Ушедший 2023 год был непростым во многих отношениях. Как минимум, для меня. Это заметно хотя бы по тому, что за весь год тут не было опубликовано мной ни единого поста. Но теперь пора исправляться, и для начала, я бы тоже хотел подвести финансовый итог 2023 года.

С чего я начал вести учёт расходов

В силу некоторых неприятных жизненных обстоятельств, о которых не хотелось бы сильно распространяться, с конца 2022 года мне пришлось буквально начать жизнь заново с нуля. Все сбережения и инвестиционные счета испарились, даже пришлось закрыть ИИС с компенсацией государству налогового вычета (что очень невыгодно, но выбора не было). Я поменял работу и во многом образ жизни.

Но это имело и свои преимущества: новая работа в сфере проектного управления (на которой я работаю и сейчас, и она мне очень нравится) приносит средний, но стабильный и, главное для нашей сегодняшней темы, предсказуемый доход. А ещё всё это так удачно совпало с началом прошлого года, так что я понял:

Я столько времени писал про финансовую грамотность и даже преподавал её какое-то время, что пора бы уже хоть раз применить всю эту информацию а параллельно можно транслировать весь этот эксперимент на себе в виде постов.

Финансовая грамотность и системный подход

Финансовая грамотность включает в себя всего три элемента:

  1. Контроль расходов (именно контроль, не обязательно сокращение)

  2. Увеличение доходов

  3. Сохранение и преумножение сбережений.

К сожалению или к счастью, но для тех людей, кого судьба не балует постоянным везением (уверен, вы все знаете таких людей, которые живут легко и у них всё получается как будто само собой), по сути единственный доступный способ достигать успеха в чём-либо - это использовать системный подход. Вырабатываем план, и потихоньку-помаленьку движемся по нему. Вот именно такой жёсткий системный подход я и взял себе на вооружение по всем трём элементам финансовой грамотности.

Ну что ж, к делу!

Контроль расходов. Стратегия

В специально оформленный файл Excel я записываю все траты, которые вообще имели место быть. Стабильно заполняю таблицу всех расходов по пунктам один раз в 1-2 недели. Наличными не пользуюсь, все карты у меня только от Сбера, поэтому вся информация о расходах аккумулируются в мобильном приложении. Мне достаточно только внести данные таблицу, подписав, что это, и определив к соответствующей категории.

Список категорий:

  • Жилье и коммуналка - тут плата за съемную квартиру, гостиницы в поездках, все коммунальные услуги и телефон.

  • Еда, продукты, бытовая химия - тут доставка продуктов, продуктовые и хозяйственные магазины, а также кафе и столовые, где употребление пищи происходит в целях именно питания.

  • Развлечения - тут бары, рестораны, кино, театры, выставки и другие заведения и мероприятия, которые посещаются для развлечения.

  • Одежда и обувь - тут вроде всё понятно.

  • Финансовые расходы - сюда входят подарки, благотворительность, подписки на финансовые сервисы вроде СберПрайм и другие подобные траты.

  • Транспорт - это заправка и техническое обслуживание автомобиля, услуги такси, а также траты по другим средствам передвижения (в частности, я лично пересел на велосипед, и очень доволен этим).

  • Красота и здоровье - тут парикмахерские и медицинские услуги, а также аптеки.

  • Прочее - всё, что никак не вписывается в остальные категории.

выглядит это примерно вот так
выглядит это примерно вот так

Но этого мне показалось мало, поэтому я решил углубить исследование продуктовой корзины, то есть вести учёт потребления конкретных продуктов. В этом плане получилось удобно, потому что для приобретения продуктов питания и хозяйственных товаров использую исключительно сервис "Самокат"- по соотношению цена/качество/сервис вполне устраивает, и подходит для моих целей по учёту. (К моему большому сожалению, это не реклама, а просто я перечисляю то, чем пользуюсь).

Соответственно в отдельный лист документа Excel записывался каждый товар, также разделенный между укрупненными категориями - Молочные продукты; Хлеб; Мясные изделия и яйца; Морепродукты; Овощи; Фрукты и орехи; Шоколад и десерты; Напитки; Снеки; Бакалея; Хоз товары; Прочее.

выглядит это примерно вот так
выглядит это примерно вот так

Оставшиеся после всех трат деньги делятся следующим образом (1 числа месяца, следующего за отчётным):

  • 25% на формирование финансовой подушки безопасности. По стандарту, сумма подушки безопасности должна составлять примерно общий объем потребления за год. Другими словами, чтобы в случае потери всех источников дохода можно было жить год без снижения качества жизни. Важно, чтобы эти деньги не съела инфляция. Можно использовать банковские вклады. Но я для себя подумал, что поскольку при хороших обстоятельствах эти деньги вообще никогда не должны быть тронуты, закинул их на ИИС, чтобы получить налоговый вычет (13% от суммы), и закупился на них государственными облигациями (ОФЗ 26244), по которым постоянный купонный доход на ближайшие 10 лет - 11,25% годовых.

  • 25% в фонд крупных покупок. Крупные покупки ломают весь учёт расходов, потому что в какой-то месяц из-за них траты могут сильно превысить доход. Поэтому я решил, что крупные покупки должны финансироваться из отдельного счёта. В планах, конечно, эти деньги тратить на отпуск, когда он по путёвкам, а не просто съездить погулять в соседний город. Поскольку эти деньги могут потребоваться в любой момент, то большую часть времени я их держал на банковских вкладах, когда это было выгодно по проценту. Но сейчас тоже закинул их в облигации, хотя признаю, что это может быть не самым грамотным решением.

  • 50 % на инвестиции. Что и как делается с этими деньгами - это тема отдельного поста, даже не буду её касаться. Скажу только, что там я тоже постарался возвести системный подход в абсолют.

Естественно, все эти цифры считаются в таблице автоматом. Прикладываю образец моего заполненного файла со всеми данными, чтобы все могли поковыряться и разобраться, как это выглядит.

https://t.me/aggressive_investor/242

Также ближе к концу статьи я приложу чистую форму таблицы, если вы захотите вести учёт расходов сами в уже готовой таблице.

Но есть же приложение *вставить название*. Там всё это уже предусмотрено!

Да, я знаю, что есть масса прекрасных приложений для учёта расходов. И да, в них всё гораздо удобнее, технологичнее, быстрее, красивее. Да, там это будет быстрее. Да, там всё анализируется искусственным интеллектом и Бог знает, чем ещё. Пользуйтесь пожалуйста, я же никому не запрещаю Но мне лично всё равно удобнее свой собственный Excel, который я могу подстраивать и менять под себя как хочу. Не нужно меня перекрещивать в какие бы то ни было удобные и замечательные приложения. Я пользуюсь тем, чем пользуюсь.

Просто каждый раз, как я показывал кому-то свою таблицу учёта расходов, я слышал "Но есть же приложение *вставить название*. Там всё это уже предусмотрено!"

Прошу прощения, накипело.

Перейдем от слов к цифрам*

*прошу также учесть один момент: представленные расходы - это расходы семейной пары. У супруги есть ещё некоторый доход/расход, но им статистически пришлось пренебречь, потому что корректно посчитать его я не могу. В основном, этот факт может оказывать влияние на категории "красота и здоровье" и "одежда и обувь".

Итак, все расходы за 2023 год по месяцам в разрезе всех категорий:

На таблице видно отклонение затрат по категориям от среднего значения, процент каждой категории расходов в месяц от общем суммы всех расходов и от общей суммы доходов.

И, собственно, среднее значение по итогу года:

Что это нам даёт? Примерно то же, что и любые статистические данные - вектор. Понимание того, куда мы движемся и где требуются корректировки, если они возможны.

Например, одним из критериев бедности и нищеты является процент дохода, который тратится в месяц на еду. Плюс-минус прошел по нижней границе, но показатель пугающий.

А вот на нижнем графике можно по увеличению расходов на еду (красная линия), кстати, лицезреть инфляцию:

По графику нетрудно угадать месяц, когда я ездил в отпуск
По графику нетрудно угадать месяц, когда я ездил в отпуск

А теперь посмотрим, насколько далеко я ушёл от среднестатистического россиянина в своих расходах. Для этого обратимся к исследованию аналитического центра НАФИ:

https://nafi.ru/analytics/kak-izmenilis-raskhody-rossiyan-v-2023-godu/

В целом, похоже, хотя в некоторых местах расхождения есть:

Но тут надо понимать, что исследование НАФИ проводилось на основании опроса. То есть это не реальное потребление людей, а мнение людей о том, какое у них потребление. Между этим есть разница, уж можете мне поверить.

Потребительская корзина

То же самое по конкретным продуктовым категориям:

Среднее значение:

А вот с этим уже можно делать кое-что конкретное: сокращать вредные продукты и увеличивать полезные. Потому что моё соотношение овощи/десерты оставляет желать лучшего. Удивляюсь, как я жив до сих пор.

Эти данные корректнее всего было бы сравнивать со статистикой Росстата по потребительской корзине. Но с 2021 года потребительская корзина не используется для расчетов. Её заменили прожиточным минимумом. Однако, нормы потребления есть в Постановлении, а средние месячные цены – в статистике Росстата. На основе этих данных можно самостоятельно рассчитать месячную стоимость потребительской корзины в рублях:

Источник: https://inflatio.ru/64-stoimost-potrebitelskoj-korziny-v-rossii.html
Источник: https://inflatio.ru/64-stoimost-potrebitelskoj-korziny-v-rossii.html

Ну что ж, тут варианта два: либо кто-то (это я) слишком много ест, либо данные из официальной статистики сильно расходятся с реальностью. Скорее всего, и то, и то.

Чистая форма для учёта расходов

Даю ссылку на пост - в котором прикрепляю чистую форму для учёта расходов, которую можно спокойно использовать на весь 2024 год.

https://t.me/aggressive_investor/243

Всё бесплатно, пользуйтесь, пожалуйста.

Интересные выводы и забавные случаи

1) Оказалось, не так уж много на самом деле категорий расходов, хотя кажется наоборот. По сути, мы всё время покапаем одно и то же с небольшими отклонениями.

2) Анализ продуктов позволяет удобно составлять список покупок, чтобы ничего не забыть. Перед заказом продуктов, я иногда просто открываю свою таблицу и выбираю, что закончилось.

3) Встроенный в банковские приложения учёт категорий расходов существует, но на деле не даёт практически никакой полезной информации.

4) Особо интересно бывает вспоминать некоторые расходов, которые ты импульсивно сделал, а потом забыл. Например, у меня был перевод 150 рублей какому-то неизвестному лицу днём 01.01.2023 года. И я всё никак не мог вспомнить, что это и кто это. Я точно помнил, что из дома я не выходил, ничего не покупал. Это единственная трата за день. Думал, неужели мошенники получили доступ к моим счетам? Оказался и правда мошенник, но не совсем в том плане, как мы привыкли...

Естественно произошел кидок, и команда соперника выиграла нас с разгромным счётом. 
Естественно произошел кидок, и команда соперника выиграла нас с разгромным счётом. 

Негодяй, если ты читаешь это, верни бабки!

5) Следствие из предыдущего: я теперь любые сомнительные переводы и платежи подписываю, чтобы вспомнить, что это было и зачем. А это, в свою очередь, автоматически заставляет дополнительно задуматься "а нужно ли оно мне вообще?"

6) Велосипед для езды на работу/с работы - это супер круто. Практически никаких расходов. Автомобиль - наоборот, как чёрная дыра. Я на нем почти не езжу, а все равно расходы лютые.

7) Инструмент как будто финансовый, но на самом деле позволяет взглянуть на всю свою жизнь в разрезе.

8) Праздники - это прямо удар по бюджету. И их больше, чем кажется на первый взгляд, они есть почти каждый месяц. Пока не придумал, что с этим делать.

9) Нужно отказываться от чипсов в пользу орехов, от шоколадок в пользу фруктов.

10) Очень быстро забывается, что покупал и делал в каком месяце (например, думаешь, что не стригся уже полгода, а смотришь на таблицу расходов и понимаешь, что стригся в этом месяце). То есть, контроль расходов помогает меньше подвергаться маркетинговым уловкам

Финансовые показатели за год

Тут не буду сильно углубляться. Просто покажу данные.

Процент сбережений под конец года стал очень печальный, конечно. Но ничего, будем над ним работать.

Как я уже писал выше, по поиску дополнительных источников дохода, сбережениям и инвестициям у меня тоже разработан системный подход, не слабее, чем по учёту расходов. Но, очевидно, в один пост это всё не влезет.

Вместо вывода

Признаю, возможно я немного увлёкся с глубиной исследования расходов. Но, как говорится, я немного балуюсь с точностью:

Правильный наглядный учёт расходов позволяет сокращать ненужные убытки, перераспределять деньги. А также помогает держать себя в тонусе, предостерегая от лишних трат перед тем, как они произошли. Хорошо дисциплинирует в финансовом плане. И я показываю это своим примером.

Зачем мне это нужно?

Во-первых, для собственной мотивации. Вынесение информации в публичное поле очень мотивирует и дисциплинирует. Плюс со стороны может быть лучше видно какие-то ошибки или недоработки, и вы мне на них укажете.

Во-вторых, хочется всё-таки приносить пользу, а не просто коптить небо. Если мой пример и мои наработки будут полезны кому-то, значит всё не зря.


Кстати, о мотивации: больше всего меня, как и, наверное, любого автора, заряжает обратная связь. Большая часть прямого взаимодействия с аудиторией у меня происходит в Telegram-канале. Так что если если вам интересна тема экономики, финансовой грамотности и инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на канал Агрессивный Инвестор.

Комментарии (23)


  1. engine9
    14.01.2024 08:09

    Ведение финансовых таблиц руками это точно не для всех, отдельным гражданам не хватит воли и усидчивости на такой труд. Я еле-еле нащупал тонкий баланс усилия и получаемой пользы на ведение ежедневного чеклиста здоровья и настроения, который заполняется меньше минуты.

    Но польза от такой статистики несомненна! Думаю, что для таких людей выходом будут банковские приложения или сторонние, которые считывают данные QR кода с чека и потом вытягивают инфу откуда-то где хранится список всех покупок (если задуматься это ж какая кладезь персональных данных: где был, что покупал, жесть...). Так вот в моём случае запаса воли хватает чтобы почти всегда донести бумажный чек из магазина до специальной коробочки, в которой уже сантиметров тридцать слой чеков, и чтобы их отсканировать нужно волевое решение и пара часов времени.

    А как вы вносите данные? Копируете с приложения банка или с чеков? Делаете каждый день или раз в неделю?


    1. vkomp
      14.01.2024 08:09

      В зависимости от интенсивности расходов. Сейчас просто за неделю посмотреть историю по карте. А раньше с наличкой приходилось сильно чаще открывать записи. Знаю, что кто-то просто на бумажке в кармане записывал кому и сколько заплатил, чтобы к вечеру не забыть.
      Полезный багаж - выучить бухучет (в википедии можно много узнать). К началу своего учета я уже вел управленческий учет на малом предприятии, потому "двойная запись" и "баланс" для меня были открытой книгой.


  1. vkomp
    14.01.2024 08:09
    +3

    Уже около 20 лет веду личный финучет. Началось с бизнес-тренинга и поехало. Посмотрел картинки и есть личное мнение (вкусовщина, конечно):
    1. Учет вести - это важно! Речь больше не про экономию, а про дисциплину и планирование вперед.
    2. Экселя для личного учета вполне достаточно. Обычно достаточно одного рабочего листа простых формул и ручной контроль/перенос остатков. И удобно менять табличку со временем - не тащить древнюю историю в новое время. Плюс таблички на каких-то должников.
    3. Далее техническое ИМХО по структуре. Удобнее "одна строка = один день" с группировкой однородных расходов внутри ячейки. А что именно внутри - в комментарии по Shift+F2. Потому что через несколько дней пофигистично наименование "гирлянда, елка", важно "отдых". И табличка за месяц реально умещается на экране 22", можно даже monospace-шрифт в ширину поставить.
    4. К предыдущему пункту - почти все крупные расходы являются разовыми или очень редкими. Потому таблица соответствует периоду и должна отвечать на вопрос "в среднем за месяц". Не вижу удобства в том, чтобы повторять записи транзакций в базе данных. В таблицу вносить уже переработанные данные - оборотно-сальдовая ведомость в основе предлагаемой структуры. Щас картинку вставлю.
    5. Графики/проценты - ни разу не пригодились! Главное - кому показывать такую презенташку? Для красивой статьи есть резон - не более. Табличка с расходами только для себя любимого, а себе пофиг на сколько процентов увеличился "отдых". Плюс меняется доход, инфляция в стране - два года нельзя сравнивать в процентах.
    6. Очень важно. Все деньги в любом случае будут потрачены. Потому надо радоваться, когда в абсолютном выражении числа растут (это не про цены на яйца в пятерочке, канеш!). Потому в какой-то момент переименовал файл с "Расходы 20хх год" на "Блага 20xx год". Потому что нужно менять цель "учитывать расходы" на "увеличивать потребляемые блага" - менять отношение к числам!
    Как-то так, а сама тема холиварная и бесконечная. Учитывать можно и другое. Например, я как-то год собирал статистику по алкоголю, посчитал за год, что сильно меньше любой статистики и успокоился.


    1. MapleBloom
      14.01.2024 08:09

      Удобнее "одна строка = один день"

      В плане учета и аналитики удобнее все-таки в экселе вести

      одна строка: дата, сумма, источник, вид расхода, комментарии, можно формулой колонку месяц-год сделать для удобства.

      Тогда есть возможность строить разные сводные таблицы и делать аналитику в разных разрезах. От остатков денег на каждом источнике, до группировки расходов по месяцам/годам/сезонам, укрупненным группам и т.д.

      Для любителей двойного учета можно еще колонку с видами счетов завести. Тогда получится полноценно вести двойную запись ; )


  1. mm3
    14.01.2024 08:09
    +7

    Я в своё время пришёл к выводу, что мне достаточно одной категории - "ежедневные расходы", заполнение этой категории очень простое - вносишь одну запись с итоговой суммой чека и таких чеков обычно немного.

    Потом со временем выделилась вторая категория - "ежемесячные расходы", куда попадают регулярные ежемесячные платежи, которые обычно известны заранее.

    И третья категория которая сформировалась со временем это "бюджетные траты", куда были вынесены крупные покупки на которые заранее формировался бюджет, что позволило плавно перейти к планированию и бюджетированию в личных финансах.

    А раскидывать каждую строчку чека по десятку категорий, обычно предлагаемых различными советчиками, я бы точно не осилил.


  1. fixin
    14.01.2024 08:09

    Ну выписки можно таки и кодом грузить, даже в эксель, это упростит разноску (макросами)


  1. IvanPetrof
    14.01.2024 08:09
    +2

    Меня не хватает на такое. Поэтому однажды нашёл приложение, которое сканирует qr-код с чека и загружает список покупок, раскладывая по категориям. Та малая часть, что не идёт через чеки с qr-кодами, заносится вручную в это же приложение.

    Да, я видел реакцию автора на "ещё одно приложение", но в моём случае решающим фактором оказалось удобство занесения информации (просканировал код, выкинул чек и свободен)


    1. Aniko
      14.01.2024 08:09

      буду очень Вам благодарен, если поделитесь ссылкой на такое. А то никакие банковские приложения детализации, глубже "маркетплейсы" или "супермаркеты" не дают.


      1. IvanPetrof
        14.01.2024 08:09
        +1

        Думаю по поиску что-то вроде "учёт чеков" много что найдётся. я остановился на Чекгуру. Оно, правда отдаёт ексель только в платной версии, но мне и внутренней аналитики хватает.


      1. pavelsha
        14.01.2024 08:09

        Посмотрите

        Acash + AbilityCash

        https://dervish.ru/


  1. phx
    14.01.2024 08:09

    Хотелось бы наоборот почитать про текущую инвестиционную стратегию


  1. Ninil
    14.01.2024 08:09
    +1

    Подскажите плз, а зачем такой скурпулезный учет расходов по категориям и т.п.? Чтобы что? В какие прикладные действия это выливается?


    1. cb_ein
      14.01.2024 08:09
      +2

      Подозреваю, что у некоторых этот процесс щекочет те же дофаминовые рецепторы, что и сборка паззлов или каталогизация коллекции лослесс музыки. Вводишь последние чеки, откидываешься потом на стуле, обводишь взглядом свои стройные таблицы в экселе и сразу на душе тепло и уютно становится. И пофиг даже, что сальдо за прошлый месяц в минус ушло из-за праздничного потреб***ства, зато все учтено и посчитано.


    1. pavelsha
      14.01.2024 08:09
      +3

      Чтобы мы подписались на тг-канал


    1. MapleBloom
      14.01.2024 08:09
      +1

      Так скурпулезно расходы не вела, но фиксировала банковские операции. Это позволяет ориентироваться в цифрах:

      • запланировать сколько понадобится на самостоятельно организуемую поездку,

      • определить стипендию учащемуся ребенку, чтобы хватало, но заставляло планировать расходы,

      • если нужно выделить здесь и сейчас определенную сумму, решить какие расходы можно перенести на будущее (ну не любитель я в мфо)

      • возможно, если человеку не хватает мотивации для изменения продуктовой корзины, наглядный учет станет дополнительным стимулом (у всех разные источники мотивации)


      1. Ninil
        14.01.2024 08:09

        Ну вот для всего этого как раз и не нужен такой вот подробный учет по категориям с ганулярностью до каждой транзакции. Поэтому мне всегда и интересно, когда кто-то делиться такой аналитикой, узнать о практическом ее применении. Пока что никто еще не дал ответа с релальным примером, как он на практике использует результат подобной аналитики :)


  1. kotlomoy
    14.01.2024 08:09
    +4

    Когда-то тоже вел расходы в экселе, вбивал расходы по каждому чеку, сначала по каждому товару, потом оптимизировал и просто раскидывал чеки по категориям. Потом появилась возможность мгновенно загружать чеки в телефон и больше в эксель я не возвращался. Контроля там больше, но и труда нужно несравнимо больше.


    1. pavelsha
      14.01.2024 08:09

      Поддерживаю. Регулярность внесения затрат это хорошо, но если вносить раз в неделю, то толку будет меньше, чем если регистрировать в течении дня.

      Да и небольшие действия практически привязанные к покупке быстрее сформируют привычку


      1. kotlomoy
        14.01.2024 08:09

        Я сейчас ленюсь и вношу вообще раз в 3-4 недели. Засчет того, что на каждый чек уходят секунды, можно спокойно сразу стопку внести. Траты без чеков вношу по СМС от банка, тут уже сложнее, не всегда очевидно, на что тратил, приходится вспоминать. Ну а наличные нужно руками вводить, и лучше сразу, пока не забыл


        1. pavelsha
          14.01.2024 08:09

          Ну... Весь педагогический эффект моего комментария коту под хвост ????


  1. pavelsha
    14.01.2024 08:09
    +1

    <Режим_Банки.ру ON>

    1) Только карты Сбербанка и Самокат...

    А если прикинуть ( ой, простите, провести моделирование...) другой банк с более выгодной программой кешбека будет оправдан?

    Я даже не про охоту на кешбек ( это отдельный вид спорта и у него свои поклонники). Я про то, что 2%-3℅ от всех трат в виде кешбека деньгами ( почти деньгами) получить реально. Или это недостаточно "агрессивно "?

    2) гостинницы в поездках отнесены к категории Жильё...

    Выглядит спорно. Почему это не бюджет поездок?

    <Режим_Банки.ру OFF>


  1. pavelsha
    14.01.2024 08:09

    Интересные выводы и забавные случаи

    1) Оказалось, не так уж много на самом деле категорий расходов, хотя кажется наоборот. По сути, мы всё время покУпаем одно и то же с небольшими отклонениями.

    2) Анализ продуктов позволяет удобно составлять список покупок, чтобы ничего не забыть. Перед заказом продуктов, я иногда просто открываю свою таблицу и выбираю, что закончилось.

    Очевидный вывод. Если вспомнить, что автор , по его прямнениям, заказывает практически все продукты и хозтовары в одном сервисе доставок, то этоясно и Без финанализа. А новый заказ удобнее делать, открыв не фин таблицу, а историю заказов в сервисе и список избранных товаров.

    3) Встроенный в банковские приложения учёт категорий расходов существует, но на деле не даёт практически никакой полезной информации.

    Они скорее не для пользы клиента, а для его привлечения в приложение. Даже для анализа трат для выбора категорий повышенного кешбека статистика банка часто малоинформативна.

    4) Особо интересно бывает вспоминать некоторые расходов, которые ты импульсивно сделал, а потом забыл.

    5) "подписывать переводы"

    Связка важная. Вывод целиком поддерживаю. Жаль ситуация слабо вяжется с образом "инвестора"

    7) Инструмент как будто финансовый, но на самом деле позволяет взглянуть на всю свою жизнь в разрезе.

    Это действительно так. Можно сказать, что современный человек - это то, на что он тратит деньги и время. Осталось учет дел/ времени организовать и поймешь о себе ещё больше.

    8) Праздники - это прямо удар по бюджету. И их больше, чем кажется на первый взгляд, они есть почти каждый месяц. Пока не придумал, что с этим делать.

    Лимиты бюджета на праздники? Кажется вывод очевиден.

    9) Нужно отказываться от чипсов в пользу орехов, от шоколадок в пользу фруктов.

    С чего такой вывод? Как с анализа финансов на это вышли? Имхо, переход на орехи ( если их брать в том же объеме / весе как чипсы) будет расходовать бюджет ещё быстрее, а для здоровья польза под вопросом.


  1. pavelsha
    14.01.2024 08:09

    Если посмотреть на годовую таблицу трат , на оборот из 40 тысяч "Спасибо", то мысль о смене банка и программы лояльности на ту, которая даст 2-3% деньгами, а не Сбер-фантиками, обретает твердую опору ????.