Привет, Хабр! Меня зовут Александр, я уже около 15 лет в IT. Долгие годы занимался разработкой, но в последнее время перешел в менеджмент.

Сейчас я работаю в крупной компании, которая занимается юридическими услугами. За несколько лет компания выросла, и сейчас IT-отдел насчитывает уже 70 человек. Помимо разработчиков у нас появились аналитики, тестировщики, саппорт. При этом для бизнеса оставались непонятны сроки, стоимость и прибыль от разработки фич.

Мне предложили заняться менеджментом разработки, так как помимо написания самого кода я еще был глубоко погружен в бизнес-процессы. Предложение мне показалось интересным, и я с энтузиазмом взялся за непочатый объем работы, возглавив разработку нескольких сервисов.

В этой статье читателям Хабра и вАЙТИ — нового DIY-медиа для айтишников я расскажу о принципах, которые помогли наладить процессы в разработке и сделать их прозрачнее.

Фиксация запросов бизнеса

Для того чтобы понять, какой объем работ поступает в команду и сколько мы можем переварить, необходимо начать фиксировать все запросы, которые поступают от бизнеса. Это можно делать хоть в блокноте, хоть на школьной доске, но все мы отлично знаем, что для этого существуют таск-трекеры.

Хочется добавить, что бизнес готов вам накидывать идеи хоть несколько раз в день. Тут важно быть рядом с заказчиком и заставить его задуматься о пользе его предложений. Часто удается на цифрах доказать, что очередная идея не такая уж классная.

Приведу пример из собственного опыта. У нас есть бот, который напоминает холодным клиентам, что неплохо бы с нами пообщаться в чате ВК или ТГ. Приходит заказчик и выдает отличную идею: «А давайте будем ботом писать еще в WhatsApp. Там даже можно первым инициировать диалог, а телефон клиента у нас есть».

Отличная идея, только WhatsApp позволяет отправлять первым только платные сообщения, либо если с момента последнего сообщения прошло более 24 часов. После анализа выяснилось, что просто для запуска такой фичи нам надо потратить 6000 $, а потом ежемесячно еще 2000 $. 

Еще раз подумав, заказчик решил, что идея не такая уж и классная, ведь конверсия в договор не позволит окупить такие затраты.

Принцип единой ответственности

Что делать со срочной фичей, которая кажется заказчику очень важной и должна быть сделана еще вчера?

Такую фичу мы фиксируем и передаем аналитику. Вместе с ним мы разбиваем запрос на стори, ответственным за которые становится он. То есть если возникнет несоответствие между тем, что просил сделать заказчик и что получилось по факту, я точно знаю, с кого спросить.

При этом в глазах заказчика реализация доработки или сервиса ложится на мои плечи, то есть бизнес точно знает, с кого спрашивать в случае возникновения каких-либо проблем.

Далее идет стандартный процесс, при котором мы узнаем действительные проблемы заказчика и пытаемся решить их, не трогая разработчиков. Часто оказывается, что есть несколько путей, как минимум следуя правилам «быстро и дешево» или «долго и качественно». 

Также выясняем реальный объем работ. Маленькое изменение бизнес-процессов может потащить за собой большие изменения в коде. Например, заказчик хочет изменить в сервисе одно поле: текстовый инпут «Город клиента» переделать в выпадающий список. Но значениями этого поля пользуются другие сервисы, а значит, нам грозят масштабные переделки.

Благодаря анализу мы можем достаточно точно спрогнозировать сроки работы. Или можем даже зарубить разработку, если аналитик на цифрах покажет несостоятельность идеи заказчика или если функциональность уже реализована в рамках другой фичи. 

И так мы поняли, что без разработчиков проблему заказчика не решить и нужна доработка. Согласовываем вариант реализации с заказчиком, предупреждаем о сроках, рисках и стоимости. Если все условия устраивают, аналитик создает технические таски, ответственными за которые становятся конкретные разработчики.

В этот момент мы можем начать процесс планирования разработки исходя из приоритета той или иной таски. Способов приоритизации великое множество, информацию о них можно найти в интернете. Например, у нас в компании действует простое правило: чем ближе к деньгам, тем быстрее надо сделать.

У каждой конкретной таски ответственным ставится только один разработчик. Если возникают риски, связанные с качеством кода или багами, мы точно знаем, к кому идти, чтобы всё исправить.

Что делать со всем остальным?

Бесконечными разработками только фич мы, конечно же, не занимаемся. У нас еще есть пользователи наших сервисов, у которых возникают вопросы по работе сервиса, а мы собираем от них обратную связь.

Саппорт фиксирует обращение пользователя, вопрос по работе сервиса или обратную связь. Сотрудники пытаются решить проблему пользователя в рамках своих компетенций. Если у вас хорошо описанная документация и вы поддерживаете ее в актуальном состоянии, то чаще всего саппорт справляется самостоятельно, без помощи разработчиков.

В ином случае сотрудники саппорта заводят реквест и передают его разработчикам либо аналитикам. В дальнейшем реквест может переродиться в баг или фичу. Тут круг замыкается, и фича, пройдя этапы согласования, ложится на меня.

P. S.

Я сознательно избегал описания таких вещей, как планирование, приоритизация, и терминов Scrum, Kanban. В этой статье я хотел описать только подход, в котором все задачи, попадающие в разработку, имеют четкую иерархию и ответственного. Тогда разработка становится прозрачной для заказчика и всех, кто отвечает за поставку. 

вАЙТИ — DIY-медиа для ИТ-специалистов. Делитесь личными историями про решение самых разных ИТ-задач и получайте вознаграждение.

Комментарии (23)


  1. rukhi7
    11.04.2024 19:43
    +4

    Что делать со срочной фичей, которая кажется заказчику очень важной и должна быть сделана еще вчера?
    Такую фичу мы фиксируем и передаем аналитику. ...

    То есть фичу которую надо было сделать вчера подвергается глубокому анализу чтобы, наверно, сделать ее завтра... или послезавтра..., ну, в общем, если получится. Классное решение!

    Благодаря анализу мы можем достаточно точно спрогнозировать сроки работы.

    То есть анализ это супер технология! Никто больше не догадывается применять Анализ!

    Супер статья! Чувствуется подход перспективного менеджера.


    1. Ivan22
      11.04.2024 19:43

      То есть фичу которую надо было сделать вчера подвергается глубокому анализу чтобы, наверно, сделать ее завтра... или послезавтра..., ну, в общем, если получится. Классное решение!

      я уверен это правильное и вообще единственно верное решение в долгосрочной перспективе. Все остальное это просто накопление костылей и мантры самоуспокоения про то что "ну тех.долг обязательно закроем... когда-нибудь... потом"


    1. Ivan22
      11.04.2024 19:43

      То есть анализ это супер технология

      Не, ну на первый взгляд кажется что это очевидный и логичный шаг любой задачи. Но внезапно оказывается, что полно мест где это не очевидно и там делают так как вы сами описали выше "если фичу надо было сделать вчера - некогда анализировать, вперед быстрее копать..." И в итоге на анализ кладут болт, а ведь это супер технология :)


      1. Aizz
        11.04.2024 19:43
        +1

        Регулярно подбешивают менеджеры/архитекторы/РП, которые говорят "Да, там срочная фича, я сказал делай, чего думать", а потом начинается "Ой, а вы чего не уточнили у отдела продаж, это ж на них повлияет", "Ой, у нас интерфейс не умеет с этим работать", "Ой, у нас еженедельная выгрузка в BI поломалась"


        1. vnbelyaev
          11.04.2024 19:43

          Обычно такое лечится вопросами - "что делать если будет такое?", "а если такое"


          1. Ivan22
            11.04.2024 19:43

            ну не так-то просто и лечится. Ответ всегда в стиле "когда будут проблемы тогда и будем разбираться".


            1. vnbelyaev
              11.04.2024 19:43

              и еще - тебе дали задание, ты и разбирайся ))))))


      1. rukhi7
        11.04.2024 19:43

        И в итоге на анализ кладут болт, а ведь это супер технология :)

        Так я не против что это супер технология, но выдавать это за, как бы, свое открытие я бы постеснялся :). Не быть мне перспективным менеджером :) !


        1. Ivan22
          11.04.2024 19:43

          ну супер технология по факту здесь это возможность и желание говорить "НЕТ" тем кто пытается пропихнуть "если фичу надо было сделать вчера - некогда анализировать, вперед быстрее копать..."  Вот это действительно супер сила


          1. IvanG
            11.04.2024 19:43

            Хм если вы автор или имеет схожий опыт, то я удивлен, за 15 лет в АйТи и долгое время разработки дев тоже должен научится говорить "НЕТ".


  1. vnbelyaev
    11.04.2024 19:43

    >> менеджментом разработки

    что это за новояз?

    Бизнес действительно готов накидывать хоть десятки ИДЕЙ в день. Но - КТО будет определять что вот именно эту идею надо запускать в работу?


    1. rukhi7
      11.04.2024 19:43

      какой-нибудь завалявшийся Стив Джобс просто нужен, который точно знает в каком порядке эти идеи реализовывать, а какие просто игнорировать.


      1. vnbelyaev
        11.04.2024 19:43

        все же просто - подкидываем кубик и определяем что важное и срочное и т.д. )))))


        1. Ivan22
          11.04.2024 19:43

          вы текст то читали?

           у нас в компании действует простое правило: чем ближе к деньгам, тем быстрее надо сделать.


          1. rukhi7
            11.04.2024 19:43

            У нас в прошлом тысячилетии было такой интересное слово: "показуха".

            Так вот если вы спросите пять разных людей, скажем разработчика, тестера, начальника разработчиков, начальника тестеров, начальника над начальниками, вы всегда рискуете получить пять разных мнений по поводу того, какое решение текущей проблемы

            ближе к деньгам

            Поэтому ваше простое правило вряд ли является вполне эффективным, к сожалению. А есть еще ситуации когда вы теряете деньги и надо минимизировать потери, тут явно надо придумывать еще одно правило.


            1. Ivan22
              11.04.2024 19:43

              во-первых оно не мое, а во-вторых даже я понимаю что как-то тупо спрашивать тестера о ценности новой фичи для продукта, когда для этого есть специальная целая роль, продукт оунер называется. Это его прямая работа деньги от фич считать, а не девелоперов, вы бы еще баристу из корпоративного бара спросили


              1. rukhi7
                11.04.2024 19:43

                вы бы еще баристу из корпоративного бара спросили

                ну если ваш продукт оунер для нового проекта запланирует что бариста начнет выделять из себя некую волшебную субстанцию и будет добавлять ее в популярный у разработчиков напиток и поетому разработчики начнут работать в 10 разэффективнее, то к баристе тоже придется обращаться в связи с проектом как это не странно звучит.

                Как видите нет ничего невозможного в этом мире, особенно когда дело касается близости к деньгам :).


                1. Ivan22
                  11.04.2024 19:43

                  только баристу спросят не о ЦЕННОСТИ этой фичи, а просто о ее реализуемости и сроках. Не подменяйте понятия, ценность снова же будет оценивать продукт оунер


                  1. rukhi7
                    11.04.2024 19:43

                    только баристу спросят не о ЦЕННОСТИ этой фичи, а просто о ее реализуемости и сроках.

                    то есть сколько бариста хочет денег за такое свое ВОЛШЕБНОЕ участие в проекте никто спрашивать не будет? прикольно :)!

                    Так и получается проблеммы индейцев подчиненных, шерифа начальство не интересуют :) .


                    1. vnbelyaev
                      11.04.2024 19:43

                      Вообщето ни проблемы негров, ни шерифа - бариста не волнуют. Деньги есть? Вот тебе кофе.. Денег нет - что тут забыл?


                    1. Ivan22
                      11.04.2024 19:43

                      будет описание: фича1 - "10 трудодней работы от баристы и расход 10г порошка на порцию. Выход +20 к морали" А уж продукт оунер реашет сколько пользы из этого можно выжать и какая у нее ценность и в итоге приоритезирует. Так это и работает.

                      p.s. Бариста вообще свою ЗП получает фиксированную, на его деньгах это не скажется никак.

                      з.з.ы да вы просто себестоимость с ценностью попутали, все ясно


                      1. rukhi7
                        11.04.2024 19:43

                         Бариста вообще свою ЗП получает фиксированную, на его деньгах это не скажется никак.

                        бариста получает свою зарплату как бориста, а если какой-то овнер открыл в нем способности к волшебству и собирается использовать эти способности то бариста как бы обретает новое качество, качество волшебника в данном случае.

                        Мне кажется это все таки вы упустили что за такое дополнительное качество не плохо бы доплачивать. А за качество волшебника, я боюсь, что придется волшебно доплачивать, при чем возможно с волшебными отрицательными последствиями в случае не уплаты.


          1. vnbelyaev
            11.04.2024 19:43

            Тут есть другое правило - чем ближе ЛПР к деньгам, тем менее его волнуют все остальные проблемы. Цитата :"проблемы негров шерифа не волнуют"