Введение


В нашей индустрии есть много вещей, губительных для продуктивности, и одна из худших – это переключение между контекстами. Мы многократно отрываемся от работы, отвлекаемся на что-то, например на изменения в приоритетах или совещания, либо просто теряем концентрацию.
Человеку нужно более двадцати минут, чтобы в должной мере включиться в работу после перерыва.

Я попросил Юджина Шульга, закаленного в боях техлида и технического директора Telnyx, поделиться с нами мыслями о том, как справляться с переключением между контекстами. Его карьерный путь напоминает мой собственный. Он начинал программистом, затем поднялся до руководящей позиции и в конце концов стал техническим директором компании. Рекомендации, которые он дает, основаны на его личном опыте работы программистом, руководителем команды и руководителем руководителями.

Давайте перейдем непосредственно к рекомендациям!

Программист: необходимы крупные блоки сосредоточенной работы


Когда я занимал должность программиста, возможность сосредоточиться на работе играла важную роль. В среднем мне удавалось удерживать концентрацию по четыре–шесть часов. Чтобы свести отвлекающие факторы к минимуму и продлить периоды сосредоточенной работы, я освоил следующие практики:

Ясность в приоритетах

Каждый день я твердо знал, что мне необходимо сделать, и большую часть времени тратил на то, чтобы этого добиться. Для меня успешность работы определялась планированием и внедрением функциональности. Все остальное было второстепенным. Я избегал многозадачности и менял задачи местами в зависимости от изменений в их приоритетности.



Результативность работы при ясных (синяя линия) и неясных (серая линия) приоритетах

Время от времени я пересматривал свои приоритеты и вносил изменения с оглядкой на текущие потребности – таким образом я мог быть уверен, что концентрируюсь именно на тех задачах, которые сейчас наиболее важны. Этот подход позволял мне не распыляться и сохранять эффективность.

Работа с запросами «по случаю»

Я пришел к выводу, что основная масса разговоров, звонков и прочих отвлекающих факторов приходится на обеденное и послеобеденное время. Середину дня я отвел под все внезапно возникающие задачи, чтобы свести к минимуму перебои в работе над основными проектами.
Также я выделил два периода для сосредоточенной работы:

  • Раннее утро, перед стендапами
  • Вторая половина дня, когда Европа уходит офлайн

Блоки под сосредоточенную работу в расписании

Я аккуратно отграничил в своем расписании периоды для работы с высокой концентрацией. Часы, когда в офисе кипит жизнь, я оставлял открытыми для прочих планов, а также использовал их под любые внеплановые задачи. День у меня делился на четыре блока:

  • Сосредоточенная работа ранним утром
  • Совещания, внеплановые задачи, обед
  • Дневная сосредоточенная работа
  • Мелкие дела под вечер

Техлид: правильно распределять время становится еще важнее



После того как я стал техлидом и начал управлять командами, мои обязанности изменились. Периоды глубокой концентрации стали сокращаться, так как теперь работы такого рода требовалось меньше; мне чаще приходилось ходить на совещания, и я был задействован в большем количестве проектов.

Я уже не мог с прежней жесткостью делить свой день на блоки, а число запросов «по случаю» резко возросло. Пришлось искать новые способы повышать свою продуктивность в роли техлида. Вот что я предпринял

Записи при переключении между задачами

Мне стали звонить всё чаще и чаще; я группировал эти звонки вместе, но нужно было позаботиться о том, чтобы не забыть итоги разговоров. Два-три дня в неделю мне приходилось проводить по четыре-шесть созвонов подряд. То, что я делал заметки по завершению каждого совещания, помогало подвести черту.



Продуктивность при сохранении заметок в системе (синяя линия) и в памяти (серая линия)

Когда перескакиваешь с одного созвона на другой, случается, что соображения по предыдущей задаче вклиниваются и мешают сосредоточиться на новой. Это называется остаточным вниманием и может вызвать ощущение, что мысли у вас смешиваются.

Простой способ снизить воздействие остаточного внимания – быстро набросать дамп по текущему состоянию, прежде чем переключаться на следующую задачу. Такие заметки могут представлять краткое содержание созвона – к чему пришли, какие требуются действия.

Периоды упадка сил, отведенные под мелкие дела

Интеллектуальные ресурсы нашего мозга ограничены, и наша задача – разумно ими распоряжаться. Я использовал то время, когда у меня оставалось мало энергии, на тривиальные задачи. Они требовали меньше когнитивных усилий, а значит, я мог сохранять продуктивность, не напрягая себя сильной сосредоточенностью.

Эта практика помогла мне оптимальным образом приспособиться под перемены в уровне активности на протяжении дня, и гарантировала, что работа, требующая глубокого погружения, приходится на часы, когда когнитивные ресурсы находятся на самом пике.

Дни без совещаний

Я стремился к тому, чтобы два дня в неделю проводить без созвонов. Такой подход позволял свести к минимуму перескакивание внимания в дневное время, и снижал психологическую усталость.

Эти дни я использовал для работы над масштабными задачами, для которых была необходимо продолжительная концентрация – например, углубленное исследование по какой-то теме, составление проектной документации или разработка новых процессов. По моему опыту, именно такие дни приносят наибольшее удовлетворение. Я чувствую, что чего-то достиг, и напряжение отпускает.

Технический директор: постоянная переоценка и устойчивые привычки


Когда я стал руководить техлидами и вести масштабные проекты, охватывающие всю компанию, в моих обязанностях снова произошли изменения. Мне нужно было смотреть на общую картину, чаще приходилось решать проблемы, причем нередко с ограниченным знанием контекста.

Глубокая сосредоточенность может превратиться в редкое явление, если прицельно не принимать меры против такого исхода. Чтобы выжить в непрерывном потоке новых сведений, я подключил следующие две вещи:

Постоянная переоценка важности и срочности задач

За один день невозможно переделать всё. Когда на тебе изо дня в день висят сотни разных дел, легко впасть в растерянность. Пресечь эту тенденцию мне помогает такая схема расставления приоритетов:

  • Важные и срочные задачи → проекты, которыми нужно заняться сейчас же
  • Несрочные и важные задачи → проекты, которые нужно включить в расписание
  • Срочные и неважные задачи → проекты, которые нужно делегировать кому-то еще
  • Несрочные и неважные задачи → проекты, от которых нужно избавиться

Я приучил себя регулярно задаваться вопросами:

  • Какие три задачи наиболее важные? Какие три задачи наиболее срочные?
  • Какое дело из тех, что я могу сегодня сделать, даст наибольший результат?

Усиленная выработка устойчивых привычек

Всегда работать на пределе своих возможностей не получится. Иногда перейти в состояние потока бывает просто, а иногда это не удается неделями. Вот ради таких-то моментов и стоит сосредоточиться на привычках, а не стремиться к мгновенному результату.



Успешность, если рассчитывать на мотивацию (левее) и привычки (правее)

Как говорил Джеймс Клир, автор книги «Атомные привычки»: «Вы не поднимаетесь до уровня своих целей, вы падаете на уровень своей системы». Привычки помогают перенести сложные времена, не прекращая движения вперед. Кроме того, они сводят к минимуму необходимость принимать осознанные решения. Когда вы выполняете определенные задачи в заученной последовательности, мозг приспосабливается к этому паттерну, и переход от одного типа деятельности к другому проходит гладко.

Мне пришлось приучить себя к переключению между контекстами


Это снова я, Грегор. В завершение этой статьи поделюсь и своими четырьмя лучшими рекомендациями. Мне, как техническому директору, в течение дня приходится переключаться множество раз из-за разнообразия обязанностей и проектов под моим наблюдением. Даже сейчас иногда бывает сложновато, но нужно как-то с этим справляться.

По следам многочисленных ошибок я вывел следующие правила себе в помощь:

  • Таймбоксинг для задач – таймер на двадцать пять минут работы и пять минут перерыва позволяет мне сохранять концентрацию
  • Время для совещаний и время для созидания – я стараюсь соединять подобное с подобным и отводить для этого определенное время. Например: четыре часа совещаний, затем четыре часа сосредоточенной работы
  • Я махнул рукой на поминутное следование плану. Теперь я больше забочусь о том, чтобы выполнять дневные и недельные цели.
  • Подход «возьми и сделай» бывает очень полезен. Все мы иногда слишком много думаем. Стоит только начать, и импульс поможет продвинуться в деле.

Эти четыре пункта я подробнее расписал в своей статье «Самые губительные для продуктивности вещи в разработке». Там же можно прочитать о трех других губительных вещах (спойлер: это перфекционизм, прокрастинация и многозадачность) и о том, как с ними бороться.

Комментарии (12)


  1. VladimirFarshatov
    15.03.2024 15:44
    +5

    Вспомнилось совещание перед новым годом у продуктового с нами, программистами, Как-то так:

    -"Коллеги, за этот год и особенно за декабрь в сроки не было сделано ничего. Это проблема "

    (Программист со стажем в коллективе, я - новичок, молчал)

    -"это - не проблема! Проблема в ином. Вот дневник моих дел на последнюю неделю:

    Понедельник: работа над задачей - 1 час. 8 переключений на мелкие правки, с требованием срочно, 5шт - ваши лично.

    Вторник: работы над задачей не велись, т. К. Упала СУБД, три часа с сисадмином искали последний дамп и поднимали базу.

    Среда: .. Продолжать?

    Между прочим, переключение внимания по моему дневнику занимает не менее получаса туда-сюда обратно.

    Проблема тут. "


    1. PereslavlFoto
      15.03.2024 15:44

      Это известная ситуация. Человек поступает на ту работу, где дневной объём задач можно выполнить за 12 часов, потом желает работать только 7 часов в день, а потом не успевает и жалуется.

      Здесь возможно только одно решение: проводить за работой больше времени. Для этого надо не только приходить в 8 утра и уходить в 9 вечера, но и выполнять часть работы из дома, брать задачи с собою в отпуск.

      Мне возразят, что умный руководитель будет ставить ничуть не больше задач, чем могут исполнить сотрудники. Да, это верно. Однако такой руководитель сорвёт свои сроки, вызовет хозяйский гнев и будет уволен. Ему на смену придёт Сова-менеджер.

      Теоретики учат, что для выдерживания сроков нужен запас. Чтобы вовремя поставлять товары, нужен запас товаров на складе. То есть надо платить складу за бездельно пролёживающие там товары. Чтобы вовремя исполнять задачи, нужен запас времени у сотрудников. То есть надо платить сотрудникам за бездельно проведённые часы. Этот запас, учат теоретики, позволяет управлять внезапными задачами.

      Однако на практике — хозяин не желает платить сотрудникам за запасное время.


      1. vvbob
        15.03.2024 15:44
        +3

        Однако на практике — хозяин не желает платить сотрудникам за запасное время.

        А сотрудники не желают дарить "хозяину" свое личное время..

        Сколько успел за рабочее время, столько и сделал, не успеваем делать все что запланировано - меняйте планы, либо нанимайте больше сотрудников, если это поможет, конечно.


        1. PereslavlFoto
          15.03.2024 15:44

          Вы работник вуза? Или, прости господи, математик?

          Вы пишете очень правильные слова, которые не сочетаются с тем, что мы видим вокруг.


          1. vvbob
            15.03.2024 15:44
            +4

            Есть в интернетах (да и не только) одно железное правило - когда атакуют личность, это значит только то, что по сути сказать нечего.


            1. PereslavlFoto
              15.03.2024 15:44

              По сути сказано выше. Задач всегда больше, чем рабочего времени, а денег всегда меньше, чем стоимость их решения. Поэтому в России принято работать больше, а платить меньше. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:40.)


              1. vvbob
                15.03.2024 15:44
                +4

                Где принято?
                Если вы из работодателей - то не хочу расстраивать, но если вы заставляете ваших сотрудников сидеть на работе дольше чем вы им за это платите - то это вовсе не значит что все это время они работают.

                В IT лично я видел везде вполне адекватные подход - не уложились в сроке, ну что-же.. значит не уложились, подкорректируем планы, возможно наберем еще сотрудников.


    1. almaz1c
      15.03.2024 15:44

      Нашелся виновный


  1. kozlov_de
    15.03.2024 15:44
    +2

    https://habr.com/ru/articles/166715/

    Никогда не отвлекай программиста


  1. EvilShadow
    15.03.2024 15:44

    Ничто не ново под Луной: https://paulgraham.com/makersschedule.html


  1. oleg_rico
    15.03.2024 15:44
    +1

    Любая работа, которая требует операции с несколькими элементами, требуется сосредоточения. Поэтому даже простой вопрос А что ты там делаешь уже минус 10 минут


  1. Advisers
    15.03.2024 15:44

    "Подход «возьми и сделай» бывает очень полезен. Все мы иногда слишком много думаем. Стоит только начать, и импульс поможет продвинуться в деле" - 100%