В настоящей публикации я решил обновить и расширить свои прежние пошаговые инструкции на тему того, как на практике оформлять отчеты в ОРД для рекламодателей, рекламных агентств и рекламораспространителей (блогеров) для передачи информации в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы) при исполнении закона о маркировке интернет рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ).

Это вызвано тем, что прошло уже достаточно времени. В различных ОРД, а именно ОРД Озон, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД от SberAds, Первый ОРД, ОРД-А, появились серьезные изменения, которые существенно повлияли на механизм выстраивания отчетности для различных рекламных цепочек. Например, из блока Акты был выделен блок Статистика, что существенно облегчило и упростило оформление, так называемой, вечной отчетности в ОРД и изменило процесс оформления актов в ОРД.

Давайте вместе разберемся, как построить свои отношения с ОРД Озон владельцам интернет-площадок, так как организация маркировки рекламы в ОРД при больших объемах трудоемкий процесс с вероятностью ошибок из-за человеческого фактора либо из-за недостаточности компетенции по данному вопросу. А также рассмотрим как происходит маркировка саморекламы в новом интерфейсе платформы ОРД Озон. Тем более, что маркированная реклама - это новая реальность с сентября 2022 года для всего интернет-сообщества от малых пабликов и блогеров до крупного бизнеса.

Исходные правила для оформления отчетности в ОРД

  1. Каждый участник рекламной цепочки должен отчитываться в своем ОРД только за себя по своему доходному договору, если иное не закреплено в договоре между контрагентами.

  1. Каждый участник рекламной цепочки несет ответственность за исполнение положений Закона о маркировке рекламы, даже если они технически делегированы по договору Контрагенту.

  1. По закону только изначальный Рекламодатель может делегировать ответственность за исполнение статьи 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ при оформлении данных в ОРД своему Контрагенту.

  1. По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.

Важно понимать, что в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные работы по отчетности в ОРД для всей связки Заказчик-Подрядчик. Иначе штрафы могут коснуться каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор. Поэтому наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.

В каких рекламных цепочках может участвовать владелец интернет-площадки (блогер)?

Практически во всех, причем заказчиком для блогера может быть непосредственно Рекламодатель (РД) либо Посредник (ПСР) в лице рекламного агентства, биржи либо рекламной платформы. В принципе, все рекламные цепочки можно описать единой схемой, где РД переводит финансовые средства за размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) в интернете на счет ПСР. Далее Посредник переводит средства непосредственно рекламораспространителю (РР) – владельцу интернет-площадки (сайта, соцсети, тг-кнала, ютуб-канала и т.д).

Если РД переводит деньги за размещение РИМ непосредственно РР, то ПСР в рекламной цепочке не присутствует:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №2

Для того, чтобы избежать дублирования данных в ЕРИР, при оформлении отчетности в ОРД для каждой рекламной связки внутри рекламной цепочки надо принимать следующее:

  • За связку РД-ПСР отчетность в ОРД должен оформлять ПСР, так как у него Доходный договор для связки РД-ПСР, если иное не закреплено в договоре между РД-ПСР.

  • За связку ПСР-РР отчетность в ОРД должен оформлять РР, так как у него Доходный договор для связки ПСР-РР, если иное не закреплено в договоре между ПСР-РР.

Обязанности рекламораспространителя

Базовая схема, которая может быть интегрирована в любые кейсы с участием РР, где по договору рекламораспространитель должен заполнять отчетность в ОРД за связку Заказчик-РР (см. раздел Исходные правила для оформления отчетности в ОРД)

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №3

Рекламораспространитель в обязательном порядке, когда к нему приходит Заказчик, должен узнать, является ли тот исходным Рекламодателем или Посредником при организации процесса оформлении рекламы в ОРД со своей стороны. На основании полученной информации для базовой схемы может присутствовать один из четырех сценариев, который потребуется оформить в ОРД.

Остановимся на каждом подробнее.

Первый сценарий

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №4

Изначально предположим, что между Рекламодателем и РР есть договор 100-10 от 20 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года и дополнительным работам по договору (креатив и иные виды услуг). По окончании размещения РР (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) от 03 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №5

Этапы отчетности для Первого сценария:

  1. РР (блогер) в своем ОРД, в котором он предварительно зарегистрировался и получил аккаунт ( ОРД Озон в нашем случае), должен указать свою интернет-площадку в блоке Площадки, где будет происходить размещение РИМ. Допустим, блогеру принадлежат две площадки в интернете для того, чтобы показать принцип, как будут распределяться рекламные бюджеты в блоке Статистика.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №6
  1. РР (блогер) должен указать контрагентов, которые участвуют в договоре в блоке Контрагенты.

РР заполнит информацию о себе, поставит галочку Рекламораспространитель и прикрепит интернет-площадки, которые ему принадлежат.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №7

Далее оформит данные по Рекламодателю:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №8
  1. РР пропишет договоры с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) из бухгалтерского (бумажного) договора в блоке Договоры. Если стороны не используют договор, то в поле Номер договора можно вписать номер счета, счет-договора либо счета-оферты. В том числе, если РР – физлицо в статусе самозанятого, то он может сгенерировать на платформе Мой налог счет и указать его номер в поле Номер договора. Роскомнадзор это не запрещает, однако наличие договора между сторонами более приоритетно, чем иные первичные документы, подтверждающие факт сделки между контрагентами.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №9
  1. Далее РР должен загрузить креативы и получить токены для рекламы (erid) в блоке Креативы:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №10

Важно: прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом). В нашем случае, при короткой рекламной цепочке, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 100-10 от 20 октября 2023 года (он автоматически появится в меню поля при выборе)

  1. РР (блогер) произведет разметку рекламных материалов своими техническими возможностями либо это сделает сам Рекламодатель. Затем РР разместит РИМ в ноябре 2023 года, согласно договору на своих интернет-площадках.

Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.

Базовый вариант маркировки рекламного материала:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №11

Как маркировать рекламу, а именно каким образом наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.

  1. После окончания размещения РИМ, блогер должен оформить и передать Рекламодателю бумажные акты, а также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору и занести данные по показам в блоке Статистика с разаллокациями по креативам (площадкам).

Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, в котором РР занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространителю).

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №12

Добавляем первую площадку - Ozone. Указываем количество показов, которые можно взять из систем аналитики платформы размещения (например из ленты ВК либо системы аналитики ВК) либо с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы, где был размещен рекламный материал. Этого будет достаточно.

Указываем точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его. Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 90 000 рублей, а площадки две, то мы смело указываем сумму для текущей площадки в размере 45 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.

Стоимость единицы оказания услуг – 45 000 / 100 показов = 450 рублей либо укажите 45 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг . Всего услуга стоила 90 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2. Оба варианта вычисления Стоимости оказания услуг приемлемы.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №13

Добавляем вторую площадку - dhprime. Здесь все аналогично описанному выше:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №14

В итоге у нас получилось две строчки в блоке Статистика – каждая строчка для отдельной площадки размещения. Если бы у нас было два креатива и одна площадка, то также в блоке Статистика у нас было бы две строчки – каждая строчка для отдельного креатива, но на одной площадке. Если бы у нас было два креатива на двух площадках, то в блоке Статистика присутствовало бы четыре строчки. Это и есть разаллокация (детализация), которую требует Роскомнадзор при построении отчетности в ОРД.

Следующим шагом рассмотрим как заполнить блок Акты и оформить разаллокацию по Изначальному договору.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №15

В блоке Акты блогер должен в верхней части занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в водной части, блогер выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы и выполнял иные услуги по договору. Следовательно, в верхнем блоке (бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 110 000 рублей.

В нижнем блоке (блок разаллокации по Изначальному договору) блогер сначала выберет Изначальный договор (как указано выше, в нашем случае Изначальный договор и договор РД-РР это одно и тоже) укажет сумму 90 000 рублей, так как именно она была потрачена непосредственно на размещение рекламных материалов. Затем укажет НДС либо нет, а далее нажмет Сохранить. В итоге, в интерфейсе появится карандашик в столбце Количество креативов, при нажатии на который, откроется блок Статистика, где можно выбрать наш креатив, который был размещен на двух площадках:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №16

В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое со своей стороны для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по первому сценарию.

Второй сценарий

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №17

По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы у себя в ОРД и сответственно не получает токены. Стороны договорились, что токены будет получать РД в своем ОРД. Есть правило – кто загружает креативы и получает токены, тот по ним и отчитывается в своем ОРД, причем делегировать это никому нельзя.

Поэтому блогер повторит своими действиями Первый сценарий, кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.

В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору БЕЗ добавления данных по креативам, т.е. в стобике Количество креативов должен фигурировать 0 и на карандашик нажимать не требуется.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №18

Третий сценарий

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №19

В данном случае блогер отчасти повторит Первый сценарий, но теперь в ОРД его договор с заказчиком Посредник-РР и понятие Изначальный договор это уже две разные сущности. Изначальным договором теперь будет считаться договор между РД и Посредником, так как именно Посредник (рекламное агентство, биржа, рекламная платформа Яндекс Директ либо рекламна яплатформа ВК реклама) теперь будет являться Контрагентом №1 для Рекламодателя, а не РР, в отличие от короткой цепочки РД-РР по первому и второму сценарию.

Этапы отчетности для Третьего сценария:

  1. РР (блогер) в своем ОРД надо завести Посредника в блоке Контрагенты. Пусть это будет рекламное агентство Кобра:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №20

Также блогер должен занести в ОРД данные об исходном Рекламодателе. Пусть это будет Рекламодатель Карась. Все данные по исходному рекламодателю и атрибуты Изначального договора между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра он должен получить от рекламного агентства. Причем факт предоставления данной информации должен быть закреплен в договоре между Агентством Кобра - РР, иначе РР нужно отказаться от сотрудничества с рекламным агентством, так как РР не сможет в данном случае выполнить со своей стороны отчетность в своем ОРД, что приведет к штрафам со стороны Роскомнадзора.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №21

Итак, для третьего сценария используется следующая рекламная цепочка: Рекламодатель Карась - Агентство Кобра - РР (рекламораспространитель-блогер).

  1. Блогеру между Посредником (Агентство) и Рекламораспространителем требуется оформить договор в ОРД:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №22

Также РР должен в ОРД зарегистрировать договор между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №23
  1. По текущему сценарию РР должен обеспечить загрузку креативов и получение токенов в ОРД. Причем креатив должен быть прикреплен к Изначальному договору, а это договор Рекламодатель Карась - Агентство Кобра для нашей рекламной цепочки по текущему сценарию.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №24
  1. РР (блогер) произведет разметку рекламных материалов своими техническими возможностями либо это сделает сам РД (рекламодатель) либо Посредник (рекламное агентство). Затем РР разместит РИМ в ноябре 2023 года, согласно договору на своих интернет-площадках.

  1. После окончания размещения РИМ, блогер должен оформить и передать Посреднику (рекламное агентство Кобра) бумажные акты. А также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору (Рекламодатель Карась - Агентство Кобра) и занести данные по показам в блоке Статистика с разаллокациями по креативам (площадкам).

Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, где блогер (РР) занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространитель).

Для площадки Ozone:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №25

Для площадки dhprime:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №26

Распределение сумм аналогично, как было описано в Первом сценарии.

Теперь блогеру (РР) требуется оформить блок Акты для Третьего сценария.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №27

Нажимаем Сохранить. Появляется карандашик в столбце Количество креативов. Нажимаем карандашик и попадаем в блок Статистика, где выбираем наши креативы с площадками:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №28

В итоге, вся отчетность в ОРД, которую должен был сделать РР (блогер) для связки Посредник (агентство) заполнена.

Четвертый сценарий

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №29

По данному сценарию для блогера существенно снижается объем работ, так как РР не загружает креативы и не получает токены в своем ОРД. Стороны договорились, что токены по каким-либо причинам будет получать РД в своем ОРД.

Поэтому блогер повторит своими действиями Третий сценарий, но кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.

В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого, и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору (Рекламодатель Карась - Агентство Кобра) без добавления данных по креативам.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №30

Мы рассмотрели четыре сценария в которых обозначили, что должен делать РР (рекламораспространитель) при исполнении закона о маркировке рекламы и оформлении отчетности в ОРД

Однако есть еще один нестандартный сценарий, а именно сценарий, связанный с оформлением саморекламы для Рекламораспространителей.

Пятый сценарий

Самореклама – это условно абстрактный термин, который не описан в законе о рекламе. Так называют РИМ различного формата, который размещается владельцами интернет-площадок на своих интернет-ресурсах и содержит информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. По сути, самореклама – это так называемые «отдельные случаи», о которых ФАС упоминает в своих методичках и ответах на многочисленные запросы от пользователей интернета.

С точки зрения офомления отчетности в ОРД, самореклама подразумевает договор РР с самим собой, где будут указаны нулевые суммы размещения и движение финансовых средств не происходит. В новом интерфейсе Озон ОРД самореклама оформляется без занесения договора в ОРД особым образом только через блок Креативы и Статистика.

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №31

Далее, после размещения требуется оформить отчетность о саморекламе в блоке Статистика и больше нигде, что очень удобно. Ранее приходилось также создавать акт с нулевыми суммами и нулевой разаллокацией в блоке Акты:

Настройка отчетности в ОРД для блогеров при маркировке рекламы., изображение №32

Надеюсь, что подготовленные пошаговые инструкции для заполнения отчетов в ОРД будут полезны для вас при исполнении закона о маркировке рекламы.

Комментарии (2)


  1. mixsture
    30.12.2023 13:52

    Как же весело, когда устоявшийся десятилетиями термин ОРД для оперативно-розыскной деятельности теперь используется по другому назначению.


    1. dhppc Автор
      30.12.2023 13:52

      Ага)