Всем привет!

Сегодня мне вдруг захотелось поговорить о том, как работает память. О процессах, ошибках и вот этом вот всем. Для более полного понимания советую прочесть статьи о когнитивных искажениях (часть 1, часть 2, часть 3). Ну или хотя бы начало первой статьи, если не знаете, что такое когнитивные искажения. Но это, в принципе, необязательно.

Итак, поехали!

Эффект уровня обработки

Это гипотеза о том, что более глубокий анализ порождает более надежный и детальный след в памяти. Самый простой пример: информация лучше запоминается, если она была сгенерирована нами, а не прочитана и тем более просто услышана или увидена.

В целом эта гипотеза гласит, что след в памяти зависит от того, как информация обработана. Любая информация подвергается ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного (сенсорного) анализа и далее к более сложному (семантическому).

Предполагается, что обработка выполняется следующим образом:

  • сенсорный анализ,

  • распознание паттерна,

  • семантико-ассоциативная стадия.

В соответствии с этой теорией, память — побочный продукт обработки информации, а сохранение ее следов напрямую зависит от уровня обработки. Даже эксперименты проводили. Испытуемым показывали слова, после чего задавали три вопроса.

  1. Какими буквами написано это слово: прописными или строчными? (Это у нас простая зрительная, структурная обработка.)

  2. Рифмуется ли данное слово со словом …? (А это уже фонологическая обработка.)

  3. Можно ли вставить данное слово в следующее предложение …? (А тут семантическая обработка подъехала).

После этого испытуемым показывали еще один список слов. Половина из них была новой, а другая половина встречалась в эксперименте. Участникам нужно было сказать, какие, собственно, слова уже встречались. А вывод из эксперимента был такой: чем глубже уровень обработки слова, тем проще его потом вспомнить.

Был подобный эксперимент и у других ребят, но вопросы немного отличались:

  1. Предъявляемое слово написано большими буквами?

  2. Предъявляемое слово рифмуется со словом …?

  3. Предъявляемое слово обозначает то же, что и …?

  4. Предъявляемое слово характеризует вас?

Первые три, как вы заметили, соответствуют вопросам из прошлого эксперимента. Добавился вопрос с отнесением к себе, и слова с ним запоминались лучше. Но результат все равно оказался подобным.

Разумеется, не обошлось без критики. Было выдвинуто предположение, что, таки да, запоминается лучше, но тут вопрос не уровня, а времени, ведь глубинная обработка дольше. Поэтому следующие эксперименты были изменены так, чтобы другие уровни обработки требовали большего количества времени. К примеру, надо было прокомментировать не только размер букв в слове, но и сосчитать количество гласных. Подтверждения своей гипотезы, кстати, экспериментаторы так и не получили. Зато подобные эксперименты дали понять, что эффективность воспроизведения информации зависит не только от уровня обработки, но и от способа воспроизведения.

К чему я вообще все это? А вот вам пример. Пришел к вам джун, у которого не клеится с кодом, и вопит: "Спасите-помогите, ничего не получается!". И вы, как добрый старший товарищ, выдаете ему готовое решение, мол, вот оно как правильно, пользуйся на здоровье. Думаете, сможет он в следующий раз его воспроизвести сам? Скорее всего нет.
Вот поэтому, если вы учите кого-то (разумеется, мы сейчас о повышении скилла в разработке, а не об обучении нуля), ваша задача не в том, чтобы дать правильный ответ. Ваша задача сделать так, чтобы человек сам нашел это решение. Для него это должно стать результатом собственных мыслительных усилий. Такая информация останется в памяти на долгие годы. Иначе через неделю снова будет "спасите-помогите" по тому же самому поводу. Никогда такого не было, и вот опять, да.

Да и вообще, когда сами учите что-то, старайтесь обрабатывать информацию "на максималках", на самом глубинном уровне. Недаром при изучении иностранных языков рекомендуют запоминать слова в контексте, сразу дополнять их синонимами, антонимами и еще по-всякому изгаляться, лишь бы мозг подольше и поглубже их пообрабатывал.

Совет: ищите пересечения с тем, что уже знаете, придумывайте варианты, где вы могли бы использовать новое знание. Сопоставляйте аналоги из других языков программирования, фреймворков, паттернов и т. д.

А теперь — немного о когнитивных искажениях, связанных с памятью.

Приукрашивание прошлого

Вот раньше — ого-го, не то что сейчас! Трава была зеленее, технологии — понятнее, проекты — интереснее, команда — вообще сверхразумы сплошные, ну и все в таком духе. Наш мозг, к сожалению или к счастью, со временем стирает негатив (не весь, конечно, но накал изрядно снижается), а приятные воспоминания остаются. И если не напрягать память, разматывая по минутам прошлые события, может показаться, что раньше было лучше. Это у нас такой защитный механизм. Он вполне естественный, и воевать с ним не надо. Помни мы все плохое от рождения до смерти, это был бы чертовски депрессивный мир. И эволюционировать бы даже, наверное, не захотели. Тлен, безысходность и вообще вымереть бы поскорее, сил больше нет. Так что полезная штука. Бороться с ней не надо, но учитывать этот механизм в своих суждениях стоит.

Совет: как только вам покажется, что раньше было лучше, вы быстрее все схватывали, заказчики были добрее, РП — вменяемее, а лиды — умнее, не спешите кричать, что все пропало и вспоминать одну популярную песню Наконечного (которая про Юру). Попробуйте погрузиться в воспоминания и начать разматывать клубок. Вполне вероятно, что все было не так уж и гладко, а может, даже хуже, чем сейчас.

Разумеется, есть еще много искажений, связанных с памятью. Эффект дезинформации (misinformation effect), криптомнезия (сryptomnesia), эффект телескопа (telescoping effect), эгоцентрическое искажение (egocentric bias), эффект Зейгарник и т.д. Но статья все же не об искажениях в целом. Поэтому оставлю их за кадром, так сказать, ибо в нашей работе ценность от этих знаний будет не слишком велика. Об этом вы можете почитать сами, если интересно, ну а я лучше расскажу еще об одной забавной штуке, которая не совсем про память, но косвенно с ней связана.

Руминация и реверсия

Надо было ответить по-другому…
Надо было использовать другой подход...
Надо было согласиться на предложение…
Я думаю, вы уже поняли, о чем это искажение. Знакомо, правда?

Если формализовать, то руминация — это мысли о том, что в прошлом можно было бы сделать по-другому, чтобы избежать потерь, получить выгоду и т.д. Само слово происходит от английского ruminate — пережевывать. Так и мы порой "пережевываем" одно и то же событие, как корова жвачку. Раз за разом, раз за разом, на каждом шаге теряя энергию.

Тут есть одно маленько "но". В целом, каждый из нас так или иначе обращается к воспоминаниям, и в этом нет ничего плохого. Руминация же предполагает навязчивые мысли, которые не отпускают. В таком состоянии невозможно заснуть и крайне тяжело работать. Это забирает колоссальное количество ресурсов и сказывается даже на физическом уровне, так как вызывает стресс. Вообще, если с вами происходит такое очень часто, стоит обратиться к специалисту, психиатру или психотерапевту. Мои советы, которые будут дальше, вам, к сожалению, не помогут.

Самый простой способ избавится от подобных мыслей — отвлечься. Занятия спортом, творчество, прослушивание подкаста (с концентрацией на том, что там говорят). Надо подбирать под себя и проверять, что лучше работает.

Еще один очевидный совет: избегайте триггеров. Если определенные вещи или ситуации вызывают навязчивые воспоминания, постарайтесь их исключить. Хотя если триггер — это ваш проект, то тут уж, извините, совет более чем бесполезный.

Если надо срочно остановить процесс руминации, можно попробовать сконцентрироваться на ощущениях (слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). Сосредоточьте на них свое внимание, так вы перенаправите когнитивную энергию. Возможно, вас отпустит, но это неточно. В целом, этот метод относится к практикам осознанности (Awareness).

Ну и последнее, самое главное, о чем стоит помнить: не надо переживать из-за того, что вы руминируете. Иначе вы только усилите состояние тревожности. Как и не стоит корить себя и заниматься самобичеванием, когда вы не сделали то, что вы планировали, проспали и т.д. Полезной ценности от такого — целый ноль, а вот деструктивных последствий — вагон и тележечка.

Совет: пережевывание событий из прошлого — пустая трата ментальной энергии. К сожалению или к счастью, путешествий во времени пока не изобрели. Оставьте, забудьте и идите дальше.

На этом, пожалуй, я остановлюсь. Кстати, они наконец вернули мой паспорт. Теперь Добби свободен, но не знает, о чем писать дальше. То ли о том, какие психологические трюки и подходы мы можем использовать при докладах или обучении сотрудников, то ли все же отвлечься от психологии и рассказать, как монтажный стол мастерил у себя на балконе. Сложный вопрос, пожалуй, попрокрастинирую об этом в ближайшее время.

Комментарии (2)


  1. dprotopopov
    12.12.2023 10:10

    Совет: пережевывание событий из прошлого 

    No time to worry
    About the past
    Await the future
    To come at last

    This time tomorrow
    I will be go
    A faded memory
    Forever worn

    I wanna wake up without sorrow
    I wanna step out in a world that’s brighter
    We are the people of tomorrow
    We stand together
    Raise our hands up higher

    Higher, higher
    We raise our hands up to the sky
    Higher, higher
    We raise our hands up to the sky, (oh yeah)

    A celebration
    Of what’s to come
    A better future
    We’ll see it donе

    For every tear drop
    You’vе shed in vain
    We will be stronger
    To fight the pain

    I wanna wake up without sorrow
    I wanna step out in a world that’s brighter
    We are the people of tomorrow
    We stand together
    Raise our hands up higher

    Higher, higher
    We raise our hands up to the sky
    Higher, higher
    We raise our hands up to the sky, (oh yeah)

    (Woo, woo)
    (Woo, woo)
    (Woo, woo)
    (Woo, woo), come on
    (Woo, woo)
    (Woo, woo), hey yeah

    Waiting for the future
    Nothing in the past
    All we ever wanted
    Coming here at last


  1. yatanai
    12.12.2023 10:10

    Консолидация памяти вообще тема интересная. А если максимально просто - чем больше подсистем работают в процессе запоминания, тем больше шансов вспомнить что-то. А у людей с идеальной памятью сильно связаны разные отделы мозга и для них цвет может "пахнуть", "иметь температуру" и прочие странные ассоциации. Неудивительно что в тех экспериментах при "более глубоком анализе" люди лучше вспоминали что-то

    Второе как бы да, негатив деструктивен и если по началу позволяет тебе быстро чему-то учится, то в долгую вызывает серьёзные нарушения в организме.

    А третье можно обозвать ошибкой модели подкрепления. Учитывая что наш мозг стимулирует активность именно процесса достижения цели а не сам факт её исполнения, мы ловим интересные баги в виде "вспоминаю о проблеме"="типо участвую в её решении".