Пару недель назад яндекс в блоге вебмастеров проанонсировал появление нового блока на поиске – с рекомендациями и событиями. Мы – клуб по игре в мафию – попробовали подключиться к этому сервису и описываем свой опыт: первая половина статьи о технических аспектах подключения, вторая часть – про бизнесовую.


Формат yml и технические детали

В принципе, передача данных в сервис устроена весьма просто: создаёте фид XML-подобной структуры, добавляете ссылку в яндекс:вебмастере – и вуаля! – всё готово.

И в принципе подобная информация в базе у нас давно есть, как есть и различные календари игровых дней на сайте и в телеграм-боте (то есть нам не пришлось ничего переделывать особо):

Календарь игр на сайте
Календарь игр на сайте

Но ровно да гладко бывает только на бумаге (а с сервисами в стадии беты – тем более), поэтому некоторое количество граблей мы собрали.

Как проверить фид

Первая же проблема, с которой мы столкнулись – это отсутствие нормального валидатора или XSD-схемы документа, по которому можно было бы проверить сгенерированный документ на ошибки.

Хотя для некоторых типов YML в вебмастере уже есть валидаторы XML – и для маркета он понимает местный диалект YML – но нужного для валидации событий нет:

Инструменты - XML валидатор
Инструменты - XML валидатор

Что ж… это печально, но не смертельно – и всегда можно поэкспериментировать прямо на проде.

Грузим фид, ошибок нет, идём пить кофе и… через три часа в дашборд вебмастера прилетает первая ошибка.

И ошибка-то тривиальная – длина поля name у фида ограничена 30тью символами, а мы туда записали 33 символа. (Думаете, мы не читали документацию? Читали: ничего про это ограничение в справке не сказано)

Как обновить фид

В одних местах справки для того, чтобы обновить фид после отправки рекомендуется нажать кнопку «переотправить», в других – написано, что при технических ошибках сервис сам через некоторое время перечитает фид.

Видишь суслика?
Видишь суслика?

Кнопки никакой мы не нашли, поэтому ждали когда обновится фид. А это дело небыстрое: похоже, что обновление фидов происходит 2-3 раза в сутки, что было бы не особо критично если была бы возможность быстро провалидировать документ, но превращается в нудный цикл, когда в один день ты что-то корректируешь – и только на следующий день видишь исправилось или нет.

Мелких ошибок (в основном по собственной невнимательности) мы выхватили прилично, поэтому на отладку фида ушла полноценная рабочая неделя – на задачу, которая при быстром валидаторе могла уложиться в пару часов.

Фоновые картинки

Никаких рекомендаций по рекомендуемым размерам картинок в справке нет. При этом в соседних фидах (поиск по товарам) есть достаточно чёткие гайдлайны. Поэтому пришлось смотреть примеры рекомендаций событий которые уже есть в ленте и пытаться подобрать похожее. Как выяснилось – картинки достаточно крупные (около 1000 пикселей в ширину), но вот как угадать как будет обрезаться картинка под устройство, какую композицию попросить фотографа выстроить чтобы было красиво – непонятно. Поэтому просто плюнули и выбрали первую попавшуюся картинку с расчётом на то, что увидим свой анонс и будем подбирать (всё так же – один эксперимент в сутки) какая нужна картинка.

Ещё конечно же волновались про уникальность картинки. События в принципе однотипные – достаточно ли одного изображения или нужно чтобы у каждого события было своё оригинальное изображение. (Технически это не проблема, мы используем разные картинки для разных дней недели, но в справке вообще никаких намёков на то, что яндекс подразумевает под «уникальностью» картинки) Поставив одну и ту же картинку на все события поняли, что и одной хватает. (Ну и слава богу, можно в будущем пробовать разные картинки и проводить А/Б тесты)

Невозможность отмены события

Ещё одна особенность, которая нам не понравилась на уровне формата – невозможность отменить событие. Скоро новый год, многие кафе проводят корпоративы, в январе работать без предоплаты никто не хочет (никто не ходит на бизнес-ланчи – зачем открываться до 10го?), поэтому выдержать расписание без изменений не так-то и просто. Вот прямо сейчас мы не знаем, получится играть 22 декабря в пятницу (а это самый лучший день недели для клубов мафии по выручке) и до сих пор не можем согласовать с нашими площадками кто и когда открывается на январских праздниках.

Казалось бы: что мешает добавить поле status с парой-тройкой вариантов типа cancelled? Нет, такой возможности просто не предусмотрено. Просто не передавать событие с этим ID при следующем обновлении фида? В документации тишина.

И вот все ошибки поправлены

Но тем не менее потихоньку мы отладили все технические ошибки фидов и получили желаемый результат:

Ура, можно праздновать?

Нет, фид просто не показывается нигде. Пробовали с разных устройств и операционок, пробовали выбирать разные типы событий – ничего не работает. Но может быть не работает у нас – но пользователи хоть что-то видят? Ведь есть специальная статистика по фидам, пусть не быстрая – но можно подождать несколько дней и попробовать посмотреть что в ней:

Статистика по фидам
Статистика по фидам

А в ней – пустота по прошествии пары дней.

Возможно, какая-то ручная модерация предусмотрена после проверки технических ошибок? В документации по товарам такое предусмотрено, но как устроено для анонсов событий – неясно.

Также было подозрение, что помимо рубрикатора categoryId (мы выбрали «игры») есть какой-то ещё дочерний классификатор, нигде не описанный. Просто видно, что в категории «получить впечатления» можно выбрать отдельно «квесты», а можно «боулинг», «картинг» и «лазертаг».

Рубрики внутри "Получить впечатления"
Рубрики внутри "Получить впечатления"

Ну и вероятно, под нашу рубрику «клуб мафии» не предусмотрено никаких ID.

Пацан к успеху шёл

В любом случае проще задать вопрос в техподдержку, глядишь что-то полезное подскажут. Спрашиваем – и через час получаем ответ:

Ответ Платона
Ответ Платона

Ну и как бы всё, расходимся. Когда и как яндекс планирует расширять события – неизвестно, это может быть как «один раз в квартал», а возможно что и нет вообще выделенного сотрудника, кто собирает по стране фиды и занимается наполнением и обогащением сервиса. (И ладно по Москве – а то делать с франшизами по стране? Там наверняка вообще никак не прорвёшься)

Итоги

Это был интересный эксперимент, пусть и окончившийся неудачно.

На текущий момент в выдаче яндекса преобладают узкоспециализированные агрегаторы типа findmafia (с которых трафик – 30 уников в месяц, из них 80% детектятся метрикой как боты), ну думаю, это и в других нишах так же. Да, мы отдаём в различные агрегаторы свой календарь и было бы интересно посмотреть, насколько лучше будет трафик от яндекса. (Отдельный вопрос, что случилось бы через пару лет, как яндекс станет монополистом и в этом сегменте, как ранее захватил рынок такси по стране)

Собственно, по впечатлениям все агрегаторы можно поделить на крупняк типа Афиши, KudaGo и тому подобными и мелкие помойки, которые откручивают рекламу и тем и живут (а трафик с них – только ботный). При этом расценки на рекламу у крупняка весьма солидные – в нашем сегменте игр в мафию окупались только лет семь назад, когда крупняк ещё не был таким крупным.

А пробиться на яндекс:афиши сайтам, которые сами готовы наладить передачу событий невозможно: с самого открытия и по текущий момент яндекс работает только через доверенных агрегаторов. Поэтому там тоже всё глухо.

В итоге на какой сегмент ориентируется яндекс со своим новым сервисам – непонятно, но видимо нам там ловить нечего.

Такие первые впечатления спустя неполный месяц после старта. Если вдруг что-то поменяется через полгода-год – напишу дополнение к статье а пока так. Надеюсь, было познавательно.

Комментарии (2)


  1. Egor3f
    14.12.2023 16:29

    Ну, зато набирают олимпиадников :D


  1. Boilerplate
    14.12.2023 16:29

    Насчет поиска по товарам - он как будто багованый. Товары то появляются, то исчезают из вкладки товаров. Какой-то закономерности я не замечал, от рекламы не зависит. Из того, что более-менее работает - это яндекс директ, маркет и в меньшей степени рся (но тут выхлоп небольшой). Но это для товаров