Нужна ли аналитику креативность? Работодатели, похоже, считают, что нет или что креативность не важна. Например, на hh.ru всего 10 вакансий «с креативностью» по всей России на момент написания статьи. И только в двух из них (Ozon и «Ростелеком») говорят напрямую, что креативность нужна.

Я работаю с данными почти 20 лет, и из них семь набирала и растила джунов, три — наставник в Практикуме на курсе «Аналитик данных». Предлагаю вместе подумать, а нужна ли нам креативность, как проверить, есть ли она, можно ли её чем-то заменить и как прокачать.

Что такое креативность

Начать предлагаю с аналитика данных :) Будем считать, что это человек, который способен каким-то образом ответить на вопрос «кто типичный покупатель магазина N». Неважно, каким инструментом, неважно, на какие вопросы этот человек отвечает сейчас. Важно: он умеет уточнить запрос, понять, какие признаки ему нужны, оценить качество данных, выбрать подходящие методы для ответа на запрос, адекватно моменту показать результаты работы (табличка, презентация, проект в юпитере и т.п.). Deal?

С креативностью будет посложнее. Определений у неё много (Дональд Дж. Треффингер насчитал более 100). В бытовом смысле их ещё больше. 

Чтобы говорить об одном и том же, предлагаю ориентироваться на модель 4К для оценки креативности продукта. В моей вольной интерпретации «на дата-аналитический» она будет выглядеть так:

  • мини-К. На этом уровне что-то новое и оригинальное происходит только для меня и только для меня имеет ценность. Например, я сделала свой первый учебный проект;

  • малая-К. Здесь уже новизна и оригинальность оценивается другим и, возможно, имеет сравнительную оценку. Например, я сделала техзадание, в котором были дивергентные задачи, и прошла конкурс на вакансию. Примеры таких задач из реальных техзаданий: предложите метрики для анализа платёжной дисциплины абонентов; предложите варианты персонализации для каждого кластера покупателей; придумайте дополнительные признаки; предложите принцип, по которому будет изменяться бюджет на продвижение; исходя из специфики нашего продукта, выберите и отобразите на дашборде 4 основные метрики для финансового директора компании; предложите мероприятия по работе с пропущенными значениями; и мое любимое и частенько встречающееся — найдите инсайты;

  • про-К. Как правило, проявляется на высоком профессиональном уровне, несёт ценность на уровне рынка, профессии. Это могут быть аналитики / группы аналитиков, которые являются авторами чего-то нового: фреймворки, библиотеки, исследования и др., признанные другими аналитиками;

  • большая-К. Выдающиеся работы, которые войдут или уже вошли в историю.

Как проверить себя

Если препарировать креативность и попытаться оценить аналитика, а не его продукт, выглядеть это может примерно так (примерно — потому что в этом вопросе нет одного мнения): 

  1. Есть ли у вас интерес к дивергентным задачам? На мой взгляд, именно с этого начинается потенциально крутой аналитик. Я набирала джунов во времена, когда профессии «аналитик данных» еще не существовало и максимум, что ты мог написать в вакансии, —  «готовность изучать SQL» (даже не «знать», т.к. на тот момент знали его только люди из разработки). Только на испытательном сроке ты и соискатель начинали понимать, туда ли он пришел. Спустя годы, отрефлексировав свои ошибки в найме, могу сказать, что выстрелили (прошли испытательный срок, двигались по профлестнице) только люди с интересом к дивергентным задачам. Всё остальное, даже если не было на момент найма, приложилось со временем.

    Как проверить себя: очередной блок в вашем учебном проекте звучит как «найдите что-то интересное, поисследуйте» — что вы ощущаете?

  2. Оригинальность мышления — способность придумывать нестандартные идеи.

    Как проверить себя: на нашем исходном запросе (кто типичный покупатель магазина N?) заказчик говорит, что все стандартные признаки — соцдем, покупки — уже у него есть, нужно найти новые инсайты. Можете придумать?

  3. Продуктивность мышления — способность придумывать большое количество идей.

    Как проверить себя: вы остановились на одной идее в пункте 2? 

  4. Легкость ассоциирования — способность бегло извлекать и комбинировать отдалённые ассоциации. А гибкость мышления — способность применять разнообразные стратегии для решения проблем.

    Как проверить себя: если у вас больше одной идеи в пункте 2, различаются ли они или вы копали в одну сторону? Они близки к изначальному стимулу, который я дала (соцдем, покупки)?

  5. Толерантность к неопределённости — способность размышлять над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия принятого решения.

    Как проверить себя: вас смущало отсутствие четких вводных?

Конечно, есть и различные тесты со своими достоинствами и недостатками:

  • основанные на процессе (дорисовать, придумать ассоциации и т.п.), например, тест Торренса; 

  • тесты самооценки креативности; 

  • оценка окружающими (коллеги, сокурсники);

  • оценка креативности продукта (например, вашего проекта, дашборда и т.п.) экспертами.

Чем «заменить» креативность

Ладно, я проверил себя и понял, что креативность у меня отсутствует. Шеф, усё пропало Конечно, речь пойдёт о конкретных ситуациях, не о замене креативности как таковой, но выход есть:

  1. Банальный: искать работу без креативности. На наш изначальный вопрос может быть заказчик, который чётко сформулирует задачу. У меня есть предположение, что когда работодатели пишут в вакансии слово “ad hoc”, намекают на потребность в креативности. О креативности напрямую, как мы уже видели, никто не пишет. А по тем техзаданиям на джуниор-вакансии, которые у меня есть, можно прикинуть, что дивергентные задачи (как место проявления креативности) дают только около 30% работодателей.

  2. Брать огромным багажом знаний: изучать бизнес-кейсы и научную литературу. Если вы человек из ритейла, скорей всего вы на нашей задаче вспомнили из своего опыта столько вариантов, что креативность и доставать не пришлось.

  3. Проявлять любознательность. Например, маркетинговому аналитику стоит посмотреть и на другие виды аналитики (товарная, поведенческая, продуктовая и др.) и адаптировать идеи оттуда.

  4. Общаться. Пока писала статью, побывала на Data Fusion. Один из спикеров для поиска идей уровня большая-К предлагал общение с учёными-математиками. Я от себя для идей уровня малая-К предложу общаться с пользователями. Мы с выпускниками Практикума как-то взяли 1-е место на гео-хакатоне от Wildberries, не являясь гео-аналитиками. Возможно, когда-нибудь напишу об этом побольше, но одним из важных вех нашего участия было как раз общение с пользователями ПВЗ (нашими знакомыми из разных городов). Это позволило нам как генерировать идеи, так и кайфануть эмоционально.

  5. Пользоваться креативными методологиями: CRAFT, Латеральное мышление, JTBD, Дизайн-мышление, ТРИЗ. 

Две мои настольные книги: 

  • «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Настольная книга приёмов и инструментов дизайн-мышления». Мартин Томич, Кара Ригли и др.

  • «Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач». Генрих Альтшуллер.

  1. Качать креативность :)

Как прокачать креативность

Если смотреть на креативность в препарированном виде, наверное, наибольшую сложность вызывает интерес к дивергентным задачам и толерантность к неопределённости. Что-то заставить себя делать, не заставляя, — реальный вызов.

Интерес к дивергентным задачам можно повысить с помощью стратегий, направленных на стимулирование любопытства, мотивации и вовлечённости:

  1. Адаптируйте задачи в соответствии с вашими интересами. В реальном мире: поиск работодателя, про которого вам интересно.

  2. Обеспечьте себя автономией. Предоставьте себе возможность самостоятельно решать задачи, хотя бы в бытовом плане (как отметить праздник, что подарить, куда поехать).

  3. Хвалите себя за каждую придуманную штуку. Найдите способ кричать «я крут», который работает для вас и адекватен моменту. Мой любимый вариант — положить в копилку «что я расскажу на собеседовании».

  4. Создавайте себе благоприятную среду. В первое время несите свои креативные решения в поддерживающую среду с конструктивной и положительной обратной связью. Где её можно найти: в близком окружении (семья, друзья), на учёбе (интересный кейс: студентка начала вести телеграм-канал для своих и себя), мозговые штурмы в какой угодно среде (тут сам метод генерации идей не подразумевает критики). 

Важно: создавайте такую среду сами! Как интроверт интровертам: не сдерживайтесь, похвалите то, что вам нравится, ваш порыв может сотворить чудо. 

  1. Сделайте решение дивергентных задач привычкой. Например, придумывайте «5 невозможных вещей до завтрака».

Про толерантность к неопределённости в последнее время говорят много, поэтому я совсем чуть-чуть и ближе к аналитическому:

  1. Примите как данность, что неопределённость в нашей профессии существует. Попробуйте полюбить её. Мы, аналитики, существуем и хорошо стОим, в том числе из-за того, что существует неопределённость.

  2. Давайте себя время на креативность и только потом запускайте критическое мышление. Например, первые 20 минут после того, как я знакомлюсь с задачей, представляю себе, что у меня есть все ресурсы на свете, и фантазирую от души.

  3. Развивайте навыки адаптации. Замечательно, если в вашей учёбе или работе что-то меняется (есть разные данные, задачи, команды, заказчики). Навык придет с опытом.

  4. Попробуйте осознать свой масштаб и научитесь декомпозировать задачу на комфортные вам подзадачи. Это могут быть как подзадачи «в крупную клетку»: загрузка, предобработка, исследование, результат заказчику, — так и максимально мелкое. На примере предобработки по каждому признаку ставим отдельную подзадачу: тип данных, пропуски, выбросы вниз, выбросы вверх, разнообразие, производные признаки и т.д.

Заключение

Итак, нужна ли аналитику данных креативность? Складывается впечатление, что без малой-К не обойтись?

Я бы подошла к этому вопросу с другой стороны — чего хотите вы? В конце концов, мы тут сменой профессии занимаемся, чтобы найти себя, а не кого-то другого. Вы хотите придумывать новое или нет? Думаю, найдётся и то, и другое, а чаще всего будет микс (выехать только на креативности, боюсь, не получится).

Комментарии (0)