Hello, Habr!

Есть полезный опыт, которым хочу поделиться. В связи с переходом в IT-сферу возникла необходимость запоминать много новой информации. В результате прицельного поиска у меня в руках оказалась книга «Запомнить всё», изданной Альпиной. С книжками этого издательства я впервые ознакомился в студенческие годы. Ещё тогда я был впечатлён невероятной практичностью каждой книги. Всё по делу, никакой воды, материал прекрасно структурирован.

Суммируя уже известную мне полезность всего того, что я прочитал у Альпины ранее, и авторитет канала в YouTube, где в комментариях была названа эта книжка, я решил, что дело того стоит. И не ошибся! Всё самое ценное из прочитанного я законспектировал и делюсь с вами.

Вспоминать, а не зубрить

Это основа! Проверил не только на себе, но и на своих учениках последних двух образовательных сезонов. Практический итог – два стобальника в 2022 году.

Как работает эта техника? Можно прочитать некий текст пятьдесят раз и считать его выученным наизусть. Еще бы – столько знакомых слов :-) А можно этот же текст прочитать пять раз, а после каждого прочтения попытаться вспомнить, о чём именно шла речь.

В теории – всё просто, а что на практике?

Автор статьи сейчас самостоятельно учится на тестировщика и ходит на собеседования. И он (автор) знает, на всех собеседованиях есть обязательный блок вопросов по теории тестирования. И в этой самой теории есть принципы тестирования.

Кряхтя и матерясь, я вспоминаю, что «исчерпывающее тестирование недостижимо». Вроде бы было ещё что-то про пестициды… А! Парадокс пестицида! А поскольку насекомые (bugs) живут коммунами, то вскоре вспоминается и про кластеризацию багов. Нужная информация выходит, как парашют из сумки. Парашют - раскрылся, собеседование - пройдено.

Конечно, есть вещи посложнее теории тестирования. Но вспоминание реально работает! Эта техника работает везде и всегда! Она – универсальна. И чем сложнее даётся вспоминание, тем лучше откладывается в памяти усвоенный таким образом материал.

А как уложить в парашютную сумку знаний информацию так, чтобы один элемент тащил за собой остальные? В рецензируемой книге описывается масса приемов, наиболее эффективными я считаю следующие:

Расширение смыслов

В теории это наделение новой информации дополнительным смыслом. Он-то и есть система зацепок в парашютной сумке. И прелесть в том, что дополнительных смыслов может быть очень и очень много.

Вот, к примеру, SQL-запросы. Конкретнее, типы связей между сущностями. Оживим эту сухую и малопривлекательную информацию! Связь «один к одному»– это традиционный образцовый брак. «Один ко многим» - измена супружеская vulgaris. А связь «многие ко многим» - свинг-клуб. Пошловато? Да, присутствует… Но теперь уж точно не забудется! За идею - спасибо Алексею, именно его объяснение я взял за основу и адаптировал под себя.

Техника, заточенная на понимание смысла слов

Её суть в том, что очень часто подсказки даются на уровне оттенков смысловых значений. Я уже приводил выше пример, когда школьные знания по биологии помогли вспомнить про кластеризацию дефектов и парадокс пестицида. Ведь всё дело было в самом слове «баг», он же - «жук».

А «var» в JavaScript? Устаревшее ныне обозначение переменных прекрасно показывает игру смыслов. Раз переменные могут меняться – они вариативны. А как запомнить, в каких ситуациях уместно использование циклов «while» и «for»? Надо всего лишь вспомнить про их названия. Если известно, сколько именно строчек кода должно выполниться ДЛЯ выполнения задачи – используется цикл «for». Буквально – «для». А если неизвестно, то пусть цикл повторится сколько угодно, ПОКА задача не будет решена. То есть, цикл типа «while».

Смысловая магия доступна всем, она не требует уровня английского С2. Даже Beginner  сможет понять, что в SQL-запросе

select * from Customers

where City IN ('Rome', 'Paris')

речь идёт о том, что (буквально!) выбери тех потребителей, которые засветились и в Париже, и в Риме.

Следующая техника – моя любимая, не только в IT, но и по жизни. Обожаю её за широчайшие возможности для саморазвития. Назовём её осмысление через объяснение некой информации человеку несведущему. Это разъяснение необходимо в первую очередь для рассказчика. Если случится заминка (а она обязательно произойдёт!)), то – бинго!

Ведь что происходит, когда мы стараемся таким образом донести информацию? Для того, чтобы объяснить что-то неспециалисту, невольно приходится связывать это новое с повседневностью. Пересказывать свой жизненный опыт. И изрядно поплутав через сравнения и аналогии, нужная мысль оформится и выйдет наружу.

Небольшое филологическое отступление. Четвертый абзац этой статьи – это фраза «вспоминать, а не зубрить». Всё, что было написано до неё это - есть сочинение. Всё, что после – изложение. Сочинение – это то, что придумал лично я, изложение – пересказ мыслей и действий других. Излагая, мы максимально нагружаем мозг, т.к. и вспоминание, и осмысление проходят в самой активной форме.

А что означает заминка в объяснение? Вероятнее всего – нехватка знания. Сложно объяснить, потому что непонятно, с чем сравнивать. И в этом-то и заключается колоссальная польза от объяснения – находятся белые пятна непонимания. А раз нашли источник проблемы – бегом ее решать!

Сейчас, на этом этапе, хочу дать дельный совет таким же самоучкам, как и я. Ребята, читайте комментарии под видео и статьями. Это просто кладезь информации!

Моя рецензия почти закончена. Признаюсь: до прочтения книжки учёных-американцев я всегда пропускал блок контрольных вопросов после теоретической части учебника. Что в школе, что в ВУЗе. Я ж прочитал и всё понял! Каждое слово знакомо и понятно… Чего время терять, раз я всё знаю?!

Чертовски обидно, что никто не объяснил мне важность контрольных вопросов! Она – колоссальна! Отвечая на них, запускается процесс вспоминания. Делая это регулярно, я прокачиваю мозг. Это как спорт, тут важно количество и частота подходов.

Есть ещё одна техника запоминания – построение «дворцов памяти». В сериале «Sherlock» производства BBC в одной из серий весьма недурно показано, как она работает. Но поскольку мой собственный опыт подобного строительства ещё только планируется переложить на бумагу, то было бы нечестно писать об этом сейчас. Эксперимент ещё не завершен :-)

Поэтому, утешительный приз всем, кто дочитал до этой строки. Ознакомьтесь с эссе Марка Твена «How to Make History Dates Stick». Оно бесподобно!

Я плавно выруливаю к теме умения управления своим временем, т.к. без него процесс обучения не будет максимально эффективным. Что хочется сказать под конец?

 «Запомнить всё» - прекрасная книга, изданная Альпиной. В статье – лишь часть той полезности, которую я извлёк. Она неразрывно связана с самодисциплиной. Следующая статья – о ней, проклятой!

Комментарии (4)


  1. Suharkov
    13.10.2023 13:50
    +6

    которые засветились и в Париже, и в Риме.

    Данная фраза означает, что потребитель должен побывать в обоих городах.

    select * from Customers

    where City IN ('Rome', 'Paris')

    Данный запрос выведет список потребителей, которые "засветились" в Париже ИЛИ в Риме.


  1. AntonyMcGreen
    13.10.2023 13:50

    del


  1. Tschuess
    13.10.2023 13:50
    +1

    Помню гениальный ответ нашей учительницы на наш вопрос: по какой системе лучше всего учить английский?

    — Ребята, по любой системе надо учить!


  1. arTk_ev
    13.10.2023 13:50

    Глупость какая-то. Существует работающие мемотехники, и это не одни из них.

    В it все равно это не поможет, слишком гиганские обьемы. И технари вообще не мыслят словами, это для гуманитариев.

    С помощью ссылок, можно запомнить все пепйперы. Чем больше ссылок сохранил, чем больше прототипов сделал - тем выше шанс найти всю цепочку, когда проблема появится.