Преамбула

Готовлюсь к переезду на юга в сельскую местность из большого города. Много дел предстоит решить, чтобы переезд был полный и приятный, один из которых - транспорт. В Default City ходить особо никуда не надо, магазин в 50 метров от подъезда, ОЗОН осуществляет доставку на следующий день, никуда кататься не надо. У моря же участок находится в 1.3 км от пляжа, где собственно и находится ближайший магазин и цивилизация. Это 15 минут ходьбы в одну сторону, и потом столько же обратно, но уже загрузившись товарами. До ближайших друзей-соседей - 2.86 км, что около 32 минут пешком в одну сторону (на удивление в обратную сторону я тоже часто иду загрузившись товарами). Как бы я не любил ходить, сейчас это немного противопоказано. Было принято решение собрать свой электрический транспорт.

Требования

  • Мощность мотора до 250 ватт

  • Чтоб "тащил" ~150 кг

  • Не требовались права

  • Доехать до друзей-соседей и обратно, закупившись в местном магазине

Процесс

Что же, с чего начать. Ну для начала нужно купить "мотор", или то что будет двигать этот электроскутер. Нынче существуют такие колёса, которые и колёса и мотор в одном. Его то я и решил купить, потому что мотор отдельный, который бы двигал звёздочку велосипедных педалей, требует какой-то установки, а колесо просто поставил на раму и всё. Выбрана была модель колеса - JT60V240W2023012983 - искать в интернете даже не стоит по этому набору цифр, но это единственная маркировка, что была на колесе, помимо "24H" и диаметра 18"x2.125.

Почему было выбрано именно это мотор-колесо

С недавних пор я узнал, что на электротранспорт тоже нужны права, категории М если не изменяет память. Это требование распространяется на "транспорт, мощность которого превышает 250 ватт" (требуется уточнение). Эта модель мотор-колеса - 240 ватт, поэтому на него по идее права не нужны, но тут уже сами знаете. По идее это те самые колёса, которые стоят на электровелосипедах "Колхозник", которыми пользуются курьеры по доставке еды в больших городах, наверное чтоб права не нужны были, а доставка происходила быстрее.

Окей, с колесом определились. Что нужно еще? Рама!

Это второй, наверное, по важности элемент электроскутера с точки зрения самостоятельной сборки. Если мотор-колесо запросто можно просто заказать, то на что его ставить нужно еще найти. Для версии 0.1 pre-alpha я решил не заморачиваться. Вежливый продавец велосипедными деталями направил меня на пункт металлоприема, сказал что там "рам дофига". Куда я и направился. Рам там я насчитал штук 6, разных размеров. Выбирать я особо не стал, поэтому взял первую попавшуюся раму под похожий размер колеса (который был 18 дюймов). Оригинальные колёса на раме были размером 20 дюймов, но и на 18 подойдёт. Раму прямым словом взвесили, 9 килограммов железа, 50 рублей за килограмм - 450 рублей вынь да положь. Рама оказалась от детского велосипеда, колесо что шло в комплекте настолько убитое, что было выброшено сразу, главное рама и руль, который крутится. Nice!

Самое сложное позади

Что нужно еще для электроскутера? Есть мотор-колесо, есть рама. Наверное самое время привести прейскурант таблицей, потому что другие детали честно говоря не самые важные и легкодоступные сами по себе. Поэтому вот:

Мотор-колесо 18 дюймов

10563

Контроллер для электровелосипеда HUAWEI 36/48В 13А

1381

Аккумулятор 36в 4.4Ач

1579

Аккумулятор 36в 4.4Ач

1655

Зарядник 42V/2A

487

Ручка газа с ключом + обычной ручкой

900

Камера 18х2,125

374

Покрышка для велосипеда 18" GTI

577

Адаптер-переходник Amass XT60 male на T-Plug Deans female

461

Курок газа

561

Переходник XT60 мама на 2 XT60 папа 16AWG 10см

500

Колесо велосипедное переднее в сборе

2298

Рама велосипедная 9кг

450

Сидушка

1000

Труба под сидушку

250

Итого 23036 ₽

Для сравнения на момент написания электровелосипед типа "колхозник" новый на том же Озоне стоит около 70к ₽

tl;dr процесс сборки выглядел примерно так:

Старой разбитой раме детского велосипеда, задние дыбы нужно было раздвинуть домкратом, чтобы мотор-колесо встало в пазы. После чего провода датчиков Холла и три фазы от мотора-колеса были вставлены в контролер электроскутера. На раму поставлены ручки из комплекта "Ручка газа с ключом". Я сейчас точно уже не могу сказать, была ли она убитая из коробки, или я её сломал, но ручка газа не работала, от неё из полезного только остался ключ, ну и соответственно сами ручки за которые держаться можно. В качестве ручки газа пришлось докупить курок газа, коим и придётся "давать газку", но если вам все детали придут нормальные и рабочие из коробки, то этот пункт можно вычеркнуть из таблицы. Сейчас примерно по такой же цене продаются ручки не просто с ключом, но и с вольтметром и кнопкой, так что место для экономии есть.

Подключили курок и ключ к контролеру, поставили оба колеса на раму (переднее колесо на озоне в полной сборке оказалось кстати почти одинаково по цене что и у местных магазинов), что дальше? Аккумуляторы. Аккумуляторы и контролер, да и вообще всю проводку я закрепил старым добрым способом "изолента" и скотч (и напиток и лента). По хорошему аккумуляторам бы сделать какой-то отсек, чтоб если они загорелись, было не так плохо, да и от влаги с перепадами температуры спасали. А пока что пусть на раме весят, все равно с ними что-то не так. Педали от старой рамы были сброшены вниз, коли цепи нет, нечего их крутить, они будут играть роль подставки для ступней, чтоб не держать ноги в воздухе. Пришлось поработать болгаркой чтоб спилить крепёж с одной стороны, но делов минут на десять вышло всего лишь. С другого велосипеда я снял фару на батарейках, чтоб в темноте кататься можно было, и как-то вроде всё. Еще купил подножку, но в таблице её не указал, имейте ввиду. Зарядил обе батареи по отдельности, и потом соединил их вместе адаптером.

Как это выглядит?

Электроскутер "Бастард"
Электроскутер "Бастард"

И что, едет?

Едет. Едет примерно так. Полностью зарядив обе батареи, которые я соединил параллельно через адаптер "Переходник XT60 мама на 2 XT60 папа 16AWG 10см ", я мультиметром измерил напряжение в 40.5 V - suspicious - я думал полностью заряженные 36V батареи будут иметь напряжение 42V, ну да ладно.

Дальность действия примерно такая:
Start - напряжение 40.5V
проехал 2.86 километров - напряжение 39.6V
проехал 2.86 километров (с грузом 5-8кг) - напряжение 38.5V
проехал 1.31 километров туда без груза и столько же обратно но с грузом - 37.1V
проехал 350 метров без груза - 32.5V - аккумуляторы сели и скутер не едет больше

Цифры мне пока мало что говорят, но вот тех характеристики транспорта:

  • Мотор-колесо 240 ватт

  • Контролер 350 ватт

  • Аккумулятор 36 вольт, 4.4 ампер-час (158.4 ватт-час) - 2шт 316.8 ватт-час

Вот характеристика "испытуемого"

  • 132 килограмма веса нагишом

  • 195 сантиметров роста

Дорога наполовину сельская, наполовину гладкий асфальт, наполовину в горку, наполовину с горы, в общем не легкий путь.

И что в итоге?

В итоге получается собран электроскутер за 23к рублей, который везёт ~135 килограммовую тушу на расстояние 8.5 километров, иногда с грузом в 5-8 кг на скорости 15-25 км/час, для которого по идее не нужны права, на аккумуляторах от гироскутера, которые по ощущениям имеют не 4.4 ампер-часа в половину от заявленного.

И кому это нужно?

Детям мне кажется получится весь ПГТ объехать на одном заряде, девчонкам или стройным парням по городу покататься тоже получится, примерно километров на 15, это без учета возможных улучшений к дизайну.

ToDo list, или что можно улучшить

Ну для начала можно сварить раму на заказ. Сделать её длиннее, и чтобы сиденье было ниже, так сказать сместить центр тяжести ближе к дорожному полотну - это по идее должно упростить работу мотор-колесу и увеличить скорость движения. Также аккумуляторы получше купить можно, вообще им надо больше внимания уделять всегда. С нормальными аккумуляторами дальность можно было бы добить и до 50 километров для обычных людей.

В идеале я планирую доделать этот монстр в крытый одноместный трайк и, естественно, поменять аккумуляторы.

Что с аккумуляторами-то не так?

В общем заказывал я их на Озоне и посмотрев на отзывы проскакивают сообщения что у них ёмкость в два раза меньше заявленной (т.е. не 4.4 ампер-час а 2.4 ампер-час). На ютубе тоже видел пару роликов об этом. Расчёт был таков: есть аккумулятор на 4.4 Ач за 1500 рублей, а есть аккум на 10 Ач за 7000. Ну так смысл мне покупать один на 10 Ач если я могу купить три на 4.4 Ач и при этом сэкономлю 3500 дерева? Ну как видно в этом случае скупой платит дважды.

Вывод: не экономьте на SSD и аккумуляторах. Не то чтобы эти аккумуляторы были совсем плохие, просто было бы неплохо иметь реальные цифры на руках

Может эти данные будут более полезны - я полностью разрядил оба аккумулятора катаясь, и поставил их на зарядку (42V 2A) периодически проверяя уровень заряда мультиметром:

20:13

33.5 V

20:47

37.6 V

21:18

37.9 V

21:50

38.3 V

22:40

38.8 V

23:12

39.2 V

23:42

39.5 V

00:46

40.0 V

01:15

40.1 V

Пошёл поспать, утром возобновил заряд с 10:38

10:38

40.1 V

11:08

40.6 V

12:40

41.1 V

Долго что-то заряжался, и выше 41.1 V не хочет заряжаться, хотя до этого пределом был 40.5 V. Надо ещё отметить что заряд шёл от сети без стабилизатора напряжения, насколько это влияет на процесс заряда я затрудняюсь сказать.

Что еще расскажешь?

Приехал я как-то в гости, посидели, собираюсь домой и тут начинается музыка из Doom - всю окрестность накрыло мглой. Сиденье мокрое, на раме капли, вся электроника не изолирована (см. фото), и в воде. Я увидев это думал что вот вот и взорвутся Li-ion аккумуляторы или ещё что заклинит. Ан нет, никаких коротких замыканий не было, нормально доехал, ничего не взорвалось. Не то чтобы я это кому-то советовал...

Комментарии (33)


  1. ajijiadduh
    13.11.2023 13:19
    +5

    как страшно жить


  1. LanMaster
    13.11.2023 13:19
    +1

    Мотор по виду прямоприводный, что дважды противопоказано в вашем случае: большая масса тела и вгору-вниз. С редукторным мотором картина расхода батареи должна быть лучше. С мощностью же очень условный вопрос: дашь двигу 48 вольт - и он уже 350 Вт, а не 250. Особенно если это редукторник, где (в отличие от ПП) токи в гору не конские, просто медленнее едет.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Я был уверен, что мотор редукторный, надо будет потом разобрать посмотреть.


      1. EvgeniyNuAfanasievich
        13.11.2023 13:19

        Вращая его руками можно понять. Особенно в разные стороны


      1. LanMaster
        13.11.2023 13:19
        +1

        Я тогда просто предположил, но вот сейчас беглый поиск показал, что похожие на ваш моторы от "колхозника" действительно прямоприводные. Например.

        С аккумулятором тоже сочувствую: их ёмкость соответствует заявленной только если измерять низким потребляемым током.
        В своё время не связался с готовыми аккумами и 4х-летняя эксплуатация самопаянного аккумулятора показала, что собрать самому будет примерно так же по деньгам, зато характеристики будут не рекламные, а реальные.


  1. uuger
    13.11.2023 13:19
    +3

    Рама оказалась от детского велосипеда

    Вот характеристик "испытуемого"

    • 132 килограмма веса нагишом

    • 195 сантиметров роста

    вспоминаются легендарные строки "ехали медведи на велосипеде". Когда вы начнёте на этой поделке ездить регулярно, клины подшипников и трещины на раме не заставят себя долго ждать, имхо. Плюс, а точнее, минус отсутствие какой-либо эргономики посадки делает управление этим драндулетом просто опасным.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Примерно так оно и выглядит, но да, я ищу какого-нибудь рукастого сварщика для адекватной и эргономичной рамы. Тем не менее я уже километров 30-50 успел прокатиться, пока колесо не проколол. Я бы сказал что им не сильно опасно управлять, если ездить по нормальной ровной дороге на небольших скоростях, но да это не совсем то, что я задумывал.


      1. fio
        13.11.2023 13:19

        Про проколотые колеса слышал такую историю. Деревушка у моря, виноградники. Все местные ездили на велосипедах. Пока не появилось какое-то колючее растение. Шипами прокалывает велосипедные колеса. Народ перестал ездить совсем. Только на машинах - их колеса пока держатся


        1. Mickety Автор
          13.11.2023 13:19

          О да, я видел их, действительно колючая пакость и плотная не смотря на то, что растение. Мы их активно устраняем, да и прокол прошёл на дороге между участков, там скорее стекло или острый камень какой-то был, ну или просто от сильного напряжения лопнула под весом из за кочек.


        1. Wolf4D
          13.11.2023 13:19

          Можно, вероятно, ездить на безвоздушных шинах - но это не самое дешёвое удовольствие.


          1. Mickety Автор
            13.11.2023 13:19

            Хммм.. Беглым взглядом ОЗОН показал что такие есть, но нужного размера 18х2.125 нет. Да и цены приемлемые вроде. В общем если новая камера с шиной лопнут, я наверное поищу безвоздушные под размер, спасибо


        1. Stazz
          13.11.2023 13:19

          Арбузики эту штуку в Ростове у нас зовут. По другому - Якорцы стелющиеся.


      1. Rsa97
        13.11.2023 13:19

        Если по деньгам ограничений нет, то Рапид варит неплохие титановые рамы на заказ.


        1. Mickety Автор
          13.11.2023 13:19

          Не знаю, это настолько дорого, что даже цены не указаны :) Мне кажется мне было бы интереснее просто самому попробовать сварить, раз уж на то пошло


  1. aeder
    13.11.2023 13:19
    +2

    На три километра туда-обратно просто покупаете нормальный механический велосипед со скоростями, и никаких проблем. За такую цену - легко. А если хочешь сэкономить - купи подержанный. Я ещё понимаю, если на 20 километров за хлебушком.

    Даже абсолютно нетренированный велосипедист на такое расстояние будет кататься быстро и легко, на тех же 15 км/ч в среднем.

    А если уж делаешь электричество - так сделай нормальные рабочие педали, иначе задолбаешься вести его в поводу, когда батарейки сядут.

    П.С.

    Кстати, рама от детского велосипеда при весе в 132 - она убьётся в момент. Тут нужна и рама и колёса от велосипеда, рассчитанного на 150 кило минимум.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Ну как можно так из жизни всю интригу вытягивать? :) А как же желание мастерить, посмотреть что там на рынке творится, приключения одним словом. Так то конечно можно вообще права получить и купить нормальный поддержанный транспорт, но в этом веселья не будет.

      На счёт рамы я уже писал, что надо делать нормальную, но на этой я успел накатать уже километров 30-50 пока колесо не лопнуло


      1. Didimus
        13.11.2023 13:19

        Колеса лучше заправить жидкостью от проколов. Не знаю, работает ли она насколько хорошо, как в рекламе, но от мелких проколов должна уберечь.


        1. Mickety Автор
          13.11.2023 13:19

          Интересно, не знал что такие есть.


          1. cofein51
            13.11.2023 13:19

            Ещё есть ленты антипрокольные.

            Можно и то и другое. Где то читал что жижу надо менять каждый год.

            Та что была у меня , словно пва клей вкраплениями волокон. Волокна забивают отверстие, а клей герметизирует его.


  1. Dynasaur
    13.11.2023 13:19

    • Аккумулятор 36 вольт, 4.4 ампер-час (158.4 ватт-час) - 2шт 316.8 ватт-час

    Не верьте тем, кто вам их продал, скорее всего там нет и половины ёмкости. Будет полезно замерить самому.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Будет, это в планах. Обидно конечно что если будет половина, но мне кажется даже если там 2.2 ампер-час то по такой цене не самый худший вариант аккумуляторов - их по крайней мере не жалко. Но в конечном варианте да, придётся что-то делать, либо самому собирать аккумулятор, либо искать дороже.


      1. Dynasaur
        13.11.2023 13:19

        Посчитайте сами - в таком аккуме 20 ячеек плюс плата BMS (и ещё по мелочи). Не считая прочего получается ячейка стоит 75р. Причём, ячейка ёмкостью 4.4/2 = 2.2Ач. Прямо сейчас если покупать такие на Озоне упаковками по 25шт, штучка будет стоить 125р - 150р. И то ещё не известно насколько честная ёмкость.


  1. saege5b
    13.11.2023 13:19

    Хоть какую-нибудь коробочку, что бы дождь стекал и вода из луж не залетала.

    А в свободные углы хоть какой-нибудь "прогретый" водопоглотитель: силикагель из обуви/одежды, наполнитель для кошачьих туалетов (силикагель, бентонит). Если покупать специально, то лучше силикагель индикаторный, по цвету можно определить хорошо он прожарен, или нет. Ну и в процессе эксплуатации поможет.

    Литий даже разряженный может ахнуть так, что спасибо что спрыгнул.

    И вообще, поаккуратней с аккумуляторами. Сборок много разных, и если начать заряжать реально 36 вольтовую сборку, 42 вольтовым зарядником, можно и без дома остаться.

    Поэтому спрашивай документацию, смотри минимальное и максимальное напряжения, допустимые токи зарядки и разрядки.

    А лучше вскрыть сборки и посмотреть как соединены аккумуляторы. И вообще, регулярная (раз в сезон) ревизия аккумуляторов - залог долгой жизни как эксплуатанта так и его жилища :) Можно купить умный BMS с мониторингом и отчётами по каждому аккумулятору в сборке. Сейчас такой тысяч 10-20 будет стоить.

    Для долгой жизни аккумуляторов, чем меньше на каждый будет приходиться ток - тем лучше. Дешманские аккумуляторы классифицируют током 300-500 мА, легко и просто. А могут и 100 мА. Т.е. если ток реального потребления будет выше, то ёмкость будет меньше. Чем выше ток, тем меньше ёмкость. Зависимость нелинейная. Ёмкость падает быстрее.

    Дешманская сборка на 36V(средняя)/42V(максимальная) током в 12-15 А, спокойно доводится до срабатывания защиты контролёра минут за 15-20. По грунтовке как правило ток потребления выше, высаживается быстрее.


    1. Kharl27
      13.11.2023 13:19

      К слову о безопасности аккумуляторов, можно сделать сбрасываемые боксы из какого нибудь пластика, когда начнет полыхать, чтобы пластик первее сгорел и перестал держать, и можно спасти хоть что то от велика. А под акумы подставлять толстое ведерко под сброс акума.
      Например из пластиковой канистры можно закастомить что нибудь интересное, наподобие бака, чтобы вид был из "безумного макса"


  1. Kossut
    13.11.2023 13:19

    Что мешало поставить более мощное мотор-колесо и более ёмкую батарею? Всё равно по факту электровелосипед получается, на которые права с марта ни на какие не нужны, только с вашей конфигурацией получается "электро" чисто для галочки, с такой максимальной скоростью при заданных нагрузках и пробегом на одном заряде, обычный велосипед во всём лучше будет.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19
      +1

      С марта 2024 года на электровелосипеды не нужны будут права? Замечательные новости, а где можно почитать источник? :)


  1. BDI
    13.11.2023 13:19
    +1

    Если подходить не столь экономно, то может получиться лучше - как и многих выше, сильно смущает несоответствие рамы весу седока(если развалится на ходу - можно покалечиться, особенно с таким весом), ну и экономить на аккумах стрёмно. Но бюджет конечно не будет столь скромным(у меня один только "донор" под электровел вышел дороже, хотя можно было поискать б/у вел). К варианту с мотор-колесеом я тоже присматривался, но по ряду соображений мне такой вариант не подходил. Впрочем я всё таки делал не скутер, а вел(с потенциальной возможностью вернуться на педалях). В процессе реальной эксплуатации осознал некоторые моменты(что-то решил радикально, как ампутация переднего крыла, а что-то пересмотрел), которые можно будет учесть, если решу собирать себе новый агрегат :).

    Немного об аппарате(по-крупному)
    • "Донор" - Stels Pilot 770.

    • Мотор - "бафанговский" кареточник на 500Вт(меньшей мощности на 48в вроде не было, а то взял бы 350Вт). Впрочем по асфальту пиковые мощности комп показывал под 800Вт при примерно 35км/ч. Но это короткий участок чтобы резину от глины почистить после лесных дорог :), а так редко до 25км/ч требуется разгоняться. По лесу редко даже до 20км/ч разогнаться можно, типовая от 7 до 15 км/ч.

    • Задний V-брейк ампутирован, вместо него роллерный тормоз("шимано" с али).

    • Аккум Б26-2, 48В 10Ач(на NCM 21700, по информации на сайте производителя).

    • Сухой вес седока - 75-80 кг.

    До полного разряда не пробовал катать(не по асфальту возвращаться всё таки), но в режиме поддержки(где дорога позволяла) 30км откатал до границы между желтой и красной зоной по БК. Только на гашетке катал чуть больше 20км, и ещё оставалось прилично.

    Остаток заряда после лесной прогулки без помощи педалями
    Вид свеже законченного аппарата
    Перед погрузкой в авто
    Перед погрузкой в авто
    Первый выезд по назначению
    Первый выезд по назначению
    После нескольких месяцев эксплуатации
    Там же под конец сезона
    Там же под конец сезона
    Дороги +/- таковы
    Дороги +/- таковы
    Хотя бывает и так - тут уже не проехать
    Хотя бывает и так - тут уже не проехать
    Примерный остаток после поездки почти без кручения педалей
    Примерный остаток после поездки почти без кручения педалей


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Ну конечно можно лучше и ненамного дороже, но суть этого эксперимента была взять ценовую категорию ниже некуда, я бы даже сказал "экстремально бюджетную" ценовую категорию. Как с правами кстати дела обстоят?


      1. BDI
        13.11.2023 13:19

        Права категории В есть(не помню, их достаточно для такого аппарата, или какую-то категорию дооткрывать надо), но с собой в лес я их конечно не беру :).
        Так что катаюсь в серой зоне, в режиме "неуловимый Джо". Но на ДОП-ы практически не выезжаю(кусок по соседнему СНТ разве что - из моего в те места даже тропинки нет, а то и там бы не появлялся), а на лесных просеках я никому не нужен.


  1. madcatdev
    13.11.2023 13:19

    Странное решение, на электровелосипед ставить фару на батарейках.


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Почему? Она лежала у меня без дела, а теперь пользу приносит, не напрягая основные аккумы


  1. gisterount
    13.11.2023 13:19

    2 метровая дылда на детском велике, еще и с мотором. Удачи вам в больнице..


    1. Mickety Автор
      13.11.2023 13:19

      Я уже падал с него, головой вперёд и с кувырками и с набитым рюкзаком, ничего не сломалось :) Падать тоже надо уметь