“Электронщики, как учит нас Парацельс, самозарождаются среди паяльников, радиодеталей, универсальных плат и проводов” (@teap0t)

Возможно, это действительно так, но без хорошей книги - учебника или справочника, которые служат катализатором, этот процесс может так и не завершиться. А лучшей книгой для начинающих разработчиков электронных схем и практически библией электронщиков последние сорок лет, считается "Искусство схемотехники" (англ. - The Art of Electronics) Пауля Хоровица и Уинфилда Хилла (название книги в рунете часто сокращают по фамилиям авторов - ХиХ). 

Книга выдержала три издания на английском языке - в 1980, 1989 и в 2015 годах. На русский была переведена впервые в 1983 году, затем переиздавалась несколько раз и в итоге количество русскоязычных изданий значительно превысило число оригинальных - см. “Как не потеряться в отечественных изданиях «Искусства схемотехники»”

Однако, последнее издание, практически полностью написанное авторами с нуля (за исключением, пожалуй, только первых двух глав), официально стало доступно русскоязычным читателям лишь в марте этого года, хотя неофициальный перевод (возможно их и несколько, но я знаю только об одном) весьма приличного качества существует уже несколько лет.

Сейчас доступна первая часть (первый том)  книги - Аналоговая, она включает следующие главы:

  1. Основы электроники

  2. Биполярные транзисторы

  3. Полевые  транзисторы

  4. Операционные усилители

  5. Прецизионные схемы

  6. Фильтры

  7. Генераторы и таймеры

  8. Малошумящая аппаратура

  9. Стабилизация напряжения, преобразование энергии, а также — Приложения: математика схемотехники, как рисовать схемы, осциллографы, лабораторные приборы и инструменты и др.

К русскоязычному изданию предисловие написала @shaltaeva - старший преподаватель кафедры микро- и наноэлектроники МИФИ. Я знаю Юлию как популяризатора знаний по цифровой схемотехники и ПЛИС не только среди студентов, но и школьников.

Предисловие и содержание книги (часть 1, аналоговая) (pdf)

Мне удалось связаться с издательством Бином, которое владеет правами на русскоязычное издание книги, и они любезно согласились ответить на ряд вопросов. Вот что я выяснил:

  • вторая часть - Цифровая, должна выйти летом. Это оставшиеся 6 глав: 

Глава 10 Цифровая логика

Глава 11 Программируемая логика

Глава 12 Сопряжение логических сигналов

Глава 13 Цифровой сигнал встречает аналоговый

Глава 14 Компьютеры, контроллеры и каналы передачи данных

Глава 15 Микроконтроллеры

  • будет ли электронная версия, издательство пока не готово ответить

  • права на сборник “Икс”- глав книги (англ. - The Art of Electronics: The X Chapters) также принадлежат издательству  Бином, вопрос их издания сейчас на стадии принятия решения

  • права на дополнение к книге - сборник лабораторных работ Learning the Art of Electronics: A Hands-On Lab Course выкуплены другим издательством - БХВ. Эта книга издана на русском под названием “Искусство схемотехники. Теория и практика” в 2022 году

  • подготовка русскоязычного издания заняла несколько лет, такой срок отчасти связан с тем, что сейчас издательство Бином специализируется на медицинской литературе, поэтому не удалось сразу найти переводчиков и редакторов необходимой квалификации  

  • все замечания и пожелания по книге можно отправлять на специально выделенный адрес электронной почты horowitz@binom-press.ru

  • издательство в курсе полиграфического брака - три непропечатанные схемы на стр. 112, 177, 349 и вкладывает лист с этими схемами в книгу. При допечатке тиража обещают устранить этот дефект

  • книгу можно купить как на сайте самого издательства (binom-press), так и в интернет-магазине от издательства book-med (самая низкая цена на момент подготовки публикации, искать нужно в разделе каталога Техническая литература), а также на маркетплейсах и сайтах других книжных магазинов

Ответ на главный вопрос - насколько изменилась книга по сравнению с изданиями конца прошлого века, лучше всего получить от самих авторов: интервью с ними, которое состоялось в 2015 году, после выхода последнего издания на английском, было опубликовано на Хабре.

Сразу оценить качество русскоязычного перевода последнего издания книги “Искусство схемотехники” достаточно сложно - нужно время на вдумчивое чтение. Хотелось бы надеяться на лучшее, потому что предыдущее русскоязычное издание от 2014 года (оранжевая обложка), имея приличное полиграфическое качество, увы, печально известно своими опечатками.

Напоследок замечу, что общение с Генеральным директором издательства - Юрием Потаниным, оставило приятные впечатления. Я увидел заинтересованность издателя в этой книге, готовность получать обратную связь и улучшать перевод, исправлять возможные ошибки и опечатки. Очень надеюсь, что новое русскоязычное издание культовой книги не разочарует читателей

Комментарии (110)


  1. Greesha
    09.04.2024 17:19
    +22

    Я с детства пытался понять, как работает транзистор, и как всё-таки самому рассчитывать параметры усилителей, а не копировать готовые схемы. В кружок радиолюбителей ходил, все доступные книги прочитал, на факультете радиоэлектронного оборудования учился. Но начал что-то понимать (надеюсь), только прочитав эту книгу.
    (А ещё осознал, что значительная часть радиоинженеров так к этому пониманию и не пришла.)


    1. mlnw
      09.04.2024 17:19
      +3

      (А ещё осознал, что значительная часть радиоинженеров так к этому пониманию и не пришла.)

      Сейчас в 99.9% случаев этого и не нужно: всё модульное "и лучше, и дешевле" (я тоже когда-то начинал с фундамента, читал и эту книгу, но сейчас на практике эти знания оказываются востребованы экстремально редко).


    1. iDoka
      09.04.2024 17:19
      +11

      значительная часть радиоинженеров так к этому пониманию и не пришла

      Hidden text


      1. welcme-to-semicndctr-hell
        09.04.2024 17:19
        +1

        О, мем из телеги


    1. engine9
      09.04.2024 17:19
      +1

      Есть очень-очень хорошая лекция, а точнее их цикл. Самое главное, что понял — транзисторы это управляемые источники тока. И каскады в первую очередь нужно рассматривать с этой отправной точки.


      1. Nikolai1
        09.04.2024 17:19

        А я считаю их управляемыми резисторами.


        1. engine9
          09.04.2024 17:19

          Если я понимаю верно, то аналогия с резистором некорректная. Т.к. ВАХ резистора линейна (не учитывая ТКС и меняющееся из за саморазогрева сопротивление). А выходная ВАХ транзистора словно выходит на горизонтальную линию, и ток через транзистор перестаёт существенно определяться напряжением батареи питания. Ну и ВАХ резистора симметрична относительно нуля и они пригодны для цепей переменного тока. А вот о транзисторе такого не скажешь.


    1. GospodinKolhoznik
      09.04.2024 17:19
      +3

      Странно, а я почитав эту книгу понял, что не понимаю как работает не то, что транзистор, а даже диод. Потому пошел читать Титце Шенка. Х.Х. он всё же не про то, как работают элементы, а про то, как рассчитывать параметры схемы. И слово искусство в названии очень точно отражает суть книги - немного понимания, немного "делай по аналогии", немного интуиции и много метода проб и ошибок - искусство в чистом виде.


    1. checkpoint
      09.04.2024 17:19
      +7

      Рудольф Сворень. Транзисторы шаг за шагом. Более наглядного и простого обьяснения принципам работы транзистора и приборов на его основе в природе не существует. Прочитал в школьном возрасте. Вообще у Свореня есть серия книг "* шаг за шагом" - все про физику, электричество, электронику и цифровую технику.

      Рудольф Анатольевич Сворень (29 мая 1927 — 30 мая 2018) — советский и российский радиоинженер, журналист и писатель, кандидат педагогических наук. Популяризатор в области электроники, работал в журналах «Радио», «Наука и жизнь». Издано 13 его книг, общий тираж которых превысил 8 миллионов[1].
      Среди них — энциклопедия юного радиолюбителя «Электроника шаг за
      шагом». В последние годы жизни Рудольф Сворень проживал в Бостоне, США, штат Массачусетс.


      1. GospodinKolhoznik
        09.04.2024 17:19
        +3

        Но для простоты нам все же удобнее рассматривать движение положительных зарядов — дырок, что, как мы уже не раз подчеркивали, совершенно не противоречит истине. При желании можно еще раз привлечь на помощь аналогию со зрительным залом, дополнив его запасным выходом, куда убегают из первого ряда разочарованные зрители, фойе, где толпятся ожидающие свободного места безбилетники, и еще загадочной комнатой (в нашей аналогии она отображает батарею), в которой сбежавшим со спектакля зрителям сообщают кое-что такое, что заставляет их вновь устремиться в зал (рис. 16).

        Извините, но это никуда не годится. Это не объяснение, а создание иллюзии объяснения. Уж лучше почитать Барьеры из серии Библиотечка Квант. Книга для школьников и студентов, авторы старались упростить объяснение, но с сохранением честной физической модели. Уровни Ферми, уровни Тамма, коэффициенты диффузии, распределение поля в барьере и т.п. А не просто электроны бегают за дырками аки кавалеры за барышнями.


        1. checkpoint
          09.04.2024 17:19
          +3

          Уровни Ферми, уровни Тамма, коэффициенты диффузии, распределение поля в
          барьере и т.п. А не просто электроны бегают за дырками аки кавалеры за
          барышнями.

          Вы сможете все это обьяснить школьнику 7-8 класса ? Я прочел книгу Свореня именно в этом возрасте. Там дальше в книге кстати есть и более научное обьяснение.


          1. GospodinKolhoznik
            09.04.2024 17:19

            7-класснику нет. Не раньше 10 класса, лучше 11. Ну мы то люди взрослые.

            Зато какие преимущества! Например, с первых же страниц становится понятно на каких принципах работает прибор ночного видения, и почему для его матрицы необходимо соединение InSb - потому что у него очень низкая энергия выхода электрона из атомной связи 0.27эВ и даже инфракрасный фотон обладает достаточной энергией, чтобы высвободить свободные электроны и тем самым сильно увеличить проводимость этого материала. (возможно сейчас уже нашли другие соединения, всё же книжка 80х годов).


            1. checkpoint
              09.04.2024 17:19
              +4

              Помоему Вы слегка путаете электронику с физикой (или микроэлектроникой). Электроника это про конструирование, ремонт и обслуживание радио-электронных приборов используя готовые электронные компоненты (ЭКБ). А вот микроэлектроника это то, про что Вы говорите, про то как эти компоненты работаю, про особенности их производства, про материалы из которых их производят, про проистекающие в них физические (и химические) процессы и т.д. Зачем электронщику, проектирующему прибор ночного видения, знать какая должна быть энергия фотона для смены электроном энергетического уровня ? Ему нужен компонент (ПЗС матрица) со строго специфицированными характеристиками и температурным режимом. Как она работает - знать нужно только в общих чертах и вряд ли это знание пригодится ему при проектировании. Ну так, в курилке поддержать разговор с коллегами из соседнего отдела, которые занимаются реверс-инжинирингом китайского прибора или матрицы. ;-)


              1. N-Cube
                09.04.2024 17:19
                +1

                Зачем электронщику, проектирующему прибор ночного видения, знать …

                Как минимум, чтобы суметь протестировать пачку разных матриц и определить, какие из них соответствуют спецификации и могут быть использованы. Чтобы прочитать даташит (если есть) и увидеть, возможно ли заявленное быстродействие с учетом протекающих в устройстве процессов. Электронные компоненты это вам не лего - одни не той формы, другие не работают как заявлено, третьи вообще из непонятной субстанции сделаны,…


                1. shkal
                  09.04.2024 17:19

                  Это абсолютно неверно, у нормальных производителей параметры компонентов соответствуют даташиту, я если нет - то это брак. Ессно, ошибки встречаются, но знание принципов работы транзистора это понять никак не помогает, поскольку в 99,9% у вас нет внутренней схемотехники даже обычного ОУ.


                  1. Simonov77
                    09.04.2024 17:19

                    Не всегда так. Лавинные фотодиоды, например, имеют настолько большой разброс характеристик, что приходится подстраивать схему управления индивидуально под каждый прибор.

                    Знание принципов работы полупроводниковых приборов помогает всегда. Чесно говоря, я не представляю как можно проектировать электронный прибор не понимая как он устроен. У всех хороших производителей электронных компонентов как минимум приводится эквивалентная схема входов/выходов и описание принципа работы.

                    Ну или например, как вы будите выбирать какой ОУ поставить в схему: с входом на полевых или биполярных транзисторах, не понимая чем они отличаются? Или какой тип включения усилителя выбрать инвертирующий или неинвертирующий? Или нужно ли ставить в цепь управления затвором полевого транзистора резистор и какого номинала. Или почему у вас в схеме открывается биполярный транзистор когда не должен и что такое режим работы в лавинном пробое и где в даташите между строк об этом пишут или не пишут!


              1. GospodinKolhoznik
                09.04.2024 17:19
                +2

                Прям так уж и путаю. Все же и электрические схемы и электрические приборы это физика, просто разные её разделы с размытой границей где кончается один раздел и начинается другой. Во вторых эта ветка обсуждения началась со слов Я с детства пытался понять, как работает транзистор, и как всё-таки самому рассчитывать параметры усилителей, а не копировать готовые схемы.

                Ну а как понять, как работает транзистор без физики p-n перехода? Никак. Иначе так и придется копировать готовые схемы, лишь немного их модифицируя, по сути рассчитывая параметры элементов схемы по известным алгоритмам, описанным в том же ХХ, а потом проверяя на практике что получилось. И я вовсе не говорю, что это плохо. Это нормальный и разумных подход, которым пользуется большинство радиолюбителей, да и профессионалов тоже. Просто так невозможно понять как работает транзистор и при сильной модификации схемы вылезут какие то необъяснимые эффекты, и алгоритм расчета параметров, описанный в учебнике ХХ перестанет работать.


                1. GospodinKolhoznik
                  09.04.2024 17:19
                  +2

                  Да, и чтобы не возникло непонимания. Я вовсе не говорю, что ХХ плохая книга. Наоборот, мне эта книга очень нравиться, она действительно крутая. Во первых она интересная и её приятно читать. Этого уже достаточно, чтобы книга была хорошей. Во вторых она расчитана на широкий круг читателей. Да, в ней сознательно не рассматриваются сложные физические моменты, но зато её могут читать очень многие. Для того чтобы её читать достаточно знать физику и математику на уровне старших классов школы. При этом она позволяет многие вещи в работе электрических схем понять, а то, что не может объяснить дает на веру, но с многочисленными наставлениями и примерами как надо делать, а как не надо, чтобы всё было хорошо.

                  Т.е. книга позволяет стать достаточно продвинутым электронщиком и при этом не предъявляет к читателю почти никаких требований - не надо знать теорфиз, квантовую теорию поля, высшую и сверхвысшую математику. И это действительно круто! Поэтому книгу любят и поэтому она пережила много изданий. Да, она не объясняет как работает транзистор, это не её задача. Но она делает своё дело, и делает его хорошо.


          1. Goron_Dekar
            09.04.2024 17:19
            +2

            Я могу, и часто делаю.

            Мой рекорд - объяснить это 6 летней дочери, вместе с отражением, люминисценцией, флуорисценцией и цветами красок.

            Всё дело в школе. Мне повезло учиться у лучшей школы физиков. Люди, которые ходили на лекции Ландау и Фейнмена, которые ещё застали вемя в этой ауке, когда один человек мог, пусть по верхам, но знать все закутки этой чудесной науки.

            Физиком я так и не стал, из-за органической боязни сложной математики, но химиком, а потом и биохимиком стал хорошим во многом из-за того, что могу объяснить транзистор (а также молекулярные орбитали, спектрофотометрию и термодинамику) 7-классникам.


            1. Kurochkin
              09.04.2024 17:19
              +2

              Звучит, как основа для книги или хотя бы статьи на Хабре.


              1. Goron_Dekar
                09.04.2024 17:19
                +2

                Увы, моя огромная проблема: я не умею писать что-то длинное. Даже дисер ещё не написал. Но книгу про этих учителей уже написали, и про Лигу Школ, и про хим. лицей, и про химфак МГУ. И гораздо более опытные писатели.

                Но, если, как вы говорите, есть интерес, то можно попробовать следующее: мы сейчас в Израиле планируем сделать школу для русскоговорящих школьников. У них полная катастрофа: 2 года потеряно из-за ковида, год из-за переезда и год из-за изучения нового языка. Это люди, которые не видели учебников по естественным наукам вообще. Мы пытаемся организовать для них проектную работу, которая зачитывается как баллы для поступления в ВУЗ. И там надо будет им всё это объяснять. Я попробую записать лекцию в виде видео, а потом кто-нибудь из друзей оформит это в виде методички. Увы, все мои конспекты остались в прошлой жизни, поэтому придётся часть илюстраций придумывать заново, но, я надеюсь, получится.


                1. N-Cube
                  09.04.2024 17:19

                  Звучит интересно, а дистанционно поучаствовать можно из других стран? А то вот в Таиланде в российском консульстве в 11+ лет на уроке технологий бумажные вагончики клеили (программа есть в открытом доступе)… когда сейчас дети лет с 10 пользуются программами 3D моделирования и слайсерами для 3D печати. За полтысячи долларов в месяц шикарное образования (да, программы по другим предметам я тоже смотрел).


            1. N-Cube
              09.04.2024 17:19

              Корпускулярно-волновой дуализм, интерференция волн прекрасно объясняются в бассейне, детям вообще очень нравится идея, что можно всем вместе прыгнуть так, чтобы создать волну-убийцу. Первое - потому что за спиной стоящего человека падающая на него волна тоже существует, хотя должна заслоняться целиком (как вам идея вязкости для световых волн? А ведь идея эфира поддерживалась столетиями топовыми физиками, так что неплохое размышление для 6+ лет), второе - на основе сложения волн, если несколько человек прыгают синхронно и рассинхронизированно. И да, студентам и, порой, выпускникам радиофака ННГУ в свое время я примерно так же объяснял, потому что глядя на формулы и текст в учебнике они в большинстве не понимают вообще ничего - вот только бассейна под рукой не было, а то было бы в разы проще. А физик с мировой известностью, кто общедоступные курсы в университете для 8-11 классов вел в мои школьные годы - так он способен объяснить физику плазмы и диаграммы Фейнмана хоть в детском саду.


        1. engine9
          09.04.2024 17:19

          Аналогии хороши как промежуточная ступень. Не всем людям нужно и хочется идти в самые дебри. А кому-то становится тесно в рамках текущего понимания и он пойдёт. А если грузить человека сразу всем объемом информации, можно получить стойкое отторжение. Как этого достигают в школе с математикой.


      1. nemilya
        09.04.2024 17:19
        +3

        Согласен. Кстати про Рудольфа Анатольевича на хабре узнали благодаря автору этой статьи -- и он был инициатором переиздания книги, что можно сейчас найти в магазинах.


    1. zhogar
      09.04.2024 17:19
      +3

      «Массовая радиобиблиотека». Выпуск 0480. Айсберг Е.Д. Транзистор?.. Это очень просто!


      1. Groramar
        09.04.2024 17:19
        +1

        Транзистор?.. Это очень просто!

        Книга на 500 страниц :)

        (В реальности 100+, ок)


        1. zhogar
          09.04.2024 17:19

          114 страниц, по факту.. там конечно много "Майский солнечный денек".. Но тем не менее, планомерно раскрывает всю суть полупроводников.. чуть ли не до пропорций легирования кремния..


    1. smart_alex
      09.04.2024 17:19
      +3

      Но начал что-то понимать (надеюсь), только прочитав эту книгу.

      Прочитав эту книгу вы начали понимать не как работает транзистор, а как Пауль Хоровиц и Хилл Уинфилд думают, что работает транзистор (а это две большие разницы и на этом пути вас ожидают ещё очень интересные открытия).


    1. Didimus
      09.04.2024 17:19
      +1

      Транзистор по Свореню вполне понятно изложен. А радиолампы у Борисова.


  1. ivanstor
    09.04.2024 17:19
    +1

    Очень хорошая новость. Спасибо. Немедленно купил.


    1. Prokop1977
      09.04.2024 17:19

      Скиньте ссылку где, спасибо!


      1. tirus Автор
        09.04.2024 17:19
        +1

        Посмотрите здесь. Я заказывал на Озоне по 2160 руб., но сейчас там дороже



  1. checkpoint
    09.04.2024 17:19
    +5

    Кто нибудь взялся бы перевести на русский язык "Настольную книгу американского радиолюбителя" (ARRL Handbook). Это уникальное всеобъемлещее шеститомное пособие по радиосвязи, радиотехнике, электронике, цифровой технике, схемотехнике, программированию и плисоводству для детей от 6 лет и до бесконечности. Постоянно обновляется и выпускается раз в год Американской Ассоциацией Радиолюбителей (ARRL) на протяжении более 100 лет. У меня в офисе лежит комплект от 2020 года, постоянно в него заглядываем за кружкой кофа и находим что-то новое. Так случайно выяснили, что большинство российских радиолюбителей паяют антенные разъемы типа PL-259 не правильно. :)


    1. Artem_Mishukov
      09.04.2024 17:19

      Там же только центральный контакт паяется, а дальше обжим


      1. checkpoint
        09.04.2024 17:19

        А вот и нет! :)

        Я позже отсканирую страничку из Хэндбука.


    1. vilox
      09.04.2024 17:19

      розетка sma и антенна wi-fi со вилкой sma
      розетка sma и антенна wi-fi со вилкой sma

      О, пользуясь случаем, спрошу у сведущего человека, как паять прикручивать антенные разъёмы. Вот есть гнездо SMA /у бытовых точек доступа wi-fi такие гнёзда для подключения антенн/. От гнезда — коаксиальный проводок идёт к электронике. Вопрос: ежели такое гнездо монтируется на металлический корпус прибора, они (корпус и гнездо) должны быть электрически соединены или должны быть изолированы в месте монтажа? Вы не в курсе? Понятия не имею, где это нужно спрашивать


      1. checkpoint
        09.04.2024 17:19

        Такие разъемы обжимаются специальным тулом. За неимением тула их паяют, кто как сможет. Если корпус металлический, то он должен иметь плотный контакт с оплеткой (экраном), так как в радиопередающей технике корпус прибора выступает в роли "ground plane" (виртуальной земли) и является частью радиопередающей системы.


        1. vilox
          09.04.2024 17:19

          Спасибо, что нашли время для ответа. Вы, кажется, отвечали про проводок. К проводку у меня нет вопросов. У меня вопрос к электрическому соединению корпусов прибора и розетки sma. У меня есть HP Elitedesk 800 G2 desktop mini, в котором штатные, пустые дырки под разъёмы sma густо залиты толстым слоем чёрной краски, вместе со всем корпусом. А в sevice manual нет ни слова про “зачистите посадочные места под розетки до металлического блеска”, только “воткните и прикрутите”.

          В связи с чем и возник вопрос. Я ничего не понимаю в антеннах, но вроде бы “ground plane” незачем соединяться с землёй электроники именно на sma-розетке, корпус соединяется с землёй электроники в специальных точках на плате электроники.


          1. checkpoint
            09.04.2024 17:19
            +2

            Я бы сделал так. Сначала выяснил, имеется ли гальваническая связь корпуса с сигналом GND платы (тупо замерив сопротивление). Если корпус и GND связаны напрямую (а не через резисторы, емкости или суппрессоры), то зачистил бы краску и тем самым усилил бы GP - это должно улучшить качество принимаемого сигнала. Если корпус отвязан от GND, то особого смысла в удалении краски нет.

            Обратите внимание на крепеж разъема, там должна быть гровер-шайба и она там не с проста. Плотно прижимая такую шайбу гайкой разрушается лакокрасочное покрытие панели и устанавливается электрический контакт с разъемом.


            1. vilox
              09.04.2024 17:19

              Я очень мало понимаю в электронике, но заметил, что конструкторы рэа обычно избегают … токовых петель (?) в соединениях компонентов. Зе́мли компонент соединяют где-нибудь в одной толстой точке. Поэтому неаргументированная рекомендация “усиления GP” с созданием токовой петли вызывает у меня настороженность. Может, так и надо, но я про это ничего не знаю.

              там должна быть гровер-шайба и она там не с проста

              вариант монтажа розетки sma
              вариант монтажа розетки sma

              ← Да запросто спроста. Это на wifi-роутере такое.

              На предыдущем фото зубастых шайб побольше, но там универсальный pigtail с mouser'а, а не штатный от десктопа, штатного я в глаза не видел, а он вполне может оказаться таким, как слева.

              Кроме того, когда действительно хотят обеспечить электрический контакт между двумя металлическими деталями, это делают иначе, нежели “ну, наверное, гроверная шайба проколет краску”. А если не проколет?

              В конструкции на последнем фото изолирующей гильзы на проходе через лист металла нет. Но контакт тоже не гарантирован. Может будет, а может, нет. Что хотели, непонятно. И непонятно, как на самом деле надо, и почему.

              Гальваническая связь корпуса и земли электроники везде присутствует.


              1. checkpoint
                09.04.2024 17:19

                Штыревая антенна, что у Вас на фото, сама по себе не работает (ну или работает очень посредственно), для работы таким антеннам требуется GP. В качестве GP часто выступает корпус устройства или слой "земли" печатной платы. Антенну изолируют от корпуса в том лучае, если корпус не имеет жесткой связи с "землей" приемо-передатчика, так как в этом случае корпус будет выступать в роли вторичной антенны - будет "собирать" на себе цифровые шумы и "сливать" их в антенну. Поэтом я и рекомендую сначала выяснить, заземлен ли корпус вашего устройства.


                1. vilox
                  09.04.2024 17:19

                  Я в предыдущем каменте писал, что заземлён, вы просто не заметили. Как корпус устройства с закрашенными краской фабричными отверстиями под sma, так и корпус с примером монтажа (2-е фото)


                  1. checkpoint
                    09.04.2024 17:19

                    Значит можно сажать на "землю". Если корпус заземлен, то каких-то проблем Вы не создадите. Что Вас удерживает от эксперимента ? :) Сделайте замеры RSSI в двух вариантах.


                    1. vilox
                      09.04.2024 17:19

                      Эксперимент не провожу по разным другим причинам. Может, вообще не буду. Но разобраться, как надо делать по уму, всё равно интересно.


                      1. checkpoint
                        09.04.2024 17:19

                        Тут ведь как. Разработчики вашего устройства могли приследовать какие-то другие цели (не качество и стабильность связи), а например бороться с интерференцией и помехами от радиопередающего устройства на высокоскоростные цифровые цепи внутри изделия (на PCIe), поэтому добавили изоляторы. Так как мы не знаем какие проблемы они решали, то можем только экспериментировать и смотреть на результат.


  1. nemilya
    09.04.2024 17:19
    +1

    Спасибо за новость.

    Сейчас подумал, что я бы мог спросить LLM - и пришла идея спросить про практические проекты на базе содержимого этой книги, вот что получилось:

    "Десять DIY проектов на базе различных глав книги "Искусство схемотехники" с указанием номеров глав, уровня сложности, а также перечнем необходимых компонентов для каждого проекта"

    Hidden text

    1. Простой аудио усилитель

    • Главы: 2 "Биполярные транзисторы", 4 "Операционные усилители"

    • Уровень сложности: Начинающий

    • Компоненты: Биполярные транзисторы (напр., 2N2222A), операционные усилители (напр., LM358), резисторы, конденсаторы, питание, динамик.

    2. Солнечное зарядное устройство для мобильных телефонов

    • Главы: 9 "Стабилизация напряжения, преобразование энергии"

    • Уровень сложности: Средний

    • Компоненты: Солнечная панель, стабилизатор напряжения (напр., LM7805), диоды, аккумуляторы, USB разъем.

    3. Цифровой термометр

    • Главы: 5 "Прецизионные схемы", 1 "Основы электроники"

    • Уровень сложности: Средний

    • Компоненты: Цифровой датчик температуры (напр., DS18B20), микроконтроллер (напр., Arduino), OLED-дисплей, питание.

    4. Ночник с автоматическим включением

    • Главы: 2 "Биполярные транзисторы"

    • Уровень сложности: Начинающий

    • Компоненты: Фоторезистор, биполярный транзистор (напр., BC547), резисторы, светодиоды, питание.

    5. USB MIDI контроллер

    • Главы: 7 "Генераторы и таймеры", 8 "Малошумящая аппаратура"

    • Уровень сложности: Продвинутый

    • Компоненты: Микроконтроллер с USB (напр., Arduino Leonardo), кнопки, потенциометры, USB кабель.

    6. Портативный металлоискатель

    • Главы: 6 "Фильтры", 7 "Генераторы и таймеры"

    • Уровень сложности: Средний

    • Компоненты: Схема на основе LC генератора, катушка, транзисторы, питание.

    7. Водонепроницаемый датчик влажности почвы

    • Главы: 5 "Прецизионные схемы"

    • Уровень сложности: Начинающий

    • Компоненты: Микроконтроллер (напр., Arduino), датчик влажности почвы, OLED-дисплей, резисторы, питание.

    8. Построение RGB LED контроллера

    • Главы: 3 "Полевые транзисторы"

    • Уровень сложности: Средний

    • Компоненты: Микроконтроллер (напр., Arduino Nano), RGB LED, полевые транзисторы (напр., IRF530), резисторы, питание.

    9. Электронный дартс

    • Главы: 8 "Малошумящая аппаратура", 9 "Стабилизация напряжения, преобразование энергии"

    • Уровень сложности: Продвинутый

    • Компоненты: Микроконтроллер (напр., Raspberry Pi), датчики удара, LED для индикации, питание.

    10. WiFi Управляемый автомобиль

    • Главы: 7 "Генераторы и таймеры", 1 "Основы электроники"

    • Уровень сложности: Продвинутый

    • Компоненты: Микроконтроллер с WiFi (напр., ESP8266), двигатели DC, драйвер двигателя (напр., L298N), аккумулятор, шасси автомобиля.

    Каждый проект предоставляет возможность не только практически применять знания из различных глав книги, но и глубже изучать интересующие аспекты электроники и разработки.


    1. checkpoint
      09.04.2024 17:19

      А схемы то где ? ;)


      1. Jeshua
        09.04.2024 17:19
        +3

        В книжке, вот они:


        1. mpa4b
          09.04.2024 17:19

          Это вот такое вот они прям и напечатали в этом последнем переводном издании? Позорище.


          1. tirus Автор
            09.04.2024 17:19
            +1

            Я написал в основном тексте заметки, что эта ошибка издательству известна и они ее исправляют. В уже напечатанные книги вкладывают лист с тремя непропечатанными схемами


            1. mpa4b
              09.04.2024 17:19
              +1

              Ну там пример не был приведён. А тут прям очень наглядный. Я не в теме типографского дела, но всё равно как по мне -- это не "типографский" брак, это брак подготовки к печати. Моё предположение, что всякие там редакторы, корректоры и кто ещё должен отсматривать то что планируется напечатать -- тупо смотрели и думали что так и должно быть, потому что сами не в теме. И если это действительно так -- это позорище.


              1. Balling
                09.04.2024 17:19

                Да какая разница, в pdf векторном на libgen есть это. Найти должно быть просто даже не зная языка.


        1. checkpoint
          09.04.2024 17:19
          +1

          Да не. Я уж было подумал грешным делом, что ИИ все схемы нарисовал по этим заданиям и электронщики больше не нужны. :)


      1. nemilya
        09.04.2024 17:19

        да, пока не слышал чтобы LLM могли и схемотехникой заниматься, сделал поиск нашел публикацию "LADAC: Large Language Model-driven Auto-Designer for Analog Circuits" (на английском) и попросил LLM рассказать о чём статья (на русском):

        Hidden text

        Исследование под названием "LADAC: автоматизированный дизайнер на базе больших языковых моделей для аналоговых схем" представлено командой авторов: Чэнджи Лю, Йицзян Лю, Юань Ду, Ли Ду. В работе рассматривается возможность использования больших языковых моделей (LLMs) для автоматизации проектирования аналоговых схем, что является новаторским подходом, поскольку большинство исследований в данной области сосредотачивались на цифровых схемах. Проект LADAC демонстрирует, как LLM может выступать в роли агента, принимающего решения на основе пользовательских требований и принципов проектирования аналоговых схем, и успешно применяется для проектирования двух типов усилителей с коэффициентом усиления более 80 дБ и кольцевого осциллятора с частотой колебаний 100 МГц.

        Введение в статье подчеркивает значительный прогресс LLMs в решении различных задач благодаря их способности к логическому мышлению. Однако применение LLMs для дизайна аналоговых схем сталкивается с рядом проблем, связанных с особенностями аналоговых схем, такими как сложные взаимосвязи и необходимость итеративного подбора размеров транзисторов.

        Для решения этих проблем предлагается LADAC, система, в которой LLM выступает в роли агента, принимающего решения и выполняющего задачи по извлечению знаний об аналоговых схемах, оптимизации размеров транзисторов и проведению симуляций. Разработанная система включает в себя локальную базу знаний по домену аналогового проектирования и интерактивные инструменты для расчета и оптимизации параметров схемы.

        Основные вклады работы включают разработку специализированного агента LLM для анализа и принятия решений в процессе дизайна аналоговых схем, создание локальной базы знаний по аналоговому проектированию и разработку интерактивных инструментов, позволяющих автономно оптимизировать размеры транзисторов и получать результаты симуляций.

        Статья демонстрирует успешное применение LADAC для проектирования аналоговых схем, подчеркивая потенциал LLMs в расширении возможностей автоматизации дизайна аналоговых схем. В заключении обсуждаются вызовы и возможности использования LLMs в помощь дизайну аналоговых схем, а также перспективы дальнейших исследований в этой области.


        1. checkpoint
          09.04.2024 17:19

          Я пытался из LLaMA2 70B выжать "составь схему четырехбитового полного сумматора на языке Verilog". Она выдает схему сумматора, но не полного - нет входящего и выходящего переноса. Я пытался ей всячески намекать и так и эдак - не понимает. В общем, результат полностью отрицательный. Под полным сумматором понимается схема именно с переносом. Видно, что модель этого факта не знает, а в Сети куча неправильных вариантов. ;-)


          1. nemilya
            09.04.2024 17:19

            Вот что отвечает ChatGPT 4.5, на запрос "make a circuit of a four-bit full adder in Verilog language", насколько близко к ожидаемому результату? (это т.н. zero-shot)

            Hidden text

            Creating a four-bit full adder circuit in Verilog involves leveraging a basic full adder module to handle binary addition bit by bit. A full adder adds two binary digits along with a carry input and outputs a binary sum and a carry out. For a four-bit full adder, this operation is extended over four bits.

            First, let's write the Verilog code for the basic full adder module:

            module FullAdder(
                input a,
                input b,
                input cin,
                output sum,
                output cout
            );
            
                // Sum calculation
                assign sum = a ^ b ^ cin;
            
                // Carry out calculation
                assign cout = (a & b) | (b & cin) | (a & cin);
            
            endmodule
            

            With the basic full adder defined, we can proceed to build the four-bit full adder using four instances of this module, chaining the carry of each to the next.

            module FourBitFullAdder(
                input [3:0] A,
                input [3:0] B,
                input Cin,        // Carry input for the least significant bit
                output [3:0] S,
                output Cout       // Carry output from the most significant bit
            );
            
                wire [2:0] carry; // Internal carries between full adders
            
                // Instantiate four full adders
                FullAdder FA0 (
                    .a(A[0]),
                    .b(B[0]),
                    .cin(Cin),
                    .sum(S[0]),
                    .cout(carry[0])
                );
                
                FullAdder FA1 (
                    .a(A[1]),
                    .b(B[1]),
                    .cin(carry[0]),
                    .sum(S[1]),
                    .cout(carry[1])
                );
                
                FullAdder FA2 (
                    .a(A[2]),
                    .b(B[2]),
                    .cin(carry[1]),
                    .sum(S[2]),
                    .cout(carry[2])
                );
                
                FullAdder FA3 (
                    .a(A[3]),
                    .b(B[3]),
                    .cin(carry[2]),
                    .sum(S[3]),
                    .cout(Cout)
                );
            
            endmodule
            

            This module defines a FourBitFullAdder that accepts two 4-bit numbers (A and B) and a carry-in (Cin). It then generates a 4-bit sum (S) and a carry-out (Cout). The carries between the adders are managed internally with carry[2:0], which are connected to the respective full adders.

            This Verilog setup is suitable for synthesis in digital logic design and can be used in higher-level designs or tested individually through a simulation testbench. If you need a testbench example for this circuit, I could provide that as well.


            1. checkpoint
              09.04.2024 17:19

              Да, ответ нейронки хорош. Попросите её описать полный сумматор для 32 битных сигналов используя приведенный ранее FourBitFullAdder . Интересно какой способ распространения переноса она предложит. :)


  1. ITMatika
    09.04.2024 17:19
    +2

    Имя - Хилл, фамилия - Уинфилд? Вы ничего не путаете?

    Пауля Хоровица и Хилла Уинфилда (название книги в рунете часто сокращают по фамилии первого автора и имени второго, до трёх букв - ХиХ)


    1. tirus Автор
      09.04.2024 17:19
      +1

      Спасибо, действительно ошибся, уже исправил


    1. checkpoint
      09.04.2024 17:19
      +1

      1. tirus Автор
        09.04.2024 17:19
        +1

        Да, в свое время и мне удалось перевести пару страниц книги Харрисов в составе команды переводчиков ) Благодаря @YuriPanchul издано уже несколько хороших книг по этой теме, из последних - ждём новинку Цифровой синтез: RISC-V И это уже, как и предыдущий цифровой синтез, не переводная книга


        1. checkpoint
          09.04.2024 17:19

          Юрий написал книгу ? Когда успел ? :)