Тренд на импортозамещение и цифровые сервисы проник и в социальную сферу. О необходимости цифровой трансформации в образовании говорят руководители и представители органов власти, а студенты ждут удобных приложений и автоматизации. Рассмотрим подход к цифровизации с разных сторон в нашем материале.

Цифровая трансформация образования на государственном уровне

Технологическая составляющая образования, а именно используемые в вузах информационные системы, оборудование, инфраструктура, представляет лишь один аспект комплексной задачи по модернизации российского образования. Другими аспектами являются обновление образовательных программ, внедрение новых моделей обучения, обновление процессов управления.

Сложная и многокомпонентная задача по технологическому переоснащению таким образом становится еще более комплексной и тяжелой в реализации. Отдельным пунктом, на котором останавливаются законодатели, является зависимость образовательных организаций от иностранного ПО и необходимость срочной замены отдельных решений в условиях санкций.

Нормативная база

Основными нормативными документами, включающими в себя технологическое переоснащение, автоматизация и цифровизацию процессов, можно назвать:

  • Приказ Минкомсвязи от 01.02.2015 № 96 «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения».

  • Приказ Минкомсвязи от 20.09.2018 № 486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения».

  • Приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 № 486 «О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

  • Приказ Минкомсвязи России от 18.04.2019 № 156 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения».

  • Методические рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ по переходу образовательных организаций высшего образования на преимущественное использование отечественного программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) , в том числе отечественного офисного программного обеспечения от 31.03.2022.

  • Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

  • Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства просвещения Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

  • Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования.

Актуальный уровень цифровизации вузов

Одной из составляющих государственных программ является проведение исследований по текущему статусу цифровизации вузов и других образовательных организаций. Одно из последних исследований было проведено Минобрнауки России с 4 по 19 июля 2023 года.

В исследовании приняло участие 389 образовательных организаций высшего образования и 217 научных организаций, что составляет 31% и 13% от числа всех подведомственных Минобрнауки России организаций соответственно.

Итоги исследования цифровизации вузов и научных организаций

ERP (управление ресурсами предприятия) систему внедрили – 11% организаций.

LMS (система управления обучением) систему – 25%.

CRM-систему – 15%.

Цифровизация административных подразделений выполнена в 51% организаций.

Оснащение системами ВКС – в 52%.

Каналы социальных сетей и веб-сайтов эффективно работают в 53% организаций.

Доля организаций с доступом к облачным ресурсам – 38%.

Доля организаций, внедривших политику централизованного управления данными – 23%.

Источник: проект стратегического направления цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования

Цифровая трансформация на уровне вуза

Администрация университетов транслирует более конкретные задачи и проблемы цифровизации. Один из насущных вопросов 一 отсутствие рекомендаций и дорожных карт. В результате каждый университет самостоятельно определяет приоритетные направления цифровизации, которые в дальнейшем требуют технологически сложных процессов интеграции и модернизации других компонентов.

Наиболее значимые проблемы цифровизации

  • Отсутствие готовых платформенных решений для цифровизации вузов

  • Дефицит цифровых кадров в университетах

  • Киберугрозы

  • Проблемы внедрения российских решений при замене иностранных продуктов

1С: Университет как комплексное решения

Одно из комплексных решений цифровизации 一 1С: Университет. Продукт позволяет автоматизировать множество процессов, в том числе приемную кампанию, управление финансами, учебным процессом, административно-хозяйственную деятельность и многие другие.

11% внедрений ERP в исследовании Минобрнауки говорят о сложностях внедрения крупных решений. Помимо финансовых затрат на лицензии продукта, внедрение потребует привлечения квалифицированных специалистов, а также затрат на модернизацию инфраструктуры.

Практики внедрения 1С: Университет широко обсуждаются на круглых столах и конференциях. В ноябре 2023 года круглый стол «Цифровизация современного учебного заведения» прошел в Калининградском государственном техническом университете.

Наравне с проблемами внедрения комплексных систем обсуждались успешные кейсы. Например, создание на базе одной из подсистем 1С:Университет автоматизированной приемной кампании. Южно-Уральский государственный медицинский университет внедрил электронную очередь, публикацию списков абитуриентов. Также в университете уже реализованы подсистемы управления контингентом, электронный журнал, учет сессионной успеваемости и другие процессы.

Важнейшими факторами успешных внедрений, по словам докладчиков, стал выбор надежного и компетентного подрядчика, а также согласованность действий и поддержка со стороны команды вуза.

Самые важные сервисы для студентов

С одной стороны, студенты могут выступать активными и заинтересованными пользователями цифровых сервисов, которые способствуют более быстрому внедрению и тестированию новых продуктов. С другой стороны, важно помнить, что студенческая активность влияет на формирование имиджа вуза в общественном поле.

Эффективная работа цифровых сервисов, таким образом, будет служить и целям цифровой трансформации, и повышению уровня коммуникаций и узнаваемости вуза.

В настоящее время на рынке представлены как комплексные решения, так и отдельные сервисы, позволяющие упростить организацию учебной деятельности:

  • Электронное расписание и планирование практик

  • Автоматизированное получение справок в деканате

  • Автоматизированный учет успеваемости, электронные зачетные книжки

  • Системы контроля и управления доступом (СКУД) для организации пропускного режима

Доступ к расписанию, новостям университета, формирование заявок могут быть реализованы по-разному: через мобильное приложение, личный кабинет на сайте вуза или корпоративный портал.

11 апреля мы провели бесплатный вебинар по цифровизации вузов, где обсудили основные вопросы и аспекты этого процесса. Получить материалы вебинара можно по ссылке. Если у вас остались вопросы, задавайте в комментариях, постараемся ответить.

Комментарии (0)