Встречают по одежке и по лицу не только человека, но и компании. Потому в продукте всё должно быть прекрасно — UX, UI, логотип, иначе это не продукт, а поделка.

Всем привет! Меня зовут Илья, я дизайнер Pyrobyte. Разрабатываю концепции и дизайн сайтов и приложений для наших клиентов, потому радею за каждую деталь визуала бренда. Привык, что в продукте должно быть на должном уровне все, особенно логотип —  «лицо» компании. Иногда он просто кричит «Обнови меня!». Но клиенты сопротивляются изменениям, боясь рисков и затрат.  

Хочу поделиться опытом: почему устаревший логотип вредит бизнесу, почему руководители компаний боятся изменений и как донести до ЛПР, что лого нужно освежить.

А что выбирают ваши клиенты?
А что выбирают ваши клиенты?

6 причин для изменения логотипа

Нередко компании не продумывают все детали на старте. И можно понять, почему — важнее запустить работу, выстроить систему и начать получать прибыль, а не уделять внимание «мелочам».

  • Когда создавали логотип, не продумали его использование в веб-среде и приложениях. Он плохо смотрится в маленьком размере, на разных цветовых подложках.

  • Логотип похож на лого конкурентов. Особенно, если их бренд сильнее бренда заказчика. В таком случае, логотип точно стоит улучшить для повышения узнаваемости.

    Sony Ericsson утверждает, что логотип Clearwire может привести клиентов в замешательство
    Sony Ericsson утверждает, что логотип Clearwire может
    привести клиентов в замешательство
  • Логотип не отражает текущие цели и ценности компании. Если бизнес клиента сменил направление, расширился, вышел на международный рынок, без свежего лого точно не обойтись.

    Недавно Илон Маск анонсировал смену лого на X. Он отмечал, что новый логотип обозначает несовершенства людей, которые делают их уникальными.Как стало известно весной, головная компания соцсети Twitter Inc. перестала существовать — Илон Маск провел ее слияние с принадлежащей ему X Corp. Ранее он говорил о планах создать суперапп по типу китайского WeChat под названием X.
    Недавно Илон Маск анонсировал смену лого на X. Он отмечал, что новый логотип обозначает несовершенства людей, которые делают их уникальными.

    Как стало известно весной, головная компания соцсети Twitter Inc. перестала существовать — Илон Маск провел ее слияние с принадлежащей ему X Corp. Ранее он говорил о планах создать суперапп по типу китайского WeChat под названием X.
  • Логотип создан по устаревшим трендам. Мир дизайна динамичен, тенденции постоянно меняются. В этом случае обновление поможет  бренду оставаться визуально актуальным, следовательно, привлекательным для новых клиентов.

    Гендиректор Nokia Пекка Лундмарк сообщил, что новый бренд будет сосредоточен на сетях и промышленной цифровизации. Он знаменует обновление стратегии компании, в частности, развитие сетей нового поколения мобильной связи 6G. Что и отражает новый логотип.
    Гендиректор Nokia Пекка Лундмарк сообщил, что новый бренд будет сосредоточен на сетях и промышленной цифровизации. Он знаменует обновление стратегии компании, в частности, развитие сетей нового поколения мобильной связи 6G. Что и отражает новый логотип.
  • Лого слишком, даже хаотично пестрый, с обилием мелких нечитаемых деталей. Не первый год в дизайне держится тренд на упрощение. С появлением все большего количества различных по размерам устройств, важно, чтобы вся информация отображалась корректно и красиво. 

    Стремление к упрощению и минимализму помогает и показать цели компании, и подчеркнуть привлекательность и аккуратность стиля бренда.

    Что следует из двух пунктов выше: логотипы в трендах времени помогают привлекать новую аудиторию.

  • Обновлением можно также заинтересовать и «пробудить» существующих клиентов. В перспективе все это позволит увеличить рост продаж и масштабировать бизнес.

    Ребрендинг должен помочь Лавке выделиться среди конкурентов и привлечь внимание пользователей к расширению ассортимента — компания планирует на 20% увеличить список уникальных товаров.
    Ребрендинг должен помочь Лавке выделиться среди конкурентов и привлечь внимание пользователей к расширению ассортимента — компания планирует на 20% увеличить список уникальных товаров.

Почему заказчик не принимает необходимость изменений лого

Казалось бы, причины объективные; нет препятствий, есть только цель. Но не все клиенты их принимают. По моему опыту, самые распространенные причины консервативности в следующем:

  1. Общий страх что-то менять. Клиент видит в своем лого часть истории компании. Потому крепко к нему привязан к своему лого и не хочет от него отказываться. 

  1. Клиент сам нарисовал логотип. И то, что он ему нравится, не означает автоматически, что лого вписывается в концепцию современного дизайна. 

Кроме того, если некорректно затронуть вопрос, клиент может принять аргументы за критику и встать в позу.

  1. Юридические сложности. По российскому законодательству, на логотип, разработанный дизайнером для использования в качестве товарного знака, распространяются авторские права. Они сохраняются независимо от прав на товарный знак, т.е. существуют параллельно с ними.

Допустим, дизайнер Михаил создал логотип для компании Виктора. Но исполнитель и заказчик логотипа не предусмотрели в договоре момент передачи прав на логотип.

Михаил решает уволиться. Или происходит серьезный конфликт с привлечением юристов. Или выясняется, что Михаил не проверил данные, и придуманный логотип уже зарегистрирован. Или оказалось, что логотип нарушает законодательство и нормы поведения региона, в котором зарегистрирована и работает компания. В таких ситуациях без вариантов — нужно менять.

  1. На старом логотипе завязано слишком много. Мерч, полиграфия, брендбук и т.д. Здесь, судя по опыту нашей студии, встает вопрос затраченных средств. Ведь, если мы меняем логотип, то придется менять и другие составные части брендинга, менять рекламу, мерч и все остальное.

  1. Из причины выше следует желание клиента сэкономить. Заказчик может быть убежден, что деньги лучше потратить на другие аспекты бизнеса, а не на проработку визуального стиля компании.

  1. Недостаток аргументации. Некоторые клиенты, может, и не против освежить визуальное лицо компании. Но просто не знают или не осознают, для чего им нужно это сделать. Тогда можно предложить клиенту провести исследование и подкрепить гипотезы реальными мнениями от потенциальных клиентов. 

Мы в Pyrobyte предлагаем такую услугу на пресейле, чтобы помочь заказчику принять решение сразу провести ребрендинг. Это значительно сэкономит ему и время, и бюджет: не придется делать дважды практически одну и ту же работу, а весь визуальный код будет гармоничным и стильным.

Как донести до клиента важность задачи

Идеальный сферический логотип в вакууме — это, конечно, хорошо. Но клиенту, как мы уже поняли, важны конкретные данные о затратах и процессе.

Что важно прояснить заказчику, если предлагаете ему обновить логотип:

  • Бюджет. Предварительно рассчитайте, сколько будет стоить создание нового логотипа и внедрение его в бренд. Подчеркните, что это инвестиция в будущее компании.

  • План действий. Подробно распишите и объясните клиенту, как будет происходить процесс создания нового логотипа. Важно обозначить  этапы, объем работ на каждом из них, сроки и ответственность как исполнителя, так и заказчика.

  • Примеры успеха. Приведите примеры других компаний, которые получили выгоду от обновления логотипа. Покажите, какие изменения они внесли и как это повлияло на их бизнес.

Но встречаются и подводные камни: как мы сами не смогли защитить редизайн логотипа

Мы предложили изменить логотип сервиса управления заказами, для которого сейчас разрабатываем приложение. Акцентный элемент в нем смотрелся как устаревшая графика из 2000-х годов. При уменьшении он превращался в несчитываемое пятно. Наконец, самое главное — логотип не отражал саму суть сервиса.

Показали заказчику несколько вариантов концепций, сделали анимации логотипа для приложения. Но он отказался наотрез и попросил вернуть старый лого. Выяснилось, что с ним были сделаны наклейки, которые были у клиентов компании. Заказчик побоялся, то с новым логотипом его компанию не узнают.

Пример поучительный для нас: заказчик логотипа не понял ценности редизайна, а мы не смогли сразу ее объяснить. Когда мы поняли ошибку, подготовили подробную презентацию с аргументами и разными вариантами решения проблемы. Например, не использовать логотип в приложении, заменить его сервисной графикой и усилить текстовым позиционированием.

Когда раньше не было лучше: наши клиенты, которые согласились на редизайн и не пожалели

Первый такой пример — редизайн логотипа для «Сервико-Авто».

Компания оказывает услуги по междугородним и международным автомобильным грузоперевозкам. Мы разработали для нее удобное приложение для дальнобойщиков и логистов.

Кстати, подробнее о нем мы уже рассказывали в блоге.

С таким «лицом» пришла к нам компания.
С таким «лицом» пришла к нам компания.

Логотип «Сервико-Авто» не вписывался в концепт современного интерфейса  приложения. На свой страх и риск, мы решили попробовать отрисовать альтернативу до согласования с клиентом  (^ ω ^)

Новый логотип собрали оперативно — примерно за полчаса. Представили его на демонстрации дизайн-концепции. Заказчику понравился наш вариант: отметил что «‎Вот это прям свежо смотрится!». Было видно, что наш клиент смелый и не боится кардинальных изменений. 

Новый логотип стал минималистичнее и отлично вписался в интерфейс приложения.
Новый логотип стал минималистичнее и отлично вписался в интерфейс приложения.

При этом на автомобилях компании остался старый логотип. Но это не помешало внедрить обновленный вариант в продукты.

Перенесли краба в 8-битную реальность

Другой наш клиент, компания Crabbit, занимается подборкой и продажей сервисного оборудования. Их маскот — красный крабик. Он же используется и в символьной части логотипа. Но форма, линии и их толщина едва ли хорошо впишутся в новый дизайн, особенно когда потребуется адекватное отображение при масштабировании, например, в мобильной версии. Шрифтовая часть тоже требовала доработки.

Сначала клиент не хотел менять старый логотип: с ним уже было много печатных материалов и мерча. Тогда мы предложили осовременить его для сайта, сделать альтернативную версию. Клиент может использовать прежний вариант, он даже местами останется на новом сайте, но в шапке будет махать клешнями пиксельный брат.

Наш креативный директор Антон перевел краба в 8-битную реальность. Этим решением он усилил ассоциацию серверов и hardware с цифровой тематикой. Да и само слово CRABBIT можно прочитать как CRAB8BIT. А это заветные символы для многих сисадминов :) 

8-битная тема также отсылает к ретрогеймингу. У этой темы большой простор и потенциал для адаптации на страницах сайта.

Мы подготовили небольшую презентацию с аргументацией, чтобы менеджеру на той стороне было легче передать мысль директорам.

И это сработало! После презентации и аргументов, наш заказчик согласился поменять логотип. 

У логотипа есть и цель, и путь. Таков путь лого Crabbit
У логотипа есть и цель, и путь. Таков путь лого Crabbit
Прежний крабик, по просьбе клиента, поселился в подвале нового сайта
Прежний крабик, по просьбе клиента, поселился в подвале нового сайта

Иногда мы предлагаем клиентам сделать вариант «‎быстролого» в рамках концепции.И это совсем не значит, что результат будет плохим или дешево выглядеть. 

Как создаем быстролого:

Такое симпатичное быстролого мы сделали для «Мурман Экспорт»
Такое симпатичное быстролого мы сделали для «Мурман Экспорт»

Позже заказчик может решить проработать детальнее или создать новый логотип. Но это будет уже другая история (и новая статья от нас на Habr).

Менять или не менять, вот в чем вопрос

Замена ради замены — это не хорошо. Я как дизайнер привык, что в продукте должно все должно иметь смысл, в дизайне должно быть все прекрасно. И сама идея, и UI, и UX, и конечно же логотип.

Если клиент наотрез отказывается от обновления, скорее всего, он не видит в этом смысла или считает, что издержки будут больше, чем результат. В таком случае важно аргументировать важность перемен, подробно их объяснить и предложить свой продуманный вариант. Иногда — даже рискнуть, как это пару раз сделали мы :)

Были ли у вас ситуации, похожие на наши? Или, может, есть позиция, отличная от моей? Поделитесь в комментариях, обсудим вместе.


Будьте на связи с Pyrobyte и в социальных сетях. Делимся самым важным и интересным (например, анонсами крутого мероприятия, которое мы организовали).

➤ в TG-канале
➤ во ВКонтакте
На нашем сайте

Комментарии (12)


  1. TheRaven
    12.10.2023 13:06
    +3

    tuturu всё испортили, конечно


  1. sashadzen
    12.10.2023 13:06

    А затем приходят правки к новому логотипу :)


  1. Alexandroppolus
    12.10.2023 13:06
    +1

    Никогда не пойму, зачем в 2008 году Pepsi поменяла свой стильный "инь-янь" логотип на это убожество..


    1. grvelvet
      12.10.2023 13:06

      Круто, модно, молодежно


    1. GospodinKolhoznik
      12.10.2023 13:06
      +3

      Кто то из менеджеров очень хотел выслужиться. А замена логотипа идеальный и безрисковый проект для такого выслуженца. Ведь это не проект по миграции с Oracle на PostgreSQL, где скорее всего что то сломается, критические процессы в организации встанут и ответственного менеджера покарают. Замена логотипа по-любому получится. Удачная она была или нет определить почти невозможно. А менеджер на себя навесит лычку великого достижения: "Это Я(!) лично(!) у самого Пепси логотип поменял! Моих рук детище - во всех газетах мира писали на первых полосах!"


    1. AntonLis Автор
      12.10.2023 13:06

      Да, с Johnson & Johnson такая же история)


      1. Alexandroppolus
        12.10.2023 13:06

        Обоснование впечатляет:

        В пресс-релизе компании Johnson & Johnson говорится, что новый логотип “создает ощущение неожиданности и человечности”, а амперсанд (логограмма "&", заменяющая союз «и») демонстрирует “заботливую человеческую натуру"


  1. Yuriy_krd
    12.10.2023 13:06
    +4

    Мир дизайна динамичен, тенденции постоянно меняются. В этом случае обновление поможет бренду оставаться визуально актуальным, следовательно, привлекательным для новых клиентов.

    Мне вот интересно, а кто-то, кроме дизайнеров и клиентов, которым эти самые дизайнеры навешали лапшу на уши, верит в эту мантру?


    1. AntonLis Автор
      12.10.2023 13:06

      Тенденции меняются не только потому что "модно и все так делают", а потому что меняются носители, среда и возможности вывода элементов брендинга. Например, веб-версии логотипов упрощены, меньшая детализация позволяет уменьшать их без потери узнаваемости. А динамическая айдентика и вовсе открывает новые горизонты. Но статья про то, что иногда иногда имеет смысл причесать лого просто потому, что он на столько плохо сделан или сильно устарел, что диссонирует с новым продуктом компании.


  1. CBET_TbMbI
    12.10.2023 13:06
    +3

    Хотелось бы объективные цифры увидеть (популярность бренда, лояльность и т.п.) до смены логотипа и после. Хоть кому-то это увеличило хоть что-то?

    "развитие сетей нового поколения мобильной связи 6G. Что и отражает новый логотип."
    Да-да. Я как увидел логотип с потерянными элементами, так сразу понял - это про новый формат связи))


    1. AntonLis Автор
      12.10.2023 13:06

      К этим данным у нас доступа нет) По крайней мере, по нашим клиентам. Да и статья не совсем про это. Клиенты приходят с логотипом, который нарисовала секретарь в 2000х в ворде, и мы пытаемся убедить причесать его или переосмыслить. Чтобы новый сайт или приложение смотрелись с лого цельно и органично.


  1. vontot-digital
    12.10.2023 13:06

    Внешний вид логотипа важен больше для компаний с историей, вот там мелкие изменения могут быть приурочены к трендам мирового дизайна, к изменению миссии компании или стратегического пути развития.

    Но для небольших компаний (особенно без истории) скорей важно позиционирование и то, что транслирует компания в открытом инфополе. А логотип - это некий якорь, которым это самое позиционирование привязывается к компании.