Автор статьи: Дмитрий Курдюмов

Участвовал в Аджайл-трансформациях в крупнейших компаниях в России (Альфа банк, МТС, Х5 retail group), с международным опытом в стартапе зарубежом.

В мире продуктовой разработки важны гибкость и скорость обратной связи. Командам в ходе разработки приходится управлять множеством рисков, связанных с бизнес и технической неопределенностью.

Несмотря на попытку создавать лучшие планы, всегда в процессе возникают новые вводные о которых мы не знали заранее. И если вовремя не адаптироваться, есть высокий риск прийти не туда. Именно для этого и создавался фреймворк Scrum.

В этой статье мы разберем наиболее важные элементы, которые позволяют балансировать предсказуемость и гибкость во благо доставки наивысшей ценности клиентам.

Спринт

Спринт - это фиксированный и стабильный временной промежуток для организации разработки и создания готового инкремента, который мы можем показать пользователям и заинтересованным лицам. Scrum ограничивает длину спринта одним месяцем, но чаще всего Scrum команды выбирают более короткую длину спринта. Здесь стоит ориентироваться на уровень неопределенности и изменений, чем выше неопределенность тем меньше длина спринта.

Какую ценность несут спринты для бизнеса?

В первую очередь - это снижение риска потерь. Так как Scrum - это разработка в условиях неопределенности, то спринты помогают управлять этой неопределенностью путем планирования работы на короткий промежуток, в виде спринта и далее получая обратную связь, принимать решение куда двигаться дальше.

Это не значит что в Scrum отсутствуют долгосрочные цели и планы. Это лишь дает нам возможность адаптироваться часто и быстро сокращая риски.

С другой стороны спринты дают большую предсказуемость результатов для бизнеса. Каждый спринт команда берет на себя обязательство сделать инкремент (завершенный кусочек продукта).

Ниже мы рассмотрим ключевые принципы работы Scrum-команды, для доставки готового и ценного инкремента каждый спринт.

Регулярный продуктовый инкремент

Для чего нужен?

Бизнесу и Product owner важно понимать увеличивает ли ценность продукта то, что мы делаем, улучшает ли продуктовые метрики?

Если команда в спринт будет завершать работу частично - это приведет к накоплению тех долга, более низкой прозрачности и отсутствии возможности протестировать новое приращение продукта на пользователях  для определения его бизнес-эффекта.

Поэтому создавая готовый инкремент каждый спринт, мы даем возможность получить обратную связь и понять влияет ли новый инкремент на ценность продукта или стоит от него отказаться или улучшить.

Клиентоцентричные элементы в беклоге продукта

Если вы хотите, чтобы ваша команда научилась создавать законченный инкремент каждый спринт, который можно посмотреть, дать пользователям и сделать выводы на основе него, вам стоит начать с подхода к описанию элементов беклога.

В Scrum часто используются следующие подходы

  • Пользовательские истории - описание требований языком пользователей которые отражают их потребность. Я как “роль” хочу “потребность” чтобы “цель”.

  • Job stories - это способ описания сценариев использования продукта, сосредотачивающийся на конкретной задаче, которую пользователь хочет выполнить.

Чем помогают эти подходы?

  • Во первых они фокусируют команду на решении проблемы или задачи клиента вместо реализации конкретной задачи.

  • Во вторых в критериях приемки и при обсуждении историй вы формулиурете образ результата.

  • В третьих - задача у вас не считается выполненной пока она полностью не завершена и не сделана вся работа в рамках истории. Это подстегивает командную работу на общий результат.

Цель спринта

Цель спринта - важный элемент Scrum команды, который обеспечивает фокус для всех участников и является главным приоритетом для команды на спринте.

Часто бывает, что на планировании спринта планируются задачи, однако не формируется цель. 

Это приводит к тому что все сухо выполняют свои задачи без образа результата в конце. Очень часто в конце мы имеем выполненный набор задач, но не инкремент, несущий ценность для клиентов.

Какие преимущества цели спринта?

  •  Во-первых Цель спринта объединяет команду и все работают в одном направлении.

  •  Во-вторых Цель спринта определяет главный приоритет. Всегда мы делаем в первую очередь то что касается Цели спринта.

  •  В-третьих при наличии Цели выше вероятность прийти к реальному результату - инкременту, нежели просто выполненному набору задач.  

  •  В-четвертых цель спринта позволяет команде адаптировать план по ходу спринта, для того чтобы в итоге доставить ценность клиенту, а не просто слепо следовать плану. Тк в ходе спринта узнаются новые вводные и уточнение плана становится нормальной работой Scrum команды в ходе проведения Daily Scrum. Ниже картинка, иллюстрирующая этот процесс.

Также, на своей практике я замечал лучшую мотивацию и желание достичь цели у команды, когда есть хорошая цель на спринт. Они действительно лучше стараются, самостоятельно координируют свои действия, включают голову, а не просто выполняют задачи.

Хороший Scrum начинается с цели вокруг которой трудится команда.

Работа в спринте по движению к цели

Задача команды в спринт - не выполнить задачи, а достичь цели спринта. Это важно, так как по ходе спринта узнаются новые вводные и детали которые нужно учитывать чтобы достичь цели 

В ходе спринта у команды есть ряд событий:

  • Планирование спринта

  • Daily Scrum

  • Обзор спринта

  • Ретроспектива

  • Регулярный процесс PBR (Product backlog refinement)

Планирование спринта

На планировании спринта участвует вся Scrum команда, включая PO и команду разработки. Также могут привлекаться сторонние эксперты.

На планировании важно определить что мы хотим сделать и как мы это сделаем.

Цель спринта - самый важный атрибут планирования. Цель спринта определяет для чего этот спринт и чего должна достичь команда. Например - Выпустить в релиз новую функциональность, Повысить стабильность и качество работы приложения, Отрпавить на ревью в Сторы приложение и так далее.

На основе цели составляется план, однако нужно понимать что в ходе спринта он может быть доуточнен и полностью загружать команду на планировании - плохой паттерн. Всегда в ходе спринта появляются детали, которые могут быть учтены чтобы достичь цели. В этом и есть гибкость и ценность Scrum - что мы не просто делаем задачи, а мы всегда стремимся к новым целям в каждом спринте.

Daily Scrum 

На ежедневной короткой встрече Daily Scrum команда планирует день и обсуждает препятствия. На этой встрече задача внести изменения в план спринта и определить задачи на день, а также определить ключевые препятствия которые мешают команде. Важно  что это не отчетная встреча перед Скрам мастером или еще каким то менеджером, а именно встреча для команды для планирования работы и синхронизации

Обзор спринта

На этой встрече Scrum команда приглашает стейкхолдеров и даже пользователей чтобы показать результаты работы за спринт. 

Ключевые цели - получить обратную связь и обсудить следующие возможности в плане развития продукта. 

Поэтому встреча делится на 2 части:

  1. Демонстрация инкремента и сбор обратной связи и обсуждение

  2. Обсуждение планов и следующих шагов

На встрече присутствуют как PO, так и вся команда разработки. И очень важно вовлекать на встречу Стейкхолдеров.

Ретроспектива

Регулярная ретроспектива спринта или взгляд назад помогают команде обсуждать препятствия, проблемы, неэффективности в процессах которые помешали работе команды в спринте. И на выходе всегда рождается Action plan с действиями по изменению процессов, взаимодействия или другим улучшениям о которых договориться команда.

Заключение

Scrum позволяет создать предсказуемый и гибкий процесс работы команды по развитию продукта. Основная ценность фреймворка - это гибкость и фокус на результате. Это помогает развивать продукт в балансе с ожиданиями стейкхолдеров и обратной связи от пользователей и вовремя отказываться от ненужного. 

Не забывайте про важные элементы фреймворка и тогда будете получать пользу от Scrum.

Больше практической информации мы с коллегами из OTUS рассказываем в рамках курса Agile Project Manager. Регистрируйтесь на ближайшие бесплатные уроки и убедитесь сами:

А если понравилась статья, подписывайся на мой Телеграм канал, там найдешь еще больше пользы и инсайтов.

Комментарии (3)


  1. aa_effect
    24.04.2024 19:08

    Планирование - это ахилесова пята в скраме да и не только в скраме). У нас в условиях неопределенности (реализуй то не знаю что) часто задачи, которые берутся в спринт потом меняют название или еще один «лайфхак» это создать большую таску организационные задачи и под нее сабтаски заводить, потому что постоянно сраочные задачи прилетают)


  1. nronnie
    24.04.2024 19:08

    В-четвертых цель спринта позволяет команде адаптировать план по ходу спринта, для того чтобы в итоге доставить ценность клиенту, а не просто слепо следовать плану.

    Наверное, единственное в статье с чем я бы не согласился. Менять что-то в беклоге спринта во время спринта это путь к хаосу. Если какая-то стори стала неактуальной, или изменилась - долой её из спринта назад в беклог проекта и пускай идет снова на оценку и планирование на следующий спринт (и даже не факт что на следующий, т.к. приоритеты тоже могут поменяться). Благо, что как раз небольшая длительность самого спринта сводит риск подобной ситуации к минимуму.


    1. agileguru
      24.04.2024 19:08

      Ключевые стори согласен не должны кардинально меняться, но детали и уточнения имеют место быть, в этом и заключается гибкость, тк в любом случае в ходе разработки внутри спринта появятся новые знания.