Чем похожи дашборд и рекламный баннер? 

У нас упала конверсия из просмотров в клики! У нас не продаются товары! Два йогурта по цене одного! Оба привлекают внимание, содержат и картинки, и текст и реже, чем хотелось бы, приводят к действию.

Аналитики часто ожидают, что дашборд это нечто ценное само по себе и работа закончена. Но дашборд это инструмент, который нужен для принятия решений и если решения не принимаются - значит инструмент бесполезен. На абстрактном примере я хочу показать реальные проблемы на пути превращения несложного дашборда по ассортименту интернет-магазина в систему принятия решений.

Картинка про принятие решений
Картинка про принятие решений

Мы не знали о проблемах

Мы следили за ключевыми продуктовыми метриками и деньгами на основном дашборде. Посетители, конверсия из посетителя в регистрацию и retention росли. Казалось бы всё хорошо, но со всеми этими метриками мы не заметили, что за последние полгода по 30% товаров в одной из категорий не было ни одной продажи. Первое, что мы сделали, стали считать долю плохого стока, который не продаётся.

Мы узнали о проблеме, но ещё не поняли масштаб

Мы взяли эти проблемные товары и выгрузили примеры на ручной разбор. Оказалось, что часть примеров вообще недоступны на сайте. Мы учли флаг доступности и перестали считать эти товары проблемными.

Посчитали, сколько каждая проблема съедает денег

Мне очень нравится принцип из медицины. “Лечение не должно быть тяжелее самой болезни”. Каждая проблема стоит того, чтобы оценить потенциальное влияние, но не каждую проблему нужно решать.

Мы посчитали юнит-экономику для каждой единицы ассортимента и поняли, сколько нам стоит хранение каждого товара, а сколько мы на нем зарабатываем. И в этот момент нашли проблему с теми товарами, которые недоступны на сайте. Они продолжали лежать на складе - и мы платили за то, чем не пользовались.

Решили проблему, но неправильно

По оставшимся товарам предположили, что дело в ценах и решили провести промо-акцию и снизить цены на все эти товары. По результатам акции мы поняли, что это была не лучшая идея,  потому что мы потеряли маржу, каннибализируя продажи наших альтернативных товаров из этой же категории.

Сделали полу-автоматический процесс

Мы сделали дашборд, который показывает список подозрительных товаров вместе с его ключевыми метриками. Для этого построили воронку по товару, начиная от доступности на сайте и заканчивая продажами. В зависимости от того, на каком этапе товар отвалился, мы разбили потенциальные проблемы на категории и определяли проблемную точку.

Например:

  • товары не видны в выдаче

  • проблема с описанием или фото

  • цена сильно выше, чем у конкурентов

  • товары часто возвращают. 

В зависимости от категории проблемы, она либо решалась автоматически, либо перенаправлялась на команду, ответственную за шаг. По каждой проблеме проделан большой путь от аналитики до действия.

На этом этапе запросы команд проходили через переписки и дублирующиеся excel. Часто мы задавали одни и те же вопросы по тем же самым товарам и тратили зря время зависимых команд.

Продолжали автоматизировать

По итогам работы процесса через несколько месяцев накопились типовые решения, а по части проблем стало понятно - что на самом деле это не проблемы. В большинстве случаев для проблемы уже была размечена предполагаемая причина и предполагаемое решение и проверяющему нужно было только прокликать и согласовать.

Сейчас мы не разбираем вручную каждый товар, но продолжаем делать выборочные ручные проверки поверх автоматизации. Логика систем-источников меняется и такие проблемы важно не пропускать.

Процесс стал работать "в фоне"

Первое время процесс приносил хороший результат. Но со временем проблем находилось всё меньше, и импакт уменьшился. Сейчас мы тратим меньше времени на разбор нашего ассортимента, это превратилось в один из наших фоновых процессов.

Дашборд здесь помог нам найти проблему. Но даже самый крепкий аналитический фундамент – это только начало пути.

Комментарии (7)


  1. uuger
    22.04.2024 11:46
    +4

    Аналитики часто ожидают, что дашборд это нечто ценное само по себе и работа закончена. Но дашборд это инструмент, который нужен для принятия решений и если решения не принимаются - значит инструмент бесполезен

    минутка снобизма: такие "часто ожидающие аналитики" - это, выражаясь современными терминами, вкатыши. Если человек таки получал какое-никакое профильное "верхнее" образование, которое все чаще пытаются обзывать набором заведомо устаревших знаний, то в ходе изучения теоретических основ кибернетики информатики наверняка столкнётся с таким понятием как "системы поддержки принятия решений" и будет в курсе, что дальнейшие откровения, описанные в данной статье, встречаются в литературе почти сорокалетней давности:

    Ларичев О. И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, с. 131—164

    Как видите, весь набор модных среди недоумевающих аналитиков слов в 2024 году уже давно присутствует в профильной литературе.


    1. Groging Автор
      22.04.2024 11:46

      Спасибо за комментарий!

      Цель статьи - показать реальные раскиданные грабли, на который можно наступить и наступают.

      такие "часто ожидающие аналитики" - это, выражаясь современными терминами, вкатыши.

      Не соглашусь. Первичная проблема - в разделении ролей и излишней специализации.


    1. ManGegenMann
      22.04.2024 11:46

      Люди учатся на ошибках. Умные на чужих, дураки на своих.

      Нынче каждый суслик в поле агроном и все эти ваши высшее образование они ток мешают полёту мысли его гения. Так мы и топчемся на месте потому что каждый "специалист" упорно не хочет получать образование и узнавать мудрость предков.

      Мне ситуация в ИТ напоминает как если бы каждый сам пытался вывести закон всемирного тяготения и СТО, а не пошёл в вуз где ему бы рассказали что уже лет 100 как все его идеи были придуманы и даже опробовать успели.


  1. Korova-ugnetatel
    22.04.2024 11:46

    Товаровед (есть такая профессия) решил бы подобную проблему за 1-2 недели.

    Вручную.

    В одиночку.


    1. Groging Автор
      22.04.2024 11:46
      +1

      Спасибо за комментарий!

      Решение этой задачи зависит от объёма ассортимента.

      • При сотне товаров эта задача решается полностью вручную и повторяется с определенной регулярностью.

      • При тысяче товаров становится сложнее, но ещё вполне решаемо вручную

      • При десятках тысяч+ товаров товаровед является участником процесса или, как максимум, заказчиком.

      В нашем случае масштаб не позволял только товароведам решать такие задачи, т.к. нужна техническая экспертиза для автоматизации, например

      • Выделение ключевых метрик по бизнесу и построение витрин данных/дашбордов

      • Получение цен конкурентов и обработки endpoint для определения доступности

      • Прогнозирование выручки

      • Расчёт юнит-экономики на товаре

      Технические сложности в этой статье я умышленно не описывал, т.к. фокус хотелось сделать именно на организации процесса.


  1. OlegUV
    22.04.2024 11:46

    Как вводная - статья хорошая. Хотелось бы больше деталей пути "Не знаем в чём проблема - Проблема обнаруживается и решается полностью или почти автоматически"


  1. Shape999
    22.04.2024 11:46

    Автор прав. По одному автору помню группировку типов анализа по порядку: дескриптивный, диагностический, прогностический и что-то там ещё. Так вот, дашборд просто даёт нам оперативную описательную инфу ,что что-то пошло не так. Далее идёт диагностика ,то есть капаемся в данных под дашбордом. Ну и потом принимаем решение по результатам диагностики