Привет Хабр! Я Виктор Соловьев – бизнес-аналитик продукта «Цифровой вагон» в Первой грузовой компании. О том, какой путь я прошел для перехода из доменного бизнес-эксперта в команду разработки цифровых продуктов, я рассказал тут.

На мой взгляд, это один из наиболее экологичных путей цифровой профессиональной трансформации: ты длительное время работаешь в каком-то не цифровом направлении, растешь как эксперт, а потом, когда в твою отрасль проходят цифровые команды, переходишь к ним на роль бизнес-аналитика.

Кто такой бизнес-аналитик?

Бизнес-аналитик (БА) отлично знает продукт, понимает потребности пользователя, может выявить проблемы и определить точки роста. Он оценивает риски и возможные затраты на реализацию идеи. БА глубоко погружен в сферу деятельности компании, его главная задача — принести бизнесу максимальную пользу с минимальными затратами.

Так и в моем случае, я с 2008 года участвовал в процессе организации ремонтов грузовых вагонов ПГК и в мае 2023 года перешел в команду продукта «Оптимизатор ремонтов».

Основная задача продукта – минимизация совокупных затрат АО «ПГК» на проведение планового ремонта вагонов за счет управления логистикой ремонтов.

Коротко про «Оптимизатор ремонтов»:

ПГК – крупнейший железнодорожный оператор. Под управлением компании находятся около 100 тыс. грузовых вагонов. Одна из главных задач компании – поддержание парка вагонов в технически исправном и привлекательном для клиентов состоянии. Для этого вагоны регулярно проходят техническое обслуживание (на железнодорожном языке – плановый ремонт). Чаще всего плановый ремонт проводится по комбинированному критерию, который учитывает интенсивность эксплуатации вагона и производится каждые 160 тыс. км пробега вагона или каждые 3 года (если вагон эксплуатируется менее интенсивно и ресурс по пробегу не израсходовал). 

В ПГК действует сервис «Оптимизатор ремонтов», который подсказывает диспетчеру на какое предприятие лучше отправить вагон для ремонта, в соответствие с ранее сформированным оптимальным распределением. Целевая функция алгоритма – минимизация общих затрат компании на ремонт.

Продукт очень интересный и рассказ про него – тема для отдельной статьи. Если дадите обратную связь в комментариях, то это мотивирует меня скорее рассказать и про него тоже. 

Но в этой статье, я бы хотел порефлексировать на тему своих впечатлений от перехода из бизнес-команды в IT.

В первое время при переходе, было не просто. Я пытался найти для себя точку опоры, сформулировать некоторую систему координат и ответить на вопросы:

  • в чем моя роль?

  • какие мои задачи?

  • как принести команде максимальную пользу?

  • что за продукт мы делаем и в чем его ценность?

  • какие роли есть в команде и пр.

Сразу оговорюсь, что до моего прихода продукт «Оптимизатор ремонтов» уже развивался около года, но отдельной роли БА в команде не существовало.

Для себя я сразу понял, что доменная экспертиза, это конечно хорошо, но не стоит почивать на лаврах и нужно подтягивать недостающие знания.

Что я хочу этим сказать?

Я работаю в компании с 2008 года и большую часть этого времени мои задачи касались процесса планирования ремонтов, а для БА очень важно погружение в предметную область. С этим пунктом, я считаю, у меня все не плохо и свои знания я скромно оцениваю, как близкие к экспертным. Но при переходе на позицию БА я отдавал себе отчет, что хорошие знания предметной области — это только лишь одно из требований.

Я с радостью поглощал любой контент, где в заголовке встречалось словосочетание - бизнес анализ.

Из хаоса получаемой информации стали выкристаллизовываться новые смыслы: 

  • Бизнес-аналитик, это не просто переводчик с языка бизнеса на язык IT. 

Мне больше откликнулась формулировка, моего коллеги Константина Семенова, который вел внутреннее обучение для БА ПГК (ссылка на его YouTube канал «Аналитик на галере»)

«БА хранит и понимает ценность и помогает команде разработки достичь этой ценности. БА постоянно находится на связи с конечными пользователями и обеспечивает прозрачную коммуникацию, погружает команду в бизнес-контекст, чтобы команда делала меньше ошибок, и сама могла понять, в ту сторону движется или нет». 

  • Один из ключевых навыков БА – задавать правильные вопросы, чтобы выявить проблему бизнеса и сформировать бизнес-требование команде.

Чем я стал заниматься в своем проекте?

Сначала я пытался схематически изобразить карту продукта, чтобы сформировать ее для себя. Позже наткнулся на интересную лекцию по этому поводу «Занимательная картография и археология для аналитиков»

Данная лекция добавила мне уверенности в том, что я интуитивно пошел по правильному пути. Я не стал на первом этапе сразу зарываться в детали отдельного продукта, а шел планомерно от общей картины к более высокой детализации. Такой поход помогает не потеряться в избыточной информации.

Но разобравшись в своем продукте, я понял, что его нельзя рассматривать обособленно.

Чтобы эффективно решать бизнес задачи нужно знать про смежные продукты, желательно видеть всю картину IT-продуктов компании, чтобы органично встраивать свой проект в общий IT-ландшафт, дополнять проектами друг друга, не задваивать сервисы, переиспользовать решения между проектами.

Пример Amazon: Все внутренние продукты должны иметь внешний, хорошо описанный API - публичный. Для того чтобы каждый продукт в Amazon мог использовать API любого другого продукта для того чтобы самому добавлять какую-то ценность.

Продолжая мысль, хочется поделиться идеей о том, что самые интересные и значимые бизнес-результаты достигаются как раз за счет синергии на стыке нескольких IT-продуктов, которые обмениваются информацией между собой. Поэтому большинство крупных компаний, проходящих процесс цифровой трансформации, идут по пути выстраивания экосистемы собственных цифровых решений.

Наша компания – не исключение, в ПГК параллельно трудятся несколько продуктовых команд, создающих экосистему цифровых решений для внутренних и внешних клиентов.

Перечислю самые крупные из них:

Самое важное для БА – это выстраивание эффективных коммуникаций как внутри команды, так и с бизнес-заказчиком. 

Чтобы не получилось так, что несколько человек поняли одну и туже информацию по-разному, самое простое – это использовать картинки вместо текста.

Картинки помогают достигнуть более однозначного восприятия всех участников процесса обсуждения. Также важна единая терминология специфических названий для бизнеса.

Обратная связь

Чтобы не сбиться с пути, постоянно прошу от коллег по команде давать обратную связь по моим активностям. В итоге я пришел к таким выводам:

  • Если используешь сокращения – сделай глоссарий.

  • Всегда описывать, что будет происходить с данными, вводимыми в систему. Это влияет на способ их хранения и обновления.

  • Всегда описывать частоту изменения тех или иных данных, справочников, и т.п.

  • Документ БА должен отвечать на вопросы: «что делаем?» и «зачем делаем?». Вопрос «Как делаем?» – решают разработчики.

Как показало исследование Google: «Главный критерий успешной команды - психологическая безопасность. Это когда каждый участник может высказать все что он думает по ситуации, не боясь осуждения или наказания»

Важно не дать страху сделать ошибку, парализовать твою волю.

 Поэтому поводу мне очень откликнулся Манифест Agile 2.0 из статьи Сергея Нужненко: «Как работает Agile»

Всего в манифесте 19 пунктов, рекомендую к прочтению полный текст, тут для затравки приведу мой личный ТОП:

  • Трудятся люди, а не системы, инструменты, контракты, регламенты, правила или ценности, поэтому целью организационных усилий будет улучшение условий труда.

  • Во взаимодействии заказчика с командой и внутри команды нет никаких умолчаний – все необходимое для работы должно быть громко и внятно обсуждено и записано.

  • Контакт с реальностью – единственный источник для принятия решений.

  • Мы приобретаем недостающие знания и умения путем обучения.

  • Каждый из нас человек, и иногда ошибается.

  • Мы сфокусированы на цели – не делаем лишнего и избыточно сложного.

В заключение перечислю несколько советов, которые помогли мне пройти путь развития карьеры из бизнес-эксперта в бизнес-аналитика команды IT-продукта:

1. Понимание бизнеса позволяет бизнес-эксперту легко перенести свой опыт и знания бизнес-процессов в анализ и определение требований для IT-продукта.

2. Коммуникационные навыки являются ключевыми как для бизнес-эксперта, так и для бизнес-аналитика: оба должны эффективно общаться с разными участниками проекта. 

3. Аналитическая способность развивается у бизнес-эксперта при работе с бизнес-процессами и требованиями, этот навык важен и для бизнес-аналитика, отвечающего за выявление потребностей и нахождение решений. 

4. Комплексный вклад в продукт. Благодаря своему прежнему опыту, бизнес-аналитик может вносить ценный вклад в создание продукта, соответствующего потребностям рынка и клиентов.

Комментарии (6)


  1. OBIEESupport
    20.10.2023 00:06

    Добрый день! А почему нет ни одной бизнес-постановки, кроме граничных условий. Тут были статьи и про подшипники и вандализм, и другие прелести движения по большой стране? Не скажу, что у вас новые постановки задач, но хочется конкретики.


    1. solovevva Автор
      20.10.2023 00:06

      Добрый день! Спасибо за комментарий. В данной статьей я больше хотел поделиться впечатлениями от перехода в IT. Сейчас работаю над следующей статьей в которой расскажу детально про наш продукт “Оптимизатор ремонтов» с точки зрения бизнес-аналитика. При написании статьи также учту ваш комментарий и уделю внимание бизнес-требованиям.


      1. Helgich
        20.10.2023 00:06
        +1

        Красиво послал, молодец.


        1. solovevva Автор
          20.10.2023 00:06

          И мыслях не было ничего подобного, как я написал в данной публикации, очень ценю обратную связь. Если она еще носит конструктивный характер, как у предыдущего комментатора, что позволит мне сделать мои статьи лучше, я только -за! ????


  1. GospodinKolhoznik
    20.10.2023 00:06

    Вот вы пишите, что много лет занимались планированием процесса ремонта подвижного состава. Я раньше снимал квартиру у мужика, он работал мастером по ремонту электровозов, сначала где-то на предприятии, потом уволился, стал работать уже как ИПшник. Так он занимаясь этим ремонтом немало денег зарабатывал (мало кому в айти так много платят). Не думали сами заняться ремонтами?


    1. solovevva Автор
      20.10.2023 00:06
      +1

      Спасибо за интересный вопрос! Действительно еще будучи студентом в 2003 году пошел работать на жд, начинал «осмотрщиком вагонов» (для обывателя - это люди которые стучат молоточком по колесам вагонов), после института работал инженером в вагонном депо, а потом уже пришел в ПГК. Но, с детства любил математику и рисование, поэтому душа требовала с одной стороны творческих, но и логических задач. На текущей позиции БА, чувствую максимальную возможность самореализации, спасибо работодателю ☺️