Ситуация: 3 месяца назад, я, начинающий системный аналитик, пришла в монстрически крупную компанию. С первого дня меня кинули в рабочие задачи: напиши письма, протоколы, уточни сроки, откорректируй JSON-ку, попробуй написать требования... Задачи довольно простые, НО я понятия не имела, почему некоторые коллеги из смежных систем отвечают на мои письма за 1 день, в то время как другие просто игнорируют письма неделями.

Я общалась подчеркнуто вежливо, коллеги старше меня и опытнее: вдруг они просто не видят смысла отвечать на глупые вопросы какого-то джуна? Когда приходишь после вуза зелёным специалистом, самооценка на нуле на фоне опытных товарищей. И так целыми днями: стараешься запоминать каждое слово коллег, поражаешься, как они легко разговаривают на чисто-айтишном языке, стремишься писать письма на уровне дипломатической переписки (умиляет, не правда ли?)

Пример приторного письма в первые месяцы работы
Пример приторного письма в первые месяцы работы

Письмо серое, безликое, тотально спокойное. И совершенно не выглядит как такое письмо, на которое срочно надо ответить. Если есть потребность быстро работать и завершать задачи в короткий срок - такой формат общения просто мёртвый. Лиды аналитики научили меня быстро и эффективно решать вопросы. Делюсь лайфхаками для бизнес и системных аналитиков, которые только приступили к своим рабочим обязанностям.

  1. Один запрос - один получатель. Я писала письма сразу 3-4 коллегам от смежных систем. "Они же в одной команде, кто-то точно ответит" - думала я. Тотальная ошибка, потому что каждый член команды надеется, что ответит коллега. Письма с одним небольшим, но важным вопросом должны быть адресованы конкретному человеку. И желательно аналитику команды, который может сориентировать практически по любому вопросу - он на короткой ноге и с разработчиками, и с заказчиками.

  2. Встреча или звонок. Такой формат просто невозможно проигнорировать. И это самый быстрый способ добиться информации. Проблема в том, что поначалу джуны стесняются ставить встречи или звонить по каким-то (как им кажется) очевидным и примитивным вопросам. Лучший рецепт - писать в корпоративные мессенджеры что-то вроде: "Привет, наберу на 2 минуты?"

  3. Красная паста и крупный шрифт. Такой простой трюк добавляет значительной агрессии письму, и оно точно привлечет внимание. Выделять красным только самое важное. Осторожно: такое письмо способно взбесить, особенно если вопрос действительно глупый. Но ответ придет обязательно.

  4. Руководители в участниках переписки. Участник команды не сможет долго игнорировать письмо, если оно также приходит руководителю. Особенно если тегать самого руководителя внутри письма. В обратном порядке это тоже работает - нужно добавлять своего руководителя в общую переписку. Тогда начальник будет понимать всю медленную сущность смежников, разделять ваш гнев и помогать подгонять коллег.

  5. Запрет на бесконечную переадресацию. Бывает такое, что посылают к одному участнику, он переадресовывает к другому, тот ничего не знает и переадресовывает к третьему, третий молчит и т.д. Это а) выбешивает б) затягивает переписку просто до невозможности в) заставляет себя чувствовать попрошайкой, будто новый функционал нужен только вашей АС, и смежников не волнует. Здесь инструкция простая: ставить встречу с руководителем направления с письмом о том, что команда устала от бесконечной переадресации и из-за нее уже не успевает в сроки. Не забудьте побольше красной пасты. Еще лучше попросить написать такое письмо вашего руководителя. Говорят, руководители друг друга понимают быстрее...

  6. Назначение ответственных в протоколах после встреч. В протоколах нужно писать даты и ответственных лиц. Пример: прислать сроки до 11.04 (отв. Иванова Е.) Тут все понятно - участникам добавляется груз обязанностей, которые зафиксированы в письменной форме.

  7. Меньше "пожалуйста". Одно "пожалуйста" на переписку считаю оптимальным. Чересчур много вежливости выводит из себя не меньше, чем грубость собеседника. Далее по переписке можно использовать "прошу Вас...", "сориентируйте" и т.д.

Сейчас я переписываюсь и решаю все вопросы по новым интеграциям максимум за 2-3 дня. За исключением тех моментов, когда смежники - совсем занятые ребята. Пока не придумала, как до них достучаться еще быстрее. Что посоветуете?

Комментарии (144)


  1. Batalmv
    12.04.2024 12:26
    +51

    Красный текст я бы не использовал. Это теоретически проканает пару раз, потом замыливается, а автор таких писем получит заслуженный приз "долбак месяца". Поймите, вам может и срочно (а скорее всего нет), а им - точно нет, так зачем вы КРИЧИТЕ? Вам же еще там работать, правда?

    -------------------------

    Пересылка скорее всего возникает от двух причин:

    • вы пишете не тому

    • задача в целом комплексная и никто не подписывался менеджить ее управление за вас (или кого-то другого)

    В первом случае все просто. Во-втором - возможно именно вы тот, кто должен всех организовать. Тогда письма в стиле "сделайте мне все" заслужанно занимают свое место ближе к ТОП "так делать не надо". Но это догадки

    -------------------

    Некоторые пункты вроде назначения ответственных настолько базовые, что вызывают догадки, что не все так хорошо в вашем королевстве. Ну правда, если к задаче нужно приписать ответственного и срокк и это лайф хак - тут надо начинать лечение с основ.

    ----------------------

    Добавление руководителя - это прием, которые также работает некоторое время, потом перестает. Так как руководители - люди занятые, то ситуация, когда им кто-то много пишет (или ставит в копию) по вопросу, которым им на фиг не упал вызывает неодолимое желание позвонить и попросить больше так не делать.

    -----------------------

    Также, вы не уточняете сроки (либо у вашей организации большие проблемы). Это в целом неправильно. Задача с момента того, как она стала таковой, имеет исполнителя и срок, который он подтвердил. Если вы просто просите срок, а я (ваш конкурент, уже согласовал, что моя другая задача будет 14го до 12) - 99% что мою сделают, а вашу нет.

    Основное:

    • Вы должны понимать срочность вопроса. Это это не критично - не долбите. Оно вам точно не пригодится

    • Вы должны понимать мотивацию тех, то делает задачу. Не, конечно банально все типа получают ЗП и должны по первому зову вам все делать ... но нет. У людей может быть 100500 причин, почему они делают что-то другое

    • Вы должны писать "комфортные" письма. Условно у вас есть задача, вы ей живете, а для кого-то - это одна из 20. Тут прилетает письмо, о чем, кто это, почему "на вчера"?

    По хорошему стоит уточнить:

    • если были договоренности, почему вы просите именно этот срок - сошлитесь на них, либо форвард. Если у вас договоренностей нет - вы лузер и задачи нет :)

    • учтоните, есть ли у исполнителя проблемы/вопросы/препятствия. Они реально могут быть, но лучше уточнить явно. Как ни странно, это триггерит более детальные ответы

    • если срок по какой-то причине не будет выдержан, можно указать, почему это плохо (но не для вас лично - на вас всем насрать по определению)

    • если дело зашло слишком далеко (нет реакции, ответ "иди на фиг, мальчик"), стоит тогда уже с этим письмо идти к начальству (это называется эскалация)

    Либо можно и дальше долбить всех красным цветом


  1. gandjustas
    12.04.2024 12:26
    +3

    1. Верно

    2. Гори в аду

    3. Гори в аду

    4. Гори в аду

    5. Это как вообще? кто и или что кого должно ограничить?

    6. А зачем протокол без ответственных? Это не просто стандартная практика, а это единственное осмысленное действие в протоколе

    7. Очень сомневаюсь что от количества "пожалуйста" хоть что-то зависит

    Игнорят письма, потому что людям есть чем заняться вместо ответов на тупые вопросы.

    Посоветую бросить работы в ИТ, поискать гденить в другом месте.


    1. GospodinKolhoznik
      12.04.2024 12:26
      +26

      Ваш праведный гнев можно понять. Но он направлен не на того человека. Аналитик действительно должен взаимодействовать с разработчиками. И разработчики должны взаимодействовать с аналитиком. Но у них на это нет времени. Потому, что разработчику не выделяют время на встречи, переписки и разговоры. Ему даже на непосредственно программирование выделяют времени в разы меньше, чем по-хорошему надо выделять. А уж если ещё закладывать время на митинги, переписки и созвоны, то надо сразу количество времени умножить на 10. Ну так должно было бы быть по-нормальному, но пришёл аджайло-скрам и всё опошлил.


      1. gandjustas
        12.04.2024 12:26
        +24

        Почему же?


        Во-первых для начала наверное стоит прочитать Ильяхова про его правила деловой переписки.

        Во-вторых если ты пишешь людям, а тебя игнорят, то это проблемы у тебя, а не у них. Если твоя работа заключается в общении с людьми, то твоя первая задача, чтобы они всегда были рады когда ты им звонишь и пишешь.

        И самые лучшие способы добиться того чтобы люди были тебе не рады:

        • Звонить или кидать встречи без предупреждения или согласования

        • Писать письма крупным или красным шрифтом

        • Везде добавлять руководителя в переписку


        1. Borjomy
          12.04.2024 12:26
          +16

          Откровенный газлайтинг. Не надо оправдывать чужую лень и возвеличивать собственную значимость. Человек не рецепт салата хочет обсудить. Над общим делом все-таки работаете, а не в коллективе, где коллеги друг-другу крысы и только щелканье кнута надсмотрщика начальника приводит отдел в чувство.


          1. vikarti
            12.04.2024 12:26
            +1

            Показалось (по некоторым момента) что статья про ту контору на кого я работаю. Но нет. Автора нет ни в реестре пользователей корппочты ни в официальном мессенджере.

            Но вот например если кто-то вроде автора как в статье попробует со мной (я разработчик) - ну получит на все запросы ответ - "идите к PO и Scrum'у моим, у меня прямая инструкция что любые незапланированные задачи только через них"(такая инструкция реально есть просто обычно все сильно мягче).

            При этом вполне себе нормально считается например для согласования протокола ПСИ - искать контакты согласующих в телеграме чтобы попросить(который официально запрещен к использованию и есть ж официальный корпмессенджер но вот только пользуются им ой не все(возможно потому что способа реально использовать с компа который бы у всех работал - нет), с корппочтой - кое кто ее вообще раз в несколько дней читает - спасибо "удобству", причем в рамках импортозамещения все стало только хуже)


    1. bloomdido
      12.04.2024 12:26
      +2

      Ваши "гори в аду" как раз показывают, что это работает и вы будете неспособны это проигнорировать, особенно четвертый пункт, но ведь автор статьи дает советв не вам, а тому, кто с вами взаимодействует. В большой корпорации без некоторой доли работы локтями никак. И да, встреча с руководителем решает проблему с переадресацией.


      1. Limper
        12.04.2024 12:26
        +13

        Где-то это сработает, но стабильно генерируемый в контрагенте негатив может вызвать подсознательное желание в принципе поскорее закончить взаимодействие и подольше его не возобновлять.

        "Извините, бэклог забит до 2025Q1. Давайте подождём и в следующем году вернёмся к вашему вопросу"

        "Нет, архитектурно вам вообще не к нам надо стучаться."


        1. retar
          12.04.2024 12:26
          +3

          Ответ есть ответ. Аналитику таких ответов тоже будет достаточно. Он их подошьёт в документацию и отправит на рассмотрение руководителю проекта. Дальше будет весело.


          1. Limper
            12.04.2024 12:26
            +7

            Конечно будет весело. А могли бы все вместе не веселиться, а работать.


        1. bloomdido
          12.04.2024 12:26
          +1

          Понятно, что любой адекватный человек не мечтает о том, чтобы другим было с ним неприятно общаться. Но в конечном-то итоге если вы таким образом избегаете ответа по существу, то к вам все равно потом придут, но с вашим руководителем. И именно зная это вы скорее всего и не отмахнетесь.


          1. Limper
            12.04.2024 12:26
            +4

            Ну во-первых, руководитель тоже человек и ему тоже может не очень нравиться неприятный контрагент.

            Во-вторых, ответ с отказом может быть и по существу. Просто при наличии вариантов "отказать, т.к. это самый очевидный вариант" или "поднапрячься и всё-таки придумать подходящее всем решение" сотрудник неосознанно может остановиться на первом, если ему хочется поскорее завершить общение. Не всегда далеко, но в долгой перспективе может набраться какой-то значимый процент.


      1. gandjustas
        12.04.2024 12:26
        +3

        Конечно же это не так. Если мне любой человек будет так писать, то я сразу же попрошу своего или его руководителя исключить этого человека из общения со мной.

        это в принципе нормально - отказываться работать с тем, с кем ты не хочешь работать.


        1. barrybarry Автор
          12.04.2024 12:26

          Конечно же, это так: маня-мирок с розовыми поняшками.


        1. Alpensin
          12.04.2024 12:26

          Это как? Есть аналитик или продает овнер по какому-то продукту. Он может быть один. Отказаться от общения с ним означает отказаться заниматься соответствующими проектами или заставлять кого-то быть буфером между вами. Зачастую отказаться можно только сменив проект.


          1. gandjustas
            12.04.2024 12:26
            +1

            джун аналитик по-любому не единственный в команде, а единственный аналитик и и тем более овнер будет иметь более развитые навыки общения.


    1. barrybarry Автор
      12.04.2024 12:26

      Вот это бомбануло. От экрана аж гарью повеяло. Я под впечатлением :)

      Я не всегда переписываюсь так. Красной пастой, с руководителем в копиях и прочее. Это те самые тревожные кнопки, которые аналитик нажимает, когда вопрос срочный и от него зависит, например, ход и сроки нашей разработки.

      Во-вторых если ты пишешь людям, а тебя игнорят, то это проблемы у тебя, а не у них. Если твоя работа заключается в общении с людьми, то твоя первая задача, чтобы они всегда были рады когда ты им звонишь и пишешь

      Это вообще очень смешно было читать.


      1. Areso
        12.04.2024 12:26

        Зависит от аналитика.
        Если это мой аналитик, то руководитель и красная паста не сильна нужна. Нам обоим.

        Если это не мой аналитик, то я его пошлю (перешлю) к моему аналитику =)


      1. manulus
        12.04.2024 12:26

        Вас тут заминусили, поэтому дам комент в поддержку, люди не имеющие подобного опыта в принципе плохо представляют что это такое "работать с людьми" когда тебе от них что-то нужно, пока сам не попробуешь многое остаётся скрытым.


      1. gandjustas
        12.04.2024 12:26
        +6

        А должно быть грустно. Вы не осознаете проблему, которую создаете себе и другим.

        Продолжайте в том же духе и скоро заметите как все «срочные вопросы», от которых что-то зависит, пойдут мимо вас.


    1. Ndochp
      12.04.2024 12:26
      +2

      Протокол без ответственных - для фиксации договоренностей. Чтобы бить его распечаткой всех, кто решит запилить отдельный микросервис, или наоборот, добавить новую функциональность в легаси код, запланированный к уничтожению.


      1. gandjustas
        12.04.2024 12:26
        +1

        Так он потом скажет что не видел эти протокол и вообще не говорил такого.


        1. Ndochp
          12.04.2024 12:26

          А я ему форвардну отправленный ему протокол. Это раз.
          А еще его руководитель прекрасно знает, в какой папке конфлюенс лежат все протоколы встреч по этому проекту.


  1. Markscheider
    12.04.2024 12:26
    +7

    Красный текст я бы не использовал. Это теоретически проканает пару раз, потом замыливается

    Я с некоторых пор приучил себя использовать три "серебряные пули": курсив, болд, и подчеркивание.

    Прямо заметно, что мои послания стали читать, как минимум, внимательнее.