image
Да, фото не глянцевое, но зато здесь отдел продаж именно такой, какой есть в реальности.

Обширный гид по телефонным продажам для b2b, часть 1 из 4. В этой части: предыстория, знакомство с экспертом, общие сведения о телефонных продажах.

Перед тем, как я начал вести проект Videolom, я работал в отделе телефонных продаж на позиции менеджера по продажам. Сам отдел назывался УТП (Управление телефонных продаж), а подразделение называлось CBP (англ. Credit by phone), и формально оно должно было обрабатывать входящие звонки, но по факту большая часть звонков была исходящей, как и подразделения TLM (Телемаркетинг), но речь не об этом.

Там, во время работы, я познакомился со многими людьми с разных позиций (как такие же менеджеры, как я, так и управляющие). Среди них я повстречал массу мастеров своего дела. Это были люди, которые могут поднять продажи любой, даже самой неумелой группы и люди, способные продать что угодно и кому угодно.

Я собрал опыт всех этих людей, свой опыт, информацию из других источников, мнение эксперта. Всё это дало мне возможность написать обширный гид по телефонным продажам. Статья поделена на четыре части:

  1. Предыстория, знакомство с экспертом, основные понятия, этапы продаж, установление контакта, выявление потребностей;
  2. Презентация продукта, работа с возражениями, завершение сделки;
  3. Как составить скрипт продаж. Как обойти секретаря;
  4. Бонус: общий список ошибок менеджеров по продажам + решения к каждому пункту.

Ладно, хватит вступления. Держите полезность!


Для начала я представлю эксперта, чтобы позже не возникало вопросов вроде: «Кто он вообще такой и почему он эксперт?»

image

Шикоянц Вилен

Старший супервайзер в отделе телефонных продаж аутсорсинговой компании «Homer Software House». Пошёл пятый год, как он работает в продажах, традиционно демонстрируя со своей группой лучшие показатели среди других групп в этом же отделе, и демонстрируя со своим отделом лучший результат, чем в других отделах, находящихся в других городах. В его непосредственном подчинении находится группа из 15 человек, а также 4 руководителя других групп, где у каждого ещё по 25 человек. В общей сложности в его подчинении находится около 120 человек. За прошедшие годы через Вилена прошла уйма людей и каждого нужно было «из ничего» превратить в менеджера по продажам. Судя по показателям, ему это хорошо удаётся.

Какими бывают телефонные продажи


Обычно используют разделение на «горячие» и «холодные» продажи, но я прекрасно понимаю, что существует вид продаж, который уместно назвать «ледяными» — именно они являются первичными, когда бизнес только развивается.

«Ледяные» продажи

Суть: вы звоните в офис компании, в которой никто не знает, кто вы вообще такие и чего хотите. Никто не ждёт вашего звонка. Сам номер вы нашли где-то в интернете.

Вариант для тех, у кого нет многотысячной клиентской базы с контактами ЛПРов (прим. «ЛПР» — лицо, принимающее решение). Собственно, и мой вариант тоже. Само собой, шансов при «ледяном» обзвоне у вас меньше, чем при обычном «холодном», но такая школа жизни позволит вам в будущем не «сливать» свою клиентскую базу, осуществляя неумелые звонки. Несколько иронично, что самым маленьким и неопытным компаниям приходится использовать самый трудный метод телефонных продаж.

Самое сложное — это обход секретаря. И, поверьте, вам крупно повезло, если секретарём оказалась девушка с тоненьким голосом, а не 50-летняя Валентина Григорьевна, которая расколет вашу голову, как орех, ещё до того, как вы успеете узнать, как зовут директора и как с ним связаться. Напомню, что про обход секретаря я расскажу в третьей части статьи.

Часто «ледяной» метод не слишком эффективен, так как небольшая компания едва ли может себе позволить профессиональных менеджеров по продажам, но некоторые советы из этой статьи помогут вам продавать немного лучше, пусть и не на уровне профессионалов. Кроме того, «ледяные» обзвоны дают вам возможность в будущем вести «горячие» продажи, которые, в свою очередь, позволят в будущем осуществлять «холодные» продажи. В общем-то, дальше всё будет идти по кругу.

«Холодные» продажи

Суть: вы напрямую звоните ЛПРам из вашей клиентской базы. Обход секретаря уже не страшен, но вашего звонка по прежнему никто не ждёт: вы просто пытаетесь повторно что-то продать тому, кто уже был вашим клиентом.

Вариант не для всех, ведь контакты ЛПРов из собственной клиентской базы — это достаточно редкий и ценный ресурс. Не каждый может себе позволить обзвон по собственной клиентской базе, и уж тем более не каждому можно доверить столь ответственное дело.

«Горячие» продажи

Суть (если звонок исходящий): вы звоните ЛПРу, который уже ждёт вашего звонка и заинтересован в том, чтобы обсудить подробности сделки.

Суть (если звонок входящий): вы принимаете звонок от человека, который (чаще всего) ещё не до конца сориентировался, но ему в принципе интересно то, что вы предлагаете.

Пожалуй, идеальный вариант. Всё, что вам остаётся — «дожать» собеседника. В первом случае достаточно просто не наделать глупостей, а во втором нужно правильно презентовать свой продукт. Об этом позже.

Резюмируем

  • «Ледяные продажи» — никто вас не ждёт, никто не знает. Звоните не по своей клиентской базе.
  • «Холодные продажи» — никто вас не ждёт, но вас знают. Звоните по своей клиентской базе.
  • «Горячие продажи» — вы принимаете входящие звонки от заинтересованных людей, а также звоните лишь тем людям, которые ждут вашего звонка.

Этапы продаж


В стандартной модели процесс телефонных продаж делят на 5 важных этапов:

  1. Установление контакта
  2. Выявление потребностей
  3. Презентация
  4. Работа с возражениями
  5. Завершение сделки

Соблюдение всех этих этапов обязательно, независимо от «температуры» продаж. Порой, правда, добавляются новые этапы, но корректнее говорить о том, что усложняются уже существующие. Можно сказать, что это 5 заповедей продаж, при нарушении которых вас ждёт наказание: потерянный клиент. Что из себя представляет каждый этап, какие процессы присутствуют на каждом этапе — об этом я буду писать ниже. В этой части статьи мы разберём

Установление контакта

Этот этап является хоть и самым быстрым, но определяющим: будете ли вы вообще иметь шанс что-либо продать. Само установление контакта состоит из 3 основных частей:

  • Приветствие
  • Знакомство
  • Вызов интереса

Суть приветствия: вы должны представиться, назвать своё имя и фамилию (можно только имя, но тогда и к собеседнику необходимо обращаться только по имени), место работы и должность, после чего назвать цель звонка. Так ваш собеседник будет понимать, кто вы такой, откуда вы, как к вам обращаться и почему вы вообще звоните.

Суть знакомства: сразу после приветствия вы должны уточнить у человека, кем является он, чтобы понимать, туда ли вы вообще позвонили, является ли он ЛПРом, как к нему обращаться. Часто собеседник просто копирует формат вашего приветствия, но если этого не произошло — не делайте паузу после приветствия: сразу начните знакомство.

Суть вызова интереса: когда каждый понимает, с кем он общается и как обращаться к собеседнику, необходимо задать клиенту вопрос, который вызвал бы у него интерес. Если этого не сделать, то клиенту станет неловко, ведь в отличие от вас он ещё не понимает, что происходит, а потому не знает, что сказать дальше. Я рекомендую использовать следующий вопрос: «Скажите, Х, сколько времени Вы можете уделить нашему разговору?». Это позволит вам не только продолжить диалог, дав понять клиенту, что впереди вас ждёт общение — вы ещё и понимаете, сколько у вас времени. Если у клиента, например, минут 5 — говорить с ним нет смысла. Лучше договориться о перезвоне. Очень важна формулировка, так как если спросить: «Вам удобно сейчас разговаривать?» — вы дадите клиенту повод ответить «Нет», после чего диалог будет закончен. Пример диалога:

— Добрый день, меня зовут Ким, маркетолог студии Videolom. Я звоню вам, чтобы обсудить идею нашего взаимовыгодного сотрудничества. Я дозвонился в *название компании*?

— Добрый день. Да, всё верно.

— Скажите, с кем я могу обсудить детали сотрудничества?

— Со мной можете

— Отлично, а как Вас зовут?

— Василий Иванович

— Очень приятно, Василий! Скажите, сколько времени вы можете уделить нашему разговору?


Ошибки при установлении контакта


Часто новички допускают ошибки при установлении контакта. Из-за этих ошибок разговор «не идёт» с самого начала, из-за чего продажи уходят. Я задал Вилену Шикоянцу несколько вопросов о том, какие обычно допускаются ошибки. Ниже приведены мои вопросы и ответы Вилена на них.

Расскажи, какие ошибки часто допускают в процессе установления контакта с клиентом?

Можно выделить несколько основных легко решаемых ошибок:

1. Менеджер представился слишком быстро и невнятно

— Алло, кто это?

— #@^%&!#@!$

— А, ясно.

Решить вопрос очень просто: необходимо подойти к своему более опытному коллеге или руководителю, попросить прослушать твой разговор и спросить, на сколько процентов нужно медленней говорить. Просто just do it.

2. Менеджер ведёт общение не на равных

— Вячеслав Сергеевич, добрый день!

— Добрый, Саша, добрый…

— Вячеслав Сергеевич, Вы обдумали моё предложение?

— Нет, Саша, не интересно.

Обращаться к клиенту нужно так же, как и он обращается к вам. Имею в виду формат. Если клиент обращается к тебе просто по имени, то и ты к нему обращайся по имени, и наоборот. Если клиент позволяет себе слишком фамильярное обращение, необходимо его корректно поправить.

3. Самая распространённая ошибка — это вопрос: «Вам удобно сейчас разговаривать?», или «Вы можете уделить мне n минут?», или «Уделите мне n минут времени?».

— Добрый день, уделите мне 5 минут времени?

— Нет.

или

— Добрый день, Вам удобно сейчас разговаривать?

— Нет.

Бывает, мы совершаем звонок клиенту и слышим не самые приятные фразы: «Говорите быстрее», «У меня нет времени», «Я очень занят» и пр. В этом случае необходимо корректно назначить время для перезвона:

— Вячеслав Сергеевич, в таком случае я перезвоню Вам позже. Скажите, в котором часу Вам завтра будет удобно?

Нет смысла тратить время и силы на разговор, в котором собеседник будет торопиться и всё равно не осмыслит предложение.

Могут ответить и «Никогда», но такой ответ может дать в основном тот человек, который изначально чем-то раздражён. С ним лучше не связываться в принципе.

Ошибок значительно больше, но это самые распространённые, если говорить об установлении контакта.

Что делать, если ошибка уже допущена? Можно ли реанимировать диалог?

Это почти невозможно, так как первое впечатление неизгладимо. Может так случиться, что ты сможешь как-то пошутить во время разговора. То есть, если удастся неудачный старт перевести в шутку, подняв тем самым настроение собеседника — не всё потеряно. Но работать надо на упреждение, а не на борьбу с последствиями.

*Вилен вернётся к нам в следующей части и расскажет, какие ошибки допускаются при работе с возражениями*

Выявление потребностей


Определения большинства источников в интернете гласят, что суть процесса такова: понять, чего конкретно хочет клиент, какой товар вызывает у него наибольший интерес, определить, каковы его ожидания относительно покупки.

Проблема в том, что на таких советах далеко не уедешь: большинство клиентов не имеет понятия о том, чего конкретно они хотят, какой товар им интересен и каковы их ожидания. И даже если бы знали — эта информация вам ничего не даст. Усугубляется проблема тем, что клиенты, сами того не понимая (а порой понимая), часто лгут вам, говоря о том, что они чего-то хотят или не хотят.

Я бы изложил суть процесса иначе: выяснить, чего клиенту не хватает в его бизнесе. Понять, что является для него «болевой точкой». Я приведу пример, так как грань не так очевидна. Представьте себе человека, у которого растянуты связки на ногах.

Что происходит, если выявлять потребность по общему принципу: вы выясняете, какую мазь ищет клиент, по его ответу пытаетесь понять, что у него болит, потом отчаянно предлагаете свой аналог. В чём ошибка? Клиент не фармацевт, и вряд ли до конца понимает, какая мазь ему нужна. А вы уже сделали выводы по его ответу. Почему он вообще дал ответ? Я не знаю, серьёзно. Может быть потому, что не хотел выглядеть глупо, может быть намеренно вводит вас в заблуждение, может быть что-то ещё. Суть в том, что ответ он почему-то даёт, хоть сам его не знает, и это стоит учитывать.

Что происходит, если выявлять потребность по моему принципу: вы просите клиента описать боль, что он чувствует, пытаетесь определить локацию источника боли, после чего начинаете понимать, по каким причинам он вообще чувствует эту боль. Далее, вы уже самостоятельно предлагаете клиенту мазь, которая должна ему помочь. Вы не спрашиваете, какую мазь он хочет — вы спрашиваете, хочет ли он избавиться от боли, а потом просто даёте ему решение, мазь. Если уйти от аналогий, то становится понятно, что без понимания бизнеса клиента вы не сможете определить, в чём его проблема и как ему помочь, но это решаемая проблема, в отличие от первой, когда сам принцип работы оставляет желать лучшего.

Как выявить потребность клиента

Вопросы — главное оружие в арсенале менеджера по продажам, ведь именно вопросы позволяют получить всю необходимую для ведения переговоров информацию.

Вопросы делятся на 3 типа:

  1. Открытые — предполагают развёрнутый ответ. Пример: «Как провели выходные?»
  2. Закрытые — предполагают ответ в формате «Да» или «Нет». Пример: «Вы были в кино на выходных?»
  3. Альтернативные — вы сами предлагаете варианты ответа. Пример: «Вы на выходных работали или отдыхали?»

Самые полезные — открытые вопросы, так как клиент не может в ответ на них просто отмахнуться коротким ответом. Чем больше клиент говорит, тем больше информации вы получаете, и тем проще вам будет успешно завершить сделку. Кроме того, клиенту важно выговориться. Думаю, что каждый обращал внимание на то, что иногда хочется выговориться кому-нибудь, кто внимательно выслушает и не будет перебивать или смеяться. Менеджер по продажам выступает в роли психолога, который внимательно выслушает и будет задавать вопросы, стимулирующие продолжение рассказа. Доверие к вам будет значительно выше, и клиент более охотно выслушает ваше предложение. Исходя из этого следует, что начать выявление потребностей стоит именно с открытых вопросов.

Далее, когда всю общую информацию вы получили, переходите к уточнениям. Для них вы можете использовать альтернативные и закрытые вопросы — это даст возможность направить разговор в нужное русло. То есть: вы получили общие сведения, после чего углубились в тему, задавая уточняющие вопросы. Всё просто и понятно, если говорить о принципе работы, но мастерство задавать правильные вопросы — довольно редкое явление. Как правило, менеджеру хватает 5-7 открытых вопросов и 3-5 закрытых и альтернативных, чтобы выявить потребность клиента.

Ошибки при выявлении потребностей


  • Слишком много закрытых вопросов. Клиенты не любят, когда их допрашивают в формате «Да/Нет»;
  • Чрезмерное усердие в выявлении потребностей. Как вы понимаете, потребностей у клиента очень много, но не стоит пытаться выявить каждую из них: одной-двух вам вполне достаточно;
  • Прерывание выявления потребностей на частичную презентацию, а потом продолжение выявления потребностей. Очень распространённая среди новичков ошибка;
  • Ошибка плохого слушателя: нельзя перебивать клиента. Он говорит — вы слушаете;
  • Разговоры о жизни. Иногда наладить контакт удаётся так хорошо, что клиент начинает вести с вами дружескую беседу на отвлечённые темы. Это нужно корректно исправлять, возвращая разговор в нужное русло.

В следующей части (2 из 4):
  1. Презентация продукта
  2. Работа с возражениями
  3. Завершение сделки

Комментарии (28)


  1. makeright
    30.11.2015 14:11

    Неужели этот канал продаж ещё работает?
    Эти назойливые телефонные звонки с желанием что-то впарить / преложить только раздражают.
    Да и в описанных техниках, хоть и интересно для самообразования, но нет ничего нового.
    Клиент нынче грамотный. Сразу раскалывает все скрипты и приемы.


    1. KSarkisyan
      30.11.2015 14:14

      Работает, при том прекрасно. Дело в том, что «впаривающие» менеджеры — это весьма плохие менеджеры. Очень часто предложение бывает уместным и интересным для человека, которому оно адресовано. Особенно, если это b2b и менеджер заранее подготовил информацию о проблемах клиента. Любой будет рад звонку, который предоставит варианты решения существующих проблем за разумную плату. Ничего нового — согласен. Просто систематизировано + это личный опыт, как ни крути.


      1. makeright
        30.11.2015 15:39

        В таком случае несколько вопросов:
        1. Как можно узнать о проблемах компании заранее? Вы ведь можете только предполагать, какие у них проблемы.
        2. По-поводу «любой будет рад» очень сомнительно) Обычно наоборот. Я написал, что клиент очень умный и знает, когда ему даже искусно что-то «впаривают». В этом случае можете ли обозначить какую-то статистику по холодным продажам в b2b? Сколько нужно сделать звонков, чтобы продажа осуществилась?


        1. KSarkisyan
          30.11.2015 16:41

          1. Это возможно в случае, если база качественная. Возьмём две вариации:

          А) база составлена Вами с нуля

          Б) база клиентская

          Если «А» — необходимо совершить тестовые звонки и собрать информацию, найти компанию на просторах интернета, на форумах. Изучить их услуги и проанализировать. В конечном итоге, как правило, исходя из этих данных уже можно делать определённые выводы. Нет стопроцентного метода, разумеется. Здесь стоит говорить о вероятностях.

          2. Не нужно ничего «впаривать». Вы когда в магазин приходите, и Вам тычут значок «акция» как раз на тот товар, который Вам нужен — не будете ведь Вы «из принципа» не покупать то, что Вам искусно «впаривают»? Я не могу ответить на вопрос о том, сколько звонков нужно осуществить, так как это всё-равно, что спросить «Сколько денег нужно потратить на рекламу, чтобы заработать 100 тысяч» без каких-либо уточнений. Но я всё же могу привести статистику: в среднем, каждый десятый холодный звонок оканчивался продажей в то время, когда я этим занимался.


          1. RZimin
            01.12.2015 09:15
            +2

            Я прошу прощения, но меня одного раздражает подобстрастное написание «вы» с прописной буквы?


            1. KSarkisyan
              01.12.2015 17:51

              Маленькая буква уместна при обращении к публике. В статье, например. А при личном обращении, или в примерах личного обращения — это ошибка. Прописная буква стоит на своём месте, не знаю, что тут ещё сказать.


              1. Arturito
                03.12.2015 00:57
                +1

                Для прояснения такой ситуации в свое время Яндекс отправил запрос на эту тему в Институт русского языка РАН и получил ответ:
                «Существуют некоторые правила и рекомендации по написанию местоимений вы и ваш. С прописной буквы пишутся местоимения Вы и Ваш для выражения вежливого обращения к одному лицу, например: Прошу Вас, уважаемый Сергей Петрович...»

                Это же правило указано во многих рекомендациях, например:
                «С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Ваш как форма выражения вежливости при обращении к одному конкретному лицу в письмах, официальных документах и т. п., напр.: Поздравляем Вас… Сообщаем Вам… В ответ на Ваш запрос… (Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011. С. 37).»

                С прописной буквы данные местоимения пишутся в официальных письмах, особенно чиновникам, госслужащим и т.п., которые могут принять обращения со строчной буквы за недостаточное уважение к своей персоне.

                Но большинство современных топ-менеджеров считает, что употребление местоимения вы вместо ты при обращении к одному лицу само по себе уже представляет проявление уважительного отношения к этому лицу. В этом случае «Вы» действительно раздражает и я соглашусь с Лебедевым (что не так часто бывает): «Совершенно невыносима рекламно-подобострастная манера писать Вы с заглавной буквы.»


                1. KSarkisyan
                  03.12.2015 01:04

                  Вероятно, я слишком консервативен. Как и большинство людей, с которыми я контактирую, которых может оскорбить моё фамильярное к ним обращение. Спасибо, приму во внимание для комментариев.


                  1. lehha
                    05.12.2015 15:18

                    Нет, всё правильно. Только Лебедев может сказать «оставайтесь в ж*п*» и все будут этому рукоплескать.
                    «Вы» при личном обращении, «вы» при массовом (реклама, сайт, рассылка).


        1. Artima
          30.11.2015 23:39

          Интересный у вас фокус на «впаривают». Он предполагает, что вам нечего предложить. А хорошее предложение однозначно конвертируется в определенной степени.


          1. KSarkisyan
            30.11.2015 23:43

            Ну, к сожалению, очень многие компании действительно не могут сделать хорошего предложения, из-за чего они тупо «впаривают». Это так, знаете, «одноразовая продажа». Берут количеством и назойливостью. Но я противник таких методов. Считаю, что при грамотной организации процесса телефонных продаж в связке с ведением бизнеса в целом, переговоры будут интересны обеим сторонам. Честно говоря, я не удивлён возникшему выше вопросу, ведь это вводная статья, первая часть. Каждая следующая часть будет практичней предыдущей, но я не мог игнорировать азы, которые также могут быть интересны аудитории.


            1. Artima
              30.11.2015 23:50

              Тут все рулится рынком, как всегда. Такие тупые предложения используются по той причине, что они до сих пор конвертируются. Где-то назойливостью что-то получается, а где-то удачным попаданием в актуальную «боль» клиента.

              Понятно, что лучший формат может увеличить конверсию, но он и подготовки требует более затратной.


    1. Beatle
      30.11.2015 17:18

      Этот канал отлично работает :)
      Бизнес обучение и реклама например — на 80% у нас продаются по телефону.

      Снег зимой просто не надо впаривать, нужно иметь хороший продукт.
      А далее нужно его правильно продавать.

      Да и не всегда ведь это совершенно холодные звонки.


      1. KSarkisyan
        30.11.2015 17:20

        Абсолютно согласен. Кроме того, необходимые для телефонных продаж вложения при хорошем УТП и среднем чеке окупаются весьма быстро.


  1. XAMelleOH
    03.12.2015 11:16

    Дайте, пожалуйста, ссылки, где можно скачать, то что наклеено у каждого на рабочем столе. Спасибо


    1. KSarkisyan
      03.12.2015 12:26

      К сожалению, это невозможно. :)
      Дело в том, что всё это — раскладки продуктовых линеек по кредитам + некоторые личные подсказки каждого. Там стенка просто мягкая, и каждый может иголками прицепить себе любую бумажку. Очень помогает в работе. Как правило, туда цепляют следующие вещи:

      1. Список этапов продаж (смотрите первую часть, вот ссылка: megamozg.ru/post/22224)
      2. Стандарты (правила) организации, где работает менеджер
      3. Информация о продукте
      4. Скрипт продаж менеджера (о скрипте можно прочитать в следующей части статьи, вот ссылка: megamozg.ru/post/22230)


  1. mitrich
    08.12.2015 11:54

    — Отлично, а как Вас зовут?
    — Василий Иванович
    — Очень приятно, Василий!

    показательно.
    И, черт побери, при чём тут «управление проектами»?


    1. KSarkisyan
      08.12.2015 12:25

      mitrich, не стоит нервничать. Управление проектами — это целое, состоящее из частей. Управление продажами — часть управления проектами. Эта статья часть управления продажами.


      1. mitrich
        08.12.2015 19:15

        люблю бесплатные советы %)

        Управление продажами — часть управления проектами.
        пруф в студию.


        1. KSarkisyan
          08.12.2015 19:27

          Простите, но на Ваш вопрос я ответил. Если хотите его оспорить — пожалуйста. Не хотите его оспаривать — пожалуйста. Как угодно. Можете просто поставить мне минус в знак протеста. К слову, я даже в теории не имею понятия, какие здесь могут быть доказательства. Сама постановка вопроса говорит о Вашей низкой компетенции в управлении проектами, ведь части целого зависят от используемой методологии, и исходить о причастности управления продажами к управлению проектами можно лишь из логики, но не из чего другого, ведь привести конкретную методологию в качестве аргумента для любой из сторон — это исказить факты.


          1. mitrich
            08.12.2015 19:46

            Ещё и хамите на ровном месте :)
            Ну нет в управлении проектами управления продажами, что тут поделать, нет ни в одной из сколь-нибудь популярных методологий. Вы можете, конечно, сейчас его туда добавить и управление продажами тут же станет частью управления проектами, с этим спорить не стану — у Вас вообще чудесно получается формулировать тезисы и не заморачиваться с аргументами. Удачи в дальнейшем.


            1. Beatle
              08.12.2015 21:43

              Часто проекты без продаж ну никак не могут быть успешными, поэтому и приходится управлять их продажами :))


              1. mitrich
                08.12.2015 22:17

                Бгг, это один из частых рисков. В управлении проектами называется «управление рисками».


                1. Beatle
                  08.12.2015 22:33

                  Что значит рисков? Продажи это необходимость, а не риск.


                  1. mitrich
                    08.12.2015 22:52

                    Слабые продажи — это риск. Один из многих возможных.
                    И это вовсе не необходимость, куча проектов вообще без продаж существует.


                    1. Beatle
                      08.12.2015 22:55

                      То, что существуют кучи без продаж не значит, что не существует кучи с продажами.
                      И если проект предполагает продажи собственными силами то продажами нужно управлять и они часть проекта.


                      1. KSarkisyan
                        08.12.2015 23:00

                        Я бы плюсанул, если бы карма позволяла. Совершенно верно: продажи входят в реализацию проекта, если условия реализации проекта предполагают продажи. Есть и планово убыточные проекты, некоммерческие проекты и так далее, но это ничего не говорит о том, что продажи не входят в управление проектами. В общем-то, может быть вы вдвоём сможете найти ответ в своей дискуссии, кто знает.


                      1. mitrich
                        08.12.2015 23:05

                        Я и не утверждал, что их не существует. Но, блин, наличие кучи проектов с чем-либо не означает, что это «что-либо» относится к управлению проектами. Не множим сущности без нужды, в общем.