Введение

Каждый геймер знаком с ощущением «И ещё одну каточку... И спать⁠⁠», когда невозможно оторваться от экрана. Это состояние называется игровой зависимостью или аддиктивностью. Но что именно делает игру такой увлекательной и как разработчики игр используют эту информацию для создания более привлекательных продуктов? В этой статье мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на аддиктивность игры.

Определение аддиктивности

Аддиктивный (от англ. «addiction» — зависимость) геймплей — это такой стиль игры, который вызывает у игрока желание возвращаться снова и снова в игру. Это может быть вызвано различными факторами, включая уровень сложности, геймплей, дизайн, механику и многое другое.

Факторы аддиктивности

1. Сложность игры и уровень мастерства

Сложность игры и уровень мастерства — два существенных аспекта, которые непосредственно влияют на аддиктивность игры. Чем сложнее игра, тем сильнее она привлекает и завораживает игроков, предоставляя им постоянные вызовы и возможность преодолевать себя. Уровень мастерства, в свою очередь, является индивидуальным показателем игрока, определяющим его способность эффективно освоить игровой процесс и достигать высоких результатов. Оба этих фактора взаимодействуют и создают более глубокое и увлекательное игровое впечатление.

Одним из примеров такого влияния сложности и уровня мастерства на аддиктивность игры является серия Dark Souls, разработанная компанией FromSoftware. Все игры этой серии известны своей высокой сложностью. Они предлагают множество запутанных локаций, сильных противников и коварных ловушек. Выжить и преодолеть сложности требует не только хороших навыков и реакции, но и глубокого понимания механик игры.

Игроки, выбравшие Dark Souls, окунутся в безжалостный и бесконечно привлекательный мир, где каждый шаг может быть последним.
Игроки, выбравшие Dark Souls, окунутся в безжалостный и бесконечно привлекательный мир, где каждый шаг может быть последним.

Еще одним примером может служить серия FIFA от Electronic Arts. Несмотря на то, что видеоигры по футболу предоставляют возможность выбирать уровень сложности, есть режимы, требующие высокого уровня мастерства. Например, в соревновательных онлайн‑режимах игроки сталкиваются с противниками разных уровней и мастерства. Игра в таком случае становится гораздо более аддиктивной.

Игроки стремятся улучшить свои навыки и достичь высокого рейтинга для преодоления более сильных соперников.
Игроки стремятся улучшить свои навыки и достичь высокого рейтинга для преодоления более сильных соперников.

Также следует упомянуть игры‑головоломки, например, Portal от Valve Corporation. Эта серия включает в себя ряд головоломок и испытаний, которые требуют от игроков логического мышления и интуиции. Чем сложнее становятся головоломки, тем больше увлечения и страсти они вызывают у игроков.

Игра награждает тех, кто обладает высоким уровнем мастерства, предлагая им более сложные и затягивающие испытания.
Игра награждает тех, кто обладает высоким уровнем мастерства, предлагая им более сложные и затягивающие испытания.

Приведенные примеры — лишь малая часть игр, где эти факторы оказывают значительное влияние. Они подтверждают, что игры, требующие стремления игрока к самосовершенствованию, могут быть особенно привлекательными и незабываемыми.

2. Предвкушение

Одним из факторов, которые в значительной степени способствуют созданию аддиктивных игровых впечатлений, является предвкушение — ощущение ожидания и возможности получить желаемый результат.

Один из наиболее ярких примеров предвкушения в игровой индустрии представлен в виде системы наград и достижений. Игроки стремятся достичь определенных целей или выполнять задания, чтобы получить особые предметы, навыки или призы. Промежуточные показатели, позволяющие игроку понять, насколько близок он к достижению конечной цели, создают мощное ощущение предвкушения. Чем более захватывающим и привлекательным будет предмет или приз, тем сильнее будет влечение продолжать играть и вкладывать все больше времени и усилий в процесс.

Другой пример — это механизм рандомных и случайных событий в игре. В заранее неизвестный момент игрового процесса могут произойти события, которые приведут к неожиданным и благоприятным для игрока последствиям. Например, в ролевой игре есть возможность найти редкий и ценный предмет или выполнить задание с удвоенным вознаграждением.

Такие возможности создают стимул продолжать игру в надежде, что каждая следующая попытка принесет еще больше наград.
Такие возможности создают стимул продолжать игру в надежде, что каждая следующая попытка принесет еще больше наград.

Еще один фактор, способный повысить аддиктивность игры, это социальное предвкушение. В многопользовательских онлайн‑играх игроки могут заранее планировать совместные действия и сражаться с другими игроками.

Знание того, что игровой мир населен тысячами других игроков, создает ощущение реальности и подстегивает желание победить и добиться признания со стороны других участников.
Знание того, что игровой мир населен тысячами других игроков, создает ощущение реальности и подстегивает желание победить и добиться признания со стороны других участников.

Нельзя не упомянуть и эффект «следующего шага». В многих играх разработчики сознательно создают ситуацию, когда игрок всегда остается недовольным текущим результатом и стремится к следующему предвкушаемому этапу. Например, в платформенных играх после прохождения уровня появляется очередной, более сложный и интересный. Такой подход мотивирует игроков постоянно преодолевать себя, прививает им ощущение, что впереди всегда есть новые и захватывающие вызовы, которые они обязательно должны пройти.

Конечно, предвкушение игры не всегда приводит к аддиктивному поведению, но позволяет значительно увлечь и заинтересовать игроков, не позволяя им остановиться на достигнутом.

3. Вознаграждение

Этот механизм игровой мотивации не только стимулирует игроков к дальнейшему участию в игре, но и может способствовать их зависимости от нее.

Системы вознаграждений в играх имеют различные формы и проявления. Один из наиболее распространенных способов вознаграждения — это награда за достижения, какие‑либо задания или выполнение определенных целей в игре. Например, игрок может получить награду за успешное прохождение уровня, выполнение сложного квеста или достижение определенного ранга в многопользовательском режиме.

Эти вознаграждения могут быть виртуальными – игровой валютой, предметами, а также внешними – какими-то реальными благами или статусами в сообществе игроков.
Эти вознаграждения могут быть виртуальными — игровой валютой, предметами, а также внешними — какими‑то реальными благами или статусами в сообществе игроков.

Вознаграждение на первый взгляд может показаться лишь мотивацией для достижения цели или как просто инструмент развлечения. Однако оно обладает свойством усиливать аддиктивность игры. Когда игрок получает вознаграждение, его нейрохимия меняется — выделяются определенные нейромедиаторы, отвечающие в организме за чувство удовлетворения и удовольствия. Это создает эффект удовлетворения, стимулирующий игрока желать получать еще больше вознаграждений и продолжать играть.

Примеры влияния вознаграждения на аддиктивность игры могут быть разнообразны. Например, ролевые игры часто используют систему опыта и уровней, где каждый новый уровень открывает доступ к новым возможностям персонажа или предоставляет новые скиллы. Этот прогрессирующий геймплей предоставляет игроку постоянные цели и вознаграждения за их достижение, что приводит к постоянному стремлению продвигаться дальше и улучшать своего персонажа.

Представим ситуацию в виде одного из конкретных примеров. В игре «World of Warcraft» игроки могут выполнять наборы заданий. Помимо опыта и виртуальной валюты, которые являются обычными вознаграждениями, разработчики награждают игроков дополнительными поощрениями, которые мотивируют их вкладывать больше времени и усилий в игру. Это может быть как новый вид оружия, так и визуальные эффекты, которые делают персонажа более привлекательным в глазах других игроков.

Подобные вознаграждения создают ощущение прогресса и достижения, что стимулирует игроков продолжать игру.
Подобные вознаграждения создают ощущение прогресса и достижения, что стимулирует игроков продолжать игру.

Еще один пример можно найти в мобильной игре «Candy Crush Saga». В этой игре после прохождения уровня игрок получает звезды, и количество полученных звезд напрямую соотносится с его успехом. Когда игроку удается получить наивысшую оценку и максимальное количество звезд на уровне, ему доступны дополнительные возможности и продвижение в игре становится более быстрым.

Это мотивирует игроков переигрывать уровни, улучшая свои результаты и стремясь достичь максимальной оценки на каждом этапе.
Это мотивирует игроков переигрывать уровни, улучшая свои результаты и стремясь достичь максимальной оценки на каждом этапе.

4. Социальный аспект

Одним из самых значимых аспектов является роль друзей и общества в формировании аддиктивного поведения в играх. Под влиянием ровесников и давлением группы, многие люди начинают увлекаться игрой, даже если изначально к ней не испытывали особого интереса. Одним из ярких примеров можно назвать популярную онлайн‑игру «Fortnite». Она завоевала огромную популярность среди подростков благодаря своей многопользовательской составляющей, которая позволяет играть вместе с друзьями и общаться с ними одновременно. Влияние группы является мощным фактором, приводящим к развитию зависимости от игры.

Другим социальным аспектом, способствующим аддиктивности игры, является феномен командного соревнования. Многие игры имеют возможность соревноваться с другими игроками, формировать команды и достигать различных игровых целей вместе. Стремление к победе и ощущение принадлежности к успешной команде способны захватить игрока настолько, что он начинает играть в игры не только ради удовольствия, но и для поддержания своего имиджа в глазах других участников игрового сообщества. Примером может служить такая игра, как «League of Legends». В ней участники образуют команды и сражаются друг с другом в эпичных битвах. Большая часть успеха в игре зависит от согласованной игры в команде, что требует многих часов тренировок и вклада в игровой процесс.

Далее, стоит упомянуть влияние игровых сообществ на развитие и поддержание аддиктивности игры. Виртуальные миры, предоставляемые играми, не только создают возможность погрузиться в другую реальность, но и позволяют встретиться с единомышленниками, найти новых друзей, а также получить поддержку и признание от других игроков. Это особенно актуально для людей, испытывающих затруднения в социальном взаимодействии в реальной жизни. Разумеется, конкретные примеры сильно зависят от игры и ее сообщества, но онлайн‑игры в жанре MMORPG, такие как «World of Warcraft», заслуживают особого внимания в этом контексте. В них игроки могут создавать своих уникальных персонажей, взаимодействовать с другими участниками игры, объединяться в гильдии и сражаться вместе в событиях.

Социальные аспекты игр обладают удивительной способностью привлекать наше внимание и поддерживать интерес даже после многих часов игровой активности. Это особенно ярко проявляется в тактических стратегиях, где каждый игрок играет определенную роль в команде и совместными усилиями стремится к победе. Примером может служить популярная игра Dota 2, где игроки должны работать вместе, принимая стратегические решения и выполнять свои задачи, чтобы одержать верх над противниками. В этом случае социальный аспект игры создает чувство взаимодействия и вовлеченности в коллективные достижения.

Кроме того, соревновательный аспект игр, который основан на социальных взаимодействиях, также оказывает большое влияние на аддиктивность. Большинство игр включают компоненты соревнования, которые заставляют игроков стремиться к победе и преодолевать соперников. Например, игра «Counter‑Strike: Global Offensive» не только предлагает сражения между командами, но и стимулирует игроков к совершенствованию своих навыков, достижению более высоких рангов и общению с другими игроками (да‑да, общение, вы не ослышались). В этом случае социальный аспект игры активизирует желание быть лучше других и поддерживать связь с игровым сообществом.

5. Уникальность и вариативность

Одним из основных факторов, влияющих на аддиктивность игры, является уникальность игрового мира. Если мир, в котором происходит игровой процесс, представляет собой уникальное и захватывающее место, игроки будут чувствовать себя привлеченными и заинтересованными в его исследовании. Например, в игре «The Elder Scrolls V: Skyrim» игроки погружаются в фантастический мир, полный загадочных существ, завораживающих пейзажей и множества интересных заданий.

Этот уникальный мир стимулирует игроков продолжать игру, чтобы исследовать все его уголки и раскрыть его секреты.
Этот уникальный мир стимулирует игроков продолжать игру, чтобы исследовать все его уголки и раскрыть его секреты.

Кроме того, вариативность в игровом процессе играет важную роль в его аддиктивности. Если игра предлагает широкий спектр возможностей и выборов, каждый игрок может создать собственный уникальный опыт игры. Например, в игре «Fallout 4» игрокам предоставляется свобода выбора взаимодействия с другими персонажами и миром игры. Они могут выбирать свои цели и задания, создавать собственные истории и изменять ход событий в игре.

Вариативность в игровом процессе позволяет игрокам ощутить свою собственную силу и контроль над игровым миром, что мотивирует их продолжать играть.
Вариативность в игровом процессе позволяет игрокам ощутить свою собственную силу и контроль над игровым миром, что мотивирует их продолжать играть.

Также, уникальность и вариативность влияют на аддиктивность игры через возможность разнообразных стилей игры. Если игра предлагает различные классы, способности или возможности персонажей, игроки могут выбрать подходящий для них стиль игры и наслаждаться процессом. Например, в игре «Overwatch» каждый персонаж имеет уникальные способности и роли, что позволяет игрокам выбрать подходящий для них стиль игры — будь то защитник, стрелок или поддержка.

Эта вариативность позволяет игрокам находить свою нишу в игре и оставаться заинтересованными.
Эта вариативность позволяет игрокам находить свою нишу в игре и оставаться заинтересованными.

Заключение

В заключение можно сказать, что аддиктивность игр — это сложное и многогранное явление, которое существенно влияет на жизнь миллионов людей по всему миру. В ходе данной статьи были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на развитие зависимости от игр.

Во‑первых, следует отметить мощное воздействие игрового дизайна. Компании, разрабатывающие игры, стремятся создавать продукты с максимально привлекательными геймплеем, визуальным оформлением и иными аспектами, которые отвлекают от реальной жизни и затягивают игрока с первых минут. Это, в свою очередь, усиливает желание играть и вовлекает человека в виртуальный мир настолько сильно, что становится сложно оторваться от процесса.

Во‑вторых, социальный аспект игр также играет немаловажную роль в их аддиктивности. Многие игры предлагают возможность играть с друзьями или соревноваться с другими пользователями в режиме реального времени. Благодаря этому, игра становится важным средством общения и социализации, что привлекает людей и не даёт им чувствовать себя одинокими.

Неотъемлемой частью аддиктивности игр является их цель непрерывного прогресса. Большинство игр предлагают системы наград, достижений и возможностей прокачки персонажей, которые мотивируют игрока вкладывать больше времени и энергии в игру. Этот постоянный прогресс, чувство достижения и развития стимулируют человека играть всё больше и больше, не желая отказываться от этой возможности.

В целом, игры являются незаменимой и популярной частью современной культуры. Влияние, которое они оказывают на нас и нашу жизнь, можно рассматривать со множеством разных сторон, включая аспекты развлечения, общения, развития и даже зависимости. Это сложное явление требует дальнейшего изучения и обсуждения. Важно помнить, что каждый человек имеет индивидуальную ответственность за свои действия и умение находить баланс между виртуальным и реальным миром.

Комментарии (2)


  1. Prikalel
    31.03.2024 17:13
    +1

    прочитал бегло, как по мне много воды.

    есть очевидные вещи которые если убрать то статья занимала бы 1/3 своей текущей памяти если не меньше, а мне за интернет платить


    1. tmxx
      31.03.2024 17:13
      +1

      вот так аддиктивность и работает