Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.

Поехали разбираться
Поехали разбираться

В рубрике "Короче, кейс" я разбираю IT-компании, которые были запущены максимально просто и быстро. Причем, все компании в наших разборах соответствуют 3 пунктам:

  1. ???? Не изобретать велосипед: вместо поиска оригинальной идеи, взять за основу бизнес, который уже работал.

  2. ???? Сфокусироваться: вытащить из этого бизнеса и улучшить всего 1 функцию. А «лучшее» улучшение — это упрощение.

  3. ???? Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить эту 1 функцию за 1 месяц.

В англоязычном сегменте есть целое движение buildinpublic. Это когда билдишь проект за 1 месяц, и каждый день показываешь, что сделал. Мы развиваем такую же движуху в русскоязычном сегменте — в этом Telegram-канале.

Как именно ребята максимально упростили запуск InDrive? И как доросли до $1,2 млрд капитализации, став успешнее Uber на многих рынках? Поехали разбираться.

На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.

InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе группы ВК. Ребята начинали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.

Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены. И стали сами договариваться о поездках в этой группе.
Арсен Томский, основатель InDrive

Группа ВК для заказа такси быстро выросла до 60 тыс. подписчиков. Когда разработчики увидели такой интерес к группе, то выпустили приложение. Риск разработки полноценного продукта был значительно меньше - ведь спрос был уже проверен на группе ВК.

Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.

До того, как мы вышли на международный уровень, люди говорили нам, что ни одному другому опоздавшему сервису никогда не удавалось сместить «Большого Брата» с позиции номер один. И все же нам удалось сделать именно это в течение первого года работы в нескольких городах Латинской Америки.
Егор Федоров, главный операционный директор InDrive

Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.

Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка. В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, достигнув 61.8 миллиона скачиваний. Это всего в 2 раза меньше, чем у гигантского Uber.

В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.

Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею

InDrive действовали грамотно, заходя на уже существующий рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.

До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.

В большинстве стран InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.

К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:

Наглядный пример появления InDrive на отдельном рынке
Наглядный пример появления InDrive на отдельном рынке

Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами

При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:

Опыт подсказал мне, что если история [с группой в ВК] развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом такой бизнес взлетит.
Арсен Томский

Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.

Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу

На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.

Мы выбрали для себя модель, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.
Арсен Томский

В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.

Короче, выводы

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные.
Фёдор Достоевский

Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.

Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.

Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber. 

И вот про риски мы часто забываем ????‍♀ Потому что обычно это работает так:

  1. Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.

  2. Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.

  3. Узнаете, что это никому не нужно.

Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.

Гораздо менее рискованно стать InDrive. Найти сформированный рынок. Взять и улучшить 1 ключевую функцию. Быстро запустить простое решение. В итоге построить тоже большой бизнес, но с гораздо меньшими рисками.

Если проанализировать все успешные бизнесы, то только маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.

А что думаете вы?

Как вам такой подход к запуску? Приглашаю обсудить в комментариях.

Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити — 12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.

В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! ????

Комментарии (1)


  1. Algrinn
    21.11.2023 19:36

    Да это же гениальный сервис по заказу электрорикша такси :-D Пассажиры хотят сэкономить - водители тоже хотят сэкономить. Кто хочет за 100 рублей доехать, тот получит китайский сверхлёгкий электромобиль, который ездит со скоростью 40 км в час и стоит тыщу $. По хорошему, конечно, чтобы оно ещё было без водителя радиоуправляемым, ещё сэкономить. А что, скорость 40 км в час. А ещё антимонопольному комитету процент платить, чтобы не было картельных сговоров и чтобы все на дороге боялись и уважали электродрандулетов и стиральных машин на колёсах. :-D