image

Кое-что пошло не так, поэтому российскую научную базу пришлось эвакуировать.

2 апреля мы должны были сбросить экспериментальный арктический мини-ЦОД (из одного сервера и двух систем спутниковой связи) на дрейфующую льдину со временной российской полярной базой. Потом — подняться в стратосферу и выпустить орбитального админа, который вместе с двумя напарниками поставит рекорд высотного парашютного прыжка.

Потом мы должны были поднять и подключить ЦОД и провести программу экспериментов, где бы он использовал наш же собственный спутник для связи.

История получилась немного фееричнее, чем мы ждали, потому что льдина, на которой стояла база Барнео (она разворачивается так каждый год и дрейфует несколько недель), треснула прямо по расчищенной взлётно-посадочной полосе. То есть самолёты не могли бы туда приземлиться в принципе. Вероятность новых трещин вынуждала убираться оттуда как можно быстрее.

Но кое-что сделать удалось.

Собственно, начну по порядку.

image

▍ Что это за база — Барнео?


Это российская научная база (точнее, формально международная, но делаем её в основном мы, жители России и на российской технике). Она разворачивается на льдине и дрейфует в сторону Северного полюса. Путешествие базы обычно начинается за 100 километров до полюса.

Принцип такой: сначала на подходящую льдину высаживается группа строителей и трактористов, также с тяжёлых самолётов Ил-76 сбрасываются тракторы и первичное оборудование. Жёсткие полярники собирают жизненно необходимые модули базы, нужные для выживания. Тракторы там — ДТ-75: это машины, выпускающиеся с 1962 года, надёжные, как «Буханка», и примерно такие же ремонтопригодные. В Арктику берут лучших трактористов — мужиков из бывших колхозов, которые умеют чинить своих «коней» без магазина просто проволокой, зубилом и какой-то матерью. Вот эти самые мужики собирают выпавшие из самолёта тракторы и расчищают взлётно-посадочную полосу для «Чебурашек» (Ан-74).

image

Когда ВПП расчищена, туда уже могут приходить Ан-74 из Хатанги (раньше они летали со Шпицбергена), которые везут основной состав: научную группу, ещё грузы, хрупкие вещи, спортсменов, не очень важные для выживания модули базы, вкусную еду, туристов и так далее.

2 апреля должно было быть налажено авиасообщение с Большой землёй, а мы должны были прыгать с Ил-76. Подробнее про подготовку можно прочитать вот здесь. Смысл этого — выбросить ЦОД в контейнере, сбросить другой груз, подняться на высоту стратосферы, выйти из самолёта втроём и поставить рекорд по стратосферному прыжку. Затем — проследовать вниз к ЦОДу и настроить его. А ещё через пару дней улететь на «Чебурашке».

Как вы уже знаете, всё пошло не по плану.

2 апреля лёд начал трескаться, и нужно было расчищать другую полосу с другой стороны льдины.

image

▍ Прыжок


Начиная со 2 апреля мы каждый день находились в боевой готовности и ждали, когда нам дадут разрешение на вылет.

На Барнео в это время расчистили вторую полосу, но льдина снова треснула, и отремонтировать её не получилось (иногда помогает заливка водой если трещина небольшая). В итоге решили, что нужно эвакуировать базу: перенести её на новое место возможности не было (слишком мало времени оставалось в окне, когда возможен арктический дрейф), использовать имевшуюся было нельзя.

На месте была только «жёсткая» команда, то есть опытные полярники и опытные трактористы.

Эвакуация предполагалась вертолётами, потому что самолёт туда сесть не мог.

У вертолётов не хватает топлива до базы напрямую, поэтому для них делают промежуточный склад топлива на Северной земле, где у нас есть научная база. Но даже оттуда не хватает до Барнео, поэтому делается ещё один промежуточный склад топлива в точке Жалюзи-3, это на полдороги.

Так вот, у нас был выбор — сброситься с Ил-76 с оборудованием, провести три-четыре часа на Барнео и поучаствовать в эвакуации либо же отправиться назад в тёплый уютный дом.

Вариант у нас был только один — 12 апреля. Конечно, да!

Дальше — рассказ Дениса Ефремова, нашего админа (по совместительству — директора «Стратонавтики»). Он прыгал с Михаилом Корниенко (космонавтом) и лётчиком-инструктором Александром Лынником.

image

▍ Рассказ Дениса


Мы уже проходим паспортный контроль — там надо ставить выездную печать из России. Я прохожу последним, и тут за мной приходит пограничник и говорит сотруднице:

— Ты это, пока границу не закрывай.
Она удивлённо:
— А что, ещё придут?
— Нет, эти сейчас, наверное, назад в Россию пойдут, там что-то с погодой не то.

Всё могло сорваться в любую минуту, но, в общем, всё же вылетели.

Над базой сбрасываем паллеты с грузом, выкидываем ЦОД. На нём закреплена 360-камера, её почти сразу отрывает неудачно пролетевшей стропой парашюта, но она остаётся на страховочном фале, и дико вращаясь, летит рядом с платформой. Видео с неё смотреть невозможно. Зато есть отдельные прикольные кадры типа вот такого:

image

Затем Ил-76 поднимается на 10 500 метров. Как мы и подозревали, то, что есть в открытой спецификации, несколько скромнее реальных возможностей машины. Топлива — ещё на четыре часа обратного полёта, непросто забраться, непросто удержаться. Минимальная приборная скорость на такой высоте — около 400 километров в час, причём реальная скорость относительно земли около 800 км/ч.

image

Открывается рампа, прыгаем.

Удар! (представьте, что вы резко высунули голову в окно из машины, которая движется со скоростью 400 км/ч)

image

Пара кувырочков. Плотности воздуха хватает для стабилизации. Рулишь, высматриваешь напарников, видишь, что далековато раскидывает по небу при выброске на такой-то скорости.

Лечу и наслаждаюсь полётом: перепад давления большой, закладывает уши. Продуться не получится, нос зажать не выйдет: мешает кислородная маска. Чуть покалывает щёки.

Крутить пируэты с кислородом и кучей оборудования не стоит. Спокойно лечу. Виды отличные, как будто высаживаюсь на ледяную луну Юпитера — Европу, а не на Землю. Трещины чёрные, торосы — как хребты. Прекрасно!

Видимость отличная, туманов и облачности нет, очень повезло! Вижу лагерь, рулю на него, раскрываюсь. Внизу вижу трещину — главную виновницу эвакуации. Вот она:

image

Медведей нет, приземляюсь поближе к вертолётам — прямо на целую часть взлётки. Остальные тоже встретились с землёй, не сомневайтесь!

image

Внизу уже стало понятно, почему покалывало щёки: это я их отморозил. При ударе о воздух мне сместило балаклаву, открылась очень тонкая полоска между кислородной маской и балаклавой. В итоге морозным (минус 55°) ветерком (400 км/ч) за пару минут обдуло так, что я стал похож на бурундука.

Вот я, красивый, после спуска:

image

А вот что осталось через два дня:

image

Михаил Корниенко тоже отморозил щёку, Александр — палец. У всех всё пройдёт без ампутаций, но кожа слезла, конечно. Последствия для такого рекорда минимальные.

image

Это ещё очень повезло, что мы долго готовились. Все эти дни, пока ждали, мы понемногу дорабатывали оборудование. Вообще всё началось с того, что я должен был пришить нашивку RuVDS, а партнёрских нашивок, если обратите внимание, у меня на костюме штук 15. И оказалось, что при моих навыках шитья каждая нашивка занимает не пять минут, а час. Дальше я пошёл искать ателье, нашёл, там мне всё быстро сделали на машинках. При этом случилась политическая катастрофа: российский флаг нашили вверх ногами. Пообещал, что всё ателье расстреляют уже к концу недели, перешили, потом занимался костюмом. У нас там внутри провода — к обогреву, к стелькам, к очкам. Когда тренировались, замечали кучу мелочей: то кабель внутри уехал, то натягивается и мешает, то из разъёма выдёргивается. Сидел вшивал внутрь комбинезона, делал крепления для разъёмов, дополнительно утеплял балаклаву накладками на щёки. Если бы их не было, то обморозился бы куда сильнее.

image

Дальше у нас было несколько часов на разрушающейся льдине. Пока ждал спутника, успел сходить с полярниками в баню. Баня, кстати, очевидно, относится к жизненно важным модулям, потому что её построили сразу после установки палаток. Там купель с солёной водой минус 2 или минус 3 по Цельсию. Остальное время — отправлял пакеты. Проход спутника был только один. Тут надо рассказать про связь на полюсе.

image

▍ Про связь на полюсе


У нас два канала связи у мини-ЦОДа: это диалап-модем, который работает через спутниковый телефон, и спутниковый трансивер с направленной антенной с сектором около 30 градусов, которая умеет передавать и слушать. Спутник за проход один раз передаёт свою телеметрию и один раз слушает, поэтому нужно попасть в него 30-градусным лучом, пока он быстро летит по небу где-то на уровне 45 градусов.

Нашего спутника надо было ждать, поэтому первое, что я сделал, — это попытался отправить координаты через всенаправленную антенну «Иридиума». Делается это так: открываете в Win старый добрый режим диалап-соединения (я уже лет 20 так не делал), потом поверх запускаете их софт, сжимающий трафик, а потом это всё не работает. Коннекты несколько раз были, но данные не прошли. Причём позднее я спрашивал у службы поддержки, где мне честно ответили: ой знаете, почему-то, нам все говорят, что функция модема не работает, но что с этим делать мы не знаем.

Голос тоже передаётся так, что остаётся только узкая полоса частот, и слышно через слово, а тембр меняется так, как будто человека долго били. И меня все сразу спрашивали, что случилось и сколько у меня открытых переломов, если судить по голосу.

План Б — можно отправить SMS. Что «Иридиум» делает хорошо — это отправляет координаты (обычно — для сигнала бедствия) и короткие текстовые сообщения к ним. Это делается прямо через трекер. Я подсоединил трекер к мини-ЦОДу, там плата собрала данные с датчиков (координаты GPS, температура снаружи и температура внутри) и запихнула в эту самую SMS. На самом деле это звуковой файл, который просовывается в окно на транспондере, потом демодулируется и текстом уходит на указанную почту.

Короче, «Иридиум» кое-как пригоден для голоса, и вообще непригоден для диалапа (но даже до вылета официальная поддержка сказала мне, что вот инструкции, но ни у кого не получалось, поэтому это ожидаемо, а если надо, то у них осталось ещё много строчек инициализации модема).

После этого я развернул нашу антенну и начал целиться в спутник. При минус 30, что довольно мягко для этих мест, компьютер работал, но экран тормозил и курсор постоянно терялся. Кабели задубели, оператор (я) — тоже. Тут мы сразу начали получать бесценный опыт о будущих конструкциях. А ещё, чтобы попасть в спутник, надо взять азимут. А компас не работает, поэтому пришлось сильно думать.

Понапринимал пакетов телеметрии, вроде отправились координаты, но не было времени проверить. Приём хороший.

Антенну пришлось отогревать на печке-буржуйке. Ноут, который в основе ЦОДа, работает, но у него мёрзнут экран и аккумулятор. 1 FPS не позволяет нормально работать с мышкой. Аккумулятора хватает минут на десять. В общем, нужен дополнительный обогрев. Перебрался с ноутбуком в палатку к буржуйке.

После этого была эвакуация.

image

Уже после неё на промежуточной точке мне рассказали, что экспедиция на машинах в 100 километрах от нас заливали видео о своей поездке. Оказалось, что у них «Старлинк». И он работает.

На Жалюзи-3 мы снова построили палаточный лагерь, натопили в палатках буржуйками (так, что спать можно было без спальников), я уже нормально отправил пакеты и убедился, что они дошли.

Александр успешно сбросил гитару. Прошлая у него разбилась, а в этом году только немного помялась. В каждом месте остановки он устраивал концерты.

Дальше мы перелетели на мыс Баранова (архипелаг Северная Земля) — там наша научная станция. Я познакомился с нашими учёными и даже поучаствовал в запуске метеозонда. За 10 тысяч рублей я смог отправить девять сжатых фотографий в «Телеграм» через местный спутниковый интернет с большой тарелкой.

image

image

image

image

image

Оттуда добрались до Хатанги. Там сидели тоже без Интернета, потому что 4G был только до вышки, но дальше там спутниковый аплинк, а приоритет — у Вотсапа, через который все общаются. Просунуть свой пакет можно только глубокой ночью, и не факт, что повезёт. При этом ходить по самой Хатанге нам не разрешали. С учётом того, что границу мы прошли на вылете и обратно должны были зайти в Красноярске — а в Хатанге погранпункта нет, — мы были в очень странном юридическом статусе людей, которых здесь быть не должно. Поэтому нас поскорее запихнули в «Чебурашку» до Красноярска, где мы уже и прошли границу.

image

▍ Итоги


  • «Иридиум» работает как часы. Буквально.
  • Наш комплект работает, но нуждается в куче доработок, в частности, дополнительном обогреве.
  • Приём с нашего спутника отличный.
  • Передача — возможна. Полярников это порадовало, потому что ничего, кроме «Иридиума», у них не было. «Старлинк» тоже открыл новые возможности.
  • Баня на полюсе — это замечательно! Туалет — лучше не пробуйте!
  • Трактористы — строители-десантники очень удивили: вот кто настоящие герои, прыгающие со своими тракторами в неизвестность! Так что не спешите выкидывать старые технологии: возможно, ваш опыт с 286 (25 SX) и Паскалем пригодится для космической программы.
  • Наши стратосферные и спутниковые платформы для автоматизации ЦОДа работают в условиях Крайнего Севера.
  • Эксперимент закончился.
  • Конкурс — тоже, координатами считаем те, которые переданы через трекер на Барнео.
  • Чтобы делать глобальные выводы, нужны статистика, набор разных сеансов связи. Такой статистики нет, поэтому глубокой отладки не будет, но что могли в этих условиях — сделали.
  • Насчёт медведей (это был главный вопрос подготовки): мнения у всех расходились. Нам выдали сигналы охотника, фальшфейер, шумовой пистолет и посоветовали насыпать стёкол в карманы. Концепция менялась с каждым специалистом по медведям, которого мы встречали. Причём каждый из них лично голыми руками убивал одного. В итоге, к счастью, медведи к базе не пришли. Хотя на Северной Земле одна из собак пришла вся в крови: местные говорят, что как раз сцепилась с мишкой.
  • Следующий шаг — Антарктика!

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (38)


  1. kozlov_de
    18.04.2024 11:16
    +40

    Когда брали на работу говорили что про контейнеры

    Думал, в докере развернем

    А вышло вон как )))


  1. 0mogol0
    18.04.2024 11:16
    +18

    Потом — подняться в стратосферу и выпустить орбитального админа, который вместе с двумя напарниками поставит рекорд высотного парашютного прыжка.

    <...>

    потому что льдина, на которой стояла база Барнео (она разворачивается так каждый год и дрейфует несколько недель), треснула прямо по расчищенной взлётно-посадочной полосе.

    Когда предложили прыгнуть с парашютом на Борнео, но как оказалось, что ты чуть-чуть не расслышал...


  1. murkin-kot
    18.04.2024 11:16
    +2

    Барнео

    И кто-же является автором данного слова?

    Можно подумать про суровый юмор очень бородатых мужчин, но, да простят меня фанаты небритых полярников, версия о недостаточном образовательном уровне осталась нераскрытой. Надо срочно раскрыть! Хоть какую-то версию. А то-ж все будут думать о худшем...

    ваш опыт с 286 (25 SX)...

    SX модификация была у 386, это был 386-й с чем-то там 16-битным, то ли шиной, то ли ещё с чем. Зато дешевле.

    Но уж если про опыт, то стоит начать хотя бы с К580КР (мы же за импортозамещение?). Хотя да, модем к нему подключить было бы несколько сложнее, чем к 386-му.


    1. VenbergV
      18.04.2024 11:16

      Ну тогда все же следует с К1810 начинать. А то как-то от Адама выходит.


    1. Silver_Vech
      18.04.2024 11:16
      +1

      Говорят - по одной из версий букву специально заменили на А. Сначала слово «Борнео» было позывным советских арктических летчиков, а потом О на А при официальном наименовании базы решили заменить, чтобы не было потом путаницы и дипломатических проблем


    1. ThingCrimson
      18.04.2024 11:16
      +1

      Насколько я помню, SX модификации были у 80386 и 80486, они без сопроцессора для работы с плавающей точкой шли (и были потому дешевле).


      1. vanxant
        18.04.2024 11:16
        +3

        У 386 в принципе не было моделей с интегрированным сопроцессором. Модели SX оснащались 16-битной шине данных, пушо в те годы 32-битная периферия (в первую очередь "чипсет") стоила сильно дороже 16-битной.


    1. Stanislavvv
      18.04.2024 11:16

      Да нормально там с компортами. 580ВВ51 и вперед :-)


  1. red_dragon
    18.04.2024 11:16
    +2

    Надёжный как "буханка", прямо на мем тянет.


    1. zaiats_2k
      18.04.2024 11:16
      +1

      Есть уже мем - "буханка сразу хорошо вышла"


  1. Sergey_VR
    18.04.2024 11:16

    Спасибо за статью, очень интересно.

    Когда-то читал Владимира Санина о полярниках. В повести "За тех, кто в дрейфе" подробно описан выбор льдины для полярной станции "Северный полюс". Основные критерии - размер, пригодный для посадки/взлёта самолётов и толщина льда. Если размер можно было определить визуально из самолёта, то толщина льда определялась с помощью ручного бурения.

    После визуального выбора с самолёта Ли-2 осуществлялась посадка на льдину. Самолёт на ходу высаживал двух полярников и не останавливаясь и не глуша двигателя катался по льдине на минимальной скорости. А полярники быстро бурили лёд. В зависимости от толщины льда либо выгружали снаряжение для подготовки к приёму основного груза или очень быстро бежали к самолёту. Например, когда толщина льдины оказалась 30 см.

    А сейчас льдину, наверное, выбирают по спутниковым снимкам. А толщину льда проверяют эхолокацией с вертолёта...


    1. fio
      18.04.2024 11:16
      +1

      А никто не придумал импактный способ проверки прочности льда? С определенной высоты сбрасывается гиря определенной массы. К гире привязан яркий фал. Если после удара фал виден на льдине, то гиря не пробила ее.


    1. Sap_ru
      18.04.2024 11:16

      А за время бурения самолёт несколько далеко уезжал, и что именно стимулировало полярников бежать быстрее самолёта, чтобы догнать его?


      1. Nikolay_Po
        18.04.2024 11:16
        +2

        Самолёт вынужден постоянно скользить, чтобы лыжи не примёрзли. От трения лёд тает. И, если остановиться, то лыжи могут примёрзнуть - не взлететь.
        Самолёт нарезал круги, ему достаточно было просто двигаться, необязательно на взлётной скорости.


        1. Sergey_VR
          18.04.2024 11:16

          Я тоже так это понял...


        1. Sap_ru
          18.04.2024 11:16

          Точно, лыжи, а я протупил.


      1. Sergey_VR
        18.04.2024 11:16

        Бежать быстрее к самолёту побуждала маленькая толщина льда. Чем дольше самолёт находится на тонкой льдине, тем больше шансов, что лёд проломится и взлететь не удастся.


  1. kos_s
    18.04.2024 11:16

    Затем Ил-76 поднимается на 10 500 метров

    Так а с какой целью поднимается? Для того чтобы установить рекорд?


    1. ZekaVasch
      18.04.2024 11:16
      +1

      Так не за свои деньги прыгает.


    1. ntsaplin Автор
      18.04.2024 11:16

      Установление мирового рекорда прыжка на Северный полюс из стратосферы было попутной целью, а основная цель - доставка и эксперименты с мини-ЦОД, вот тут всё расписано.


  1. frozzzen
    18.04.2024 11:16

    Мы ни разу на комбайнах не играли в бадминтон!


  1. Sergey_VR
    18.04.2024 11:16

    Как называются люди, прыгающие на парашютах из стратосферы? Стратонавты? Аэронавты?

    В одном издании участников этого мероприятия назвали астронавтами :)


  1. DarkWolf13
    18.04.2024 11:16

    какую систему для прыжка выбрали : лесник или что то специально адаптированное под задачу было? ну и тот же вопрос что для сброса груза применяли?


    1. ntsaplin Автор
      18.04.2024 11:16

      Испытывали две парашютные системы:
      — Арбалет;
      — Спирмт-СП.

      Обе системы спец назначения.


  1. Samhuawei
    18.04.2024 11:16
    +4

    Я правильно понял что трактора и всю горючку утопили на радость потомкам?


    1. Dimsml
      18.04.2024 11:16
      +1

      А это чтобы за них потом всякие американские шпиёны не цеплялись!

      Смит, видя ситуацию с ветром, зацепился за советский трактор, используя его как якорь.


      1. Sergey_VR
        18.04.2024 11:16

        Спасибо за ссылку, интересно. Теперь перечитывать Санина буду с учётом, того что у полярников были и задачи от военных...


    1. kos_s
      18.04.2024 11:16

      Птичку трактор жалко! ;-(


    1. ntsaplin Автор
      18.04.2024 11:16

      Горючку потратили. А тракторы да, одноразовые.


  1. IgorIlyin
    18.04.2024 11:16
    +1

    Получается, диал-ап и с иридиума до сброса не проверяли?


    1. ntsaplin Автор
      18.04.2024 11:16
      +1

      Проверяли, пару раз даже дошли до коннекта, но дальше не пошло. Не волнуйтесь, у них ещё много строчек инициализации осталось. Поэтому и был план Б с модулированием сообщения с координатами.


  1. Dark_Purple
    18.04.2024 11:16
    +2

    Очень интересно, но вызывать мешаные чувства, как будто читает смесь «Нэшнл джиографик» и «Мурзилки». Спасибо!


    1. Vsevo10d
      18.04.2024 11:16

      Нэшнл Джиографика уже фактически не существует.

      In June 2023, the magazine laid off all of its staff writers, shifting to an entirely freelance-based writing model, and announced that beginning in 2024 it would no longer offer newsstand purchases