«Назад в будущее» – один из самых легендарных фильмов жанра «sci-fi». Он собрал огромную кассу, вошел в коллекцию мировой классики кинематографа, и стал родоначальником целой франшизы. Сюжет о парнишке из неудачливой семьи, Марти МакФлае, который волею случая попадает в прошлое и меняет судьбу своей семьи, проходя через множество приключений, стал невероятно популярен. Но, как и у многих проектов, ставших по-настоящему культовыми, его путь к звездам был крайне тернист: отказы студий, смена исполнителя главной роли прямо посреди съемок, адский график съемок. Но… обо всем по порядку.

Роберт Земекис и Боб Гейл
Роберт Земекис и Боб Гейл

У «Назад в будущее» два отца (гусары!) — Роберт Земекис и Боб Гейл. К 1980 году этот дуэт уже успел поработать над несколькими фильмами: «Я хочу держать тебя за руку», «1941», «Подержанные автомобили». Так что опыт, хотя и кассово не очень успешный, у ребят имелся.

Идея сценария зародилась у Гейла, когда, разбирая старые фотографии в доме своих родителей, он узнал, что его отец был президентом класса — на наши деньги вроде старосты. Находка впечатлила Боба — тот задумался о том, что никогда не дружил с президентом своего класса.

«Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: «Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».

Идею развил Земекис — его мать всегда рассказывала ему, что в школе была примерной девушкой и с мальчиками никогда ни-ни. Но, как выяснилось впоследствии, в реальности мама относилась к своим связям куда более беззаботно и прозаично. Так что же было бы, повстречайся эти двое?

Так родились первые черновики…

…и так начались мытарства Роба и Боба. Ребята предложили сценарий Columbia Pictures, но студия от идеи отказалась. Остальные студии, пороги которых обивали приятели, тоже не проявляли энтузиазма – сценарий про парня, попавшего в прошлое и занявшегося сводничеством своих родителей, казался слишком детским. В общей сложности Гейл и Земекис обошли около 40 студий — и все отклоняли сценарий как слишком «детский». Кинокомпаниям хотелось больше жесткости и серьезности — в то время считалось, что такие картины собирают больше денег в прокате.

Ребятам советовали идти в Disney – там, дескать, вас примут с распростертыми объятиями, как раз их профиль. Disney, однако, такого мнения не разделял. Для них сценарий был, напротив, слишком взрослым и даже провокационным, в частности, из-за сцен в прошлом, где юная мама Марти МакФлая оказывает ему знаки внимания. В конце концов, у нас тут детские фильмы снимают, а у вас в сценарии чуть ли не инцест – заявили боссы Disney.

Делу был готов помочь давний знакомый дуэта, Стивен Спилберг, с которым они работали над предыдущими фильмами. Он готов взять его в работу. Но здесь, как и у Петьки с Василь Иванычем, был свой нюанс:

«Мы боялись, что если очередной совместный со Спилбергом проект провалится, то нас никто больше не наймёт. Мы станем теми ребятами, которые могут работать лишь над проектами, которые проталкивает Стив.» – Роберт Земекис

Остро требовался «свой» успех. Сценарий на время отложили. Его вновь взяли в работу лишь после выхода фильма Земекиса «Романа с камнем». Он собрал больше 100 млн долларов при небольшом бюджете.

Успех воодушевил всех – для Земекиса это был первый фильм, «сорвавший» большой куш (первые фильмы плохо показали себя в прокате). Студийные боссы стали куда благосклоннее относиться к паре Земекиса и Гейла и их старой идее. Вскоре она начала обретать плоть в недрах Universal.

Сценарий фильма, как и его создатели, прошел семь кругов ада и несколько раз его серьезно переписывали. Так, в изначальном варианте питомцем Дока Брауна был шимпанзе по кличке Эйнштейн — его заменили на собаку, хотя и оставили прежнюю кличку. «Первоначальный» Марти занимался видеопиратством. А вместо ливийских террористов Дока должны были расстрелять агенты спецслужб. Но это все мелочи.

Главной прорехой сценария стала сама машина времени – изначально это вообще была не машина… а холодильник. Если быть более точным – холодильником была часть установки. Марти должен был залезть в него во время ядерного взрыва, который бы дал искомые 1.21 ГВт энергии для работы аппарата. Но, как часто бывает в кино, в дело вмешались деньги – снимать такой эпизод влетело бы бюджету в копеечку – по подсчетам команды, около 1 млн долларов за сцену. Легенда гласит, что свою роль сыграло и опасение, что после просмотра фильма некоторые впечатлительные детишки могут начать поиски машины времени в своих собственных холодильниках, и, забравшись внутрь, захлопнуть дверцу и не суметь выбраться.

Так и появился действительно легендарный образ – агрессивно-угловатый и футуристичный DeLorean в роли машины времени. Машина, реактор которой работает на оружейном плутонии, и способная разорвать ткань времени, разогнавшись до 88 миль в час – черт возьми, вот это действительно круто. Созданный эксцентричным, если не сказать скандально известным, миллионером Джоном ДеЛорианом автомобиль выглядел как космический катер из будущего еще до всяких этих ваших Кибертраков от Маска.

Джон ДеЛориан и его творение
Джон ДеЛориан и его творение

Свою традиционную лепту внесло и руководство Universal– они тоже в своем роде художники, и они так видят. Помимо различных мелочей, вроде изменения некоторых имен, глава компании Сид Шайнберг решил, что название фильма слишком «некассовое» – какой, дескать, зритель пойдет отдавать свои доллары на фильм «Назад в будущее»? Взамен босс предложил более подходящий вариант – «Пришелец с Плутона», изложив свое видение в соответствующем меморандуме.

Фильму вновь помог Стивен Спилберг. Продюсер отправил ответное послание начальству с общим посылом «Ну ты выдал, конечно, дружище, смеялись всем отделом, но ты такие вещи больше не говори». Шайнберг намек понял и на новом названии не настаивал, молчаливо согласившись перевести все в шутку – за что потомки до сих пор ему благодарны.

Набор актеров был сопряжен с серьезными проблемами. Режиссер хотел видеть в роли Марти Майкла Джея Фокса – 23-летнего канадца, идеально подходящего по типажу и внешности. Однако Фокс на тот момент снимался в популярном сериале «Семейные узы», продюсеры которого не могли отпустить одну из своих главных звезд на несколько месяцев. После того как переговоры с телевизионщиками не принесли результата, на роль Марти был утвержден Эрик Штольц, хорошо зарекомендовавший себя в «Маске».

Но с Эриком довольно быстро возникли проблемы: актер не подходил под режиссерское видение образа МакФлая:

«Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства… Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов». – Р. Земекис

Увольнение актера, игравшего главную роль, был крайне рискованным ходом от Земекиса – больша́я часть отснятого материала пошла в мусорный бак, было потрачено много времени и сил. Когда со Штольцем решили расстаться, уже треть всех запланированных сцен с участием Марти была отснята, и все пришлось делать заново.

Большого труда стоило договориться и с работодателями Фокса – после долгих переговоров с продюсерами «Семейных уз» стороны пришли к следующей договоренности: Майк может сниматься у Земекиса при условии, что это не будет вредить съемочному графику сериала. Для актера это означало, что ему придется делать двойную работу: днем сниматься в «Узах», вечерами, ночами и на выходных – в «Назад в будущее». Это потребовало огромной самоотдачи от Фокса, но он справился. Справился, потому что буквально горел этим проектом:

«Это была моя мечта — попасть в кино и на телевидение, но я не подозревал, что мне придётся быть и там, и там одновременно. Происходящее казалось мне странным дорожным приключением, в которое я пустился.»

Определенные проблемы возникали и с ролью Дока Брауна – режиссеру не удалось завербовать ни Джона Литгоу, ни Джеффа Голдблюма, которых он изначально хотел видеть в своем проекте. Роль была предложена Кристоферу Ллойду, в итоге и воплотившему ее в жизнь – однако лишь после долгих раздумий и уговоров жены. Персонаж Ллойда стал, наверное, самым запоминающимся в фильме – эксцентричный Эйнштейн, который точно знает, что такое безумие.

Еще один яркий образ воплотил на экране Криспин Гловер, ставший МакФлаем-старшим. Этот талантливый актер настолько «разошелся» в импровизации на съемочной площадке, что режиссеру приходилось постоянно сдерживать его творческие порывы. Как говорил сам Земекис, «Мне приходилось набрасывать на него сеть, потому что его видение персонажа отличалось от моего на 50 процентов».

Сами съемки также потребовали изрядной доли изобретательности от постановщиков – для съемок городка из 50-х пришлось построить масштабные декорации на студии Universal. Для того чтобы показать 30-летнюю разницу между одним и тем же городом, команда сначала снимала сцены 50-х в свежих и новых декорациях, а затем искусственно состаривала их для эпизодов из 80-х.

Съемки продлились ровно сто дней и стали для всех настоящим испытанием на прочность. Как вспоминал режиссер, «казалось, что съемки не закончатся никогда». От постоянных ночных смен и недосыпа Земекис чувствовал себя отвратительно и едва держался на ногах.

Однако и завершение процесса не принесло облегчения – после успешных тест-показов, премьеру фильма сдвинули на месяц вперед.Чтобы успеть в срок композитору, монтажерам и создателям спецэффектов приходилось работать сверхурочно – доходило до того, что монтажеры работали 24-часовыми сменами. Весь постпродакшен занял лишь 2,5 месяца – срок для современного фильма просто смешной.

Много переживаний вызвала и сама премьера — Земекис беспокоился о том, что Фокс, по-прежнему занятый в сериале, не смог принять участие в пиар-компании. Однако все опасения оказались напрасными, и «Назад в будущее» произвел в кинотеатрах настоящий фурор. Фильм стал самым кассовым по итогам 1985 года, собрав 380 млн при бюджете в 14 млн. Номинации на Золотой Глобус и Оскар тоже не заставили себя ждать — однако удалось забрать лишь «техническую» статуэтку (лучший звуковой монтаж). Но, несмотря на это, фильм по-настоящему полюбился миллионам зрителей по всему миру и занял свое место в списке лучших научно-фантастических фильмов. После такого оглушительного успеха, впереди сразу же замаячили и сиквелы – впрочем, это уже совсем другая история…

Источники:

Эта статья поддерживается командой vStack

vStack — гиперконвергентная платформа для построения виртуальной инфраструктуры корпоративного уровня. Продукт входит в реестр российского ПО.  

•  Наш сайт
• 
Наш блог про виртуализацию и Enterprise IT
• 
Истории успеха наших клиентов



Комментарии (39)


  1. exTvr
    04.10.2023 07:41
    +8

    Да уж.
    Нестареющая классика, пересмотренная раз *цать за последние, без малого, сорок лет :))
    Спасибо.


    1. YaMishar
      04.10.2023 07:41
      +14

      Да уже поболее 40 лет-то. После того, как сделали 4Д версию в 2033 или 2034, я посмотрел её в домашнем кинотеатре, пришлось оборудование покупать. Но оно того стоило.
      Упс.... а мы сейчас в каком году-то?


      1. nobodysausage
        04.10.2023 07:41
        +1

        паркинсон такой паркинсон


        1. nobodysausage
          04.10.2023 07:41
          -1

          наверное надо в статью добавить это youtu.be/8P4k0pByaqM


      1. belk22
        04.10.2023 07:41
        -1

        Скажите, а сколько там у вас мавзолеев?


  1. Rustam0
    04.10.2023 07:41
    +7

    Потрясающая статья, спасибо) Обожаю этот фильм, причем все 3 части. В роли Марти никого больше не могу представить, но ролик с "черновых" съемок с другим актером посмотрел с удовольствие, но это было бы не то совсем) Классный фильм, яркие образы, интересный сюжет. Супер)


  1. Luanna33
    04.10.2023 07:41
    +8

    Я даже посчитать не могу сколько раз его смотрела, один из самых любимых.


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41

      а какие ещё


      1. TimsTims
        04.10.2023 07:41

        Назад в будущее 2 ?)


  1. Alban44
    04.10.2023 07:41
    +3

    Люблю читать про то, как в фильмы подбирались актеры. Начинаешь иначе смотреть даже на картину. И думаешь, да нет, все было бы совсем не так здорово, ели бы другие актеры играли... А кто знает, может и еще лучше было бы, а, может и наоборот. Вот, если бы вернуться в прошлое и сделать другой выбор в пользу другого актера и посмотреть, вот было бы интересно))


    1. Paranoich
      04.10.2023 07:41

      По одной из ссылок можно поглядеть лист с перечнем кандидатов на роль дока. Вряд ли кто-нибудь подходил на роль лучше Ллойда, но интересно было бы увидеть Джона Клиза, например. Или Чеви Чейза, или Джона Кэнди. Ну или вообще Эдди Мерфи.

      Интересно. Но Ллойд прям попал в образ Дока.


      1. mitzury
        04.10.2023 07:41
        +4

        Мы так думаем, скорее всего, по причине того что в первый раз увидели именно этих людей на съемках. Поэтому других и не можем представить. Точно так же можно было говорить что лучше Мерфи в роли Ллойда нет, если бы было именно так.


        1. Paranoich
          04.10.2023 07:41

          Всё же персонаж дока довольно эксцентричен и в то же время он галантен, представителен (когда встретил Клару и после), он же великий учёный. Из всего списка мне знакомы не более двух третей, но всего двое из них, считая Ллойда, могли бы соединить все эти характеристики в одно персонаже. Разумеется это лишь моё мнение.

          Какой профессор доктор из Мерфи выходит все мы видели. А вот Ллойд уже играл такого чокнутого нестандартного персонажа тремя годами ранее («Такси»).

          Но это лишь моё мнение. Привык видеть фильм таким, коков он есть.


          1. nobodysausage
            04.10.2023 07:41

            наверное его лучшая роль где он могильщик гоняющиймя за безработным писателем чтобы тот не изменил жене чью историю он напечатал как свою


    1. ED-209
      04.10.2023 07:41
      +2

      Вспомнилось, в "Хищник" (1987г) изначально в главной роли должен был быть, да и начинал сниматься Жан Клод Ван Дамм. Почему не срослось, очень хорошо описано тут.

      Актеры которые могли исполнить роли в культовых фильмах

      Актеры которые почти снялись в известных фильмах

      Да и в целом, если любите читать и интересно, что происходило за кулисами известных и популярных фильмов, крайне и настоятельно рекомендую ознакомиться с вот этим мега-тредом.

      Вообще, лично от себя, весь этот материал, даже не знаю как сказать-то, энциклопедический материал наверное, добавил бы куда-нибудь в Золотой Фонд Рунета. Монументальные труды. Одна только сага о создании "Чужих" чего только стоит, не говоря уж про все остальное.


      1. nobodysausage
        04.10.2023 07:41

        а через писят лет их засунут в учебники истории в раздел ящеры против русов


  1. Merle79
    04.10.2023 07:41
    +1

    Легендарный


  1. Miranda11
    04.10.2023 07:41
    +5

    Верните меня в те времена


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41
      +2

      это не поможет тк твоё восприятие реальности изменилось - сколько бы я в момент-неонастольгии не пересматривал различные обзоры/фильмы/сериалы прошлого думая что-вот был-же когда-то нормальный контент всегда разачаровывался ещё сильнее и признавал какое-же гэ мы тогда смотрели (вчера про дежурную аптеку чего-то долбануло и как меня унизило что я полез в эти дебри гавно-прошлого) ... жалею что актёр(ы) хонгильдона и жидкого терминатора ещё где-то снялись ... правда обзорщики описывают ещё один эффект - то-что вам понравилось на пиратке и в очень плохом качестве потом очень сильно разочарует в хорошем качестве да увидите какой трэш-контент вам зашёл (ещё с озвучкой есть такие моменты) правда не всегда (патруль времени с лицензионной vhs меня удивил как-будто я dvd до dvd посмотрел) ... есть ещё эффект полуночного прайм-тайм когда почти в ночной тишине заливают в тебя контентище (тридцать лет назад он был после 19:оо а уже лет десять где-то после 00:59)

      ...

      конкретно по b2f и фоксу который начал нравится после него - эффект просмотра был что обычно показывали сразу три части подряд (обычно за три дня) а потом сколько не смотри ну один-дома же или бетховен но они не эксплотируют иллюзию исправления прошлого да управления судьбой на что так падки люди (хочется продолжение грань будущего) ... у b2f ещё момент что один локейшен как в дне сурка


      1. Dolios
        04.10.2023 07:41

        жалею что актёр(ы) хонгильдона и жидкого терминатора ещё где-то снялись

        Актера Хонгильдона я не помню уже, слишком давно это было, а что не так с Робертом Патриком?


        1. nobodysausage
          04.10.2023 07:41

          остальное было настолько хуже что лучше бы не было


          1. Dolios
            04.10.2023 07:41

            Как минимум, в Секретных Материалах и в Сопрано норм всё было, как по мне.


            1. nobodysausage
              04.10.2023 07:41

              ты забыл написать про "В 2001 году его внесли в список десяти красивейших мужчин телевидения США"  а то никто не поймёт твой троллинг


              1. Dolios
                04.10.2023 07:41

                Это не троллинг. Я, конечно, ни разу не всемирно известный кинокритик, как вы (вот теперь троллинг), но мне нравится, как он играл в этих сериалах.


    1. vagon333
      04.10.2023 07:41
      +1

      Ticket to the Moon
      (Electric Light Orchestra)

      Remember the good old 1980's
      When things were so uncomplicated
      I wish I could go back there again
      And everything could be the same
      ...
      It's just one way

      :)


      1. bioxakep
        04.10.2023 07:41

        With its ivory towers and its plastic flowers I wish I was back in 1981...

        хотя явно лучше ту зе мун, чем в ту жопу, в которую тянет один ностальгирующий по прошлому плешивый мудак.


  1. freylis
    04.10.2023 07:41
    +7

    Обожаю все 3 фильма, с удовольствием пересматриваю (правда фоном) минимум раз в год

    И каждый раз после просмотра фильма возникает мысль "а как бы я разогнал делориан до 88 миль/ч в 1855?". А после приходит мысль "странно. а почему где-нибудь в пустыне Невады ежегодно не собираются тысячи фанатов на какой-нибудь технический фестиваль в попытках добиться желаемой скорости за отведённые 5 дней в борьбе за главный приз?"


    1. NP447
      04.10.2023 07:41
      +1

      Между прочим, есть очень простое решение, скоростной полиспаст. Силы тяги паровоза для этого хватило бы с запасом. Странно, что Док, хозяин мастерской, до этого не додумался.


  1. ubx7b8
    04.10.2023 07:41
    +14

    Когда внезапно понимаешь, что тебе столько же лет, сколько и седому доку в 1985... А машину времени ты не построил.


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41
      -1

      у гаязов бразерс получилось


  1. piuzziconezz
    04.10.2023 07:41

    У меня уже дети несколько раз смотрели. Наверное, сегодня опять пересмотрим:)


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41
      -1

      лучше посмотрите "бабушка санву" (дорога к дому)

      французское "как зверь" - в нём плотность приколов не меньше

      правда по темпу какой-нибудь "зачётный препод" зайдёт - все три части тупизны


  1. ED-209
    04.10.2023 07:41
    +6

    Довелось как-то посидеть в настоящем De-Lorean DMC-12. Понажимать все эти кнопочки, пимпочки в салоне. Испытал чувство благовения, детский восторг просто, незабываемый.

    Фильм знаковый, нестареющая классика. Невероятно жаль и грустно и очень обидно, что на пике настолько стремительной успешной карьеры у Майкла Джей Фокса обнаружилась болезнь Паркинсона. :(


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41

      считается что наоборот хорошо - он получил максимальный отклик и расскачал тему ... правда я потом подумал что какие-то темы качнул а на какие-то пипл ещё сильнее забил да произошло просто глобальное лицемерие


  1. IvanPetrof
    04.10.2023 07:41
    +1

    В фильме про Флэша обыгрывается момент с альтернативной реальностью, где роль Марти в фильме "назад в будущее" сыграл Эрик Штольц))


  1. vvbob
    04.10.2023 07:41
    +2

    Есть кино, которое очень нравилось в детстве, но которое точно не стоит пересматривать взрослым - разочаруешься. Лучше так и оставить его в категории - приятные детские воспоминания. Но это точно не про это кино, столько раз пересматривал и до сих пор смотрю с удовольствием!


  1. Uadance
    04.10.2023 07:41

    В других источниках читал, что Щемекис изначально планировал трилогию, поэтому картинка такая слаженая, и куча моментов продумано


    1. nobodysausage
      04.10.2023 07:41
      -1

      в моей предложеной ссылке ранее идут гадание об этом и причине повторов-повторов во всей трилогии


  1. tempart
    04.10.2023 07:41

    Много пересечений содержания и фото этого поста с https://dubikvit.livejournal.com/180556.html
    Там, пожалуй, будет поболее