Название статьи действительно звучит так, будто операторы буквально роются в нашем нижнем белье, подслушивают, подсматривают, да еще всё прекрасно запоминают с точностью до секунды. Так ли это, и стоит ли всерьез волноваться? Будем разбираться.

Почему это произошло? 

Давайте начнем с главного: с нашей нежной привязанности к смартфонам. 

В современном мире сложно представить себе человека, у которого нет мобильного телефона. В частности в России среднее количество сим-карт на жителя (включая новорожденных детей и людей в преклонном возрасте) – 1,4 штуки. Больше одной на каждого. Это много, очень много.

А вот ещё любопытная статистика. По итогам 2022 года более четверти (26%) пользователей тратят на использование телефона 7 часов и более, то есть более половины того времени, что они бодрствуют. Еще 21% тратят на него 5-7 часов. И лишь 4% обладателей смартфонов используют его не более одного часа в день (знаете таких?).

Телефон сопровождает нас везде: в машине, общественном транспорте, кафе, ресторанах, на работе, в душе, в спальне. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Настолько неотъемлемой, что если по какой-то причине мы забыли его дома, нас охватывает тревога, и мы стремимся вернуться и срочно забрать гаджет с собой. 

Для такой тревоги в серьезном проявлении даже есть специальный термин — номофобия — с занимательной расшифровкой. Это аббревиатура слов «фобия — без мобильного телефона» («no-mobile-phone phobia»). Появилось понятие ещё 12 лет назад в ходе исследовании YouGov 2010 года по заказу UK Post Office. 

В этом исследовании было выявлено, что примерно 53% пользователей мобильных устройств испытывают беспокойство, когда сталкиваются с ситуациями, такими как потеря телефона, разряд аккумулятора, недостаток средств на счете или нахождение в местах без сотовой связи. Эти опасения разделяют около 58% мужчин и 47% женщин, при этом 9% также тревожатся, когда их мобильные устройства выключены. 

Исследование проводилось в Великобритании более 12 лет назад. Я уверена, что в настоящий момент проценты подросли, а похожие данные можно применить к другим современным странам мира. Поэтому нечего удивляться, что смартфон стал не только продолжением нашей руки, но и нашей памяти. Мы сами поместили в него свою частную жизнь.

Как собирается информация?

 Во-первых, существует закон, строго регламентирующий процесс сбора информации. Согласно его требованиям, при заключении договора с оператором сотовой связи мы предоставляем свои паспортные данные. Иными словами, мы добровольно сообщаем информацию о себе в момент заключения договора, как при любых договорных отношениях. Это начальная информация об абоненте в системе.

 Далее мы получаем заветную сим-карту и вставляем её в свой смартфон. И тут начинается процесс активного пользования: выходим в интернет, скачиваем приложения, общаемся в мессенджерах, звоним, пишем, оплачиваем покупки и так далее — список можно продолжать до бесконечности. Любое действие, совершенное в телефоне с активированной сим-картой фиксируется, вносится в огромную базу данных и хранится на сервере где-то далеко и надежно. Это тоже требование законодательства. Но и не только. 

 Информация поступает к оператору не потому что ему так хочется, а потому что это техническая неизбежность. Система так работает. Теоретически оператор мог бы отключить эту функцию. Строго говоря, он от этого ещё и сэкономит на всей огромной и дорогостоящей системе хранения информации, но только никто этого не позволит, в том числе мы сами — пользователи. 

 Предположим, приходит вам счет на 200 руб. больше обычного, и вы закономерно обращаетесь к оператору с вопросом. А оператор вам отвечает, что, мол, вы когда-то там кому-то звонили и ещё отправили платную смс, а потом пожертвовали 100 руб. котятам. Но когда это было, оператор не знает, потому что нет зафиксированной информации об этом — верьте и платите. Кто же на такое согласится? Все уже привыкли заходить в личный кабинет и видеть детализацию с точностью до секунды, потому что это возможность контроля и способ защитить свои права. 

Можно ли обхитрить оператора? 

 Наверняка кто-то сейчас задумался: “А что в случае, если я не использую сеть оператора для выхода в интернет?” — и тут есть очень интересный момент. 

 Действительно, многие пользуются WiFi чтобы «серфить» всемирную паутину. Например, я не хочу, чтобы мой оператор знал, что я скачала себе Тиндер и планирую им пользоваться. И вот я подключаюсь за чашечкой кофе в уютном кафе к местному WiFi в полной уверенности, что я невидима для оператора. Но приложение вдруг просит меня ввести мой номер телефона для авторизации, чтобы выслать мне смс. А смс — что? Правильно, фиксируется оператором и вуаля — там уже хихикают, что я собираюсь ходить на свидания. 

На самом деле, там никто не хихикает: операторам нет дела, с кем вы встречаетесь, но информация и правда попадает в базу данных, поскольку серьезным приложениям нужна верификация вашей личности через каналы более-менее надежные. Номер телефона вы получаете по паспорту, и поэтому он выступает подобным каналом. Вот такой замкнутый круг. 

 Помимо этого не стоит забывать о невнимательности. Если вы использовали приложение в зоне WiFi, а потом перешли на 3G/4G или LTE, то информация неизбежно летит в сервер оператору в папочку с вашим номером. Получается, никуда нам не скрыться от оператора.

А вдруг оператор станет злодеем? Или уже стал…

В психологии есть такой прием — проиграть худший сценарий. Давайте представим, что ваш оператор вдруг перешел на темную сторону и решил стать злодеем, чтобы ваши данные узнали все. Или кто-то из недобросовестных граждан проник к оператору и жаждет знать всё о пользователях. 

Да, действительно, существует некая масса информации конкретно по вашему номеру, которую теоретически можно всю собрать и скачать. Тут стоит разобрать все по порядку. Во-первых, процесс этот очень трудоемкий и сложный. Во-вторых, информация тщательно зашифрована. В-третьих, любая личная информация очень строго охраняется, и доступ к ней ограничен максимально. Это всё не блажь, а требования закона и техническая необходимость самой системы. 

Операторы содержат огромные серверы для хранения и устанавливают современные системы защиты информации, потому что малейшая угроза информации о пользователях — это прямая угроза всей работе оператора в целом. 

 Вывод напрашивается следующий: одинокому злодею или даже целой банде невозможно добраться до всего объема информации о пользователях, пусть даже они десятилетиями легально проработают у оператора верой и правдой. Сам же оператор живет в строгих рамках закона, и к нему приковано особое внимание, поэтому рисковать никто не будет. 

 Так что дышите ровно, наш сеанс завершен!

Как операторы спасают мир?

Звучит громко, но на самом деле это целая большая тема, о которой хочется написать более подробно отдельную статью, поэтому тут я просто приведу один пример, и вам сразу станет понятно. 

В современном мире есть современные угрозы. Есть люди, способные использовать сим-карты в качестве детонаторов взрывных устройств. Есть и многие другие, кто использует технологии против благосостояния групп людей или даже человечества. И вот тут операторы становятся огромными помощниками для правоохранительных органов: по законному запросу или предписанию суда или СК оператор может выдать информацию о злоумышленниках, помочь раскрыть их планы, местонахождения, сообщников и многое другое. Любая информация может оказаться полезной в ходе расследования. 

Таким образом с помощью данных о сим-карте и её владельце спасаются человеческие жизни и предотвращаются серьезные преступления, а одна спасенная жизнь определенно стоит того, чтобы собирать и хранить в безопасном и надежном месте информацию о пользователях.

Напоследок: стоит ли беспокоиться о сборе информации оператором?

 Я думаю, что однозначный ответ — нет, не стоит. Нас часто пугает то, чего мы не знаем и не понимаем, но немного изучив вопрос, мы можем понять, что причин для беспокойства нет. Операторы — люди ответственные, а законы, регулирующие их деятельность максимально защищают пользователей. 

Кроме того, есть банки, страховые компании, медицинские учреждения, которые знают о нас тоже весьма немало. Некоторые из них даже больше, чем самые близкие люди! Но при современном уровне защиты информации и актуальном законодательстве на эту тему опасаться стать публичной личностью объективных причин нет.

 Если уж вы хотите о чем-то беспокоиться, то не записывайте пин-коды от банковских карт на листочках в бумажнике. А о сохранности ваших данных, переданных сотовым операторам, позаботятся новейшие способы хранения информации, которыми заручаются любые операторы, желающие оставаться конкурентными и оказывать пользователям качественные услуги.

Комментарии (21)


  1. Xeldos
    20.09.2023 08:16
    +19

    МТС, залогиньтесь.


  1. grvelvet
    20.09.2023 08:16
    +27

    Операторы — люди ответственные, а законы, регулирующие их деятельность максимально защищают пользователей

    Поверил, ну и бредятина© Шрек.


  1. aik
    20.09.2023 08:16
    +13

    Операторы — нелюди. А юрлица. Это раз.


    1. exTvr
      20.09.2023 08:16
      +9

      Операторы — нелюди.

      Опсосы, что с них взять :))


  1. Samodelkin333
    20.09.2023 08:16
    +2

    Мой опыт, не доказуемо это всё. В 2013г я не тому вымогателю нахамил за дело и кто-то мне отключал связь в Билайне на 2-3 часа, а потом звонили с просьбами заплатить 3000р в месяц за право кому-то звонить. IMEI моего Explay B200 точно своровали и узнавали номера всех сим-карт которые туда вставлялись за 2-3 дня. Потом узнал что у этих жучил извне была ломаная фемтосота. Забанить эту комарилью никто не захотел. В МегаФон потом ломились с левыми заявлениями пока я оттуда не сбежал, Теле 2 не по зубам оказался. Вот где безопасность у сотовых операторов.


    1. grvelvet
      20.09.2023 08:16

      Забанить эту комарилью никто не захотел

      А вы куда жалобы писали?


    1. czz
      20.09.2023 08:16

      комарилью

      Камарилья — испанское слово camarilla, уменьшительное от cámara (комната), на латыни это знакомое нам слово camera.


      1. aik
        20.09.2023 08:16

        А комарилья — это рой комаров. :)


        1. Squoworode
          20.09.2023 08:16

          Не-е-ет, это глубоко философская проблема выживания в ночи. "Комар иль я, вот в чём вопрос..."


  1. Kodzo
    20.09.2023 08:16
    +1

    Безопасность тут - - > ( | )


    1. NeraDail
      20.09.2023 08:16
      +3

      "ну хоть что-то у нас в безопасности"


  1. SpectrumOS
    20.09.2023 08:16
    +1

    А о сохранности ваших данных, переданных сотовым операторам, позаботятся новейшие способы хранения информации, которыми заручаются любые операторы, желающие оставаться конкурентными и оказывать пользователям качественные услуги.

    Я правильно понял, что мне теперь никто не будет звонить со спамом, "госуслугами", медицинскими центрами, службой безопасности банка и прочим, так как операторы резко начали защищать информацию обо мне?

    Иронично, что за пару минут до прочтения статьи как раз пришла смска в стиле "Ali Експрess набираEм сотрYдников удаленая рabота зп от 25о0 в денb"


    1. grvelvet
      20.09.2023 08:16
      +1

      Иронично, что за пару минут до прочтения статьи как раз пришла смска в стиле "Ali Експрess набираEм сотрYдников удаленая рabота зп от 25о0 в денb"

      У них для этого есть платный антиспам, ну чо, стонкс же, продадим данные левым компаниям, получим деньги, замордованный спамом клиент подключит платную услугу антиспама. Профит!


  1. myswordishatred
    20.09.2023 08:16
    +11

    Ожидание от статьи: операторы торгуют нашими данными, вышки триангулируют наше положение, товарищ майор записывает подозрительные логи себе в блокнот.

    Реальность: ну, операторы ответственные ребята, которые уважают закон.


    1. freeExec
      20.09.2023 08:16

      И каждый месяц никому условку не дают за продажу данных в салоне связи, ведь там всё зашифровано.


  1. Batalmv
    20.09.2023 08:16

    А я думал, расскажут о прослушке по запросу; предоставлении информации о звонках и не только в органы; геолокации абонентов ... а все свелось к банальной инфе, которую знает любой провайдер ;)


  1. BasiC2k
    20.09.2023 08:16

    Операторы собирают кучу информации об абонентах. Специалисты по Big Data им всегда требуются. Другой вопрос, что они пока не знают как применить (продать) эти данные. Сначала пытались продать госорганам для улучшения госуправления. Но госорганы не особо готовы разбрасываться деньгами на непонятные цели. Потом операторы начали предлагать бизнесу купить обезличенные данные для развития бизнеса (места скопления, людской трафик), но и это не особо взлетело. Пока вроде ничего нового не придумали.


    1. Sagittarius67
      20.09.2023 08:16

      Торговля идёт вполне себе успешно:

      https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/03/03/795527-moskvichi


    1. freeExec
      20.09.2023 08:16

      Правильно, поэтому госорганы выпускают законы, что все данные сдавайте нам, а мы уже там сами разберёмся.


      1. BasiC2k
        20.09.2023 08:16

        IT специалисты в госорганах есть, премии и благодарности за разработки получать тоже хотят. А вот даных для обработки нет. Поэтому и лоббируются такие законы.


  1. zhuk15
    20.09.2023 08:16

    Как то решил поменять данные своей симки мегафона т.к оформлял на отца в несовершеннолетнем возрасте, ФИО отца кстати с ошибками были. В итоге пришел в офис, отдал деньги за переоформление, и спустя год собственником симки значится опять мой отец. Все что надо знать о сборе ваших данных