Недавно я выложила рилс про появление новой сотрудницы в моём отделе. На видео я плачу. Песня на фоне поёт:

It's my party, and I'll cry if I want to
Cry if I want to
Cry if I want to
You would cry too, if it happened to you

И вместо реакции “ХАХАХА, Дашка, это очень смешно!” Я получила грустные реакции и слова поддержки.

Шутка, которую я спрятала в этот рилс была такая:

  • в заглавной картинке написано “Рассказываю новой сотруднице как у нас всё устроенно в отделе”

  • а потом видео как я рыдаю под слова “Это моя вечеринка и я могу плакать, если мне так хочется. Ты тоже заплачешь, если это случится с тобой”

Понимаете? Ну смешно же :(
Ладно, давайте расскажу подробнее.

Я в деврельстве официально 2,5 года. Пришла в эту роль в мае 2021 года. В сентябре 2022 я стала руководительницей отдела. Первое и самое сильное осознание, которое ударило меня по голове было — никто до конца не знает зачем наш отдел в компании. Люди говорят слова, приводят примеры проектов, но не чувствуют. Ни рядовые ребята, ни руководители. Хуже только то, что ты и сам-то не слишком понимаешь.

Ты — неведомая зверюшка, к которой у всех ОЧЕНЬ много вопросов:

  • что вы делаете?

  • зачем вы делаете?

  • почему вы делаете именно это?

  • а почему не делаете вот это?

  • а какие у вас показатели?

  • а почему не вот эти?

  • а почему у вас вообще иногда нет KPI и чё это вы за найм не отвечаете?

  • почему у вас ЗП как у разработчиков, хотя вы ничего не разрабатываете (к слову, зачастую и первая и вторая части большое заблуждение, но об этом как-нибудь потом)?

Это не считая вопросов, которые тебе задают, когда ты стал руководителем деврел-отдела:

  • а как ты оцениваешь своих сотрудников?

  • а какие у них грейды?

  • а матрица компетенций есть?

  • а сколько ты будешь им платить?

  • а какие обязанности и зоны ответственности у твоих сотрудников?

  • а почему ты хочешь нанять себе смм-щика/контент-продюссера/редактора статей, если это не деврельская функция?

И знаете что? Нигде нет ответов на эти вопросы.

Ладно-ладно, не буду пугать. Ответы есть. Они размазаны по статьям, докладам, личным беседам и опыту внутри компаний. И вот последнее у всех разное. Потому что помните, да? Никто в компании (кроме самих деврел-специалистов) до конца не понимает что делает этот отдел и что можно с него требовать.

Иногда мне кажется, что мы как ведьмин котёл: в нас кидают какие-то запросы, представления, щепотку денег, потом внутри происходит какая-то магия и вот к нам устраиваются ребята, которым понравился стенд на Кодфесте в 2017 году.

За эти 2,5 года у меня появились какие-то ответы. Ну или мне кажется, что они появились. Нет абсолютно никаких гарантий, что они правильные (да и существуют ли правильные ответы?) Нет абсолютно никаких гарантий, что они вам помогут. И я бы назвала их не ответами, а представлениями. Ну или гипотезами. Тут уж как вам удобнее будет мне потом предъявлять за написанное ;)

Но вернёмся к шутке! Пару недель назад ко мне вышла новая сотрудница на деврел-задачи. Считаю это одним из великих чудес случившихся со мной в этом году. Потому что когда я стала руководить отделом у меня уже было две деврел-специалистки и один контен-продюссер (ютюбчиком он занимается). Из рядовой сотрудницы я резко превратилась в наставницу для двух разных ролей и руководительницей отдела со спорным вайбом.

Обе сотрудницы пришли с минимальным представлением о роли. С нулевым опытом деврельских активностей (сделать митап, стенд, статью, доклад).

Честно — они пришли в момент максимальной разрухи отдела. В феврале 2022 года отдел из четырёх опытных (+-) человек рассыпался и я осталась одна. У меня был выбор не быть руководителем. И я им сначала воспользовалась. Три месяца мы искали кого-то снаружи. Но никто не понимал как оценить этого человека. А спустя три месяца психотерапии я решила, что в общем-то готова сама возглавить отдел. Я нашла контент-продюссера (он был бывшим сотрудником Контура), мне нашли двух деврел-специалисток.

Сказать, что это была ошибка нанимать двух джунов к Даше, которая полтора года отработала в отделе — ничего не сказать. Но я скажу — это было катастрофически неверное решение. Когда ты не понимаешь что делать, сложно вести за собой людей желающих ясности и ответов на вопрос “Зачем это всё?”

Потому что единственное, что ты можешь ответить: Я НЕ ЗНАЮ ГОСПОДИ ПЕРЕСТАНЬТЕ СПРАШИВАТЬ ПРОСТО ПОЖАЛУЙСТА ЗАБЕРИТЕ У МЕНЯ МИТАПЫ Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ МОГУ.

А забрать они не могут, Потому что еще не умеют. А учить я не успеваю, да и не могу похвастаться умением системно кого-то обучать. Ну и желающих поучаствовать в митапчике или поехать со стендом куда-то меньше не становится: “В нашем пермском офисе так много активистов! Даша, нам нужно сделать три митапа и один техноквиз”, “Мы каждый год делаем стенд на Кодфесте. В этом тоже нужно сделать”, “Даша, когда уже на Дотнекст со стендом поедем?” (в ресурсный же период эти фразы — услада для деврел-отдела!)

И ты пытаешься подхватить всё — потому что это твоя зона ответственности. Потому что (ты-то знаешь) это ТО для чего ты есть в компании — помогать сотрудникам налаживать отношения с внешним IT-сообществом, через контент, который они создают (контент = экспертиза завёрнутая в употребляемый формат: доклад, статься, подкаст, активности на стенде).

Спустя 10 месяцев руководительства я вывела одну сотрудницу из команды. Мы не сходились ценностно и обе от этого страдали.

Да-да, в отделе ответственном за отношения не заладились отношения.

И нас осталось трое. Никто из оставшихся ребят не снимал с меня работу, которую я уже не должна была бы делать. Ну разве что немножко. Например, публикации анонсов в телеграме.

Контент-продюссер занимался и занимается ютубом. Это то, что я и так особо не трогала, а значит это невозможно с меня снять. Деврел-специалистка занималась внутренним сообществом питонистов, которым я тоже не занималась, а значит и это с меня не снять. Добавим сюда еще и мои неидеальные навыки делегирования.

Получается, что кроме моей основной работы, на меня упала еще и полноценная руководительская должность. Я всё ещё вычитываю статьи, собираю и прогоняю доклады, редактирую презентации, организую митапы и стенды. По всем ролям разработки (кроме питонистов, конечно). Для справедливости тут важно отметить: есть максимально самостоятельные роли и они настолько круты, что нашему отделу есть чему у них поучиться. Всё чаще и чаще из-за невозможности тащить это всё я отдаю ролям самостоятельную организацию стендов и митапов (а некоторым и отдавать не надо, потому что это и так было на их стороне). Кто-то не против, кто-то после такого опыта говорит, что готов с нами работать только если мы всё сделаем “под ключ”. Кто-то на старте говорит, что всё понимает, а потом всё равно закидывает тебе за воротник. И это нормально! Их можно понять! Заниматься деврельством — по-настоящему сложная задача и ты не всегда понимаешь какой там объём работ.

Такой перегруз задачами без наличия инфраструктуры, базы знаний, достаточного количества людей в команде и нескончаемому потоку активистов изнутри приводит к следующему:

  • ты рыдаешь на балконе в модном офисе посреди леса (а потом делаешь рилс).

Потому что нет ничего, что поможет тебе в моменте. Этого “чего-то” просто не существует. Ответственно заявляю: единственное решение — это рыдать на балконе (или в любом другом удобном для вас месте). Мой руководитель сказал: “Да, Даша. Чувствуется, что у тебя кризис… Знаешь, что? Составь план выхода из кризиса и иди по нему.”

Мозг играет с тобой злую шутку. Когда ты так сильно перегружен, даже если к тебе подойдут и предложат что-то у тебя забрать, ты просто не сможешь это что-то одно извлечь из клубка дел. У меня так было неоднократно. В самый пик кризиса у меня пытались подхватить задачки, а я рыдала и кричала “Я не знаю, что у меня можно забрать! Ничего нельзя! Я просто не знаю как это отдать, как вычленить, как вытащить тот самый провод с разъемом микро USB для старой камеры из этого сплетения проводов в ящике стола.”

Люди вокруг не до конца (или вообще) не понимают объём работ деврел-отдела и специалистов внутри. Деврел-специалист должен уметь делать всё. И под всё я имею ввиду реально всё. Давайте рассмотрим работу со спикером:

  1. достать из человека доклад. С сотрудником нужно поговорить, проинтервьюировать, понять, что в его опыте интересного для него и внешнего мира и продать ему же его историю, чтобы человек воодушевился и подумал “Хм, а ведь и вправду хорошая тема”

  2. собрать доклад. Проработать структуру, помочь с логическими склейками, помочь с “мясом”

  3. собрать презентацию. Если сотрудник не умеет, если дизайнера нет — да, деврел-специалист делает это сам. Нужно, чтобы презентация была легко читаемой, помогала в выступление, была приятна глазу слушателей, была с шутками и мемасами.

  4. подготовить само выступление. Помочь сотруднику с подачей доклада, с держанием себя на сцене, с общением с аудиторией, с интерактивами, с позами, жестами, взглядами. Помочь с отработкой неприятных вопросов, комментариев и иногда отвлекающим поведением кого-то из аудитории.

  5. физически отправить человека на конференцию. Провести все бюрократические процедуры, помочь с оформлением командировки. Выдать мерч и подарок за лучший вопрос от зрителя (если такое практикуется).

Вам может показаться, что это не много, поэтому давайте посмотрим чем должен обладать деврел-специалист, чтобы сделать эти задачи:

  1. навыками интервьюера, знаниями индустрии и той роли из которой вы рассказываете. Специалист должен мочь проанализировать ваши истории и внутри себя почелленджить их на жизнеспособность. Сразу же придумать какую проблему вы представите в докладе, какое у нее будет решение и с какой пользой уйдет слушатель.

  2. структурным мышлением и навыками сторителлинга. Знать про арку персонажа, про развитие событий, путь героя и всякое такое. Специалист должен превратить ваш опыт и ваши истории в структурированный рассказ с понятными переходами. Специалист должен слушать ваш доклад как усредненный портрет участника конференции и понимать, какой контекст стоит оставить, а какой лишний и его можно смело убирать.

  3. навыками дизайнера и не только. Нужно помочь с таблицами? Ты изучаешь как работать с таблицами. Нужно сделать какое-то изображение специфичное для этого доклада? Изучаешь как работать в фигме. Ты должен предусмотреть все нюансы визуального повествования. Сколько слов на слайдах? Соответствует ли текст на слайде тексту, который говорит спикер? Достаточно ли динамичная презентация? Всё ли в корп.цветах и в рамках брендовых коммуникаций?

  4. навыками публичных выступлений. По сути ты должен сам уметь в публичные выступления и желательно с докладом. Ты должен понимать про физиологию и состояние тела в стрессе. Должен уметь в коммуникации с большим количеством людей. Должен уметь в переговоры и отработку возражений.

  5. навыками бюрократа. Внимательного и заботливого.

Сквозь все эти навыки ты должен: внимательно слушать человека, быть эмпатичным, хвалить его, помогать справляться со стрессом, поддерживать, когда наступает состояние “Господи я никогда не сделаю этот доклад”, должен контролировать все процессы по пути. Чтобы и тезисы во время были готовы, и черновик презентации во время отправился организаторам. Чтобы купили билеты и чтобы человек успешно и хорошо долетел. Чтобы на сайте конференции было хорошее фото, чтобы описание компании, тоже правильно написали.

Это просто пример с одним докладом, для которого ты должен уметь ОЧЕНЬ многое. Никто не задаётся вопросом откуда ты всё это знаешь и умеешь. Ожидается, что ты по умолчанию идешь с пакетом навыков.

И этому пакету тебя не учат в одном каком-то месте. Нет-нет-нет. Ты всё это учишь на ходу. Ожидается, что всё, что за пределами непосредственно “мяса” доклада будет делать кто-то другой, потому что для разработчика это не профильная деятельность и тратить на нее время не логично. Тут мне сложно поспорить, потому что это действительно так. Но те, кто это говорит не всегда понимают как МНОГО этой непрофильной работы. Просто не представляют.

Недавно было видео, как муж говорит жене: “Представляешь, если вечером оставить грязную посуду на столе, на утро она будет помыта и сложена на полочку”. (Это просто пример. В нём нет никакого наброса на мужчин).

В деврельстве, мне кажется, иногда точно так же. “Мы наймём человека, который будет отправлять нам спикеров на конференции!” А что там происходит между точкой “Вот бы кого-то отправить” и “У нас в этом году 50 уникальных спикеров!” особо и не важно.

А там… ОЧЕНЬ МНОГО РАБОТЫ

Если расписывать подготовку митапа, то на это нужна отдельная статья, поэтому я не буду. Но если нужно — напишите об этом в комментариях (ноль гарантий, что я напишу вторую статью, но вдруг?). Просто поверьте — там еще больше. Там будут и новые инструменты типа таймпада, сервисов для анкет, чтобы собрать ОС, сервисов для рассылки фотографий, записей докладов. А если у вас нет отдельного ивентера, то вы еще и должны уметь искать площадку, решать новые бюрократические вопросы, заказывать еду, технику. Должны уметь в менеджмент проектов, координацию людей, делегирование задач и умение решать вопросики под грифом “стлесс”.

И вы обязательно где-то в этой куче задач ошибётесь. И к вам обязательно придут люди и скажут где и как вы накосячили. И скорее всего они это сделают из лучших побуждений. И ты им скажешь “спасибо, мы учтём это в следующий раз” и снова пойдёшь рыдать на балкон. Потому что ты в отделе, главный навык которого (внимание) УМЕТЬ В КОММУНИКАЦИИ. И ты не можешь ни нагрубить человеку, ни проигнорировать его. Ты должен выслушать и сказать “Ок. Давай подумаем, как мы можем решить эту проблему.”

Но самым разрушительным может оказаться момент, когда руководство спросит, а зачем ты всё это делаешь. Эт как если бы вас мама спросила: а зачем ты родился? Ну т.е. это очень бьёт по тебе, когда человек создавший твоего персонажа спрашивает зачем он нужен. И ты про себя такой “хммм, а может и не нужен, действительно”.

Так почему же DevRel-специалист плачет?

Причин довольно много, но я бы сказала, что: от большого объёма практически неизмеримых задач, от миллиона разных контекстов, от непонимания своих границ, зачем ты всё это делаешь, от отсутствия понимания у других твоей ценности и от всеобщего ожидания, что ты знаешь как всё это заменеджерить.

А иногда просто от одиночества. Потому что доказать необходимость второго, третьего, пятого специалиста бывает очень сложно.

Если в вашей компании есть такие ребята, которые делают деврельские задачки — поблагодарите их за работу. Спросите как они справляются. Отметьте важность их работы, если понимаете её. Если нет — спросите. Деврел-специалист будет рад с вами поделиться, потому что в конечном итоге его работа невероятно удивительна и разнообразна. Общение с людьми — вот, что придаёт этой работе смысл. Возможность пообщаться с потрясающими сотрудниками разработки, послушать их опыт, помочь им завернуть его в какую-то интересную форму и наблюдать, как этим человеком восхищаются другие — это просто космос.

Для меня нет ничего чудеснее, чем когда на ребят из Контура смотрят с таким же восторгом как и я. Сердце наполняется мёдом, а в голове искрится мозг.

Эти яркие тёплые чувства, что я испытываю работая с ребятами — мне хочется взять и донести их до каждого человека на планете. Хочется говорить всем “Вы видели? Вы видели какие потрясающие люди работают здесь со мной в одном офисе? Вы представляете как мне повезло?”

Создавать деврел-отдел, процессы в нём и за его пределами — пожалуй самая интересная и крутая задача, которая была у меня за 7 лет в Контуре (а я много что попробовала). И пусть я порой рыдаю на балконе, это не значит, что я перестану ей заниматься ;)

P.S. У каждой роли есть работа, которую другим не видно. Деврел-специалисты тут не уникальны. Но мне просто хочется оставить в сети интернет чуть больше артефактов о том, что мы делаем. И спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что хотя бы мемасики были для вас приятной усладой ;)

Комментарии (13)


  1. ruomserg
    26.12.2023 11:03
    +6

    Давайте я вам облегчу тяжелую ношу. То чем вы занимаетесь - по большому счету, никому особо не нужно. Если завтра по финансовым причинам весь DevRel закроют - скорее всего это пройдет незамеченным (а где-то и вызовет вздох облегчения). Нет у людей внутренней потребности постоянно участвовать в митапах и делать доклады. И влияние их на реальный производственный процесс - в дальних цифрах после запятой (на уровне статистической погрешности). Нет значимых экономических преимуществ у компаний с DevRel перед компаниями без такового. По крайней мере, это не отражается на прибылях и уровне банкротств.

    В сухом итоге - смиритесь с тем, что вас собственники бизнеса завели как экзотическую зверушку чтобы удовлетворять свои потребности высокого порядка (исключительности и проч). Кому-то для этого надо обязательно залезть в ванну с шампанским, короли принимали на работу шута, фрейлин и дворцовый оркестр - ну а в наше просвещенное время пришла мода на DevRel. Исходя из этого - вы практически не влияете на то, оставят вас или сократят. Точнее - вас сократят как только пройдет мода. Просто занимайтесь развлечениями для ученых (удовлетворение собственного любопытства за чужой счет), пока вам дают деньги (и при этом старайтесь не сильно мешать окружающим - это продлит денежный период).

    С точки зрения долговоременной стратегии - неплохо бы не разучиться работать руками (например, программировать). Когда отдел будут сокращать - просто уйдете на производственную позицию (ну или в менеджмент) и будете делать что-то полезное. Потому что если вы заняты не пойми чем, и получаете за это хорошую зарплату - такое не может продолжаться вечно...

    А то что вы с собой делаете сейчас - это вредно. Вы пытаетесь перегрузить себя работой чтобы доказать собственную нужность (и будучи постоянно занятой - не отвлекаться на реальность вокруг). Это никак не поможет вам когда придет черный день с приказом о сокращении - но может подорвать здоровье и психический ресурс, которые вам именно тогда и понадобятся.

    Не благодарите!...


    1. pikhnova Автор
      26.12.2023 11:03

      Хотела бы не благодарить, но не могу! Такой чудесный комментарий :) Спасибо!

      Супер интересно посмотреть и почитать про «Нет значимых экономических преимуществ у компаний с DevRel перед компаниями без такового. По крайней мере, это не отражается на прибылях и уровне банкротств.» С удовольствием ознакомлюсь с этой информацией. Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот. Ну и стоит ли упоминать, что деврельство зародилось довольно давно и не где-то там, а в компании Apple :)


      1. sshikov
        26.12.2023 11:03
        +1

        С удовольствием ознакомлюсь с этой информацией. 

        Ну вообще говоря, вы агитируете за деврел - так что вам бы следовало ее и предоставить.

        Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот.

        И вы это можете померять? Ой вот не верю я...Причем знаете почему? Не потому что эффекта нет - может он и есть, а потому что на вот это вот все влияет так много факторов, что выделить и измерять влияние одного - ну очень сложно.

        А тот факт, что вы апеллируете к опыту Эппл, он скорее ослабляет вашу позицию, нежели наоборот. Как бы ни относиться к этой компании, но она очевидно незаурядная. То что они могут себе позволить - многим не подойдет.


        1. Natasha_Kulikova
          26.12.2023 11:03

          Статья Дарьи, на мой взгляд, как раз о том, что люди, не разбирающиеся в профессии DevRel не знают на какие показатели он влияет, как помогает бизнесу где-то сократить расходы, где-то ресурсы других подразделений. И это всегда «игра в перспективу».

          Согласна с вами, что на результат влияют множество факторов, и вычленить низкую или высокую эффективность конкретного фактора в конкретный момент крайне сложно, иногда невозможно. Ровно в таком же степени можно заявлять об отсутствии эффективности конкретного инструмента.

          Также стоит помнить, что в любой сфере для достижения цели всегда требуется задействовать комплекс инструментов. Дарья не рассказала про показатели эффективности, метрики и цели, которые ставит правление перед отделом, потому что это и не было смыслом статьи. Дарья не пыталась убедить тех, кто не верит в функцию DevRel, что он полезен.

          Такой откровенный пост про сложности становления лидом в новой сфере заслуживает уважения и восхищения, нежели критики :)


          1. ruomserg
            26.12.2023 11:03

            Инновация не эквивалентна улучшению. А вообще, у вас универсальный стиль ответа. Случится завтра мода биться лбом о стену или мазать ботинки клеем и ходить по потолку - переквалифицируется условная Дарья в эту модную тему, а вам в тексте почти ничего не придется менять... Вы эффективный менеджер или сотрудник условной Дарьи ?


            1. Natasha_Kulikova
              26.12.2023 11:03

              Спасибо за ответ, надеялась его получить. Да, мой ответ обтекаем, действительно, вы верно подметили. Как и ваша критика статьи, основанная на субъективном мнении и вашей вере автору.

              Контраргументы про ботинки и стену настолько утрированы, что не могу принять их всерьёз, ну вот честно :)

              Мы с Дарьей коллеги лишь по сфере деятельности, если вы переживаете, что я «вступаюсь за руководителя».

              Сложно представить что именно вас настолько задело в сфере DevRel, что вы решились на такой большой пассивно-агрессивный комментарий к посту. Думаю, вам действительно непросто было читать этот пост, он вызвал у вас яркие эмоции. Посылаю вам лучи добра :3


              1. ruomserg
                26.12.2023 11:03

                Да мне в общем, не слишком важно - есть у нас DevRel, или нет его. "Как известно, существует только два настоящих извращения: это танцы на льду - и хоккей на траве" (C) Анекдот

                Пожелание моего ответа на статью заключался именно в том, чтобы у автора ушло из головы расхождение между желаемой и наблюдаемой действительностью. Платят собственники деньги за DevRel сегодня - отлично, вам уже повезло. Можете за эти деньги сделать что-то полезное для себя или для окружающих - супер! А если вы при этом еще и не доставляете больших неудобств тем кто реально работает - то и вообще молодцы. А вот изображать бурную деятельность до той степени когда уже сил нет и плакать хочется - не стоит.

                Психологические экзерцисы в виде "пассивно-агрессивно" и вымученной эмпатии не комментирую. С этим к молодежи идите, они с вами в эти игры с удовольствем поиграют...


                1. pikhnova Автор
                  26.12.2023 11:03

                  ❤️


                1. Natasha_Kulikova
                  26.12.2023 11:03

                  Я думаю, что мы с вами не сойдёмся во мнениях о пользе DevRel даже спустя сотню комментариев, поэтому тему предлагаю оставить.

                  Поддержу вас в стремлении помочь Даше и заметить, что её история тяжелая и в моментах сильно ей навредила. Я уверена, что Даша сама это прекрасно знает и напоминания ни к чему. Эта статья и есть рефлексия и вынесенные уроки, я её вижу так.


          1. sshikov
            26.12.2023 11:03

            Так а где тут критика? Мы скорее высказались в том духе, что полезность этой деятельности - она плохо измеряется. И для меня лично, если нету циферок - то нет и пользы. Вы говорите что это полезно? Ну так я верю - но сам пока так делать не буду. Это просто такой практический подход. Возможно основанный на том, что я никогда не набираю людей на уровне компании, а только в проект, причем мои проекты - они довольно маленькие. Как вы догадываетесь, создать имидж мелкому проекту, где набирают в лучшем случае трех разработчиков в год - ну это такое, не стоит выделки такая овчинка.


        1. pikhnova Автор
          26.12.2023 11:03
          +1

          Хмммм. Не заметила где я агитирую за деврел.

          Про информацию и исследования

          Сама я померить не могу (как минимум я такое не умею, у меня к этому нет доступа, это не моя задача), но уверена, что это возможно. Вот надеялась как раз, что у первого комментатора что-то есть, раз такое утверждение появилось.

          Компании точно умеют считать затраты на одного нанятого сотрудника. Сколько стоит нанять человека, когда он 1) ничего не знает о вашей компании и 2) когда весь рынок в курсе кто вы, чем занимаетесь и какие проекты для разработчиков у вас есть.

          И да, вы правы, что факторов очень много. Но я на 100% уверена, что если на старте проработать модель подсчёта, а потом на протяжении определенного времени фиксировать все необходимые показатели, то можно получить очень достоверный результат.

          Результат работы деврел-отдела на самом деле измерим. Да сложно, но его можно оцифровать и оценить его влияние на улучшение техбренда компании и повышение её узнаваемости. В этом уже помогает такая роль как it hr брендер. Проводятся различные исследования узнаваемости бренда, по которым можно понять заметна ли компания для кандидатов или нет.

          «Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот» -- я вижу рост сферы, в которой работаю. Вижу увеличение количества вакансий и спрос на профессионалов в этой сфере. Кроме этого есть исследование от Жени Голевой, которое это подтверждает https://tproger.ru/articles/devrel-komandy-sokrashhayutsya-raswiryayutsya-ili-kachestvenno-evolyucioniruyut

          Про апеллирование к компании Эппл.

          Не вижу чем это ослабляет мою позицию. Упоминание Эппл было для того, чтобы показать, что devrel это не новое веяние в моде. Это полноценный процесс, который существует уже довольно давно. Да, в России эта роль нова в том плане, что раньше отдельного человека или отдела под эти задачи не выделяли. Но деврельские задачи всё равно делались -- люди писали статьи, выступали с докладами, проводились встречи, конференции. Эппл -- действительно незаурядная компании. В том числе потому, что именно они создали понятие евангелизма в разработке и первыми зафиксировали это как процесс: построение комьюнити вокруг технологий, вокруг продукта. (они даже выпускали книгу https://textbookequity.org/Textbooks/Kawasaki_TheMacintoshWay.pdf)

          Тут, конечно, еще важно отметить, что компании в принципе разные. Кто-то b2b, кто-то b2c а кто-то b2d. Все они работают по разному. У всех у них разная стартовая позиция при входе в айти-сообщество (b2b, например, может быть сложнее, чем b2c просто потому что первыми пользуются компании, а не рядовые ребята, которые по совместительству могут оказаться разработчиками и потенциальными кандидатами).

          Еще важно отметить, что не всем компаниям нужна выделенная роль или отдел. Не всем компаниям нужен полный ассортимент деврельских задач. Если ты маленькая компания, которая без труда закрывает ставки и текучка, в которой минимальна, то выход наружу это скорее возможность для сотрудника транслировать свою экспертизу, если хочется. Но если ты крупная компания, которая быстро растёт и которой нужно обеспечить себе непрерывный поток квалифицированных специалистов, тебе нужно создать и регулярно подтверждать в сообществе образ желанной компании, которая первая приходит на ум при смене работы.

          Если тема DevRel интересна вам чуть глубже, то я порекомендую книги:

          • Developer Relations. How To Build And Grow A Successful Developer Program

          • The Business Value of Developer Relations


          1. sshikov
            26.12.2023 11:03

            Хмммм. Не заметила где я агитирую за деврел.

            Ну может вы явно и не агитируете, но представить по тексту статьи что вы против - ну очень сложно :)

            Компании точно умеют считать затраты на одного нанятого сотрудника. Сколько стоит нанять человека, когда он 1) ничего не знает о вашей компании и 2) когда весь рынок в курсе кто вы, чем занимаетесь и какие проекты для разработчиков у вас есть.

            Ну вот если про первое (знают затраты на найм) я скажу, что скорее да, то про второе (знают, от чего они зависят) - практически уверен, что нет. Потому что каждая конкретная компания - она в одной позиции, либо про нее никто не знает, либо у нее есть статус на рынке. А у конкретного проекта, где могут работать скажем человек десять, и именно от этих десяти человек и будет зависеть, хорошо ли вам будет работаться - у проекта на рынке вообще нет никакого статуса. И нанимая людей вот в такой маленький проект, я никогда не слышал, чтобы они сказали: "О, это тот самый знаменитый проект ..., как-же как-же, я столько о вас наслышан". Ну выж понимаете, что такого не бывает. Даже если мы берем человека по знакомству - он наслышан не о нашем проекте, а о ком-то, кто его лично рекомендует.

            И даже большой проект, у которого точно есть узнаваемость на рынке труда, совсем не факт что эта узнаваемость будет играть в плюс при попытке нанять кого-то.

            Впрочем, не собираюсь никого переубеждать. Пусть это будет мое мнение, с точки зрения разработчика с опытом. Не исключаю, что это именно мое частное такое мнение и есть.


  1. lenachudova
    26.12.2023 11:03

    Это очень смелый и честный пост!
    Быть движущей силой бренда, сталкиваться со всеми трудностями во вне, проводить работу со спикерами на уровне менторства, организовывать, писать, делать то, сам не знаю что))

    Это всё здорово, когда ты работаешь в крепкой, уверенной команде. Но я даже не представляю, какого это собирать такую команду практически с "0".

    Круто, что вы говорите о том, что происходит внутри DevRel роли и внутри вас. Я думаю вы на правильном пути)