Несколько внеочередная заметка... Со времён Короны я работаю дома на подстольной дорожке. Когда я искал что же купить, я наткнулся на небольшой местный магазинчик FitOffice, где выбор был TR1200 или TR5000. По отзывам обе хороши, но одна требует регулярного смазывания и предполагает использование на несколько часов в день -- а вторая не требует смазывания и подходит для ходьбы хоть весь день. Жена настояла на второй :)

Если вкратце, то за 4 года использования, я находил на ней всего около 10 тысяч км, но она начала шуметь до невозможности -- по замерам телефона более 60 дБ на 5км/ч, да еще с жуткой высокочастотной составляющей, которая делала шум еще хуже. Ну то есть я мог за ней работать (стол экранировал от прямого шума), но шум рядом с ней становился отвратительным.

Официальный суппорт по почте сказал мне "это нормально" -- а FitOffice сказали что это похоже на проблему мотора -- аналогично высказался кто-то на reddit, да и на мой слух звучало как проблема какого-то из подшипников. В качестве простой меры мне предложили поменять щётки мотора, эту инструкцию я нашел (осторожно: видео). Но щетки оказались почти не израсходованными (меньше 1мм съелось), и на звук замена не повлияла. Осталась опция только замены мотора.

Учитывая, что дорожка уже за гарантией, а замена сама выглядела как простое дело -- я решил поменять его сам, хоть и не нашел никакой инструкции. Так что теперь заполняю этот вакуум :)

Учтите: я тыжпрограммист и не должен уметь менять моторы. Ну то есть заменить мотор в дорожке я могу, но не потому, что тыжпрограммист. Если решитесь что-то делать по инструкции, делайте это на свой страх и риск и действуйте по обстоятельствам! Я не мастер и эта инструкция нифига не официальная.

Что потребуется

Для замены мотора в дорожке понадобятся:

  • Дорожка TR5000

  • Новый совместимый мотор

  • Крестовая отвертка

  • Рожковые ключи на 12, 13 и 14

  • Ключ-трубка на 8

  • Короткий шестигранник на 6 -- тот, что идёт с самой дорожкой слишком длинный, так что я воспользовался битой от отвертки + рожковый ключ на 6

  • Рабочие перчатки (там можно "слегка" замараться)

  • Что-та надёжное, чтобы приподнять и зафиксировать дорожку на 10см над землёй (я поднимал руками-ногами, но 8-10см бруски дерева могут помочь)

  • Телефон, чтобы зафотать как оно выглядело до начала работ -- чтоб знать как всё скидать обратно потом.

Вскрытие

  • Перед вскрытием дорожки её следует ОБЕСТОЧИТЬ.

  • Проверьте, что всё обесточено и все кабеля от неё отключены.

  • Следует выкатить дорожку из-под стола.

Расслабляем 4 болта вот в этих местах
Расслабляем 4 болта вот в этих местах
Вот такие вот болты (вид сбоку)
Вот такие вот болты (вид сбоку)

Внутри дорожки, если смотреть со стороны её переда, находятся:

  • Слева: управляющая электроника. Мотор подключен разъёмами на концах толстого красного (плюс) и черного (минус) проводов, плюс сине-зеленый провод прикручен к болту заземления.

Плата управления и питания
Плата управления и питания
  • В середине расположено большое ферритовое кольцо. Обратим внимание как идут провода: земля проходит прямо через него, а питание делает три витка.

Феррит в центре
Феррит в центре
  • Справа: собственно, мотор.

Он самый
Он самый
  1. Во-1х натяжение ремня передачи в зоне (1). Следует понажимать пальцем, чтоб запомнить сколько примерно надо будет в конце натягивать.

Запоминаем натяжение
Запоминаем натяжение
  1. Система натяжения организована в зоне (2). Она состоит из плоской гайки (a), которая держится в пазу металла, болта с шестигранной головой (b) (и да, места тут мало, надо короткий шестигранник на 6), плюс зажимается чтоб не разбалтывалось гайкой (c) после того как натянуто как надо.

Система натяжения
Система натяжения
  1. Мотор прикручен к металлическому основанию, которое в свою очередь расположено в длинных отверстиях (3), то есть мотор может двигаться вперед-назад, чтоб можно было натянуть ремень как надо. Разумеется, эти 4 болта прикручиваются из-под дорожки снизу, для удобства обслуживания.

Болты, вид снизу
Болты, вид снизу

Снимаем мотор

Процедура снятия мотора:

  1. Выключить дорожку.

  2. Убедиться, что дорожка выключена и все провода от неё отцеплены.

  3. Ослабить контрагайку (c) в системе натяжения, затем вращая болт натяжения (b) снимаем гайку (a) совсем.

  4. Выкручиваем 4 болта, которые держат мотор. Для этого дорожку надо поднять на 8-10см, чтоб рука с ключом туда пролезала. Я поднял на боковых ножках дорожку на максимум что они позволяют, а потом складывал на левую руку чтоб приподнять и подпирал ногой, а правой выкручивал, но удобнее может оказаться взять большие деревянные бруски на 10см и положить по углам дорожки -- главное зафиксировать так, чтоб дорожка не могла с них соскочить и свалиться всеми 50 килограммами на руки!

  5. Отключить провода от мотора: выдернуть черный и красный из платы, вытянуть из феррита и открутить землю (мотор там верхний, так что снять легко).

  6. Теперь можно спокойно снять мотор

Пустота
Пустота
  1. Металлическая пластина, на которой лежит мотор, прикручена к мотору двумя болтами под шестигранник -- откручиваем её от мотора.

Животик моторчика
Животик моторчика

Ставим новый мотор

Собираем в почти что обратном порядке:

  1. Прикручиваем пластину к новому мотору (следим за ориентацией пластины!)

  2. Ставим мотор на его место, и наживуливаем 4 болта обратно -- но не затягиваем

  3. Ставим ремень на ось мотора и центруем его на оси на валике

  4. Вкладываем обратно плоскую гайку (a) и затягиваем болтом (b) пока не получим требуемое натяжение ремня (вы же запомнили, каким оно должно быть? не очень слабым и не перетягивать)

  5. Вот теперь можно затянуть все 4 болта накрепко -- и еще раз проверить натяжение.

  6. (Если что-то подкладывали под дорожку -- теперь уже можно убрать).

  7. Затягиваем контрагайку (c) в системе натяжения.

  8. Протягиваем синезеленый провод от мотора через феррит и накручиваем на болт заземления.

  9. Протягиваем провода питания, делая три витка на кольце, и подключаем к плате к тем же местам что до этого. У меня черный внизу (на плате "-") а красный вверху (плюс написан на плате).

  10. Прокручиваем саму дорожку рукой -- мотор должен легко вращаться и не должен издавать никаких посторонних звуков.

  11. Складываем крышку на место и затягиваем болты по периметру. Перед затягиванием боковых болтов чуть-чуть приподнимаем крышку над дорожкой, чтоб крышка не царапалась за ленту, иначе опять же будут странные звуки.

Наслаждаемся!

После замены мотора шум упал с 63 дБ когда она вращается на 5км/ч вхолостую -- до 52 дБ. Божественно!

Я надеюсь продолжать наслаждаться ею теперь еще лет 5 как минимум :)

Комментарии (13)


  1. rsashka
    04.04.2024 15:17
    +2

    Я заменял не весь мотор, а только подшипники в нем.


    1. datacompboy Автор
      04.04.2024 15:17

      Я спрашивал про подшипники... Мне сказали что у них есть только мотор в сборе. Ну и менять подшипники это придётся еще глубже мотор разбирать -- а у меня даже рожковых ключей дома не нашлось (в 10 вечера спрашивал соседей не завалялись ли у кого).

      Но так как можно поменять подшипники, старый мотор надеюсь продать-отдать :) не очень хочется просто выбрасывать в электронику...

      ... Кстати если есть инструкция по переборке мотора -- буду рад!


      1. rsashka
        04.04.2024 15:17
        +4

        Я просто вынул подшипник из мотора и по маркировке нашел аналогичный магазине. Это было это лет 5 назад, и сейчас уже точно не помню, но там кажется обычные стопорные кольца стояли. Снимаются обычными пассатижами с тоники губками.


        1. datacompboy Автор
          04.04.2024 15:17
          +1

          Спс, гляну как будет время. Может, соберу себе просто запасной мотор тогда :)


          1. rsashka
            04.04.2024 15:17
            +1

            Кстати, я еще менял подшипники на валах + заменил щетки в моторе.


            1. datacompboy Автор
              04.04.2024 15:17

              Щётки похоже у него вечные. А валы без мотора вообще не слышно... Надеюсь, так и останется


  1. zatim
    04.04.2024 15:17
    +3

    Несколько лет назад тоже решил обзавестись дорожкой, купил сломанную недорого. У нее полностью сгорела панель управления и частично силовая часть. Силовую я починил, там погорел транзистор с обвязкой, а вместо панели управления сделал новую. При этом пришлось включить тыжпрограммиста и написать свою прошивку как для самой панели, так и для микроконтроллера в силовой части (протокола их обмена я не знал, пришлось делать свой).

    Кстати, мотор на ней тоже был очень шумным, при этом нормально работал и щетки также были целые. Наверное, это просто такая особенность коллекторных двигателей.


    1. datacompboy Автор
      04.04.2024 15:17

      Вот сейчас он чуть шуршит, а не шумит. Так что это вещь такая. Надо понимать, что мотор у TR5000 самый шумный из линейки LSF -- из-за вентилятора, совмещенного с ним, охлаждающего его.

      TR1200 например еще тише, как раз за счет отсутствия вентиллятора -- и по той же причине на 3-4 часа только работы.


  1. AWRDev
    04.04.2024 15:17
    +1

    А насколько вообще удобно работать за компьютером, шагая на этой штуке? Легко ли оставаться сконцентрированным на изображении с монитора? Устойчиво ли стоять, типа не приходится руками упираться об стол иногда?


    1. Markscheider
      04.04.2024 15:17
      +1

      А насколько вообще удобно работать за компьютером, шагая на этой штуке?

      Присоединюсь к вопросу и реквестую у @datacompboy короткий рассказ на эту тему


      1. datacompboy Автор
        04.04.2024 15:17

        Скоро будет, да


    1. cofein51
      04.04.2024 15:17
      +1

      С телефоном в руках ходят, пишут тексты, читают.

      А тут и дорога без препятствий и точно не врезаться.

      Думаю на мало скорости проблем быть не должно.


    1. datacompboy Автор
      04.04.2024 15:17

      Через пару недель привык полностью, концентрироваться не проблема. При работе руки постоянно лежат на клаве, что удобно центрует и защищает от ползанья влево-вправо. Еще помогает то, что дорожка достаточно широкая (WalkPad уже и я пробовал на ней -- не очень удобно, на край наступаю).