Вместо вступления

Большую часть сознательной жизни я преподаю в средней и высшей школе всякие предметы, связанные с компьютерами. Ну вы знаете: алгоритмизация, программирование, базы данных, информационные системы, информационные технологии, вот это всё. Я это делаю во-первых потому что мне нравится программировать штуки на компьютерах, а во-вторых потому что мне нравится чему-то учить людей. Ощущение, которое появляется в момент, когда ты что-то рассказал человеку и он на твоих глазах смог сделать то, чего раньше не мог, очень сильно мотивирует.

Не всё так благостно, конечно. Есть и необходимость заполнения журналов по учёту заполнения журналов, и постоянные изменения регулирующих документов и вообще много всяких вещей, которые (с моей точки зрения, по крайней мере) к процессу передачи знаний мало относятся. Но с этим можно только смириться научиться работать. Однако же на длинной дистанции я вижу проблему, о которой, с одной стороны, как-то не особенно пытаются говорить, а с другой — она опаснее всякой бюрократизации.

Это я о чём. Это я о том, что образование, да и само слово "школа" появилось давно, где-то в античной Греции. То есть людей чему-то учили и раньше, и в других местах, но это всё были прикладные навыки: как пахать землю, как сеять урожай. А вот время и желание сесть и поговорить об отвлечённых вещах типа "Когда рождается мужество?" или там "Как нам организовать сбор налогов?" достоверно появилось как раз у греков (возможно, в комментариях меня поправят). Потом сами собой появились люди, которые и знали побольше, и говорить умели получше. К ним стали приходить и задавать вопросы. И эта деятельность была поначалу целиком добровольной: хочешь иди на агору Платона слушать, не хочешь - езжай к гетерам.

Позже, правда, выяснилось, что те, кто чему-то учились и выборы выигрывают чаще и вообще по жизни более успешны. Появились софисты, обучающие людей говорить покрасивше и пошло-поехало. Средневековые университеты (да, я понимаю, какой хронологический скачок совершил), появление понятия доцента (оказалось, что как-то глупо давать преподавать всем подряд) и прочие вещи. Не менялось одно: в целом образование оставалось кружком по интересам, куда приходили люди, которые реально кайфовали от риторики или там архитектуры. Понятно, что были люди которые хотели получить образование для решения каких-то прикладных задач, но суть особо не менялась: они хотели учиться, а уж для собственного удовольствия или выгоды для разницы большой нет. И образование было престижным! Да что уж там, умение читать-писать долгое время было неслабым таким достижением. Но шли века, велись войны, совершались революции и появилось оно.

Массовое образование

Где-то даже бесплатное!

И это, безусловно, правильно и замечательно (было поначалу). Люди начали читать учебники, да и просто книжки, им стали доступны более сложные концепции; они стали более осознанными, с увеличением количества хотя бы худо-бедно образованных людей стало больше тех, кто мог двигаться в своём обучении дальше. И, с одной стороны, люди сами хотели образование получить (все эти истории про двадцать километров в одну сторону, да), а с другой переход к индустриальной экономике требовал квалифицированных специалистов. Для эффективного сельского хозяйства теперь мало сапать землю, надо ещё и удобрения сыпать, а для этого - хотя бы читать инструкции и надписи на мешках. А должны ведь ещё найтись люди, которые эти удобрения придумают. Для промышленного производства каких-нибудь гвоздей теперь недостаточно набрать двести кузнецов - станки настраивать и обслуживать должны люди которые чего-то понимают в математике и механике. И так далее.

Словом, устоялось мнение, что образование - важно, нужно и полезно вообще всем. А какое образование самое важное, нужное и полезное? Высшее, конечно же! Не зря же оно так называется. А раз так, то его в обязательном порядке нужно получить вообще всем, кто хочет чего-то в жизни добиться.

Видите этот переход? В какой-то момент образование от средства достижения практических результатов или просто специфического хобби превратилось в, назовём это, квазититул. Человеку не нужны, собственно, знания, ему нужно подтверждение того, что у него эти знания есть. Что, как вы понимаете, далеко не одно и то же.

А раз непосредственно знания не нужны, то люди наверняка будут искать способы получить результаты обходным путём. Купить. Списать. Соврать. И это как бы и ладно, такое, очевидно, было всегда и методы борьбы более-менее очевидны. Но всё стало хуже, когда появилось

Современное образование

(да-да, как тот самый ролик)

Давайте все вместе: дистанционное образование, цифровизация, нейросети.

Disturbed... Дистобр - это клёво. Она ведь как задумывалась? Чтобы любой человек, в любой точке мира, хоть в Оттаве, хоть в канаве мог получить знания по интересующей его теме. Не будет больше неграмотных и лишённых света истины. Но вышло-то оно как? Так, что реально учатся дистанционным образом процентов пять, а остальные выполняют цикл "Получить задание N → отдать знакомому/заплатить денег за решение → сдать → получить задание N + 1". Почему это возможно? По многим причинам, но в том числе и потому, что проверяя абстрактное задание ты не можешь быть уверен в том, кто его делал. И как его делал. Уточняющие вопросы задать, конечно, можно, но в большинстве случаев это не онлайн общение (в котором тоже возможны варианты жульничества), а бокс вопросы по переписке. А читая ответы на них ты не можешь быть уверен... Суть вы уловили.

Цифровизация - это клёво. Это упрощение разных операций. То, что мы чертили на кульмане теперь в десять раз быстрее делается в САПРах. Фильмы не монтируются с помощью ножниц и такой-то матери, достаточно подвигать дорожки в редакторе. Да что уж там, даже простые подсчёты теперь занимают смехотворное количество времени, надо только цифры подучить и знаки операций. Но упрощение - оно ведь какое? Оно вместе с упрощаемым упрощает и упрощателя. В пятом классе ты воспользовался калькулятором вместо того, чтобы самому дроби сократить, а в седьмом растерянно смотришь на какие-то выражения с буквами, с которыми тоже надо что-то делать.

Нейросети уже всем надоели - это клёво. Потому что... Впрочем, вы и так все в курсе. Теперь можно избавиться от массы рутинных дел, работать не двенадцать часов, а головой и освободившуюся массу свободного времени направить на что-то действительно полезное. Можно не читать массу источников, а попросить их краткий пересказ, из которого вычленить нужное. Много чего можно. А можно ли всё? Оказывается, что нет (по крайней мере пока). Но до поры-то до времени всё это работает? Работает.

И это приводит к тому, что я называю

Театр образования

Просуммируем всё сказанное выше.

Образование становится формальностью. Часто не только для учащихся, но и для преподавателей. Очень сложно чему-то учить аудиторию, которая пришла просто высидеть свой диплом. Да и вообще работать сложно, если понимаешь, что работаешь вхолостую. Если не верите, то попробуйте почистить ведро картошки, а потом выкинуть её.

И если на аудиторию можно махнуть рукой (в конечном счёте они сами кузнецы своей судьбы), то преподаватели теряют мотивацию и сама профессия превращается в bullshit job. А кто на такой работе хочет работать? Никто, что приводит к вымыванию хороших кадров и заполнению вакантых мест теми, кому просто некуда приткнуться. "Ума нет - иди в пед".

Дистанционное образование надо или оставить для вольных слушателей или обернуть в десять слоёв прокторинга при подтверждении усвоенных компетенций. Иначе это превращается в театр абсурда, когда преподаватель нейросетсями генерирует тесты (ведь зачем стараться, если по ту сторону никто не оценит), а учащиеся их нейросетями решают. В результате мы оба наелись какую-то реальную выгоду получают продавцы электроэнергии.

Способы автоматизированного решения задач стали слишком доступны. И это хорошо, но для тех, кто эти задачи и так решать умеет, понимает их специфику и осознаёт, как использовать результаты простых задач для решения непростых. В противном случае мы имеем ситуацию, в которой забытая цивилизация древних придумала сложную и мощную магию, мы выучили ритуалы для её использования, а как оно там работает и что с результатами делать - только Омниссии известно.

И даже шире: информация стала слишком доступна. Задания сорта "написать реферат" давно стали синонимом "скачай реферат и сделай рерайт". Не нужно сидеть в библиотеке, писать конспекты, даже думать, в сущности не нужно. Есть ли результат в виде работы? Есть, конечно. Но результата в виде опыта исследования (хотя бы обзора литературы), своего мнения, знания аргументов нет. Нет ни надобности, ни попыток анализа и синтеза разных точек зрения, полемики какой-то. У нас есть магический ящик, который даёт ответы на все вопросы; значит ли это, что знания есть у нас?

Дидактический принцип "От простого к сложному" мутировал в "От результатов полученных магическим образом к ну там разберёмся как-нибудь". В пределе этой ситуации мы получим касту техножрецов, которые худо-бедно разбираются в происходящем и миллиард сервиторов, которые ну умеют там промпт написать простенький по инструкции или чайник поставить (возможно, тоже по инструкции).

Что со всем этим делать?

Честно говоря, не знаю.

Может быть стоит признать, что высшее образование, которое есть у всех превращается в справку об адекватности. И сделать его не таким доступным, зато качественным. И давать его действительно талантливым в науке и смежных областях людей. А кому природой не дано - что ж, только безделье не пахнет никак.

Стоит ли отнять и поделить взять и запретить все те способы решения задач, о которых я писал выше? Нет, конечно. Но разрешать их использовать надо только с момента, когда человек может решать соответствующие задачи не хуже.

А может быть вообще ничего делать не надо и текущая ситуация в коррекции не нуждается. Словом, подписывайтесь на мой телеграм-канал если у вас есть мнение, то потыкайте опросы и выразите его в комментариях.

Комментарии (17)


  1. ru1z
    13.04.2024 10:54
    +4

    высшее образование, которое есть у всех превращается в справку об адекватности

    Не превращается, покупается полностью или частично (заочники покупающие решения). Это системная проблема. Такой подход уже предлагали, даже аспирантуру делать "ступенью" высшего образования. Это выполнение "гос-КПИ", а не образование (больше нарисованных дипломов - больше КПИ и финансирование).

    При всем при этом, престижность реального образования не падает и всеобщее высшее образование не нужно. В технарях зачастую учат более отвественно. Большинство с высшим - это про высшее образование в гуманитарных дисциплинах, образование образованию рознь. Это бесмысленная госбюрократия, которая принуждает людей получать "справки", для трудоустройства, а не то, что сами люди массово хотят получить "справки об образованнности". Люди как-то получают более-менее нормальное образование, например, через систему олимпиад, имхо, но с олимпиадами и похожими подходами - часто работает негативно - это такой насос, вытягивающий таланты куда-то за границы применимости полученного образования.

    Отдельно обсуждать высшее образование бессмысленно, потому что проблемы начинаются еще в школе, где-то с 3-5 классов. В хороших вузах людей на первых курсах "доучивают". Все это - огромный системный развал образования за последние десятилетия.


    1. dyadyaSerezha
      13.04.2024 10:54

      Все это - огромный системный развал образования за последние десятилетия.

      "Не образования, а и образования тоже" - вот если вы подумали, что я такое напишу, то нет, не напишу! Потому что

      Травка зеленеет, солнышко блестит!

      То есть, учёные ученеют, рабочие работают, фермеры фермерствуют, а производители... нет, не угадали - импортозамещают. В общем, всё хорошо! (прекрасная маркиза).


  1. IkaR49
    13.04.2024 10:54
    +9

    На самом деле, достаточно поднять престиж среднего профессионального образования. Чтобы "слесарь" или "сварщик" было так же престижно, как "программист" или "аналитик". Это уберёт людей из университетов, так что в них станет дышать "свободнее", люди будут более заинтересованные именно в вышке. А потом цикл повторится вновь)


  1. Krasnoarmeec
    13.04.2024 10:54

    Отличная статья!

    На самом деле большой проблемы не вижу.

    Да, есть куча полуобученного народа, но вот вам лично конкуренты на рабочем месте нужны? Пока ситуация с образованием такова, какова она есть, за свою востребовательность особо не переживаю.

    Да и просто, подумайте, что бы было, если бы все поголовно могли бы в крутой матан или там в ядрёную физику.

    "Люди разные нужны, люди разные важны"


    1. Imaginarium
      13.04.2024 10:54
      +5

      1. Жить умным среди необученных питекантропов -- невыносимо любому разумному и образованному человеку, и все эти слова на тему "нам больше достанется" -- от нищеты духа. Вы не представляете, насколько страшно невежество, и я не про "ой да он массив развернуть не может", я про настоящее, дремучее, рождающее дикие нравы и большую кровь.

      2. Если бы все поголовно умели в крутой матан и ядерную физику мы бы вышли на качественно иной уровень цивилизации, это и есть мечта модернизма и Просвещения. К сожалению, всё пошло в сторону того самого "сокращения конкуренции".

      Припоминаю короткий рассказ "Шпаргалка" Александра Леся в журнале "Пионер", в 8 номере за 1990 г. Он как раз о проблеме инструментализма, затронутой автором, вот только рассказ заканчивается оптимистично (1990-й же ещё только), сам я в такой конец уже давно не верю.
      А людей надо учить. Обязательно и всему, и всех, кто только может учиться, только так и выживет наш вид.

      "Люди разные нужны, люди разные важны"

      А это вообще о профессиях сказано, и об особом почёте тех, кто трудится, а профессии "дурак" не существует.


      1. Krasnoarmeec
        13.04.2024 10:54
        +1

        Просто пройдусь по пунктам:

        1. Необученный ≠ питекантроп. У меня знакомый есть, В. Н., которому уже лет 65, и который всю жизнь работал водителем в колхозе. Далеко не питекантроп. Очень душевный человек.

        2. Дело не в умениях, а в применении этих умений на всеобщее благо. Да даже на своё примените – уже хоть какая-то польза. А если уметь и сидеть уткнувшись в смартфон, то это уже разложение и гибель.

        3. Людей надо любить. Учить уже пытались народовольцы в XIX веке. Кажется что-то пошло не так…

        UPD: У нас чат получается – Вы постоянно что-то дописываете...


        1. Imaginarium
          13.04.2024 10:54

          1. Как мне как-то сказала преподавательница по общей физике в вузе, "хороший человек -- не профессия", а Ваш знакомый получил прекрасное среднее образование, которому могут позавидовать современные младшекурсники уж точно.

          2. У Вас узко прикладной подход, именно образование и учит ставить задачи, а решать стандартными методами можно любого зайца научить. Собственно, в том числе и об этом пост, который мы с Вами обсуждаем.

          3. Даже комментировать не буду, такое высказывание от человека с ником "Красноармеец" самодостаточно.


        1. Imaginarium
          13.04.2024 10:54
          +1

          Ах да, забыл сказать, что нашему обществу в настоящем виде образование действительно не нужно, тем более тотальное; ну а Вам конкретно, я думаю, скоро удастся насладиться обществом по-настоящему невежественных людей (их присутствие уже совсем скоро станет повсеместным и неизбежным фоном), от всей души желаю Вам это благополучно пережить (я серьезно). Может быть, вспомните мои слова.


          1. Krasnoarmeec
            13.04.2024 10:54
            +1

            Эк я Вас задел. Извиняйте-с, не нарочно.

            Переходить на личности, а тем более на ники, выбранные в 2012 году, это ближе всё же к питекантропу.


            1. Imaginarium
              13.04.2024 10:54

              Спасибо за минус в карму! Особенно впечатляет такое поведение с извинениями)) Видимо, всё же не столько Вы меня, сколько я Вас задел (почему?).
              Всё же я разделяю Вас и Ваш ник. Но сочетание его с Вашими комментариями нахожу забавным)


              1. Krasnoarmeec
                13.04.2024 10:54

                Это точно был не я. Могу в личку послать скриншот моих голосований.

                Да даже плюс прямо сейчас поставлю!

                UPD: Поставил +. Пишите статьи, делитесь своим опытом и будет Вам благо благостное.

                UPD 2: Это не в моих принципах мелко мстить на каком-то форуме.


  1. votakoy
    13.04.2024 10:54
    +2

    10 лет назад поступил в педагогический ВУЗ. Заканчивая первое высшее обещал себе больше никогда не садится за парту! Но предшествовавшие годы привели меня к пониманию, что исправлять ситуацию и ситуации нужно "зря в корень".
    Так случилось, что моя педагогическая практика, началась с дошкольников. Не стану описывать важность каждой из стадий развития, но более-менее разобравшись, стало понятно, что Личности начинать строить, нужно с дошкольного возраста.
    Казавшаяся простой задачей, автоматизация работы дошкольного педагога - оказалась очень непростой! Я сам не программист, но соответствующие навыки имею... Хоть и лоскутным методом, но на текущий момент задача решена. Лоскутность, к сожалению, не позволяет масштабировать сей опыт. Но результаты впечатляют! А самое главное, что, работая с людьми этого возраста, постоянно заряжаешься оптимизмом - ибо дети у нас классные!

    А вот, то, объективное, приправленное IT ширпотребом, что случается с нашими детьми на последующих стадиях развития - и приводит вас в уныние! И меня, кстати, тоже)

    В общем, мое мнение таково: основные беды нашего образования - из-за отсутствия индивидуализации. Оба полюса аудитории теряют мотивацию еще в начальной школе, обучение превращается в некую "бестолковую повинность". А из этой бестолковости произрастают плоды никакушного образования и даже жизни.

    Решать проблему нужно с ранних стадий. И я, сейчас переключаю своё внимание на начальную школу, благо технологический задел уже создан и опыт есть.

    Часто в таких случаях вспоминаю высказывание некоего древнего грека, суть которого сводится к сетованию качеством подрастающего поколения. Боялся он за будущее своей страны... и мы прорвёмся! Главное, прикладывать усилия в нужном месте...


    1. myswordishatred Автор
      13.04.2024 10:54
      +3

      Работать с детьми, это, конечно, адище. Ощущаешь себя сержантов в армии, только из всех инструментов воздействия - вежливые просьбы. Поражаюсь вашей выносливости и моральной стойкости, желаю всяческих успехов!

      х вспоминаю высказывание некоего древнего грека, суть которого сводится к сетованию качеством подрастающего поколения

      Вы, наверное, про расхожую фразу Сократа:

      Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей


    1. Didntread
      13.04.2024 10:54
      +1

      Оба полюса аудитории теряют мотивацию еще в начальной школе, обучение превращается в некую "бестолковую повинность"

      проблема тут в том, что ни вы ни ученики не понимают, зачем все это нужно. Людей владеющих властью и богатством в стране привела к этому не учеба, а ровно обратное - сила, криминал, взяточничество и т.д. Человек, зарабатывающий образованием, средний класс, у нас скорее белые вороны, чем уважаемые люди.


  1. SwetlanaF
    13.04.2024 10:54
    +3

    Добрый день. Относительно тезиса, что высшее образование не должно быть у всех (не должно быть слишком доступно). Ну я примерно так же думала. Теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами декана горфака. За давностию лет слово в слово не перескажу, постараюсь передать суть своими словами.

    Вот юноша из панельной пятиэтажки (я, к слову, тоже живу в панельной пятиэтажке, так что этот юноша - мой сосед), со скромными школьными успехами поступает на бюджет на не самую конкурсную специальность в технический университет. А вокруг движуха: квны, пушкинские карты, конкурсы, люди вокруг, страшно вымолвить, даже какие-то книжки читают. Далее цитирую декана горфака: а если мы его сейчас из-за вас* (математиков) отчислим, то он пойдет по кривой дорожке. И потом не удивляйтесь, что с вас на улице шапки срывают.

    Не надо перекрывать молодежи дорогу к бесплатному образованию. Иначе потом придется оплачивать содержание тюрем.


  1. murkin-kot
    13.04.2024 10:54
    +1

    Что со всем этим делать?

    Объединяться. Потом строить такое общество, которое вас удовлетворит.

    Смысл происходящего прост - на ваши "высшие" потребности очень многим плевать. Соответственно, в обществе мал запрос на улучшения в этом плане. Но какой-то запрос всё же есть. Его основная проблема - он размыт по большому объёму. А с другой стороны присутствует запрос такого же небольшого уровня, но сконцентрированный во власти. Итог - вы понятия не имеете, что делать, потому что ничтожны рядом с бездной. В то же время власть, не менее ничтожная, отлично знает, что ей делать - она отдаётся рефлексам и они, по сути, правят миром.

    У одной силы нет механизмов, а у другой их избыток. Поэтому имеем то, что хочет власть. Пусть даже хочет она этого неявно, бездумно отдаваясь своим примитивным рефлексам. Хотя это про власть официальную. А серые кардиналы несколько более осмысленно рулят из-за плеча клоунов. Но их количество на порядки более ничтожно, чем запрос в обществе на улучшения в области высших потребностей.

    В технике это называется "усилитель". Специальная структура, большая сила которой регулируется очень малым воздействием, например - одним словом ничтожного рядом с массой серого кардинала.

    Нужен альтернативный усилитель. Но перед тем, как занять трон, задайтесь вопросом - а куда вы поведёте свой мощный трактор?

    В общем, есть много важных логических цепочек, которые должен знать каждый, кто хочет лучшего не только для своей задницы. Начните хотя бы с их изучения. Это ведь совсем легко. Не труднее, чем изредка побороть свою лень.


  1. a_titaev
    13.04.2024 10:54

    Спасибо за поднятую тему. Я со всем этим согласен (тоже преподаватель в техническом ВУЗе). А то иногда думаешь, может никто не видит того, что в корабле пробоина, и ты какой-то ненормальный. Но такие публикации немного радуют, и понимаешь, что кто-то тоже видит этот процесс.
    По моему опыту большинство (даже среди преподавателей) предпочитает не задумываться о тенденциях, а механически поддерживать какое-то статус-кво: выдал лекцию, выдал задание на практику, собрал задание, проверил, спишь спокойно. Среди возрастных преподавателей заметна тенденция зацикливания этого процесса в силу того, что уже не хочется каких-то перемен, а хочется спокойно доработать оставшееся время. А в свободное время лучше предаваться воспоминаниям в кругу таких же, как ты, чем ломать копья, пытаясь найти выход. Но и молодые преподаватели по большей части так же встроились в существующую систему: те же самые методы. Но уже в силу того, что для достойной оплаты труда требуется поток из сотен студентов, обучаемых параллельно. И тут уже никакой другой метод кроме дистанционного не работает, чтобы одновременно хоть как-то создавать видимость обучения, но и не уменьшать при этом поток. Качество будет соответствующее.
    По поводу дистанта еще писал свои мысли в другой теме:
    https://habr.com/ru/articles/743774/comments/#comment_25740812
    Согласен еще с тем, что надо объединяться. В свое время искал более менее живое онлайн-сообщество преподавателей, кого бы волновало образование, а не формальности для карьеры. И не нашел. Пара полумертвых форумов. Это очень показывает интерес общества и запрос на эту тему. Да что говорить, и количество комментариев под этой публикацией показывает то же! Сравните с количеством под любой публикацией на Хабре с темой «Применение ИИ для <вставить нужное>». Хотя важность вопроса технического образования в стране и важность применения ИИ (хоть для чего) – несоизмеримы.
    Не обязательно нужен форум или сайт. Может для начала хотя бы почаще писать на Хабр подобные посты, чтобы вокруг них формировалось сообщество, обсуждающее ситуацию. Это тоже своего рода объединение заинтересованных.