Я хочу рассказать вам об одном инструменте для работы с соцсетями. Рабочее название его - «менеджер репутаций». Технически он довольно прост, а вот стоящая за ним идея требует пояснений. Не знаю, существуют ли аналогичные программы, мне ничего подобного обнаружить не удалось. Во-всяком случае, концепция ни откуда не заимствовалась, а рождалась постепенно, по мере накопления опыта. Она достаточно непривычна, попробую объяснить ее наглядно.

Вообразите себе — крупного начальника или бизнесмена, и его помощника по информации. Допустим, они приезжают на какой-нибудь международный форум. Вокруг — тысячи людей из разных стран. Некоторых начальник знает в лицо, помнит о них какие-то факты, знает, с кем из них ему желательно встретится, а кого, напротив — лучше избегать.. Но их — тысячи, большинство он видит впервые, некоторых — знает только понаслышке..

А рядом с ним — помощник по информации. И он подает своему боссу незаметный для окружающих знак — вот это полезный человек, с ним стоит пообщаться. А вот это — наоборот, ходячая неприятность, лучше с ним в контакты не вступать. Про некоторых, особенно важных людей, помощник подает знак по собственной инициативе. Про других просто сигнализирует - «есть дополнительная информация». Про третьих — по собственной инициативе вообще внимания не обращает. Но и про первых, и про вторых, и про третьих — по первой просьбе своего шефа готов представить ему справку, краткую или развернутую — кто этот человек, откуда он, в каких действиях он и его организация были замечены и .т.п. Понятно, что такой помощник — это ценный специалист, такой есть далеко не у каждого начальника, не говоря уж о простых смертных. И надо учесть, что международный форум —это уже очень сильно отфильтрованный круг, там практически нет случайных людей.

А теперь примерьте эту аналогию на любую дискуссионную площадку. В большинстве случаев, в дискуссии допускаются все подряд — например, на YouTube. Но даже там, где существует некоторый входной ценз — как здесь, на Хабре — количество пользователей сильно превышает возможности обычной человеческой памяти, а среди них есть как интересные, полезные, грамотные люди — так и демагоги, балаболы, откровенные тролли... А есть еще люди с разнообразными «изюминками», с сезонными обострениями, с разными другими особенностями... Кроме того, есть еще история личных взаимоотношений — с кем-то я поругался на какую-то тему, возможно несколько лет назад, с кем-то другим — напротив, очень хорошо и душевно пообщался. Наконец, есть аккаунты различных организаций — которые также сообщают различную информацию, выдают оценки, а порой и различные предложения.

Возникает вопрос — как относится к высказываниям того или иного пользователя? Базовое правило работы с информацией - всегда смотреть на ее источник, а как это сделать?

Разумеется, дискуссионные платформы позволяют посмотреть некоторую информацию о другом пользователе — где-то больше, где-то меньше, но обычно эта информация — это какой-нибудь рейтинг, интегральный показатель не позволяющий понять, откуда он взялся. И это отражение чужого мнения об этом человеке, а не вашего. Даже если платформа позволяет просмотреть все сообщения пользователя — чтобы составить о нем какое-то определенное мнение, придется потратить массу времени, отфильтровывая ничего не значащие сиюминутные реплики в одних случаях, и вникая в контекст дискуссии — в других, а результат нигде не сохранится, и встретив того-же человека через год вы опять будете делать то-же самое..

Как это не печально, большинство людей решают эту проблему методом рыбки Дори — не помню, и хрен с ним, и каждый раз начинают общение с чистого листа. А ведь на самом деле, большинство людей сами сообщают огромное количество информации о себе — требуется только ее А) систематизировать Б) сохранить и В) обратиться к ней в нужный момент времени. Именно этим и занимается тот гипотетический «помощник по информации», с которого я начал эту заметку. Ему не требуется влезать ни в какие закрытые области, достаточно просто внимательно слушать и крепко запоминать.

Решение для этой задачи складывалось постепенно. Несколько лет назад я написал очень простенькую программку для собственного использования — браузерное расширение, которое позволяло присвоить статус любому встречному пользователю - один из заданного списка. Расширение интегрировалось в сайт Континенталист, хранило данные о статусах в локальной базе браузера и автоматически подсвечивало выбранным цветом всех назначенных пользователей. Не смотря на крайнюю простоту оно уже умело помнить любое количество пользователей в течении неограниченного времени и своевременно напоминать при каждой встрече о назначенном статусе — непосредственно на странице.

Очень быстро стало понятно, что этого совершенно не достаточно — самый главный вопрос, который возникал — это почему этому пользователю я назначил такой статус. Ожидаемо выяснилось, что человек настолько не одномерен, что одним-единственным статусом его характеризовать невозможно. Поэтому возникла логичная концепция, что человек характеризуется его собственными действиями. В рамках соцсетей, глобально таких возможных действий я выделил два — это публикация и комментарий, и была добавлена возможность сохранения событий. Помимо времени и точного адреса события, программа позволяет сохранить заголовок и текст события, выделив из него любую часть и снабдив собственными пояснениями — например, описывающими контекст, в котором то или иное высказывание было сделано. В заголовок можно записать краткую суть и оценку события. Каждому пользователю сопоставляется своего рода «досье» - список событий, отобранных лично вами, как характеризующие этого человека. Список этот доступен через меню, интегрированное непосредственно в страницы соцсети, про каждого встречного пользователя можно посмотреть список заголовков событий в один тык. Так как вся информация хранится в локальной базе, то в ней остаются в том числе и те события, которые могли быть позже удалены, отредактированы или скрыты. Третий концептуальный шаг — это возможность снабдить каждое событие набором тегов. Теги, в отличии от заголовков событий — присваиваются из некоторого относительно небольшого набора — что позволяет автоматически формировать «образ пользователя» из его собственных высказываний, а также суммарное облако тегов всех пользователей. Такой «образ» позволяет достаточно точно, но при этом очень оперативно увидеть, что человек собой представляет. Помимо концептуальных изменений, в программу вносились и чисто технические — например, добавлен дополнительный уровень абстракции, позволяющий легко адаптировать расширение для работы с другими соцсетями, достаточно просто описать несколько методов, при помощи которых находятся стандартные блоки событий. После этого наращивалось количество поддерживаемых соцсетей.

Как это выглядит на практике

Расширение для браузеров называется RepuTracker, оно работает в десктопных браузерах семейств Mozilla и Chrome. В текущей версии поддерживаются следующие дискуссионные площадки:

ВКонтакте
ЖЖ
YouTube
КОНТ
Хабр

После установки расширения, к каждому высказыванию на страницах поддерживаемых соцсетей, рядом с ником автора, добавляется треугольничек. Например, на Хабре это выглядит так:

Если навести на него курсор, то он раскроется в небольшое меню:

Нижний пункт этого меню добавляет данное событие к списку сохраненных. Сначала открывается диалог, в котором можно отредактировать свойства события — написать заголовок, добавить пояснения в текст, назначить теги. После этого надо нажать «Добавить» и событие будет сохранено.

На страницах соцсети, сохраненное событие выделяется «мигающим» заголовком (для комментариев, у которых отдельного заголовка может не быть - «мигает» ник автора), плюс к каждому упоминанию автора, для которого сохранено хотя-бы одно событие цепляется полупрозрачный беджик, с количеством запомненных событий.

Вот как выглядит сохраненное событие:

А вот — упоминание автора, у которого сохранено одно событие:

Ну и, наконец — автор, которому присвоен статус, выделяется цветом:

(вообще, предполагается что статус присваивается только в некоторых, самых явных случаях, и только после сохранения какого-то числа высказываний, как некоторый общий вывод, но технически статус можно присвоить и сразу)
(вообще, предполагается что статус присваивается только в некоторых, самых явных случаях, и только после сохранения какого-то числа высказываний, как некоторый общий вывод, но технически статус можно присвоить и сразу)

Это все модификации, которые вносятся на страницу. Я старался, чтобы они были как можно менее навязчивыми и минимально бросались в глаза. Человек, который не знает об установленном расширении скорее всего даже не сразу заметит, что на странице присутствуют какие-то посторонние элементы.

Разумеется, также есть отдельная страница с настройками расширения, на которой можно получить доступ ко всем сохраненным событиям, осуществлять выборку по статусам, соцсетям и тегам, выгружать и загружать данные и т. п. Интересующиеся могут найти подробные сведения в описании.

Как видите, сам по себе инструмент достаточно простой, поэтому чрезвычайно важна методика его использования.

Опыт использования

Как видно из всего сказанного, сам по себе RepuTracker не навязывает пользователю никакой системы оценок. Он прост, как молоток — когда и куда им ударить, полностью зависит от пользующегося. Какие именно критерии выбирать как значимые, какие именно аспекты чужих высказываний фиксировать в виде тегов, каков вообще будет общий подход к формированию репутаций — полностью остается на усмотрение пользователя. Единственное, что содержится в расширении «из коробки» - это некоторое количество предопределенных статусов, но их можно заменить на любые другие во встроенном редакторе в любой момент.

Тем не менее, несколько вещей необходимо отметить.

Первое — работа RepuTracker очень похожа на установку «плюсиков», «лайков», «кармы», написание комментариев, добавление «в друзья» и другие подобные способы одобрения/неодобрения другого человека в соцсетях. Я сам не ожидал, насколько мы, оказывается, привыкли к тому, что наши «плюсики» и «минусики» будут адресованы тому, кому мы их ставим.

Важно помнить, что сохраняемые в расширении сведения не видны никому, кроме вас. Вы не взаимодействуете с другим человеком, а ведете записи для себя! Это чисто психологический момент, но опыт показывает, что люди в эту ловушку попадаются практически поголовно. Ведя записи, мы занимается тем, что из отдельных разрозненных кусочков формируем какой-то более целостный образ человека — это и есть его репутация.
В обычной жизни наш социальный интеллект делает эту работу машинально — но при сетевом общении он дает сбой, так как а) людей слишком много и б) отсутствует невербальная компонента (жесты, мимика, интонации и пр). Тем не менее, у каждого из нас есть такой опыт. Надо только об этом помнить.

Никакого смыслы в эмоциональности в этих записях нет — тот, на кого вы гневаетесь или, наоборот, восхищаетесь, их не прочтет. Вы их пишете не ему, а себе — но себе будущему, например через год. И тогда все эмоции уже схлынут, а нужна вам будет четкая и лаконичная информация.

Кстати, отмечу еще один неожиданный эффект — сама попытка описать чье-то высказывание в формальном и лаконичном виде очень сильно снижает эффективность манипуляций. Само по себе это не новость — но использование RepuTracker провоцирует пригасить эмоции и вдуматься в любую поступающую информацию с точки зрения логики, в том числе увидеть — на какую именно реакцию вас пытаются спровоцировать.

Второе — хотя технически в RepuTracker можно заносить любую информацию, есть некоторая общая концепция работы с информацией, которая имелась в виду при создании инструмента и при следовании которой он оказывается наиболее эффективен.

Для того, чтобы теги позволяли формировать непротиворечивый образ и адекватно сравнивать разных людей — они должны быть по-возможности инвариантны к обсуждаемой тематике. Лучший инвариант — это особенности логики. Проще говоря, стоит фиксировать в первую очередь логические ошибки и демагогические приемы в дискуссии — это гораздо лучше характеризует человека, чем конкретная обсуждаемая тема и конкретное мнение.

Перспективы

Программа является, как это называется, «домашним проектом». То есть делается в свободное время, никакой коммерциализации в ней нет и не предполагается, весь исходный код доступен под открытой лицензией. Не смотря на то, что программа уже может использоваться практически, ее вряд-ли можно считать готовым продуктом. В промышленности это называется «демонстратор технологий» - так вот RepuTracker это демонстратор, только не технологий а идеи, подхода к анализу информации. Разумеется, в рамках этого подхода можно предложить огромное количество идей по улучшению и углублению анализа событий. Например, в текущей версии полностью игнорируются взаимосвязи между событиями, хронология учитывается самым простым способом — сортировкой по времени события, отсутствует сравнение и группировка собеседников… Не сомневаюсь, что вдумчивый читатель легко предложит еще массу возможных направлений для развития — поэтому, мне было бы очень любопытно получить отзывы от уважаемого сообщества относительно моего проекта. С интересом выслушаю как мысли общего характера, так и предложения по добавлению отдельных функций и сообщения о конкретных ошибках и неточностях.

Для того, чтобы иметь более основательный повод к размещению этой статьи — в крайнюю версию расширения была добавлена поддержка Хабра. Правда, так как я не слишком знаю всякие здешние закоулки, не некоторых страницах разметка может не работать, я просто до них не добрался. Пока я включил разметку на страницы статей и в ленты.

Если я правильно понял правила, прямые ссылки тут разрешается давать только на ГитХаб, страница проекта расположена там по адресу:

https://github.com/dmiandr/context/

Желающие могут запустить плагин прямо из исходников, но там же есть прямая ссылка на установку из каталогов расширений google и mozilla крайнего, на данный момент, релиза. Также, на заглавной странице расположено подробное описание всех функций.

Комментарии (16)


  1. Breathe_the_pressure
    05.04.2024 13:28
    +1

    За изобретение конечно - пять, но непонятна применимость. Какая мне разница какой у кого статус или репутация? Мне важнее информация которую человек хотел сказать, пусть и с много негативной кармой. Я и ники то не читаю...


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28
      +1

      У людей есть масса причин, для того чтобы искажать информацию - как намеренно, так и неосознанно. И наблюдение за предысторией как-раз и позволяет выявить - в какую сторону идет искажение. Ну, банально - в истории высказываний могут обнаружится прямые противоречия между разными сообщениями. Ну или, допустим, человек мог быть уже ранее пойман на том, что он плохо разбирается в предмете, о котором говорит.

      Но вообще, фактическая информация - это ничтожная доля из того, что содержится в сообщениях - даже на околотехнических площадках, большая часть несет определенный эмоциональный окрас, в самые, казалось бы, неподходящие места порой вставляется личное отношение. Большинство людей вообще не очень понимают разницу между фактом и оценочным суждением. А порой попадаются люди, которые эту разницу как-раз очень тонко понимают, но используют это понимание для того, чтобы спровоцировать читателей на какую-то реакцию. Ведь аккаунты в соцсетях бывают не только у частных лиц.

      Отслеживание истории позволяет многие из этих эффектов выявлять. На самом деле даже просто небольшая пауза, которая необходима чтобы вдуматься в смысл чужого комментария и как-то его формализовать - уже отсекает огромную часть манипуляций.

      Я думаю, что по мере развития проявится еще много любопытных эффектов, которые пока не очень видны. Ведь анализировать можно гораздо более изощренными методами, чем просто группировать высказывания одного человека..


      1. Breathe_the_pressure
        05.04.2024 13:28

        да идею я понял. Ну давайте возьмём Хабр, вот тут есть такая статистика пользователей:

        Всего 1 630 894

        Мужчины 220 622

        Женщины 26 433

        Не указан 1 383 839

        Сколько времени у вас уйдёт на составление досье?


        1. dmitrevo Автор
          05.04.2024 13:28
          +2

          Боюсь, вы не поняли.

          События фиксируются непосредственно при чтении публикаций или при участии в дискуссиях, эти процессы неразделимы. Это "досье" - оно начинается с одного-единственного события, а такой контрольной точки, где можно было бы сказать, что оно полностью готово - ее вообще не существует, люди же продолжают высказываться. И у меня нет цели охватить всех поголовно пользователей - я просто выбираю определенные аспекты, которые интересны лично мне, и их фиксирую. Тотальными досье занимаются совсем другие люди и используют совсем другой софт -))

          Я вот делаю особенный упор на особенности логического мышления. Выделяю случаи употребления демагогических приемов. Но можно замечать и любые другие аспекты - да хоть политические пристрастия, это уже каждый решает для себя.

          А если речь идет о том, с какого момента этот плагин начинает давать явную отдачу - то по моему опыту примерно с полутора тысяч зафиксированных событий. Примерно с этой точки я начал получать информации больше, чем закладывать. Но тут надо учесть, что я в параллель занимался дописыванием новых фич, было-бы как-раз очень интересно выслушать человека, который бы попробовал такой эксперимент в чистом виде-)


  1. tastysoop
    05.04.2024 13:28

    Я джва года уже лет пять ношу подобную идею, решающую проблему репутации с немного другой стороны.
    В сущствующих платформах есть один фатальный недостаток™ - рейтинг слишком плоский.
    С одной стороны - было бы весьма полезно иметь "взвешенный" рейтинг, той или иной функцией. Например по типу рекомендательной системы.
    С другой стороны, если это касается людей, то нужно иметь многомерный рейтинг, потому что условный Пупкин может быть чертовски хорош в одном, но оставлять негативный опыт взаимодействия в другом.


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28
      +1

      Да, я на это тоже наткнулся. Именно для решения этой задачи сделано облако тегов. Вот как это примерно выглядит:

      https://raw.githubusercontent.com/dmiandr/context/master/docs/img/tagscloud.png

      Ну и, для каждого человека в отдельности тоже строится облако тегов, уже из только его событий.

      Только я еще обнаружил, что "хорош" и "плох" - это не самый удачный базис. Гораздо полезнее отмечать людей в каких-то других координатах - например, в склонности к логическому мышлению.

      Вообще, эта самая система тегов - это оказалась очень сложная проблема, я нед ней уже долгое время раздумываю, но пока результат довольно корявый. Впрочем, плюс данного расширения, что каждый человек может использовать свою, уникальную и ничем не ограниченную систему - экспериментируйте вволю.


  1. splitfire
    05.04.2024 13:28
    +2

    Ни в коем случае не принижая вашу работу, но описание подобной сущности я встретил у Хайнлайна, в романе Двойная звезда(фэрли-архив).
    Так с детства и не выяснил, писателя ли это была придумка, или действительно исторический факт.


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28
      +2

      Да я ни в коем разе не настаиваю на каком-либо приоритете. По-моему, это скорее плюс - раз не я первый нечто придумал, значит идея заслуживает внимания. Впрочем, тут даже не понятно, что именно назвать идеей - все ж тривиально. Меня даже слегка завораживает именно этот эффект, когда комбинацией самых простейших средств, буквально "из камня, палки и веревки" - удается получить новый уровень восприятия. Если сравнивать с фэрли-архивом, как он там описан - то тут есть один большой шаг вперед. Всю механическую работу по сохранению, а потом подбору информации удалось переложить на браузер, в самом идеальном случае человек описывается облаком тегов.

      Кстати, спасибо за ссылку - я раньше не читал, хотя вообще-то классической американской фантастики в свое время перечитал вагон..


  1. IgorRJ
    05.04.2024 13:28

    Интересная вещь. Потестирую.


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28

      Спасибо. Было бы интересно услышать о ваших впечатлениях.


  1. kfedorov
    05.04.2024 13:28
    +1

    У меня последние полгода какие-то подобные мысли летают, но в контексте работы и плагина для управления контактами и опытом взаимодействия с ними в соц сетях, это правда не про репутацию больше, а как раз про заметки, статусы и подобное. Даже немного в сторону osint :)


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28

      Я тоже думал на эту тему - что можно анализировать не просто характерные особенности отдельного собеседника, но и более глобально, выявлять типичные паттерны из обсуждений, моменты их появления и подобные вещи. Но в качестве основы все равно придется использовать отдельные события - другой вопрос, что их понадобится не тысячи, а миллионы. Сам формат, в котором RepuTracker собирает данные - он достаточно универсален, его можно использовать и для автоматизированного сбора и для анализа какими-нибудь сторонними средствами..

      Я думаю, что тут количество может перейти в качество. То есть начать с рассмотрения отдельных репутаций - и переходить к более крупным группировкам по мере накопления информации.


  1. sashailinsky
    05.04.2024 13:28

    Посмотрите в сторону CRM для социальных сетей. Возможно, вместе с кем-то из них вы сможете сделать что-то впечатляющее.


    1. dmitrevo Автор
      05.04.2024 13:28

      Если говорить прямо, то за этим эвфемизмом - "CRM для социальных сетей", скрывается в общем-то ботоферма. Не так важно, какую конкретно задачу они перед собой при этом ставят, это в любом случае механизм для развешивания лапши на уши.

      Я же хочу создать прямо противоположный инструмент - который помогает каждому отдельному человеку избежать манипуляций. Чтобы если уж его в чем-то и можно было убедить - то корректными логическими построениями, а не демагогией или повторением одной и той-же враки сотню раз кряду.. Это не единственная задача, но базовая.

      Кстати, сильно подозреваю, что существуют CRM, которые уже умеют отслеживать списки контактов. Я руками ни одной не пробовал, но на их рекламные тексты натыкался не раз, уж свои собственные события они умеют и помнить и помечать при просмотре, а также отслеживать конкурентов - значит, технически могут и вообще всех, просто им это обычно не надо.. Потом, на открытом рынке доступны только системы для коммерческого использования - для рекламы. Почти не сомневаюсь, что существуют специальные версии тех-же систем или отдельные программы для настоящих ботоферм, которые занимаются обработкой общественного мнения - только их не продают на открытом рынке, и вряд-ли они смогут почерпнуть у меня что-то новое. Вот я бы у них, наверное, что-нибудь полезное нашел бы...


      1. sashailinsky
        05.04.2024 13:28

        Я не разбираюсь в ботофермах, зато шарю в продажах. Вот в этой сфере подобные сквозные заметки сквозь все сайты будут полезны — как минимум сквозь разные соцсети (кстати, для HR тоже, не только для сейлзов и сммщиков). Короче, можно сделать из этого хороший прибыльный продукт.


  1. eldog
    05.04.2024 13:28

    Идея хорошая, но не решает проблему, которая описана в самом начале статьи: крупному начальнику нужна информация о незнакомых людях. А здесь, как я понял, всю информацию придётся забивать самому. Но перспектива есть: можно добавить возможность обмениваться оценками. "Я верю оценкам Васи и если он сказал, что N - козёл, то и я буду считать его козлом."