Наша сфера развивается и меняется с каждым годом и статья эта написана не для того, чтобы «подушнить». Я действительно вижу в этом проблему, а мои ученики на менторских занятиях часто просят меня рассказать о разнице в нейминге. Я сформировал несколько тезисов и дал по ним комментарии:

  • UX-, СХ-, продуктовый и UX/UX дизайнер и т.д. — это все об одном и том же. Разницы нет. Не бойтесь этих слов в вакансиях и читайте описание (обращаюсь к начинающим дизайнерам). Так вы поймете, кого именно ищет работодатель. Если учесть, что у разных компаний разные ожидания от интерфейсных дизайнеров, про нейминг можно даже не продолжать.

  • Называйте себя так, как вам нравится. Есть каноничное название от Nelson Norman Group — UX-дизайнер, но это просто для справки.

  • Используйте в своем резюме нейминг из вакансий, на которые вы подаетесь. Строчкой про CX-дизайнера вы можете напугать HR-специалиста и лишиться шанса на интервью. Важно понимать, что не все рекрутеры понимают специфику.

Комментарии (11)


  1. AndrewYaremko
    15.09.2023 12:13
    +2

    Если открыть любой патент амазона, в котором фигурирует пользовательский Experience, то вы не увидите там никакого UI. А увидете там алгоритмы ранжирования товаров и распределение пользователей по соответствующим математическим множеством на основе ох поведения, заказов и кук.

    Работоспособность локальных серверов лиги легенд. Вот что сказывается на опыт в первую очередь, а не Интерфейсы. Или алгоритм подбора соперников в катку. Или алгоритм пеюредлрдения следующих шортсов и сторисов для увеличения таймспенда. В UX UI'я столько же сколько и бухгалтерии.

    Да, это не популярная точка зрения у дизайнеров. Но бизнес голосует рублём, те долларом. А с терминологией полная ж. Это я как проектировщик с 20 летним опытом так думаю.


    1. EzS
      15.09.2023 12:13

      Когда я где-тот написал, что UX Amazon'а продуман и идеален, мне минусов накидали дизайнеры, которые ратовали за внешний вид, а не за логику.


  1. Kwisatz
    15.09.2023 12:13
    +7

    Не так с дизайнерами то, что они не пользуются своими продуктами. А еще не понимают то, что написано в первом коменте. Я годами искал тех кто не просто "делает продуктовый дизайн" а читает книги, узнает по перспективу и особенности психологии, самосовершенствуется и стремится делать клевые вещи. В итоге оказалось, что проще самому освоить архитектуру UX.

    На днях дочка попросили поиграть с ней в корабли, ну идем качаем WoWs. Захожу, Сразу в глаза всплывашка на экран с рассказом о том как им хочется денег, закрываем. А где мой порт? Что это за аляпистое нечто? Ах да, это дизайнерам очень хочется чтобы я непременно увидел как они старались, меняем порт на спокойную водичку и глазки начинают отдыхать. А что у нас тут за уведомление? "Прочтите новости, чтобы получить награду", ну ок, давайте прочтем, прочитал то, что мне интересно, где награда? Ах, надо в одном из разделов кнопочку, горите в аду, закрываем. А тут что подсвечено? Боевой пропуск, заберите награды, и нам бы хотелось еще денег, награды заберу, денег не дам. Дальше что? "Верфь": вот вам награды, а еще можете получить БОЛЬШУЮ награду, но, да мы хотим денег, кораблик хочу, но денег не дам (хотя тут наиболее весомый пожалуй аргумент). Дальше "адмиралтейство": ой, что это, я что попал в конец 90ых? все сверкает, музычка включалась, выключить, выключить(!), что тут у нас? тут немного халявы, сэр, но еще мы хотим ДЕНЕГ, снова не дам, закрываем. А чего тут за красная точка? Новые нашивки и коллекции, очень важно да, может они сделали ПКМ "отметить все"? Нет, нужно найти в списке и поводить мышечкой. Хух, справился, чего на сладкое? Контейнеры? Ну давайте, ах надо нажать кнопочку "получить контейнер" и обязательно посмотреть как его притаскивает кран, а внутри что? ндеее, народ вы правда не слышали про эффект малозначимых наград?.

    Ребята, я только что зашел и сыграл несколько боев и вы уже довели меня до бешенства, где гребаная кнопка "забрать все и отключить все уведомления?". Почему нужно доводить до бешенства свою самую платежеспособную аудиторию? И это я еще не вспомнил про интерфейс, который после многих лет еще не везде избавился от светлых прозрачных фонов, и про алгоритм кислого, по которому во всем мире не проехался только ленивый.

    Очень хочется, чтобы тех кто это все сделал, прижали нежно к земельке якорем (можете написать на нем большими буквами UX), дали ноутбук и заставили делать все, что описано выше снова и снова и снова до просветления.


    1. yadowit
      15.09.2023 12:13

      Да, были времена, когда к дизайну подходили добросовестно — https://habr.com/ru/articles/348728/


    1. rednikdem
      15.09.2023 12:13

      Вы сваливаете с больной головы на здоровую. Всё это вам показывают маркетологи, а не дизайнеры. У них стоят KPI по увеличению ARPU и всяких других метрик, которые должны приносить продукту деньги. Просто всё это делается руками дизайнеров и разработчиков.


      1. Kwisatz
        15.09.2023 12:13

        В таком случае всю команду, которая занимается UX нужно уволить в обнимку с маркетологами за профнепригодность. "Не виноватая я, меня заставили" конечно забавная мантра, но только для собственного успокоения. И, заметьте, я написал "ВСЕХ это это сделал"


  1. habranik
    15.09.2023 12:13

    Спасибо за статью. Путаницы в названиях и деятельности дизайнера действительно много. Тут конечно можно сказать и что “user” (кто пользуется продуктом, UX) и “customer” (кто например покупает продукт, CX) могут быть совсем разные люди; и что для кого-то “интерфейс” это кликание на кнопки в продукте, а для кого-то это попытка дозвониться до человека в службе поддержки, и прочее. Но сами используемые методики дизайна конечно похожи.

    Я бы тоже не советовал сейчас использовать “CX-дизайнер” в резюме (и в вакансии тоже). HR конечно не напугаются, но могут легко пропустить. Подождите пока “CX” на Хабре в профиле появится ;)


  1. ri1wing
    15.09.2023 12:13
    +4

    C дизайнерами не так то, что они регулярно делают изменения ради изменений. И в результате ломают то, что работало.

    Вот, например, яндекс. Нужен мне бывает их поиск по картинкам. Как было раньше? На главной странице (ya.ru) была панель с кнопками сервисов и там можно было закрепить часто используемые. Было удобно. А теперь эта панель по умолчанию скрыта. И чтобы она стала видимой, нужно сначала кликнуть на строку поиска. Вот кто мне может объяснить, чего они таким "гениальным" изменением дизайна добились?


    1. perfect_genius
      15.09.2023 12:13

      Вот кто мне может объяснить, чего они таким "гениальным" изменением дизайна добились?

      Видимо, большинство первым делом тычет в поле и начинает набирать "Как искать картинки в Яндексе" :)
      А тут вдруг выскакивает что-то и привлекает внимание — человек начинает изучать даже не начав набирать ничего.


  1. EzS
    15.09.2023 12:13

    Кроме UX, CX ещё есть и EX (Employee Experience) — не очень популярный в использовании. Это применимо к ERP и BPM информационным системам (да и CRM сюда же можно приплести).

    Во всех случаях Customer, Employee — это User, пользователь продукта. Термины ради терминов. Единственное, чтобы я выделил, погружение в конкретный бизнес и кардинально разные процессы/бизнес-процессы.


  1. Jpgpng
    15.09.2023 12:13

    Под это описание продуктового дизайнера разве не попадают графические дизайнеры тоже?