Подписки в современном мире — это то, что нас окружает постоянно. Фильмы, сериалы, книги, музыка, облачные хранилища, игры, дополнительные преимущества в соц. сетях, программы и даже функционал в машинах. Предлагаю разобраться в этой теме и понять, мы движемся во тьму или это свет в конце туннеля?

Сначала пройдемся по основам:

  • Что такое подписочная система?

  • Почему весь бизнес к ней стремится?

  • Какие есть преимущества и недостатки для потребителя?

Подписочная система — это бизнес-модель, при которой потребитель циклично платит определенную сумму за определенный период времени.

Почему такое размытое определение? Потому что сейчас виды подписок настолько разные и настолько по-разному настроены, что любое необщее слово сразу ломает логику. Порой не понимаешь, а как вообще работает подписка в каком-либо сервисе. Бизнес начал настолько изворачиваться, чтобы продать ее побольше, что создал какое-то невероятное количество условий, в которых порой просто не хочется разбираться (каршеринг или прокат самокатов), а бизнес в свою очередь и не предоставляет удобных инструментов для этого, так как ему выгодно незнание.

Но почему же бизнесу так нравится подписочная система?

  • Прогнозируемость. Если у вас уже есть клиентская база, которая вам платит — это стабильно и постоянно. Часть может отказаться, но этот процент невелик и в основном покрывается новыми пользователями.

  • Прибыль. Подписка — это постоянный доход компании без особых дополнительных усилий. Чтобы продать автомобиль нужны салоны, дилеры, менеджеры и т.д. После продажи этой машины ваш клиент по сути никак не монетизируется дальше. С подпиской совсем иначе: вы единожды продали ее и она приносит вам доход постоянно.

  • Удержание клиента. Один из ключевых показателей бизнеса — удержание клиента, чтобы он потратил как можно больше денег у вас. Подписка сильно помогает в этом: она позволяет компании за счет дополнительного функционала продолжать монетизировать свой продукт даже после его продажи.

  • ​Разделение платежа. Психология устроена так, что человек не хочет расставаться с большой суммой сразу, но при этом 200-300 рублей в месяц кажутся копейками, которые можно спокойно потратить. На этом и играют компании, по итогу в год делая по несколько тысяч рублей на каждом пользователе, который использует подписки (даже самые дешевые) . А в масштабе сотен тысяч и миллионов пользователей это огромные прибыли без какого-либо производства и персонала просто за дополнительный функционал. На него также требуются средства для разработки и поддержки, но это не сравнимые с продажей любого физического продукта затраты. Некоторые компании живут в принципе только на доходы от подписок, при этом делая продукт максимально доступным.

Но все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что такая система плоха. При первом взгляде кажется, что компании пытаются нас обмануть и с помощью маркетинга и уловок продают ненужные нам вещи, а в долгосрочной перспективе мы тратим на это десятки тысяч рублей. Так может казаться, пока не начинаешь задумываться, а как было раньше и зачем вообще придумали подписки.

Разобьем блок на 4 части:

  • Как было раньше

  • ​Как подписочная система толкнула прогресс вперед?

  • На примере нашей компании NFCKEY разберем, как строится подписочная система в бизнесе и от чего отталкивается предприниматель в этом вопросе

  • Ответим на главный вопрос статьи: подписочная система — это тьма или свет?

Как было раньше?

Вообще система подписок существует достаточно давно, но бум популярности в нашей стране начался только в последние 3-4 года. В 2022 году в России было оформлено 25 млн. платных подписок на различные сервисы.
До этого все работало элементарно: либо пиратишь, либо покупаешь за бешенные деньги, зато навсегда.

​Почему прошлая система была далека от идеала для бизнеса?

  1. Бизнес во многих сферах не может развиваться из-за нехватки денег.

  2. Продажи даются очень сложно, так как никто не хочет отдавать большую сумму единоразово (а зачастую это вещи, которые посмотришь или используешь один раз и забудешь) .

  3. ​Очень сложно добиться стабильности бизнеса, так как никто не гарантирует постоянные продажи чего-либо, а удержание клиента почти нулевое.

  4. Сложно привлечь инвестирование, так как прогнозируемость бизнеса была еще меньше, чем сейчас.

Почему это плохо для потребителя?

  1. Ограниченность. Бизнес не может постоянно производить что-то в большом объеме и качественно, если это можно спиратить. Поэтому очень часто всё было недоделанным, урезанным и сырым.

  2. Большая стоимость за единоразовую покупку. Чтобы окупаться хотя бы немного в такой бизнес-модели, проекту приходится сильно завышать ценники.

  3. Нет многих удобств, например, семейного доступа, общей синхронизации, облака и т. д. Подобные сервисы не могут существовать без подписочной модели в принципе.

Как подписочная система толкнула прогресс вперед?

Почему мир в итоге пришел к такой модели, думаю стало понятно. Помимо всех факторов выше, связанных с бизнесом, это было также неизбежно в связи с переходом на облачные сервисы, Covid и развитием мобильного интернета. Но подобная система вводит некоторых людей в заблуждение: им кажется, что их обманывают, так как в руках они ничего не держат, но почему-то платят в месяц дань, которую никогда в своей жизни не платили, и было все хорошо.

Подобные мысли абсолютно понятны: эту модель никто обществу не объяснял, она просто пришла в наш быт очень быстро в связи с изменением рынка. Кто-то подстроился и понял преимущества, а кто-то так и остается в недоумении, а почему же так, и как это вообще может иметь плюсы для пользователя? — и их можно понять. Данная статья создана в том числе и для таких людей.

Прежде всего нужно понимать, что бизнес развивается только при возможности реинвестировании средств, которые он заработал, в самого же себя. В противном случае идут сокращения, уменьшения затрат, а значит ухудшаются сервисы и частота их обновления. Если потребитель не поощряет бизнес за его продукт — он рушится.

Поэтому в период Covid огромное количество компаний, оказавшись не в лучшей ситуации, начали искать способы заработка, а те, кто уже владел удобным рынком и мог перестроить свою систему на новую бизнес-модель подписок, заработали на этом больше всех. Это был ключевой толчок для перехода, не единственный, но один из ключевых. Все их обсуждать не имеет смысла, но вот объяснить, чем же для потребителя это обернулось в дальнейшем, - важная задача этой статьи.

Мы будем идти по категориям и отраслям бизнеса, чтобы понять в какой конкретной области и что именно мы получили благодаря такой системе.

​Начнем с развлечений (музыка, кино, сериалы, книги и т. д.)

  1. Увеличились доступность и удобство. Теперь вы можете смотреть сериалы или кино из любой точки мира в любой момент времени на любом устройстве, лишь бы был интернет. Вдобавок это все синхронизируется, и вы не потеряете момент, на котором вы остановились. Почему этого было не сделать раньше? Потому что именно подписочная модель позволила покупать лицензии, содержать огромные серверные мощности, оплачивать большой штат разработчиков и поддержку подобных сервисов.

  2. Количество сериалов и кино увеличилось в разы, что подарило нам множество отличных работ.

  3. Система рекомендаций. Одна из революций в этой отрасли произошла именно с приходом подписок. Наконец-то у компаний появился стимул разработать удобную систему рекомендаций под каждого пользователя, так как теперь он находится на сервисе всегда, а не ради одной покупки. Удержание пользователя стало очень простой задачей, а значит есть смысл вкладывать ресурсы в удобство и заинтересованность пользователя. В музыке это вообще стало необходимой вещью номер один. Все сервисы рекламируют ЛУЧШУЮ систему рекомендаций на их сервисе. В этом есть конкуренция — значит есть и прогресс.

IT продукты (Облачные сервисы, программы, софт и т. д.)

  1. Цена. С увеличением потребителей цены резко упали и стали совсем мизерными. При этом компании не потеряли, а наоборот выиграли за счет этого, начали вкладывать в это дополнительные средства.

  2. Улучшение качества. С увеличенными бюджетами, корпорации расширили функционал, добавили много фишек и дополнительных возможностей, создали синхронизацию и много что еще, чем многие из нас пользуются ежедневно, даже не замечая. Причем некоторые вещи стали полностью бесплатными (например, 5 гб на iCloud, открытые API, тестовые версии софта и т. д.).

​Еда и все, что с ней связано (Рестораны, сервисы доставки, готовая еда на каждый прием пищи и т. д.)

​Здесь, наверное, самые небольшие изменения. Революций здесь не происходило. Подписочная модель в этой сфере повысила удобство и дала жизнь для онлайн-ресторанов, работающих только на доставку. Снизилась цена доставки в целом и появился новый вид бизнеса: готовые боксы с едой к каждому приему пищи. Многие этим пользуются, и это набирает популярность.

Дополнительные функции (Подписки в соц. сетях, трекерах задач, мобильных приложениях, играх и т. д.)

Сейчас это самая популярная модель. Она позволяет без больших усилий начать зарабатывать бизнесу серьезные деньги. И для многих именно эта категория является самой токсичной. Иногда это так, но зачастую такая модель единственное, что позволило создать или развить такие сервисы как: todoist, vc, discord, VPN, twitch, электросамокаты, каршеринг.

Такие проекты перечислять можно сотнями, это лишь те, которые приходят первыми в голову. Без них сейчас сложно себе представить повседневную жизнь, а с учетом стриминговых сервисов музыки, книг и сериалов, так и подавно. А ведь именно модель регулярной оплаты дала им всем жизнь.

Разберем пример нашей компании NFCKEY и нашей модели подписок

Многие не понимают, как вообще выстраивается логика подписок, поэтому у людей складывается ощущение, что их пытаются обмануть. Есть проекты, которые так делают, но мы рассматриваем честный бизнес, который просто предлагает дополнительные возможности за небольшую плату, которая позволит проекту существовать и развиваться дальше для поддержки и улучшения уже реализованных функций, а также добавления новых.

Для начала рассмотрим нашу систему для личного пользования (подробнее все условия можно прочитать по ссылке).

Без подписки доступны все те же функции, что и у конкурентов.
И у компании нет возможности ограничить пользователя на вход, если подписка будет отменена, так как замок не имеет связи с интернетом, и дистанционно мы запретить ничего не можем.
Журнал действий, уведомления, передача доступа, добавление и контроль пользователей ну и, конечно, само открытие замка с помощью NFC через приложение без ограничений. Единственное ограничение, которые было поставлено — это количество пользователей для одного замка. Почему? Получается пытаетесь обмануть за счет искусственного ограничения? Нет, это способ привлечь внимание к дополнительным возможностям, которые не имеют аналогов на рынке в принципе. Наша команда разрабатывала их ни один месяц и до сих пор ведет доработки и улучшения.

Пять пользователей — это семья с тремя детьми. То есть все в семье смогут иметь ключ без ограничений (с ключом или брелоком достичь такого крайне сложнее). По статистике всего около 10% семей имеют четырех детей. В большинстве случаев минимум один уже съезжает. Вдобавок ко всему есть 2 гостевых доступа сроком до двух недель, позволяющих предоставить ключ гостям и родственникам на значительный период пребывания.

То есть ограничение повлияет на 1-2% пользователей — это не заставляет всех пользователей переходить на подписку, это лишь способ привлечения внимания к опыту, который можно получить благодаря новым функциям. Все остальные основные функции, которые есть даже у самых крупных конкурентов, присутствуют и в бесплатной подписке.

При этом, купив подписку, вы получаете абсолютно эксклюзивные функции и возможности. Если приобрести более премиальный тариф, то там уже будет, например, продленная гарантия, которая позволяет вам обменять ваш замок на новый в непредвиденном случае (при поломке, сколе, браке) . Это аналог AppleCare, только чуть с другой логикой и финансовой моделью. Подобных функций очень много и всю подробную информацию вы можете прочитать на нашем сайте в таблице, это не скрывается, все прозрачно и четко.

Все это позволит нам удержать наших пользователей в нашей системе и улучшить их пользовательский опыт. Наша логика не в том, чтобы попытаться получить 90% пользователей, использующих подписку. Мы хотим предоставить новый, современный опыт тем людям, кому он действительно интересен и важен, показать на что мы способны.

Перейдем к подписке для арендодателей

У арендодателя есть основные боли:

  1. Страх за имущество (дубликат ключа)

  2. Неудобство передачи ключей

  3. Время заезда

  4. Ограниченность количества ключей

  5. Невозможность настройки ограничения доступа четко по времени

Все эти проблемы решает наш продукт. Абсолютно все и абсолютно бескомпромиссно. С бесплатной подпиской арендодатель может решить все свои боли, но с подпиской это будет намного удобнее. Арендодатель зарабатывает на своей квартире и, отдавая маленькую часть своей прибыли нам, решает все свои заботы по автоматизации процесса:

  1. Доступ выдается автоматически в процессе брони.

  2. Забирается доступ также автоматически.

  3. Дверь закрывается автоматически.

  4. Подписка поддерживает несколько замков одновременно, что упрощает координацию между несколькими квартирами сразу. Управление с одного аккаунта сразу десятками квартир благодаря подписке — это то, о чем никто даже не зарекался на рынке.

  5. Отдельная иерархическая ступень “Арендатор”, которая позволит клиенту почувствовать себя полноценным владельцем, но под полным контролем арендодателя.

  6. Продленная гарантия, которая при вандализме гостей позволяет бесплатно заменить замок.

  7. Возможность выдавать доступ администратора, как для менеджеров, так и для обслуживающего персонала.

  8. Контроль обслуживающего персонала при работе в помещении.

Опять же полный список можете прочитать здесь. Это далеко не весь функционал.

Важно понимать, что в нормальной бизнес-модели именно так выглядит подписочная система изнутри, никто не пытается вас обмануть или искусственно забрать у вас то, что есть у других. Проект лишь пытается за счет новой идеи, подхода и функций получить прибыль для дальнейшего развития. А для пользователя это опыт, который невозможно получить ни с одним аналогом в сфере.

По сути, покупая подписку в нормальном сервисе или организации, вы вкладываете в свой же комфорт и удобство в будущем, так как в дальнейшем эти средства уйдут на доработку недостатков и улучшение существующих вещей.

Теперь разберем подобную реализацию с технической стороны

Важно понимать, что для такой системы необходимо серьезное проектирование БД. Огромный функционал и различные тарифы подразумевает продумывание каждой мелочи, которая должна быть связана с пользователем всегда.

Также в такой системе есть иерархия. Это должно быть четко закреплено в мобильном приложении. Чтобы нельзя было присвоить другую роль взломом или инъекцией, так как от этого зависят доступ и возможности пользователя.

Как вы понимаете любой функционал может повлечь за собой уязвимость, а множество функционала, который еще и взаимосвязан повлечет за собой серьезные проблемы. Поэтому еще на этапе разработки наша команда ведет SSDLC. Это система безопасности при разработке продукта, которая предусматривает документацию всех возможных уязвимостей. Нам она помогает продумать 80-90% сложностей, которые могут возникнуть на том этапе, где это спокойно можно исправить.

Техническую реализацию со всеми подробностями планируем разобрать в будущих статья, где мы расскажем уже о том, а какие сложности возникли при разработке и с какими уязвимостями мы боремся до сих пор.

Так что в итоге? Подписочная система — тьма или свет?

Решать только вам. Я показал вам все достоинства подобной системы, как ее разрабатывает бизнес и для каких целей на примере нашего проекта. 
БЕЗУСЛОВНО у системы есть минусы. Любая модель подразумевает под собой недостатки, и некоторые проекты используют это злонамеренно. Просто не поощряйте такие проекты своими деньгами, и они сами вымрут. Моя статья обсуждает весь рынок глобально, как честный, адекватный бизнес использует это во благо и почему пользователи от этого выигрывают, а не теряют деньги впустую.

Лично для меня подписочная система — это свет. Я использую многие сервисы и крайне рад, что они существуют и дают новые возможности и удобства для улучшения моих жизни, быта и опыта. Я подстроился под эту систему и использую ее во благо.

Главная мера ума — это способность меняться. Альберт Эйнштейн

Комментарии (25)


  1. segment
    19.11.2023 09:43
    +10

    Подписка на ключи? Нет, спасибо.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -11

      Вы можете ее не покупать, про это написана вся статья. Никто вас не заставляет - это ваш выбор. Логика подписки совсем в другом. Вы ничего не потеряете, если ее не купите и ничем не будете обделены относительно конкурентов.
      Вы получаете такой же полноценный продукт, как и другие, но в дополнение к этому можете получить дополнительные функции. То есть это в любом случае в сторону +, а не -. Что вас не устраивает?


      1. Arkasha
        19.11.2023 09:43
        +2

        Говорите себе это почаще


  1. dalerank
    19.11.2023 09:43
    +6

    Лучше бы вам описать проблемы и технические вопросы связанные с разворачиваем подобной системы, а ссылку на компанию оставить в конце. Хабр еще торт и откровенно рекламные посты заходят очень редко


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -7

      Такая статья планируется. Задача статьи объяснить, а почему мы вообще решили пойти в эту сторону. Это не рекламный пост абсолютно. Хотелось бы дать возможность людям разобраться в бизнес-модели прежде чем судить


  1. Yavanosta
    19.11.2023 09:43
    +7

    Покупая подписку вы платите за то, что вас заставят каждый месяц платить за один и тот же функционал. Зачем делать что-то новое, если вам и так несут денежки каждый месяц? А не будете платить и это отключим.

    Вижу что сервис только по подписке - даже не рассматриваю.

    Вот свежая драма про "подписочные" сервисы и умный дом из США например.

    https://youtu.be/ib1l5CkFmt0?si=0z8PXWlL8QNmzXTm


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -4

      Привет. Никто не собирается ничего отключать. И у компании нет такой возможности, так как замок не имеет связи с интернетом и дистанционно мы запретить ничего не можем.

      Доработка новых функций нужна для привлечения новых клиентов. Это стандартная процедура. Посмотрите на хорошие примеры рынка, а не только на тех, кто этим злоупотребляет.

      Но спасибо за материал, мы изучим


  1. aanovik42
    19.11.2023 09:43
    +7

    При этом, купив подписку, вы получаете абсолютно эксклюзивные возможности взаимодействия с вашим входным замком.

    Меня до слёз рассмешила эта фраза.

    Если серьёзно, эта рекламная статья написана настолько плохо, что даже не хочется вас критиковать. То ли её создатель бизнеса писал, то ли его родственник, то ли просто рандомный копирайтер, который даже не понял, для кого и для чего это пишется. Вам бы какой-то маркетинговый план составить для начала, а уж потом к статьям переходить.

    Эксклюзивные возможности взаимодействия с входным замком))) Плакали всей маршруткой.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -1

      Привет. Хмммм. Согласен формулировка не совсем правильная. Стоит поменять :).
      А почему вы считаете, что статься рекламная, если 80% это теория бизнес-модели и ее обсуждение?
      И я бы хотел послушать еще такие замечания по формулировкам. Я буду рад исправиться, если это действительно написано не корректно


      1. aanovik42
        19.11.2023 09:43
        +6

        А почему вы считаете, что статься рекламная

        Потому что она рекламная. Серьёзно, давайте не будем настолько притворяться.

        "Говядина в рационе — зло или благо? Давайте посмотрим, как McDowell's использует котлеты из 100% говядины в своих фирменных бургерах."

        Такой буллщит в стародавние времена очень любили публиковать в глянцевых журналах и обычно называли джинсой.


  1. Abobcum
    19.11.2023 09:43
    +4

    Просто посмотрите на World of Warcraft и на его пиратские клоны или на Netflix и рутрекер. Вот как заканчивает любой подписочный продукт.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -2

      Конечно, всегда есть пиратские версии. Никто этого не отрицает, но Netflix самый успешные и богатый стриминг во всем мире. А World of Warcraft до сих пор остается одним из самых прибыльных продуктов Blizzard за всю историю. При этом еще и самым успешным с точки зрения рейтингов.


    1. AWRDev
      19.11.2023 09:43

      А нетфликс и вовка давно закончили?
      Мне легче пользоваться функционалом в нетфликсе или ютуб премиуме, когда есть такая возможность, чем искать обходные пути.


  1. Mikhvor
    19.11.2023 09:43
    +6

    Подписки - по определению зло, так как дает лишь временный доступ, а не сам продукт.
    Так что тут скорее доп функции за доп плату.\
    И интересно какие прогнозы делаете на ваши подписки?


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43
      -3

      Привет, да, сильно зависит от того, что за эту подписку вы получите, но в основном это всегда доп. функции за доп. плату. Так что в большинстве случаев не вижу в этом зло, как определение. Я попытался расписать какие преимущества такая система дала обществу.

      Прогнозы давать крайне сложно на этапе разработки. Думаем о 10-15% пользователей


      1. Mikhvor
        19.11.2023 09:43
        +1

        По опросу выше 60% людей здесь не имеют подписок. А из тех 40% отсекается часть уже вами в самой статье:

        То есть ограничение повлияет на 1-2% пользователей

        С гиками как обычно сложно и непонятно. Ничего нового в комментах(/

        Так что будем посмотреть.


        1. Ivan_NFCKEY Автор
          19.11.2023 09:43
          -1

          Да, я с вами согласен. Будем собирать более четкие опросы и статистику


  1. alarikd
    19.11.2023 09:43
    +1

    Система подписок как идея очень хороша и для бизнеса, и для пользователей. Но реализация обычно, дискредетирует эту идею, что и порождает тотальное недоверие и даже отторжение пользователей. Вот лишь некоторые проблемы, с которыми можно столкнуться, "подписавшись" на разные продукты:

    1. В подписку включается множество услуг, совершенно не нужных пользователю. И это приподностися именно так: пользователю предоставляется доступ к одной услуге, которая ему нужна, и ещё к десяткам совершенно ненужных. Но оплачивается всё целиком, подписку на одну услугу по цене 5% от обычной стоимости получить нельзя.

    2. Казалось бы, а почему ему не нужны остальные услуги? Может парочка всё же понадобится, надо только присмотреться. Это подсаживание на экосистему. Пользователь, взяв подписку из-за одной услуги, начинает невольно присматриваться к остальным, чтобы хоть как-то окупить свои вложения. Пробует одно, другое, и сам не замечает, как оказывается на крючке по самые жабры.

    3. "Бесплатный" период. Приобретаешь месяц по промокоду, вписываешь данные карты, через неделю отменяешь подписку, а ещё через три недели с карты списываются деньги за следующий месяц. При ближайшем рассмотрении оказывается, что мало было отменить саму подписку - нужно ещё было отменить все доп.опции, которые включаются по-умолчанию.

    4. Забывчивость пользователей. Наличие подписки означает, что клиент пользуется услугами. То, что де факто он ими не пользуется, ни на что не влияет. То, что он отменил/приостановил подписку через минуту после списания средств - тоже. И тут малая стоимость подписки начинает играть в обратную сторону. Человек, который пошёл бы в суд, чтобы отменить деньги за продукт стоимостью 10 тысяч рублей, махнёт рукой на месяц подписки стоимостью 200 199.99 рублей.

    5. Отсутствие или постепенное отключение бесплатного тарифа. Пакет офисного ПО, который нужен дома 3-4 раза в год, но за который требуют платить каждый месяц или вообще см. следующий пункт.

    6. Возможность отключения сервиса из-за внешних факторов. Это вот когда компьютерная начинка машины превращается в кирпич из-за политики.

    Примеров можно привести много. Подписка выросла из популярной и жизнеспособной схемы абонентской платы. Меж двух этих миров живёт оплата за мобильную телефонию. Вроде как это абонентская плата, но где-то там внутри тарифа приходится платить за доступ к онлайн-кинотеатрам, соц.сетям и музыку вместо гудков.

    Так что компаниям, которые хотят работать по подписке, предстоит проделать титаническую работу для обеления репутации этой прекрасной, как и описано в статье, системы. Иначе не стоит называть это подпиской. Лучше "премиальный доступ" или "абонентский план". Это звучит хоть и архаично, но зато надёжно.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43

      Огромное спасибо за такой комментарий. Действительно конструктив, который было приятно читать. С командой обязательно проработаем все вами описанное. Уже вижу, что есть много очень хороший идей и замечаний


  1. Nergal2004
    19.11.2023 09:43

    А кроме того, подписку можно просто отключить или не продлить, назвав это санкциями.


    1. PeeWeee
      19.11.2023 09:43

      Что гораздо непрозрачнее и хуже - можно влиять на эту услугу, в том числе внеэкономическими методами, или чаше квазиэкономическими - контент без ... не продается, так сказал темный властелин Рынок!

      Количество сериалов и кино увеличилось в разы, что подарило нам множество отличных работ.

      В последние годы нет ни одного фильма за которые хотелось бы заплатить денег. Не потому что жалко, а потому что нет желание оплачивать промывку собственных мозгов чужим гавном. Сериалы стремительно догоняют кино на этом пути, хотя поначалу подписочная система дала им толчок, в том числе пололожительный(с точки зрения потребителя).
      Музыку и книги подписочная система двигает все больше в сторону кино/сериалов. Не одинокие талант творит и, если повезет, получает, потому что в отличие от кино можно сотворить и в одно/мало лиц. А только прикормленные/иделогически верные, иначе нет шансов не то что заработать, а хотя бы достучаться до потребителя.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43

      Нормальные компании так никогда не делают. Это очень сильно бьет по репутации


    1. Mikhvor
      19.11.2023 09:43

      Не вижу смысла маленькому стартапу что-то такое делать.

      Давно на вас яндекс санкции накладывал? Или любой схожий владелец сервисов?


  1. albozaur
    19.11.2023 09:43
    +1

    Я в этом плане старовер. мне нужно моё, а не арендованное. И стараюсь придерживаться подобного везде где это возможно.


    1. Ivan_NFCKEY Автор
      19.11.2023 09:43

      Замок и будет ваш. Подписка имеет характер "премиум" и не более. То есть само устройство вы не арендуете, он полностью ваш