В своей новогодней статье с итогами про видеоигры я сказал, что 2023 год стал лучшим годом в истории компьютерных игр. В статье вы могли прочесть небольшой обзор: 8 игр, которые, на мой субъективный взгляд, стали лучшими за 2023 год. Но в 2023 году вышло чуть больше, чем 8 игр. Точнее, вышло более 14 тысяч игр, согласно данным со Steam, то есть почти по 50 новых игр в день.

Даже при большом желании мне бы физически не удалось поиграть во все эти игры, не говоря уже о том, чтобы пройти их. За таким количеством игр не только не сможет угнаться ни один человек, но даже ни один игровой сайт. Даже крупнейшие сайты в отрасли не могут позволить себе редакционную команду, способную играть по 50 игр в день, чтобы найти и описать те, которые заслуживают внимания. Реально, это даже не десятая часть игр. И не в последнюю очередь потому, что из этих 50 игр 49 окажутся полным шлаком.


Если сравнивать с 2022 годом, то в 2023 году вышло на 2000 игр больше, и на целых 5000 игр больше, чем пять лет назад. Нет никаких оснований предполагать, что этот рост уменьшится в ближайшее время. И игры продолжают разрабатываться. Только на начало марта 2024 года уже выпущены 3300 игр. Это говорит о том, что в 2024 году будет не меньше игр, чем в 2023, если не больше.

В этой статье мне хочется поговорить об отличной возможности для независимых AA-игр и инди-разработчиков вырваться вперёд, оставив позади крупнобюджетные AAA-игры, и про скандал с нарративной консалтинговой компанией.

Бриллиант в куче мусора


С одной стороны, Steam представляет собой хорошую возможность для любого разработчика, который готов заплатить вступительный взнос в 100 долларов для релиза своей игры на платформе практически без каких-либо ограничений. Однако, с другой стороны, это проблема для 99% релизов, у которых нет никаких шансов привлечь внимание, независимо от их качества. Эту проблему можно было бы решить курированием платформы вручную, чего Valve никогда не собиралась делать.

Для того, чтобы найти список всех новых релизов на Steam, нужно просёрфить три веб-страницы. Зайдите на сайт Steam. Нажмите «Новое и интересное» в верхней части сайта, выберите «Новинки» в середине левого списка, и откроется новая страница. Прокрутите вниз, чтобы найти «Популярные новинки». Рядом с разделом находится вкладка «Новинки», нажмите на неё, и вы почти у цели. Теперь нажмите «Все новинки» в небольшом синем поле в правом верхнем углу этого списка. Только тогда вы действительно увидите нефильтрованный список всего, что вышло за последнее время.

Но отфильтровать его вам захочется, потому что теперь он содержит всё на всех языках, включая DLC и неигровые приложения. Большинство из них будет дилетантскими хромыми играми, порнографией или просто странной ерундой, за которые заплатил 100 долларов за выпуск, и которые никто никогда не увидит, не говоря уже о том, чтобы купить.


По логике именно здесь в действие должны вступать алгоритмы, помогающие выявить стоящие игры, но, судя по опыту сотен инди-разработчиков на протяжении многих лет, алгоритмы не работают. Конечно, иногда они срабатывают, если вокруг ранее неизвестной игры будет достаточно шума благодаря вирусному трейлеру, успешному предварительному выпуску в Discord или популярному YouTube-блогеру, который сделал про игру ролик, как было с условными Undertale, Among Us и Stardew Valley.

Не существует встроенного механизма, позволяющего неизвестным, но стоящим играм без какой-либо удачи быть замеченными в этом бурном водопаде релизов. Чтобы продвинуть свою игру, необходимо нанимать пиарщика, который расскажет об игре стримерам или игровым сайтам. Valve, с её большими деньгами, могла бы легко нанять достаточно людей, чтобы просмотреть выпущенные игры и выявить те, которые достойны внимания геймеров. Может, когда-нибудь так и сделают. Может быть. А, может, и нет.

Своя ниша


Сегодня разрабатывается так много игр, что можно найти любую игру про что угодно. На любой вкус и цвет. Вспомните какой-нибудь мем, и можете быть уверенным – про него уже есть игра.

Как могут инди-разработчики и малобюджетные издатели процветать в такой перенасыщенной и нестабильной коммерческой среде? Вместо того, чтобы тратить 200 миллионов долларов как крупные студии на продвижение, инди-разработчикам стоит ориентироваться на потребность геймеров. Игры, в которых нет ничего особенного, созданные без ориентации на запросы разных групп геймеров, рискуют остаться незамеченными. В то же время игры, сделанные под определённые интересы разных групп, – реальный шанс для разработчиков привлечь к себе внимание. Инди-видеоигры всех размеров могут найти и завоевать аудиторию, и могут конкурировать на тех же рынках, что и их коллеги AAA.

Но сильно затягивать с разработкой не стоит. Пока вы будете откладывать релиз, вероятнее всего, вашу идею уже реализуют. История Эрика Бароне, который в одиночку разрабатывал Stardew Valley в своём подвале в течение четырёх лет, прежде чем она стала международной сенсацией, уже невозможна.


Более 50% всех игр Steam никогда не зарабатывали больше 1000 долларов. Более 70% всех игр, выпущенных в последние годы, можно отнести к хобби-проектам, не поддерживаемым ни одним издателем видеоигр. Большинство игр не приносят достаточного дохода, чтобы быть устойчивыми. Даже попадание в 10% лучших не гарантирует того, что разработчик сможет финансировать свою деятельность только за счёт своих проектов.

Но именно инди-игры являются наиболее благодатной почвой для экспериментов в области разработки игр. Хотя AAA-разработчики и могут продвигать технологию игр вперёд, их зависимость от крупных инвестиционных корпораций, требующих возврата инвестиций, не всегда приводит к созданию атмосферы, в которой ценятся эксперименты. Это похоже на разницу между просмотром фильма, снятого студией Disney, и фильмом, снятым независимой студией A24: первый может быть более отполированным в плане графики, но другой может быть более сюжетно проработанным, интересным и атмосферным. С точки зрения дизайна инди-игры имеют больше свободы в принятии смелых решений. Например, новая игра Assassin's Creed может похвастаться крутой картинкой и зрелищной механикой боя, но в ней нет такого уникального дизайна и сюжета, как, например, в тактическом шутере от первого лица Cruelty Squad от Consumer Softproducts.

Игрокам нужно то, что им предлагают инди-игры: новые впечатления, расширяющее границы искусство, захватывающее повествование, заставляющее думать и переосмысливать мир. А AAA-игры от крупных студий уже не могут полноценно удовлетворить такие запросы. О причинах «слабости» разрабов AAA-игр, в принципе, все догадывались. Но недавно у этой причины появились лицо и имя.

Sweet Baby Inc.


Ни для кого не секрет, что компании, студии и команды разработчиков поощряются к участию в продвижении «повесточки». В конце концов, это отличный способ получить льготы и финансы от крупных инвестиционных компаний, таких как BlackRock и Vanguard, двух крупнейших в США. Они изучают ESG-данные компании и их продуктов и определяют, соответствуют ли они стандартам.


Все крупные студии создают игры, полагаясь исключительно на инвестиционные корпорации. Финансовые директора ищут так называемые «дешёвые деньги», которые можно получить через ESG-инвестирование в виде различных грантов и налоговых вычетов. Например, инвестиционная компания подписывает контракт с разработчиком, и теперь этот разработчик должен нанять директора DEI (Diversity, Equity, Inclusion) и консалтинговые фирмы для гендерного баланса. И здесь на сцену выходит Sweet Baby Inc и сотни других консалтинговых фирм.

ESG означает экологическое, социальное и корпоративное управление — параметр, который корпорации используют для оценки других компаний, с которыми стоит сотрудничать. Получение более высокого балла по этому спектру открывает больше возможностей для указанных разрабов, тем самым создавая больший финансовый стимул. Чем более рискует студия разработки, тем меньше вероятность того, что BlackRock захочет инвестировать.

Генеральный директор BlackRock Лоренс Финк заявлял в прошлом, что BlackRock будет «навязывать поведение» в отношении усилий по включению разнообразия, угрожая сократить финансирование и компенсации, если партнеры не будут соблюдать определённые квоты или показатели.

Sweet Baby Inc., согласно их веб-сайту, — это студия консультирования по повествованию, базирующаяся в Монреале, миссия которой — «рассказывать более качественные, более чуткие истории, одновременно диверсифицируя и обогащая видеоигры». Их цель — «улучшить» игры, отстаивая разнообразие и инклюзивность, что очень близко соответствует подходу ESG. Они работают над всем: от сюжетных линий персонажей, представления персонажей, направления повествования и многого другого.

Спектр их сотрудничества с игропромом варьируется от инди-игр, таких как Goodbye Volcano High, до блокбастеров ААА-класса, таких как God of War: Ragnarok, Alan Wake 2 и Spiderman 2 от Insomniac Games.


И все проблемы возникают в тех областях, в которых Sweet Baby Inc. помогала этим проектам. Ведь именно они дают консультационные советы по развитию повествования и изображению кат-сцен, что в конечном итоге влияет на конечный продукт.

После
конфликта сотрудников Sweet Baby Inc с куратором Steam в игровом сообществе начался настоящий бунт, от которого крупным игровым издателям просто так уже не отвертеться. История зазвучала громче, когда Илон Маск репостнул пост с упоминанием Gamergate 2.0, что привлекло внимание ещё большего числа зрителей к скандалу. Такая публичная огласка может помочь притормозить воук.

И кто их знает, может они начнут делать хорошие игры без повесточки?!



Возможно, захочется почитать и это:


Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev

Комментарии (25)


  1. Lord_Ahriman
    06.04.2024 08:56
    +7

    И кто их знает, может они начнут делать хорошие игры без повесточки?!

    Не начнут. Там уже многие сотрудники и представители ведущих студий высказались в том духе, что если аудитории не нужны инклюзивные персонажи и дивёрсити, то аудитория может пройти во всем известном направлении (как водится, не обошлось к reductio ad Hitlerum, обзываниями "фашистами", пассивной агрессии, натягивания совы на глобус (типа приведения в качестве примера "неправильных и не-дивёрсити" игр файтингов (где персонажей вагон, на все вкусы, а решение, кем играть, за игроком), РПГ с конструкторами персонажей, спортсимов etc.), и т. д., и т. п.). К тому же, если на vgtimes написана правда, то поддержка там более чем серьезная:

    К обсуждению присоединилась некоммерческая организация Take This, которая спонсируется Министерством внутренней безопасности Соединенных Штатов. Она тоже продвигает идеи инклюзивности и равенства. Её глава Рэйчел Коверт (Rachel Kowert) назвала происходящее Gamergate 2.0 и заявила, что в игровой индустрии нет места ненависти, притеснениям и токсичному поведению, а подобных инцидентов нужно избегать. Поэтому, по мнению девушки, компании должны публично осудить действия Sweet Baby Inc. detected.

    Поэтому, думаю, этих кураторов вместе с Valve додавят, к сожалению.


    1. grvelvet
      06.04.2024 08:56
      +5

      инклюзивные персонажи и дивёрсити, то аудитория может пройти во всем известном направлении

      Такие игры и издатели тоже могут пойти в пешее эротическое, это работает в обе стороны.


      1. Yra91
        06.04.2024 08:56
        +6

        А им как говорится всё равно, они на обеспечении инвесторов. Но повестка ещё не всё горизонты покорила, ещё есть куда расти.

        А вот когда они прогнут государство включить цензуру для инди игр, чтоб без повестки игру нельзя было выпустить, вот тогда повестка достигнет идеала.

        А ведь в истории Америки уже была цензура - маккартизм, кодекс Хейса.


        1. grvelvet
          06.04.2024 08:56
          +2

          А вот когда они прогнут государство включить цензуру для инди игр, чтоб без повестки игру нельзя было выпустить, вот тогда повестка достигнет идеала.

          Тогда это официальная пропаганда а не повестка.


        1. qw1
          06.04.2024 08:56
          +2

          вот тогда повестка достигнет идеала

          Для достижения идеала придётся изолироваться. А иначе они просто отдают рынок азиатам. Корейские сериалы уже интереснее, чем современный Netflix. Китайские игры (донатные помойки) захватывают рынки, в том числе американский, потому что делают то, что нравится игрокам, а не то, что соответствует повестке.


          1. Theodor
            06.04.2024 08:56
            +4

            Сюда же рост популярности и продаж аниме/манги


        1. Lord_Ahriman
          06.04.2024 08:56
          +3

          А им как говорится всё равно, они на обеспечении инвесторов

          Вот это один из худших факторов. Когда создатели продукта не заинтересованы в продажах (все равно деньги дает BlackRock/Vanguard/Фонд кино etc.), а, следовательно, и во взаимодействии с аудиторией и учете ее запросов, это неизбежно ведет к подходу "И так сойдет"в адрес аудитории, "Чего изволите" в адрес спонсора и деградации, что мы и наблюдаем.


          1. qw1
            06.04.2024 08:56
            +2

            Можно не стараться, деньги всё равно получены - только один из факторов.

            Другой фактор, как бы не более демотивирующий - творец, когда знает, что всё равно влезут в его игру со своими грязными руками, не будет делать идеально, вкладывать все силы и идеи. Лучше отложит их для независимого проекта. Если он конечно будет после финансового провала текущего проекта.


          1. GGribkov
            06.04.2024 08:56

            Когда инвестор даёт кому-то деньги, он ожидает получить эту сумму обратно, помноженную на 10, через условные 5-10 лет. Компания, получившая инвестиции, наоборот сильно заинтересована в продажах и прибыли, потому что ей нужно будет эти инвестиции возвращать. Так что инвестиции -- это не бесплатные деньги)


            1. qw1
              06.04.2024 08:56

              Видимо, тут намереваются получать прибыль не с прямых продаж игр, а косвенно, через трансформацию общественного мнения. Как Facebook купил убыточный WhatsApp за $19 млрд., и оставил его бесплатным. Лишь бы залезть в карманы сотням миллионов пользователей и получше их отпрофилировать.


    1. SadOcean
      06.04.2024 08:56

      Начнут с этим работать как то просто.
      Если это плохо - игры будут выходить плохие и их не будут покупать, все просто.


      1. inkvizitor68sl
        06.04.2024 08:56
        +2

        Крупным "ОАО" по выпуску игр не нужны продажи игр, им нужна высокая стоимость акций и инвестиции от блэкрока и вангарда, в этом вся трагедия.

        А что там геймеры думают - дело десятое.


  1. k12th
    06.04.2024 08:56
    +1

    Даа, вот закрыть бы этот sweet baby inc, и тогда заживем! В сониэкзах сразу геймплей появится, близзард перестанет мультиплееры делать и вернется к истокам, "смута" интересная станет.


  1. Mingun
    06.04.2024 08:56
    +6

    Так и в чём же заключается этот самый скандал, автор? Опять заголовок не соответствует содержанию.


    1. Rollant
      06.04.2024 08:56
      +1

      TL;DR: Игроделы делают игры для инвесторов, игроки недовольны.


      1. Mingun
        06.04.2024 08:56

        Ну так а скандал-то в чём заключается?


        1. Rollant
          06.04.2024 08:56
          +2

          Консультанты, "рекомендованные" инвесторами, пытаются заткнуть недовольным рот.


        1. qw1
          06.04.2024 08:56
          +3

          Помните историю со Сноуденом и PRISM? Все и так знали, что правительство подслушивает, но именно его публикации взорвали новостные ленты. Здесь аналогично: все знали о повесточке, но публикации конкретных контрактов с конкретной компанией дали доказательства, что это не конспирология.


          1. Mingun
            06.04.2024 08:56

            Ну наконец-то пошли хоть какие-то факты. Правда, почему-то в комментариях от людей, никак не связанных с автором статьи (спасибо им за это), хотя это должно быть в самой статье.


    1. Dir15
      06.04.2024 08:56
      +2

      На сколько помню, скандал возник вокруг куратора в Steam, который помечал игры сделанные с участием Sweet Baby Inc. Ребятам из SBI это не понравилось и они решили отменить куратора в Steam. Так же они вроде бы писали статьи с поклёпом на куратора. Когда это всё вскрылось, им предъявили за эти действия, напомнив, что они вроде как за инклюзивность и равноправие, но при этом поступаю в разрез со своей политикой. На сколько помню, в этом вся суть того скандала.

      А, ещё забыл добавить, что в ходе конфликта вскрылось, что в создании компании принимала участие (а может и сейчас работает) Анита Саркисян, что тоже только подогрело недовольство, направленное на SBI.


      1. Lord_Ahriman
        06.04.2024 08:56
        +4

        скандал возник вокруг куратора в Steam, который помечал игры сделанные с участием Sweet Baby Inc

        Именно, поскольку SBI была замечена в том, что активно перекраивала сюжеты игр и персонажей в угоду дивёрсити, причем оказалось, что услуги SBI были обязательны, чтобы разработчикам и издателям дали денег Vanguard и BlackRock. Многие сочли это откровенным пушингом повесточки пополам с коррупционной схемой, плюс вскрылись некоторые откровенно расистские (в адрес белых) высказывания ребят из SBI и дружественных им контор. Так куратор и появился, причем его целью изначально было заявлено только информирование о причастности к игре SBI, никакого ревью-бомбинга и прочего деструктива не организовывалось, было декларировано, что каждый сам для себя решит, играть в это или нет. Однако SBI тут же попытались их убрать, обвинив в альт-райтизме и прочих -измах, кроме того, призывала писать на них жалобы в поддержку Стима.

        Так же они вроде бы писали статьи с поклёпом на куратора

        Не только они писали, там Kotaku и прочий "прогрессивный" игрожур подключился, плюс некоторые некоммерческие организации, которые накинулись на этого куратора и на всех, кто на него подписан, с обвинениями во всех смертных грехах и чуть ли не в фашизме. Примерно тут же вспомнили про Геймергейт, благо, на арене все те же. Некоторые назвали ситуацию "Геймергейтом 2.0", ибо уж очень похоже.

        Когда это всё вскрылось, им предъявили за эти действия, напомнив, что они вроде как за инклюзивность и равноправие, но при этом поступаю в разрез со своей политикой. На сколько помню, в этом вся суть того скандала.

        Предъявили им сами Valve, указав на то, что куратор не нарушал правила Steam, а вот SBI откровенно выступало с хейт-спичами и натравливало на куратора ботов и хомячков с фейковыми жалобами на нарушения правил Steam, дергая модераторов. На что Valve тут же получили те же самые обвинения, дескать, пригрели на площадке врагов всего светлого и лучшего. Ну и попутно "прогрессивные" разрабы, издатели, игрожуры и прочие неравнодушные в очередной раз обдали дерьмом геймеров, обвинив во всех возможных -измах, посетовав на то, что народец в Стиме дерьмо, и посоветовав идти на три веселых буквы, коли они недовольны повесточкой.


  1. JustPeople
    06.04.2024 08:56

    Ох как же скомканно автор описал ситуацию, понятно почему некоторые люди в комментариях не понимают в чем скандал. В комментариях я понятное дело не буду расписывать целиком (не для этого они тут) просто рекомендую посмотреть видео об этом на канале deadp47, там 4 или 5 видео, чувак по горячим следам выпускает так сказать, походу развития ситуации.


  1. RainAustin
    06.04.2024 08:56

    Да уж еще один вид цензуры и пропаганды, а хотелось надеяться что хотя бы игры будут свободны от этого.


    1. qw1
      06.04.2024 08:56

      У кого-то я читал мнение, что цензура и пропаганда были всегда.
      Например, в 90-х боевики про бравых американских морпехов, и как круто таким быть. Но если мы на этом выросли, это органично вплетается и не вызывает отторжения. Наверное, кто сейчас растёт на новой "повесточке", тоже впитают её и будут уверены, что так правильно, а не навязано.


      1. vorphalack
        06.04.2024 08:56

        цензура: может быть только одобренное пиво!
        пропаганда: светлое пиво - круто, остальное шляпа!
        повестка: не нальешь молока в пиво - не дадим денег / не будешь пить пиво с молоком - будешь виноват во всём подряд от всемирного потопа до кучи говна в подъезде. и в мировом потеплении тоже!