В мире бизнеса, словно в увлекательной игре, каждая компания – это отдельный уровень, каждый этап развития – отдельное испытание. Особенно это актуально для стартапов, судьба которых зависит от внимания инвесторов. Сегодня поговорим о том, как структурировать привлечение инвестиций в компанию в зависимости от этапа развития, на котором она находится. 

Я проанализировала этот путь, начиная со становления предприятия и заканчивая моментом его выхода на IPO.

Представим, что вы – руководитель стартапа, который еще ни разу не сталкивался с привлечением инвестиций. С чего начать? 

Вот основные этапы:

  1. Сбор и систематизация информации о компании и ее продукте. На этом этапе следует собрать важные данные о вашем стартапе: от того, как он был основан до того, какие продукты или услуги вы предлагаете. Важно иметь четкое представление о том, чем вы занимаетесь и какие цели преследуете.

  2. Изучение потенциальных инвесторов, сосредоточенных на конкретной сфере бизнеса. Для этого придется исследовать рынок, возможно, пообщаться с конкурентами. 

  3. Подготовка информационных материалов и представление проекта в виде презентации. Создайте наглядный визуал, который убедительно продемонстрирует потенциал вашего бизнеса. Важно привлечь внимание инвесторов с первого взгляда.

  4. Проведение первых встреч с инвесторами и презентация идеи проекта. Подготовьтесь к возможным вопросам, будьте готовы к диалогу и дискуссиям. 

  5. Установление и развитие отношений с потенциальными инвесторами. Это процесс, требующий терпения, умения стратегически мыслить и профессионализма. 

  6. Выработка основных условий сделки и заключение соглашения, получение предложений официальной инвестиции. Обсудите с инвестором условия инвестиции: сумму, долю в компании, ожидаемый доход. Заключите сделку и получите официальное предложение о финансировании.

  7. Подготовка к проведению проверки компании (Due Diligence (DD)). Перед тем, как ваше предприятие «по косточкам» разложат инвесторы, советую обратиться к профессиональному юристу, который заранее проанализирует финансовую отчетность, юридическую документацию, операционные процессы. Так у вас будет время исправить ошибки, и встретить Due Diligence, так сказать, во всеоружии. 

  8. Завершение раунда финансирования и получение инвестиций. Вы справились! Теперь в вашем распоряжении есть средства для роста и развития стартапа. 

Разумеется, эти этапы – не аксиома, а постулат. Они могут меняться в зависимости от того, на каком этапе развития находится компания. Это также влияет на выбор метода оценки ее стоимости. Некоторые особенности стартапа появляются и исчезают в определенный период развития.

Чтобы было понятнее, собрала перечень стадий, в зависимости от которых будет меняться форма финансирования компании.

Предпосевная стадия – первая реальная стадия капитализации стартапа. На данном этапе очень мало надежных данных или серьезных финансовых данных для обоснования инвестиций. Поэтому потенциальные инвесторы сосредотачиваются на двух основных характеристиках: сила идеи и команда. Если ваш стартап находится в предпосевной стадии, главное для вас – продать идею. 

Посевное финансирование – первый официальный раунд финансирования. Предприниматели используют полученные средства для тестирования рынка, разработки продуктов и ускорения операций. Посевная стадия обычно посвящена созданию основ новой компании – в идеале она базируется на том, что компания имеет MVP и демонстрирует хотя бы небольшую поддержку со стороны клиентов. Важный источник посевного финансирования – акселераторы, бизнес-ангелы и специализированные венчурные фонды.

Серия А» (Series A). Если вы добрались до этой стадии, поздравляю! Здесь вам уже будет предоставлен намного больший объем финансирования, но приготовьтесь доказать, что у вас уже есть минимальный жизнеспособный продукт (MVP), а не просто отличная идея или команда. Инвесторы начинают смотреть на реальные данные, чтобы увидеть, что стартап должен показать за ранее вложенные деньги. Серия названа в честь типа акций, которые получат инвесторы-участники – Series A Preferred. Обычно это первый раунд для привилегированных акций. Наряду с привилегированными акциями используется также конвертируемый займ.

Серия В. До этого этапа добираются «не только лишь все», то есть компании, которые уже начинают получать прибыль и стремятся масштабировать имеющиеся у них средства. Такие предприятия могут ориентироваться на международную экспансию или на расширение ассортимента сопутствующих продуктов. 

В раунде серии B могут участвовать такие профили инвесторов как VC фонды, PE-фонды, семейные офисы (family offices), хедж-фонды и корпоративные венчурные подразделения.

В качестве финансовых инструментов используются обыкновенные акции, привилегированные акции (обычно привилегированные акции серии B), конвертируемый займ, мезонинный долг, классический долг.

Серия C. Этот раунд обычно направлен на то, чтобы сделать стартап привлекательным для продажи стратегическому инвестору или поддержать IPO. Здесь инвесторы уже прорабатывают более детальный план по выходу из инвестиции, часто привлекается капитал для стратегических поглощений. Иногда его используют для заманивания талантливых ключевых сотрудников, устранения конкуренции, увеличения количества пользователей и географического охвата.

Стадия внебиржевых облигаций

Внебиржевой рынок облигаций – важный инструмент для компаний, которые планируют привлечь инвестиции, но не хотят или не могут размещать свои облигации на официальных биржах. Одной из ключевых особенностей размещения ценных бумаг на внебиржевом рынке – отсутствие жестких критериев по выручке и раскрытию финансовой информации, что особенно актуально для небольших бизнесов-стартапов. 

На внебиржевом рынке компании могут продавать облигации напрямую инвесторам, без посредничества биржевых дилеров. Такой подход позволяет эмитентам и инвесторам свободно вести переговоры, оставаться анонимными и автоматически регистрировать сделки в центральном депозитарии.

Российский внебиржевой рынок облигаций представлен системами MOEX Board и RTS Board – там можно размещать объявления о сделках, формировать списки контрагентов, а также проводить сделки и регистрировать их.

Для компаний-стартапов участие во внебиржевом рынке облигаций обладает рядом преимуществ: привлечение финансирования без прохождения сложных процедур, требуемых на официальных биржах, гибкость в установлении условий размещения, более простая процедура регистрации сделок, снижение затрат на комиссии.

До этапа IPO (первичное размещение акций компании на фондовом рынке) доходит далеко не каждая компания. Но как только стартап приобретает публичный статус, перед ним, как дверь в Нарнию, открываются огромные возможности по привлечению капитала. Благодаря публичной продажи акций, оценка компании становится более прозрачной. Инвесторы могут монетизировать свою долю путем продажи акций на рынке. 

За 2023 год на IPO из технологических компаний вышли:

  • Группа Астра (Astra Linux) – технологии, телекоммуникации и медиа. Создали IT-продукт, который стал успешной альтернативой операционной системе Windows. Инвесторы оценили компанию в 69,9 млрд руб.

  • Софтлайн (DPO) – технологии, телекоммуникации и медиа. С 1993 года смогли стать ведущим поставщиком IT-решений в России. Инвестиционная оценка – 138,5 млрд рублей.

  • СмартТехГрупп / CarMoney (DPO) – финансовые услуги. Компания специализируется на выдаче займов под залог автомобиля, но по уникальной схеме: машина остается в собственности и пользовании владельца. CarMoney вывела акции на рынок по процедуре прямого листинга (это не IPO, а DPO) – на сумму более 600 млн рублей. Спрос на акции в итоге превысил предложение.

  • Genetico – биотехнологии и медико-биологические исследования, медицинские услуги. Один из крупнейших игроков на рынке генетических исследований с собственным медико-генетическим центром и четырьмя лабораториями. Размещение Genetico на IPO вызвало ажиотаж среди инвесторов – рыночная капитализация компании в день размещения составила 1,48 млрд рублей.

Но подобный успех достигается не волей случая, а планомерной подготовкой. Привлечение инвестиций – это сложный и многогранный процесс, требующий внимательного и грамотного подхода. Каждая компания уникальна и проходит свой собственный путь развития, поэтому важно адаптировать стратегию под конкретные особенности и цели бизнеса.

Помните, что дорогу осилит идущий. Поэтому убираем страхи на верхнюю полку, достаем уверенность в себе, не стесняемся обращаться к помощи юриста и смело выводим свой бизнес на новую орбиту!

Удачи!

Ксения Гайн

практикующий судебный юрист и управляющий партнер юридической компании «ГЕЙН И ПАРТНЕРЫ». В своем телеграм-канале я делюсь новостями, интересными кейсами и разбираю новинки законодательства в сфере ИТ

Комментарии (0)