Тетрис — одна из самых (если не самая!) известных видеоигр, чьё имя известно даже людям, бесконечно далёким от этой индустрии. Когда в 1989 году «Тетрис» вышел на Nintendo Game Boy, он стал мировым хитом, продавшись миллионами копий и зарекомендовав себя как самая любимая в мире видеоигра-головоломка.

Для старинной видеоигры, которая начиналась как любительский проект компьютерного разработчика из СССР, влияние «Тетриса» по-прежнему сильно, доказательством чему служит огромная база игроков, по сей день пытающихся полностью пройти игру. Его успех также породил желание создать продолжение. Появились побочные продукты: такие как Hatris, Welltris и Wordtris, а также итеративные продолжения, такие как Tetris 2, Tetris DS и Tetris Effect. Но у игры могло бы быть ещё одно продолжение, которое так и не вышло. Сам создатель Тетриса, Алексей Пажитнов, придумал другую, более интеллектуальную версию игры.

На Game Developers Conference (GDC) 2024 Алексей Пажитнов рассказал о своих первоначальных планах по выпуску продолжения «Тетриса» и о том, почему мы только сейчас слышим об этом публично. Это запланированное продолжение, получившее название Tetris Reversed, было призвано изменить способ игры в тетрис. Но сиквел игры уже более десяти лет находится на стадии прототипа.

Создание прототипа


Нет особого смысла приводить здесь историю Алексея Пажитнова и создания им оригинальной игры. При желании эту информацию можно найти в Википедии. Даже фильм сняли про это, многое конечно приукрасили (Голливуд же), но тем не менее. Можно упомянуть, что Пажитнов живет в США с 1991 года, где он участвовал в разработке таких игр, как Pandora’s Box, и работал с такими компаниями, как Microsoft и WildSnake Software. Помимо «Тетрис», он является автором таких игр, как Hatris, El-Fish и Hexic, а также многих других, которые углубили и расширили игровой дизайн. В 2007 году он был удостоен First Penguin Award на церемонии вручения наград Game Developers Choice Awards за прорыв в мире игр.

История продолжения Тетриса началась, когда хорватский разработчик Ведран Кланач посетил фестиваль игр NLGD в Нидерландах в 2011 году. Там Ведран разговорился с Мартином де Рондом из Guerrilla Games. Де Ронд заявил, что у него есть договоренность с Пажитновым о создании прототипа совершенно новой игры «Тетрис». Кланач естественно ухватился за возможность поработать с такой легендарной фигурой.


Алексей Пажитнов и Ведран Кланач

Пажитнов придумал альтернативную версию игры под названием Tetris Reversed, в которой правила аналогичны обычному тетрису — игроки управляют падающими блоками, перемещая, вращая и размещая их, однако блоки падают перед цветными фоновыми пространствами, которые игрок пытается очистить. Т.е. тетрамино (блоки тетриса) использовались для устранения стены блоков, а не для складывания их друг в друга. Название «Reversed» происходит от того факта, что заполненные и пустые места могут меняться местами, инвертируя игровое поле. Примерный принцип игры можно посмотреть на Реддите, где три года назад уже сделали подобный реверсивный Тетрис.


Де Ронд был посредником между Пажитновым и Кланачем – эти двое впервые лично встретились только в 2024 году. Де Ронд передавал инструкции по проектированию от Пажитнова Кланачу, который в свободное время создавал код игры на своем собственном движке. Кланач ныне является генеральным директором компании Ocean Media. Он был аэрокосмическим инженером, который начал свою карьеру в компании Croteam, где создал игровой движок для Serious Sam 2. За последние 20 лет он, в качестве программиста и исполнительного продюсера, поучаствовал в производстве более чем в 200 проектов.


Основная часть работ по разработке Tetris Reversed была проведена в период с марта по ноябрь 2012 года. Однако к концу года проект выдохся. Прошло три года, а дальнейшего развития не последовало, что заставило самого Пажитнова предположить, что проект фактически мёртв, а прототип игры утерян.

Идея игры возникла вновь только в 2017 году, когда Кланач рассказал о ней Владу Мику, специалисту по развитию бизнеса. Мику решил лично познакомить Пажитнова с Кланачем, когда он и Кланач ужинали в апреле 2023 года вместе с Кейт Эдвардс, генеральным директором Geogrify и говорили о фильме «Тетрис». Тогда Кланач упомянул, что в его личных архивах в компьютерных файлах старого ПК с Windows 7 до сих пор хранится прототип игры под названием Tetris Reversed.

В 2024 году Влад Мику свел Пажитнова и Кланача на GDC 2024. Результатом стала специальная комиссия, в которую вошли Кейт Эдвардс, Влад Мику, Алексей Пажитнов и Ведран Кланач – четыре ключевые фигуры в возрождении прототипа.


Кейт Эдвардс, Влад Мику, Ведран Кланач и Алексей Пажитнов

Пажитнов, который почти забыл о существовании прототипа, приветствовал возрождение игры. Он сказал, что это Tetris для людей с IQ 300. В оригинальной игре игрок сосредоточен лишь на части экрана: появляется блочок, который нужно куда-то перетащить и разместить. Теперь же игроку придется использовать всё игровое поле на экране сразу. По словам разработчиков, это приближает Tetris Reversed к настольным играм, вдохновившим оригинал. В отличие от оригинального тетриса, в который можно играть в течение длительного времени, Reversed был разработан для более коротких сессий, некоторые из которых длились до десяти минут. Основываясь на уровнях и выборе, Пажитнов заявил, что на некоторых уровнях выиграть может быть «абсолютно невозможно» в зависимости от того, как были установлены фоновые блоки.

Тетрис наоборот



Основная механика игры, описанная и изображенная на фотографиях слайдов, такова:

Поле игры:

  • Пользователь имеет игровое поле, состоящее из сетки из 10 столбцов на 20 строк.
  • Каждый квадрат имеет два состояния: полный (серый) или пустой (чёрный).


Игровой раунд

Каждый игровой раунд начинается с появления фигуры на игровом поле. Игрок может выполнить одно из двух действий:

  • Разместить фигуру на поле;
  • Инвертировать поле.


Существуют также две добавленные механики:

Неразмещаемая клетка:

  • Неразмещаемая клетка – это клетка, на которую нельзя поставить фигуру.
  • Заполненная неразмещаемая клетка представлена заполненным квадратом со значком желтого шара.
  • Пустая неразмещаемая клетка представлена пустым квадратом со значком чёрного шара.

Клетка инвертирования поля:

  • Клетка инвертирования поля представлена значком молнии.
  • Если фигура помещена на клетку «Инвертировать поле», игрок получает +1 действие «Инвертировать поле» для дальнейшего использования.

Будет ли официальный релиз Tetris Reversed?


Как говорит Алексей Пажитнов, он и Кланач выполнили свою работу:

«Я завершил концепцию, развитие, идеи и всё, что есть в Tetris Reversed. Это было на предварительном этапе, и с этим прототипом мы были готовы начать производство. Но в данном случае производство так и не началось, поэтому нам пришлось ждать следующего этапа, чего так и не произошло, потому что доводить его до конца — не наша работа. В то время у Мартина де Ронда было слишком много дел, поэтому он отложил этот этап производства, вероятно, потому, что у него были проблемы с The Tetris Company и получением разрешения на продолжение работы над этой версией игры. Он закрыл для себя это дело и пошел дальше, и именно поэтому Tetris Reversed так и не был выпущен».


Пажитнов и Кланач заявили, что запланированная игра имеет потенциал, и надеются когда-нибудь вернуться к ней, при условии, что им удастся найти заинтересованных в ней инвесторов и издателей. А в последние годы наблюдается большой интерес к отменённым и устаревшим концепциям игр, и Tetris Reversed — это действительно интригующий взгляд на альтернативную версию Тетриса.

Есть много примеров, когда отменённые проекты видеоигр набирали обороты и выпускались спустя годы после цикла их разработки. Для компании Tetris же оригинальная игра по-прежнему является дойной коровой, и по каким-то неведомым причинам они, почему-то, не смогли найти подходящую возможность для Tetris Reversed.

Увидим ли мы когда-нибудь, как Tetris Reversed будет выпущен как эксклюзив для Nintendo Switch 2? Возможно. А в это время в Интернете уже можно найти и скачать бесплатные неофициальные игры под названием Tetris Reversed. Некоторые загружают на Гитхаб код собственной версии Tetris Reversed.

И хотя Tetris Reversed, возможно, никогда не увидит свет, оригинальная игра, вдохновившая его, по-прежнему популярна, несмотря на солидный возраст в четыре десятилетия.


Даже за последние несколько месяцев спидранеры несколько раз превосходили рекорд версии для NES. После того как в январе 2024 года Уиллис «Blue Scuti» Гибсон стал первым человеком, который полностью прошёл игру, другой игрок – Энди «P1xelAndy» Артиага – в феврале набрал 8 952 432 очка, побив рекорд Гибсона. Всего несколько недель спустя Алекс Тач почти удвоил рекорд Артиаги, набрав 16 248 080 очков, выиграв 2600 долларов и став первым человеком, преодолевшим отметку в 10 миллионов очков.

Однако так называемая “последняя задача” — прохождение уровня 255 и перезагрузка игры — остается непобеждённой. Может у вас получится?



Возможно, захочется почитать и это:


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале

Комментарии (35)


  1. rezdm
    04.05.2024 17:14
    +1

    Кстати, вот тут рекоменду соревнования по тетрису: https://www.youtube.com/@ClassicTetris/videos . Когда идут финальные игры -- вообще супер. Там же около года назад было про новые рекорды


  1. Moog_Prodigy
    04.05.2024 17:14
    +1

    Тетрис и спидраннеры. Который раз вспоминаю главу из книги, где Иван Николаевич тренировал Михал Михалыча на рекорды)


  1. ef_end_y
    04.05.2024 17:14
    +6

    Два раза в одну реку не войдёшь - любой сиквел тетриса будет не то.


  1. perfect_genius
    04.05.2024 17:14

    Интересно, название игры официально переводили на русский? И как название произносит сам создатель? "Тетрис" или всё же "Тэтрис"?

    То же самое с Dendy - не могу найти официальный перевод, отчего могу пока писать "Дэнди", как и произносится.


    1. NivER
      04.05.2024 17:14
      +1

      Какой ещё перевод? Приставка отечественная, слово "денди" тоже (см. у Ожегова, к примеру), а что оно латиницей написано - дело десятое.

      Насчёт авторского произношения - вот.


      1. K0styan
        04.05.2024 17:14
        +5

        То слово "денди", которое укоренилось в русском, в оригинале всё-таки пишется как dandy.


        1. perfect_genius
          04.05.2024 17:14

          Именно, не все знают. Я тоже удивился в своё время.

          Создавая название, Савюк выбрал английское слово Dandy. Буква "а" была заменена на "е" для удобства чтения на русском языке.

          В итоге, в русском переводе было бы удобнее уже "Дэнди". А то слышишь "Денди" от молодого поколения (прочитали о такой старой приставке в интэрнэте) и плакать хочется. В итоге для них добавил примечание в Википедии. Правку для страницы Тэтриса отклонили.


          1. K0styan
            04.05.2024 17:14

            Ну если уж докапываться - то закрытая a читается как [æ] - что ближе к э. А вот закрытое e - это [e], что ближе и к русской е.


      1. perfect_genius
        04.05.2024 17:14

        Приставка отечественная

        Поэтому и хочу писать названия русскими буквами, а не английскими. А раз официального перевода нет, то позволю себе не искажать русский язык.

        Спасибо за видео, таки "Тэтрис".


        1. Squoworode
          04.05.2024 17:14
          +4

          Как же это так получилось, что фигуры - тетрамино, а игра - тэтрис?


          1. rapidstream
            04.05.2024 17:14
            +1

            Видимо "тэтрамино". А ещё есть люди которые говорят "акадэмия".