Жанр MOBA, что в переводе означает "Многопользовательская онлайн боевая(Б) арена(А)", зародился как поджанр стратегий в реальном времени (RTS). Сегодня это один из самых популярных и быстро развивающихся жанров компьютерных игр. В этой статье мы погрузимся в историю этого увлекательного жанра, узнаем о его истоках, рассмотрим ключевые моменты его развития и узнаем, как будет развиваться MOBA в будущем.

Падение трона в МОБА
Падение трона в МОБА

Жанр MOBA и почему выбирают именно его?

Давайте задумаемся. О чем изначально думают игроки, если речь идет о жанре игр MOBA? Возможно, образуются образы персонажей с разнообразными способностями, сражающихся на площадке(арене)? Для большинства это короткое и справедливое определение жанра. Но в то же время я не очень согласен с этим распространенным представлением!

  • Есть известные игры MOBA, которые не соответствуют этому определению, особенно в части "множества способностей" (Aeon of Strife, AirMech).

  • А также другие игровые жанры имеют аналогичные особенности. Не собираюсь даже упоминать героические аркадные шутеры, которые некоторые относят к MOBA; достаточно взять файтинги. В них вы управляете персонажами с набором сверхспособности, сражающимися на игровой площади(арене).

Сомневаюсь, что после такой честности, читатели начнут считать файтинги MOBA.

Какие особенности можно выделить в жанре MOBA?

Играющие люди называют различные игры МОБАми без разбора: Overwatch, Battlerite и Dota 2. Все они разве несут смысл единого жанра? Разные персонажи, цель игры, задачи, карты и многое другое. Мало альтернатив термину МОБА. Давайте приведу пример — action real time strategy — более логичный выбор, он как жанр произошел от RTS.

Создатели игры Chaos Online из Кореи проявили мастерство, преобразив старую аббревиатуру «AOS» в новый термин — Стратегия, ориентированная на действие. Первый и второй случай имеют свои достоинства, но сталкиваются с одинаковой сложностью: случае выделяют особенность, присутствующую в RTS, в отличие, от TBS (где акцент делается на экшн).

Предшественники MOBA и первая игра жанра

Перед тем, как появился жанр MOBA, были игры, которые заложили основу для его формирования. Одним из таких предшественников можно считать игру "Herzog Zwei", выпущенную аж в 1989 году, компанией Technosoft для консоли Sega Genesis/Mega Drive. Данную игру можно считать первой игрой жанра МОБА. Игра внесла ряд уникальных элементов, которые позже стали характерными для жанра.

В 1998 году компания Blizzard Entertainment выпустила игру "StarCraft" с картой "Aeon of Strife". Эта карта стала первым примером игры, приближенной к концепции MOBA. В ней игроки управляли героями, имели свои базы и сражались с волнами компьютерных противников.

Что отличает MOBA от других жанров

Одной из важных особенностей жанра MOBA по сравнению со стратегиями в реальном времени является то, что игрок редко управляет более чем одним юнитом. Этот персонаж больше напоминает героев из RPG, чем типичного юнита игры требующие планирования тактик. В МОБА каждый герой обладает особым именем, внешним оформлением и звуковым сопровождением, и обязательно набором уникальных сверхспособностей, они развиваются в момент игры за счет опыта, полученного за победу над врагами.

Как и в стратегических играх, в МОБА есть некие предметы(ресурсы) (больше всего встречается золото, серебро и другие валюты), но они не добываются путем создания или переработки, а за счет уничтожения без действенных врагов(крипов) или вражеских героев. Чаще всего эти предметы и ресурсы используют не на построение базы или усовершенствования сверхспособности, они направлены на получение новых очень важных ресурсов, таких как оружие и броня. Этот аспект отличает MOBA от стратегий и делает их ближе к играм с ролями.

Главным отличием от похожих игр в жанре стратегия, где разнообразие создаётся при помощи добавления множества карт, в большинстве МОБА играх присутствует только одна карта. Главное разнообразие в таких играх достигается при использовании широкого ассортимента уникальных героев (в самых популярных MoBa-играх имеется свыше 200 персонажей). Это ведет к возможности создать огромное числинность неповторимых комбинаций героев игры.

Пара слов об игровом процессе MOBA игр

В стандартной МОВА-игре сражаются 2 группы игроков, состоящие из 3-5 участников. Поле боя обычно включает в себя следующие элементы:

  • 2 Дома, как называют это игроки, а по факту это 2 базы.

  • несколько дорог, которые способны объединять эти базы (линии)

  • Зона боя которая располагается неподалеку от этих дорог, где и находятся нейтральные юниты, крипы и монстры.

По путям, ведущим от главной-базы одной команды к базе другой, периодически проходят отряды юнитов (крипов), которые не подчиняются игрокам, но выступают в роли их союзников. С противоположной части двигаются аналогичные крипы, но для одной группы они враждебные, а для другой - дружественные. На начальных уровнях и этапах игр этого жанра управляемые персонажи персонажи направляются на "фронтовую полосу", именно там и сталкиваются со своими и с противниками, так называемыми “Врагами” . Здесь им приходится разбивать неприятельских юнитов (крипов), это способствует получению золота и опыта для своего выбранного персонажа, а также стараться противостоять вражеским персонажам и стараться победить их.

Различные стратегии игры вытекают из выбора героев людьми. Одни герои способны стимулировать активные действия уже в начале боя, направленные на быструю победу над вражеским “домом”, хотя как другие персонажи предпочитают долгое сражение для скопления ценных ресурсов и триумф более значительных уровней. Каждая комбинация персонажей открывает новые перспективы и стратегии развития игры, делая ее более увлекательной и разнообразной.

MOBA на консолях и мобильных устройствах

С появлением современных консолей и мобильных устройств жанр MOBA стал активно развиваться на различных игро-платформах. Именно в 2016 году компания Moonton порадовала игроков выходом игры mobile legends (MLBB), которая моментально завоевала популярность в стиле МОБА мобильных устройств. Mobile Legends – это захватывающее и шикарное online приключение в жанре МОБА, которое подходит как для мужского пола, так и для девушек любого возраста. В данной игре 2 противоборствующие команды соревнуются за разрушение противников, стараясь при этом защитить свою базу. Для достижения цели игрокам предстоит преодолеть препятствия в виде защитных башен(towers), расположенных на трех различных линиях: верхней, нижней и центральной. Эти towers имеют способность автоматической атаки всех не дружеских персонажей, которые пытаются приблизиться к базе.

В каждой команде по пять игроков, каждый из которых контролирует своего Героя.

Личности игроков важны в игре, так как они обладают неповторимым внешним видом, богатой историей и уникальными умениями. На каждую из троп идут группы Миньонов, маленьких существ, которые являются независимыми от игроков: они двигаются параллельно друг другу и выполняют свои задачи. За победу над ними игроки получают золото — основную валюту в игре, которую можно использовать для покупки предметов, повышающих уровень персонажа или предоставляющих дополнительные способности.

Современные игры из жанра MOBA

Сегодня MOBA - это огромная индустрия с множеством игр на различных платформах.

Среди самых популярных можно выделить Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm, SMITE и многие другие. Жанр активно развивается и в направлении киберспорта, где проводятся большие турниры с миллионными призовыми фондами. В жанре все на столько хорошо, что в игре Mobile legends существует даже регулярный внутриигровой турнир MCL, организуют который сами разработчики. Данный турнир проводится каждую неделю и каждый сезон. Давайте же рассмотрим одни из  самых популярных MOBA игры на данный момент:

Heroes of the Storm

Heroes of the Storm с уверенностью, одна из лучших игр нашей подборки, давайте сейчас я постараюсь вам объяснить почему это так. Самой главной заслугой жанра MOBA является злоба и тяжелое отношение к только пришедшим в игру людям. Вы наверное прекрасно знаете, в Dota 2 как пример и подобных играх очень не терпят «нубов и раков», то есть начинающих игроков, а научиться играть и понять все загвоздки очень непросто. Blizzard решила сделать ставку на улучшение простой игры, а главное легкий опыт для начинающих игроков. Как думаете, что это дало? — Это дало положительную дружелюбную к новичкам игру.

В HotS вы сможете встретить героев из разных вселенных - Diablo, StarCraft и Warcraft. Игра выходит за пределы обычных боев и карт, оставляя за собой множество возможностей. Обновления будут приносить не только новых героев и карты, но и расширять границы вселенных.

Dota 2

В РФ популярна игра MOBA, которая славится своей жестокостью, требовательностью к навыкам и сложным геймплеем. Основной аспект – борьба с монстром-боссом Рошаном, что приносит дополнительную жизнь героям. Однако, игра не имеет официального представителя в стране, что ведет к негативным впечатлениям от игры с российскими игроками, из-за отсутствия эффективной борьбы с токсичным поведением.

В Dota 2 возможно проводить обучающие матчи и тренироваться с ботами, что позволяет игрокам лучше понять игру и раскрыть ее «магию». Это заставляет дотеров тратить сотни часов на единственной карте, играя долгие матчи. Однако понять и поймать эту магию не так просто, так как новый контент в Dota 2 гораздо реже, в противоположности от других MOBA игр.

Среди всех возможностей, предоставляемых Dota 2, стоит выделить обучающие матчи и тренировки на ботах. Это позволяет игрокам более глубоко погрузиться в игровой процесс и раскрыть ту загадочную сущность, которая заставляет людей уделять столько времени этой игре. Сражаясь на одной и той же карте в продолжительные матчи, «дотеры» ищут истинное волшебство игры. Однако эту магию не так-то просто поймать, особенно учитывая редкое появление нового контента в Dota 2 по сравнению с другими популярными MOBA.

Впечатления о Mobile Legends

В своем опыте игры в Mobile Legends я осознал, что MOBA - это не просто игра, а настоящее искусство стратегии и совместной работы в команде. Я провел много часов, разрабатывая тактики и координируя действия с союзниками, чтобы достичь победы.

Каждый герой в игре имеет свои сильные и слабые стороны, и их правильное использование может "сделать или сломать игру". Я потратил много времени на изучение многих героев и их способностей, чтобы быть более эффективным в команде.

Также, я осознал, что коммуникация с командой играет огромную роль в успешном исходе битвы. Более того, не мало важно понимать и использовать игровой сленг Mobile legends. При его использовании не придется тратить много времени на то, что бы донести до "тимейтов" важную игровую информацию. С помощью игрового сленга можно уложить объёмную информацию в два слова.

Быстрые реакции и согласованные действия могут переломить ход битвы в нашу пользу. Обладая опытом в Mobile Legends, я понял, что игра в MOBA не просто развлечение, это искусство, которое требует усердия, тактичности и умения работать в команде. Я очень советую вам попробовать свои силы в этой игре! Уверен, вы не пожалеете!

В качестве заключения

Жанр MOBA продолжает развиваться и привлекать все больше игроков своими уникальными механиками, интересным геймплеем и возможностью для социального взаимодействия. И хотя история этого жанра начинается с простых модификаций для RTS-игр, сегодня MOBA - это целая индустрия, которая оказывает большое влияние на мир видеоигр.

Благодарим за прочтение данной статьи! Надеюсь вы нашли нужную Вам информацию. В любом случае, у каждого из вас есть возможность выразить замечания, дополнения и благодарность в комментариях под материалом. А самой настоящей благодарностью для нас будет репост этой статьи с помощью специальных кнопок под ней.

Комментарии (17)


  1. ky0
    28.04.2024 15:10
    +1

    MOBA - это потомок Tower Defense. Основная цель - защищать базу дольше, чем это сможет противник.


    1. MonkAlex
      28.04.2024 15:10
      +2

      моба - это другое название "дота-лайк", т.к. дота нынче не просто кастомка в варике, а самостоятельный торговый знак =)


    1. Eragameru Автор
      28.04.2024 15:10

      Честно говоря, сложно с этим согласиться. Я имею в виду о потомстве от TD...
      Ну во первых, Tower Defense - поджанр, а не полноценный игровой жанр. Во-вторых, MOBA это все такие мультиплеер( онлайн), в отличии от TD. В третьих, в Тавер дефенс необходимо защищать базу от юнитов под управлением компьютера, а в MOBA, первостепенно, это сражения между двумя командами реальных игроков.
      Если конечно совсем глубоко копнуть и образно эту мысль выразить то да. В TD присутствует и стратегическая сторона и тактическая составляющая и бой в реальном времени, это же имеется и у MOBA ... Но так примитивно же нельзя сравнить жанры и назвать один потомком другого, если они в корне различаются по геймплею и прочему.


    1. cryptoscam
      28.04.2024 15:10

      и в чем их сходство? Вид сверху? Сразу видно знатока матчасти. А может моба и ТД - это такой вариант тетриса?

      Основная цель - пронести базу противника, используя уникальные навыки каждого отдельно взятого персонажа. Без кооперации всех пяти - уже считай поражение, если противник - не кучка криворуких насекомых. Из-за этого в жанре очень высокий порог вхождения, и новичков, которые вместо слаженных действий, ходят по карте хлопая глазками "а чо? а как?" сразу хейтят и унижают. Те в свою очередь потом бегут и жалуются мамкам и в саппорты "кругом токсики, меня все обижают". Это вам не танки (хотя они тоже моба), где отьехал от респа 10 метров, встал в кустик - и вот ты уже полноценная боевая единица. Мамкин нагибатор.

      Если у тебя плохая реакция, ты незнаешь тайминги скиллов персов противника - делать тебе в мобе нечего, кроме как "кормить противника" (читай - подставлять команду). Польза от таких новичков - нулевая, только вред.

      Но зато каждый раз, во время международных чемпионатов, определенное количество "незнающих" вдруг узнают, что там призовые - шестизначные суммы, и тут сразу рождается бизнес-план (ну не в яндексы же идти, право слово), мол надо бы стать тащером-мульёнером, обрести мировую славу и вот вот всё. Счас только Доту скачаю и пойду тащить. К чему все идет - описано абзацами выше.


      1. Eragameru Автор
        28.04.2024 15:10

        Автор комментария просто не знаком с MOBA. Видимо по скринам в интернете, ему показалось что, в MOBA стоят вышки, значит это TD=) Как вариант... Не настаиваю)


        1. ky0
          28.04.2024 15:10
          +2

          Да, конечно - никто ни с чем в интернете не знаком кроме вас :) Родившиеся ещё лет на 10 позже вообще, наверное, будут воспринимать Доту как отдельный жанр.


          1. Eragameru Автор
            28.04.2024 15:10

            Нуу, в таком случае, можно что угодно потомками называть...
            Люди, к примеру, вообще могут быть потомками самой первой звезды и зародились из звездной пыли... Супер поворот...
            Если объективно оценивать жанры, был бы совсем другой разговор. А это... не серьезно!


            1. ky0
              28.04.2024 15:10

              Давайте серьёзно, никаких проблем.

              Проведём для начала небольшой мысленный эксперимент. Возьмём Доту - и просто уберём из неё героев. Безотносительно того, насколько играбельной получилась наша новая Дота - к какому жанру бы вы отнесли эту игру, в которой крипы бегут по дорожкам, разрушают башни и пытаются добраться до базы?


              1. Eragameru Автор
                28.04.2024 15:10

                Я примерно понимаю к чему Вы клоните. Но дота или ЛоЛ или даже MLBB без героев не игры. Они созданы с героями и не могут быть без них. Что касается TD тут как раз другая ситуация, при чем, совершенно...
                В играх MOBA все заточено или тем или иным образом связанно с героями. При чем, MOBA - онлайн игры, многопользовательские. А TD нет.
                Я уже сказал, что можно конечно MOBA обозвать потомком TD, но на каком уровне? Пикселей, процессов в коде игры( частично) или что там еще есть на "молекулярном" уровне?
                Аналогия с человек потомок звездной пыли.


  1. lxsmkv
    28.04.2024 15:10
    +1

    Надо сказать хоть HotS и дружелюбен к начинающим поскольку в ней нет предметов, но не быть раком в ней тоже сложно и нужно учиться и учиться. Есть там, например, герои которые награждают владение микро. Особенность в игру привносит разнообразие карт с уникальными сеттингами и механиками, которые значительно расширяют простор тактической и стратегической мысли.


    1. Eragameru Автор
      28.04.2024 15:10

      Однозначно, игра HotS должна иметь своё место в жанре MOBA. Да, у игры свой стиль, да, механика тоже от классики отличается. Но суть оставили! По сути, выбор предметов, заменили выбором способностей. Ведь в Героях Шторма нет возможности прокачать все способности... На определенных уровнять необходимо делать выбор в сторону того или другого таланта/способности.
      Честно говоря, я не понимаю тех, кто категорически негативно критикует Heroes of the Storm...(если что, я не о Вас).


  1. saltpepper
    28.04.2024 15:10

    По разделу про доту особенно заметно, что статью не человек писал, но человеку бы хоть разок это перечитать перед публикацией. Женщину вынули, автомат засунули.


    1. Arctix
      28.04.2024 15:10

      Кратко описать геймплей в ДОТу та ещё задачка.


      1. maximtkachev
        28.04.2024 15:10

        Как человек, который поиграл в первую Defence of the Ancients целых два раза, авторитетно заявляю - краткое описание игры в DotA такой: выбираем героя->бегаем по карте, уничтожая вражеских юнитов и зарабатывая этим деньги и опыт->покупаем артефакты для более эффективного уничтожения юнитов противника и открываем за опыт способности->уничтожаем базу противника.


        1. Eragameru Автор
          28.04.2024 15:10

          Хорошо получилось! Более того, так можно описать любую классическую МОБА аналогичную dota, mlbb, lol …


          1. maximtkachev
            28.04.2024 15:10

            Ну так они все одинаковые :D


            1. Eragameru Автор
              28.04.2024 15:10

              Ну да, сходств достаточно)