Существует популярное мнение, что UI — это про то, как выглядит интерфейс, а UX — про то, как он работает и как с ним взаимодействует пользователь. Есть разные интерпретации этой парадигмы. В образовательных учреждениях, у кого-то они более удачные, у кого-то менее, но даже в корректных трактовках, когда разбираешься с начинкой курса, все сводится к тому, что UI/UX-дизайнер — это проектировщик интерфейсов, а не «буквально всего», как завещал Дон Норман. 

скриншот из статьи Обесцененное понятие UI, недооцененное UX и избыточное IXD

Данная трактовка «Пользовательского опыта», как «Пирамида Маслоу» (которая совсем и «не-пирамида») — простая для запоминания, но искажает смысл. Сегодня без разбора патентов «кто с кем спит» и «кто, сколько зарабатывает», без алгоритмов социального ранжирования, на примере YouTube расскажу три критичных UX-кейса, которые совсем не про UI.

YouTube UX

CDN

На первый взгляд, когда переходишь с привычного Ютьюба на Рутьюб или VK видео, Тему посмотреть, может показаться, что UX — это как раз про удобство расположения элементов их логика и т.д. и думаешь — «а почему так неудобно то…». Но UX про другое — не удобство, а опыт. И первое, что определяет UX Ютьюба — банально, но… это доступность. Те наличие сети распространения контента или CDN, или региональных серверов.

Желтые точки — места размещения оборудования Google Global Cache.

Закрытие части сервисов google в мае повлияло на скорость загрузки видео, но не критично. А вот например аналогичное закрытие серверов “League of Legend: Wild Rift” на европейской части РФ повлияло на пользовательский опыт фатально, хотя UI не изменился ни на пиксель.

Конечно за этот аспект пользовательского опыта дизайнер интерфейсов не отвечает. Так почему тогда он обозначается как UX, а не тот человек, кто проектировал архитектуру и алгоритмы или нанимал вендора?

Content first

“The spice must flow” — те любой ценой пользователь должен получить «поток». Пусть при этом не загрузится интерфейс, разделы, другой контент. Пусть качество видео упадет до минимума. Пусть буферизация будет первичнее подгрузки каверов. Пользователь должен получить свой видеопоток. 

Приоритет загрузки контента в разных интерфейсах.
Приоритет загрузки контента в разных интерфейсах.

Чего нельзя сказать о RuTube и VKVideo. Хотя у последнего дела обстоят много лучше. 

Слева RuTube, справа два шага подгрузки контента
Слева RuTube, справа два шага подгрузки контента

Этот пользовательский опыт реализуется специфичной связкой запросов back-end / front-end и алгоритмов буферизации видеопотока на стороне фронта. Опять же, это вне компетенций UX/UI дизайнера, которого выпускают сегодняшние институты.

Бережливость

UX, который смог. Пользовательский опыт, который со временем стал частью монетизации. Попробуйте назвать хоть один курс по UX, где учат пользовательские сценарии раскидывать по моделям монетизации и Юнит экономике?!))

С популяризацией смартфонов и 4G, появился новый кейс — YouTube стали не смотреть, а слушать. Те запускали приложение, открывали видео и выключали экран. 10 лет назад эта опция была доступна и бесплатна. 

Помним, что «зе спайс маст флоу» любой ценой! Поэтому YouTube во время на устройства с выключенным экраном перестает слать видеопоток, а присылает только аудио дорожку. Тем самым обеспечивая неразрывно опыт потребления на ходу. А с алгоритмом буферизации ещё и при отваливающимся интернете. 

Данное решение сильно экономит трафик и позволяет пользователю комфортно потреблять контент на мобильном инете. Чего нельзя сказать о RuTube.

Отношение трафика ко времени просмотра на моем устройстве. Не чистые / экспериментальные данные, но отражают мой опыт потребления. 

P.S.

Искренне не понимаю, почему UX продолжают связывать с интерфейсами, а не с алгоритмами социального ранжирования, продуктовым маркетингом или управлением. 

Что в наших, что в англоязычных медиа UX зачастую будет про интерфейс, а вот в патентах — нет. Гуглим Яндекса, Тиндер, Амазон, Электроник Артс, Юбисовт — везде, где в патенте стоит user experience обязательно будет описан алгоритм или техническое решение способствующее увеличению прибыли. Прям теория заговора какая-то.

У той же Практики, UX через слово — это Интерфейс. Хотя с последней моей критики, ребята сильно прокачались, за что пед составу и методологом большое уважение. Ждём следующего шага, авось и Рутьюбы будут юзабильными. 

Комментарии (26)


  1. MountainGoat
    22.09.2023 12:56
    +4

    Кого тема интересует, обратите внимание на игру Forza Horizon 5 - это просто музей-каталог фейлов в UX, просто коллекция того, как делать не надо. От Microsoft между прочим, не от студентов Якутского Асфальтоукладочного Института.

    • Ежеминутно выполняемые действия лежат в дереве меню на том же уровне вложенности, что и фигня нужная раз в жизни.

    • Самые нужные вкладки в меню - первая и шестая. Листать можно только по одной, с анимациями и подтормаживаниями.

    • Ежедесятиминутное действие - покрутить детальки в машинке - требует телепортации в гараж и обратно, а значит выгрузки и загрузки обратно мира. У кого игра не на SSD - это полторы минуты пырения в экран загрузки.

    • Игра на старте грузится долго, но при этом три раза требует нажать кнопки для продолжения загрузки. Кликнуть значок и пойти налить чай нельзя - сиди смотри каждый раз один и тот же ролик.

    • Сразу после старта игры автоматически открывается список квестов на неделю. Выбрать в нём квест нельзя. Нужно закрыть список, нажать B, посмотреть 5 секунд анимации, снова открыть этот же список - и тогда можно выбрать квест.

    • Маршрут рисуется голубым по светлосерой карте. Лучше чем было в 4, но не особо.

    • В трёх разных списках - машин, событий и магазина, действие "отфильтровать" вызывается тремя разными клавишами, причём в двух на "неправильной" кнопке повешено действие "всё отменть без подтверждения".

    • Во время гонки экран постоянно загорожен нерелевантными ачивками и счётчиками. Это можно отключить, но не сразу понятно, где.

    Короче, кто делает как в Майкрософт - диагноз "Мизантропия" можно ставить сразу.


    1. AndrewYaremko Автор
      22.09.2023 12:56

      Спасибо за такой подробный список по форзе, к сожалению у меня этот проект вызвал противоречивые чувства и закончился на 15 минуте игры. Подгрузкии на хбокс ване были длиннее игровых сессий, к чему я не привык, тк мой последний "автосим" остался на плойке первой. С геймплейной составляющей и сценарной Хай Стейкс конечно скучнее формы, но там я играл а не смотрел в экран подгрузки и с первых трасс сталкивался с челенджем. Естественно я не ца продукта, но очень хочется подобные гоночки.


  1. nin-jin
    22.09.2023 12:56
    +4

    Искренне не понимаю, почему UX продолжают связывать с интерфейсами, а не с алгоритмами социального ранжирования, продуктовым маркетингом или управлением. 

    Сейчас объясню. Меня, как пользователя, адски бесит лагающий интерфейс ютуба (о святые микрофронтенды), бесит его меняющийся от превьюшки к превьюшке интерфейс (это A/B тесты такие?), бесит тыркатся в меню, чтобы добавить в очередь на воспроизведение (кто вообще видя два интересных видео, смотрит только одно из них?), бесит улетающая за скролл кнопка "новое для вас" (зачем мне по 100 раз предлагать смотреть одно и то же?), бесит постоянно выставлять нужный мне уровень качества (нет, спасибо, мне не нужен 1080@60 даже на безлимите), бесят его алгоритмы, навязчиво предлагающие мне посмотреть 100500 пересказов фильмов (только потому, что я однажды уснув случайно посмотрел один из них), но скипающие видео с каналов, на которые я явно подписался.


    1. AndrewYaremko Автор
      22.09.2023 12:56
      -1

      Интересно, что у меня описанных вами проблем нет, уровень качества у меня на автомате 320 и только один раз обращался к интерфейсу этой настройки. А вот алгоритмы подбора это дискуссионная тема, ТК продукт массовый, думаю он отвечает сценарию для большинства возможно и в вашей сигментационной выборке.

      А что за кей "от превьюшки к превьюшки, очень любопытно, не сталкивался ранее.


      1. nin-jin
        22.09.2023 12:56
        +1

        А, это не UX-ер дурак, это я неправильно ютуб держу.


        1. AndrewYaremko Автор
          22.09.2023 12:56

          Уточните пожалуйста, какая у вас операционка, iOS, iPad os, Droid, KaiOS? Я активно пользуюсь YouTube на Андройде и Каиос, на iPad ос смотрел последний раз пол года назад.


          1. nin-jin
            22.09.2023 12:56

            Браузер на десктопе.


    1. Dolios
      22.09.2023 12:56

      Ни одной из описанных проблем не замечал. Про половину из написанного вообще не понимаю, о чем речь. Ютуб смотрю каждый день. Все видео с каналов всегда показываются и старые, и новые, ничего стороннего не предлагает мне ютуб в списке видео.


      1. nin-jin
        22.09.2023 12:56

        Людям в принципе свойственно не замечать и принимать как должное те вещи, на которые не могут повлиять.


        1. AndrewYaremko Автор
          22.09.2023 12:56

          Не скажите, вот пример изменений дизайнов двух сервисов, которые были примерно в одно время: Кинопоиск и стена в ВК. Как мы помним, Паша стену возвращать не стал, а Кинопоиск откатился до предыдущей версии, после поднявшегося негодования пользователей.


          1. nin-jin
            22.09.2023 12:56

            Это было временное решение, ибо новая версия не держала нагрузку, потом вернули новую, но всем было уже пофиг.


        1. Dolios
          22.09.2023 12:56

          У ютуба полно недостатков, но вы пишите не про самые вопиющие, а про те, которые вообще никакого значения не имеют. Для меня, понятное дело. Например, одна из главных проблем, как по мне, то, что каналы, на которые подписан нельзя катологизировать и объединять в группы, всё в кашу. А вот на рекомендации, про которые вы страдаете, мне вообще плевать, я никогда не пользуюсь главной ютуба, только страницей подписок и никаких рекомендаций не вижу в принципе. Зачем они вообще нужны, если видео с подписок все посмотреть не успеваешь?


          1. nin-jin
            22.09.2023 12:56

            Чтобы не тухнуть в информационном пузыре, а расширять кругозор.


            1. AndrewYaremko Автор
              22.09.2023 12:56
              +2

              Шортсами красивых леди в нижнем белье?


              1. nin-jin
                22.09.2023 12:56
                -1

                Предпочитаю лонги без белья, но Ютуб тут мало помогает.


            1. Dolios
              22.09.2023 12:56

              А без рекомендаций ютуба никак этого не достигнуть? Как же люди еще 20 лет назад с этим справлялись...


              1. nin-jin
                22.09.2023 12:56
                -1

                Можете выкинуть свой смартфон в окно, ибо 20 лет назад без него тоже прекрасно справлялись. Только скажите адрес - я с авоськой приду.


                1. Dolios
                  22.09.2023 12:56

                  Не говорите, что мне следует делать и я не скажу, куда вам следует пойти (с)

                  У меня достаточно друзей, знакомых и групп по интересам, которые мне советуют столько всего, что я не успеваю всё читать, смотреть и слушать. И мнению этих людей я доверяю, они не советуют ерунды, что неоднократно подтверждалось практикой. Но, если бы я был одиноким и никому не нужным токсичным мудаком, я бы, наверное, надеялся только на рекомендации ютуба, бесился, когда они плохие и гавкал на незнакомых людей в интернете.


                  1. nin-jin
                    22.09.2023 12:56
                    -2

                    .. сказал человек, у которого нет времени всё перечитать, пересмотреть и переслушать, но есть время посраться со случайными людьми в комментариях.


  1. dolovar
    22.09.2023 12:56

    У Рутуба по сравнению с Ютрубом есть две серьезные проблемы - скудность контента и беззаконие модерации (с приветом от iXBT games). Эти проблемы заметно негативно влияют на опыт использования сервиса, но если всё взваливать на UX, то UX потеряет смысл. Вы предлагаете превратить одно из дизайн-направлений в "универсального ответственного за всё от архитектуры до саппорта"?


    1. AndrewYaremko Автор
      22.09.2023 12:56

      В том то и дело, что UX никогда не был "дизайн" направлением в традиционном смысле. Ближе к UX такое понятие как гейм-дизайн неже ли UI. https://youtu.be/9BdtGjoIN4E?si=8A5b_IoJk0AYxLkd

      Норман рассказывает о пользователях компьютера, начиная с коробки, её транспортировки и т.д. те вещей не связанных с использованием самого продукта — компьютера))

      Проблемы с контентом у Ютьюба есть, но это вопрос лидогенерации. И проблема маркетологов и брендменеджеров, которые на примере с ребятами из ixbt роняюттрепутацию.

      Модели ютьюбов и руиьюбов не заканчиваются на UX потребителей, есть и креаторы и продвиженцы и т.д. я описал только один класс.

      В статье я давал ссылку на свою раннюю публикацию , где приводол перечень патентов амазона в которых обозначается Пользовательский Опыт, там правда про UI ни слова, одни алгоритмы.


      1. dolovar
        22.09.2023 12:56

        -- У Рутуба по сравнению с Ютрубом есть две серьезные проблемы - скудность контента и беззаконие модерации.
        -- Проблемы с контентом у Ютьюба есть, но это вопрос лидогенерации.
        -- Это не проблемы с контентом. Это проблема лишь одного из мест с советами по контенту. В это место можно вовсе не ходить. А вот у Рутуба проблемы серьезнее.


        1. AndrewYaremko Автор
          22.09.2023 12:56

          Мой месседж о том же. Уверен, что в рутьюбе работают такие же талантливые менеджеры и программисты как и в Ютьюбе, только работают они по методикам, для начинающих (ласково скажем). И брендменеджеры тоже, они бесплатно получили лидеров мнений и не дают к ним доступа. Те кейс Ниндзи и Майкросовта люди как будто бы не слышали. А ведь там HR брендинг ещё есть и рекрутмент, Который отрабатывает так же "хорошо".


  1. engine9
    22.09.2023 12:56

    Про UX и UI все только говорят, а делают дерьмо типа интерфейса инстаграма, фейсбука и т.п.


    1. AndrewYaremko Автор
      22.09.2023 12:56
      +1

      Вот поэтому и говорим и пишем. Публикация о том, что UX очень далек от UI, а у вас опять «интерфейсы» как итог лезут


  1. lightmaker
    22.09.2023 12:56
    +1

    За Маслоу отдельный респектос